Урок русского языка в 3-м классе "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель: обобщить имеющиеся знания о числительном.

Задачи:

создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени числительном как части речи;

формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления;

учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания  взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chisl_2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе "Имя числительное"

Цель: обобщить имеющиеся знания о числительном.

Задачи:

создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени числительном как части речи;

формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления;

учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания  взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: урок – обобщение

Оборудование: печатные листы для групповой работы; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

Ход урока.

№ п/п        

Этапы урока        

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

I

Организационный момент        

Создание эмоционального фона урока

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.        

Приветствие

II

1.Актуализация знаний учащихся

Словарно-орфографическая работа





2. Систематизация и обобщение знаний учащихся.        

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока





Систематизировать языковые понятия        

- Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь.

- Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- Что общее у всех имён существительных?        



Тема урока “Правописание числительных”


- Поставьте цели на урок.

- Сегодня у нас урок по теме “Имя числительное”. Наша задача – обобщить и систематизировать все, что вы знаете о числительном, а также проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных.

- Как обойтись бы без числа

 Наука целая могла?

 Расчёт во всяком деле нужен.

 Ты и с числительным будь дружен.

- Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

- Сегодня мы отправимся путешествовать в Страну Чисел, где живут уже знакомые нам имена числительные. Но попасть туда не так-то просто. Однако мы познакомились с этой частью речи, её морфологическими признаками и особенностями правописания. Вы готовы? Тогда в путь!

- Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретические знания по изученной теме. С этой целью я предлагаю вам тестовые задания.

- Тест для проверки осознанности знаний определений и правил.

(Приложение)        

 


Записывают слова, находят лишнее (тысяча), объясняют (тысяча – имя числительное, остальные слова – имена существительные).

Все имена существительные женского рода, 3-го склонения, единственного числа. На конце этих слов пишется мягкий знак.





































1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:

б) количество предметов, число, порядок предметов при счете

2. Имена числительные делятся на:

в) количественные и порядковые.

3. Составные числительные – это числительные, состоящие из:

б) двух или более слов.

4. Мягкий знак пишется:

б) на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать;

в) в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня.

5. Порядковые числительные обозначают:

б) порядок предметов при счете

6. Порядковые числительные изменяются:

а) по падежам, родам и числам.

III        

Работа в парах.

Работа над правильным написанием числительных

Выполните в парах упр.1 с. 73 в парах        

а) семьдесят, восемьсот, пятьдесят, тринадцать.


б) двенадцатью, восемнадцатью, десятью, девятью.


IV        

Физминутка        

Эмоциональная разгрузка.

Различение количественных и порядковых числительных.        

Количественное числительное – присесть, порядковое – руки вверх и потянуться.

Восемь, третий, десять, пятнадцатый, двадцать второй, восемнадцать, один, пятьдесят сорок шестой, одиннадцать, сотый, тридцать три.        


V        

Самостоятельная работа.

Выполнение уровневого задания        

Работа над правильным написанием числительных        

Упр. 3 стр. 74 по уровням

1 уровень - спиши

2 уровень - спиши, выпиши числительные, рядом запиши порядковые

3 уровень - спиши, выпиши числительные, рядом запиши порядковые. Составь словосочетания с порядковыми числительными.


(Приложение)        

1 уровень

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

 И каждый сразу нарисует

Всё, что его интересует:

 Далёкий космос, ближний лес,

 Цветы, машины, пляски, сказки –

 Всё нарисуем! Были б краски,

 Да лист бумаги на столе,

 Да мир в семье и на Земле!

2 уровень

десять - десятый

семь - седьмой

пять – пятый

3 уровень

десятый день

седьмой месяц

пятый вагон


VI

Работа в группах.

Работа с ребусами        

Развитие мышления        

- А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская.             - Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -

 Непро100рный дом:

 Ча100 в нём 100ножка

 Бродит под 100лом.

 Дорожит 100ножка

 Чи100тою ног

 И 100личной ваксой

 Чистит 100 сапог.

 Вме100 двух непро100

 Вычистить все 100,

 Сразу 100лько обуви

 Не носил никто!

 У про100й 100ножки

 100тоит по100ять

 И у той 100ножки

 Опыт перенять!!!

- А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем “расшифровать” подобную запись.

- Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А.























- Числительное сто “ спряталось в этом стихотворении”.




Работа в группах.

Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока.


VII

Самостоятельная работа.

Выполнение уровневого задания        

Работа над правильным написанием числительных.


Формирование умения правильно употреблять слова в речи

1. 1 уровень. Упражнение 4 с.74

2 уровень. Спишите фразеологизмы, вставляя вместо пропусков нужные слова.


1) Заблудиться в … соснах. 2) … за всех и все за … . 3) Как в телеге … колесо. 4) Лить слёзы в … ручья. 5) Знать как свои … пальцев. 6) … лишний. 7) … сапога пара. 8) от горшка .. вершка. 9) На все … стороны. 10) За .. вёрст киселя хлебать.


3 уровень. Задача:

В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 110 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б . Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух.

Задание:

- Запишите числительные, которые читал мальчик, словами.




- Посчитайте, сколько раз была написана вами буква ь.

- Сколько сложных числительных он назвал?

Упражнение 4 с.74





1) Заблудиться в трёх соснах. 2) Один за всех и все за одного . 3) Как в телеге пятое колесо. 4) Лить слёзы в три ручья. 5) Знать как свои пять пальцев. 6) Третий лишний. 7) Два сапога пара. 8) От горшка два вершка. 9) На все четыре стороны. 10) За семь вёрст киселя хлебать.














Восемьсот девяносто, семьсот восемьдесят, шестьсот семьдесят, пятьсот шестьдесят, четыреста пятьдесят, триста сорок, двести тридцать, сто двадцать, десять.

11 раз.


8 сложных числительных.

X

Итог урока.

Оценка результатов работы.

Рефлексия.        

Обобщение знаний об именах числительных.        

- Какую роль играет в речи имя числительное?

- Зачем нужно изучать имя числительное?

- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

- Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите магниты к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему “Имя числительное”.









Тема усвоена полностью.


Требуется повторить.


Тема не усвоена.

(Предложения записаны на доске)        

Ответы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка по теме "Склонение количественных числительных"

Презентация к уроку русского языка  по теме "Склонение количественных числительных" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI век"...

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Урок русского языка в 6 классе "Собирательные числительные".

Урок объяснения нового материала. Цель урока: повторить ранее изученное о числительных; познакомить с собирательными числительными; отрабатывать умение употреблять собирательные числительные в речи; р...

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Перспектива" по теме "Имя числительное" Урок №1.

Урок русского языка по теме "Имя числительное" 4 класс .Урок №1.В конспекте урока предоставлен раздаточный материал, наглядный материал. Прилагагается  презентация....

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Числительное"

В материале представлены задания для закрепления темы "Числительное"...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: Имя Числительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление с новой частью речи – именем числительным; формирование умения распознавать имена числительные, употребление их в речи.Планируемые результатыПредмет...