Корень слов.Однокоренные слова. Автор: Ватулина Елена Александровна. Образовательное учреждение: МОУ СОШ №49 г. Мурманска
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 

  1. Формировать представление о родственных словах, об однокоренных словах, корне  слова. Учить подбирать и распознавать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах.
  2. Развивать память, мышление, внимание, речь учащихся.
  3. Воспитывать взаимопомощь, наблюдательность, ценностное отношение к собственному здоровью.

Здоровьесберегающий аспект: работать по предупреждению и сохранению здоровья, профилактика зрения, осанки, поддержанию   интереса к учёбе и снижения утомляемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий

Автор: Ватулина Елена Александровна, учитель второй квалификационной категории

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №49 г. Мурманска

Предмет: русский язык,  урок изучения новой темы

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».

Продолжительность: 1 урок, 40 минут

Класс: 2 класс

Технологии: элементы ИКТ-технологий, технология проблемного обучения, технология эвристического обучения, здоровьесберегающие технологии.

 Цели урока:

  1. Формировать представление о родственных словах, об однокоренных словах, корне  слова. Учить подбирать и распознавать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах.
  2. Развивать память, мышление, внимание, речь учащихся.
  3. Воспитывать взаимопомощь, наблюдательность, ценностное отношение к собственному здоровью.
  4. Здоровьесберегающий аспект: работать по предупреждению и сохранению здоровья, профилактика зрения, осанки, поддержанию   интереса к учёбе и снижения утомляемости.

Оборудование:

  1. карточки со словами, частями слов;
  2. карточки с гласными, развешенные по стенам и окну;
  3. экран;
  4. мультимедийный проектор;
  5. таблица «Дерево».

Приложение:

  1. презентация «Корень слова»;
  2. листы с печатной основой у каждого на парте.

Ход урока

  1. Организационный момент.       (Звучит музыка к песне «Улыбка»)

Говорят, что смех и улыбка продлевают жизнь.

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса –

От улыбки прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.

Посмотрите, как светло и весело стало от ваших улыбок.                                        

И вот с таким хорошим настроением мы начинаем урок.


  1. Чистописание.

На доске написаны слоги: ло ми ли ка по пу

-Прочитайте слоги.

-На какие группы их можно разделить?

-Запишите в тетради.

-Назовите слова, в которых встретятся эти слоги.

- Я загадала слова с этими слогами.

  1. Словарь.

(работа с картинками в презентации – картинка + слово с пропущенной гласной)

- Что изображено на иллюстрации? (капуста.)

- Слово капуста произошло от латинского слова «капут», что означает голова. И действительно капуста похожа на голову.

-Какая гласная пропущена в слове?

-Как вы думаете, какой слог можно выбрать?

   к…пуста

 Запишите слово, поставьте ударение. Проверьте.

    - Отгадайте загадку.

                                 Расту в земле на грядке я,

                                 Красная, длинная, сладкая.

                                                                          (морковь)

(На слайде по щелчку появляется:   м…рковь)

-Какая гласная пропущена в слове?

-Как вы думаете, какой слог можно выбрать?

      -  Запишите слово, поставьте ударение. Проверьте.

- Что изображено на иллюстрации? (помидор)

На слайде по щелчку появляется:   п..мидор

-Запишите слово, поставьте ударение. Проверьте.

На слайде по щелчку появляется:   помидор

     - Отгадайте ребус.

                           ЯБЛ       (яблоко)

-Какая гласная пропущена в слове?

-Как вы думаете какой слог можно выбрать?

На слайде по щелчку появляется:  ябл…ко

 - Запишите слово, поставьте ударение. Проверьте.

На слайде по щелчку появляется:   яблоко

- Отгадайте загадку.

                  Жёлтый цитрусовый плод

                   В странах солнечных растёт.

                   Но на вкус кислейший он,

                    А зовут его….(лимон)

На слайде по щелчку появляется:   л…мон

-Какая гласная пропущена в слове?

-Как вы думаете какой слог можно выбрать?

        Запишите слово, поставьте ударение. Проверьте.

На слайде по щелчку появляется:   Лимон.

Физминутка   (Пальчиковая гимнастика.)

Этот пальчик (большой) дедушка,

Этот пальчик (указательный) бабушка,

Этот пальчик (средний) папа,

Этот пальчик (безымянный) мама,

Этот пальчик я (мизинец).

Вот и вся моя семья. (Потрясти пальцами.)

4. Изучение нового материала

     - Прочитайте слова. На какие две группы можно разделить эти слова?  (овощи и фрукты.)

- Чем полезны для нас овощи и фрукты? (витамины, полезные вещества) 

- Какие ещё овощи и фрукты полезные для здоровья вы знаете?

Правильно, они очень полезны для организма. В них много витамин и полезных веществ, поэтому люди из них готовят различные блюда.

- Что можно сварить из овощей? (овощной суп)

- Что можно приготовить из фруктов? (фруктовый салат или фруктовый компот)

      - Запишем на доске и в тетради:        

овощи               овощной суп

фрукты             фруктовый салат

- Посмотрите на первую пару слов. Что общего в написании этих слов?  (общая часть)

Назовите её.     (овощ)

- Посмотрите на вторую пару слов. Что общего в написании этих слов? (общая часть)

Назовите её.       (фрукт)

- Вывод: у этих слов есть общая часть, которая звучит и пишется одинаково.  

 Общая часть слов называется корнем.

Эти слова мы можем назвать однокоренными или их ещё называют родственными.  Почему?   (Имеют общую часть, которую мы называем корнем.)

     А ещё они близки по смыслу.          

Работа с учебником.

Правило: читаем по учебнику стр…………..

  1. Формирование темы и цели урока.

    Прочитайте тему урока. «Корень. Однокоренные слова»

Чему будем учиться на уроке? (Сегодня будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные родственные  слова).

  1. Закрепление.

Итак,  приступаем к нашей работе. (открывается таблица «Дерево»)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово –  слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло - дерево

Стало много новых слов.

Какое дерево выросло у нас? (Дерево здоровья)

Составьте слова с корнем  здоров.  

Составляем слова и записываем по порядку.   (здоровье, здоровенький,  здоровячок, здоровый)

Прочитайте записанные слова.

Какие это слова? (однокоренные)

Почему они однокоренные? (общая часть)

Назовите общую часть родственных слов.

Выделите корень.

А ещё почему эти слова родственные? (близки по смыслу)

Докажем что они близки по смыслу.

Кого называют здоровячок?  (Человек с отличным здоровьем)            картинка

Работа со словарём Ожегова.

Человек здоровый какой? (весёлый, стройный, красивый, подвижный, сильный)

Что нужно делать, чтобы было отличное здоровье? (Правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться, делать зарядку.)

Чтобы у вас было отличное здоровье надо отдохнуть и снять усталость. Сделаем зарядку.

  1. Физминутка. (на ковриках)

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять-

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять-

Наклонитесь три, четыре-

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

  1. Продолжаем работать дальше, выполним  задание здоровячка.   Игра «Лишнее слово»

Прочитайте слова, записанные на доске:

Зарядка, зарядочка, зарядить (ружьё).  

            Как вы думаете эти слова родственные или нет?

            Чтобы точно ответить на этот вопрос напомните какие слова мы называем    однокоренными? (имеют общую часть и близки по смыслу).

Найдите слова с этими признаками. Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Спорт, спортивный, испортить.

            А эти слова можем назвать родственные? Почему? (смысл разный и корень разный)

  1. Деформированный текст.

Сейчас вам Здоровячок даёт задание по группам. Попробуйте сами составить полезные советы, которые помогают сохранить здоровье. (учащимся предлагаются дифференцированные задания)

Вариант1. Вставьте подходящие по смыслу слова. Запишите предложения. Найдите однокоренные слова.

Кушай чаще овощи и -------------. Пей -------------- сок.

(фрукты, фрукт, фруктовый)

Вариант 2. Спишите предложения вставляя вместо вопроса однокоренные слова. Выделите корень.

Чисти  (что?)-------- утром и вечером.

Два раза в год посещай (какого?) ---------- врача.

Вариант 3. Составьте из слов, каждой строчки два предложения. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

Не ешь, сладкого, много, слишком.

Зубы, сладости, портят, твои.

Прочитайте советы Здоровячка, которые вы записали (по очереди читают записанные советы, они же появляются на экране по щелчку):

Кушай чаще овощи и фрукты.

Пей фруктовый сок.

Чисти зубы утром и вечером.

Два раза в год посещай зубного врача.

Не ешь слишком много сладкого.

Сладости портят твои зубы.

Назовите родственные слова. (родственные слова выделяются на экране – по щелчку)

Выделите корень в словах. (корни слов выделяются на экране – по щелчку)

             Почему мы эти слова можем назвать родственными или однокоренными? (имеют одинаковый корень и близки по смыслу).

  1. Итог урока. Рефлексия.

-Что узнали нового?

-Чему учились на уроке?

-Какие затруднения вы испытывали на уроке?

-Что вам больше всего понравилось?

-Какое настроение было у вас на уроке?

-Изобразите своё настроение на картинках, которые есть на ваших листах.

Приложение:

______________________

_________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

1.________________________________________________________

    ________________________________________________________

2.________________________________________________________

   ________________________________________________________

__________________________________________________________

3.   _______________________________________________________

     _______________________________________________________

   ________________________________________________________

4.________________________________________________________

   ________________________________________________________

   ________________________________________________________

   ________________________________________________________

   ________________________________________________________

5.Зарядка, зарядочка, зарядить(ружьё).______________________

   Спорт, спортивный, испортить.____________________________

__________________________________________________________

6.Вставь подходящие по смыслу слова. Запиши________ предложения. Найди однокоренные слова. Выдели_____ корень.___________________________________________________

Кушай чаще овощи и ………….  . Пейте …………….сок._______

(фрукты, фрукт, фруктовый)_______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________


_____________________

_________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

1.________________________________________________________

    ________________________________________________________

2.________________________________________________________

   ________________________________________________________

   ________________________________________________________

3.   _______________________________________________________

     _______________________________________________________

   ________________________________________________________

   ________________________________________________________

  4._______________________________________________________

     _______________________________________________________

  _________________________________________________________

 5.Зарядка, зарядочка, зарядить(ружьё).______________________

   Спорт, спортивный, испортить.____________________________

 6.Спиши предложение вставляя вместо вопроса_________________   однокоренные слова. Выдели корень.__________________________

__________________________________________________________

 ____Чисти ( что?) утром и вечером._________________________

______Два раза в год посещай  (какого ?) врача.______________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


        

_____________________

_________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________            1.________________________________________________________

    _______________________________________________________

2.________________________________________________________

   ________________________________________________________

   ________________________________________________________

3.   _______________________________________________________

     _______________________________________________________

  _________________________________________________________

  4._______________________________________________________

     _______________________________________________________

     _______________________________________________________

     _______________________________________________________

  5.  Зарядка, зарядочка, зарядить(ружьё).____________________

        Спорт, спортивный, испортить._________________________

______________________________________________________

   6.Составь из слов каждой строчки два предложения. Найди однокоренные слова. Выдели корень.__________________________

__________________________________________________________

__  не ешь, сладкого, много, слишком________________________

___зубки, портят, сладости, твои____________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....