Понятие о неопределенной форме глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Косолапова Марина Витальевна

Программа 2100, 3 класс, использовани е УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neopredelennaya_forma_glagola_onz.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания).

Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола».

Цель урока: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола.

Задачи  урока:

Личностные: Освоение личностного смысла учения; уважительное отношение к иному мнению;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  самостоятельно создавать алгоритм деятельности; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;запись , фиксация информации с опорой на прочитанный текст

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Строить монологические высказывания

Демонстрационный материал:

  1. Монетки «золотые» и «серебряные» для этапа рефлексии.
  2. Информационная карта.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Скажите, какую тему мы изучаем уже несколько уроков?

Вы рисовали портрет глагола. Расскажите, какой он у вас получился7

Несколько уроков мы заполняли информационную карту. Положите ее перед собой. Расскажите все что вы уже узнали про глагол.

Информации очень много, мы с вами записывали ее в таблицу. Как вы думаете зачем?

Можно ли узнавать что-то новое не повторив пройденное?

Давайте сейчас выполним упражнение 368. Прочитайте задание.

Опредилим порядок наших действий.расставим цифры в упражнение.

Давайте проверим

2) Задание для пробного действия.

Садились – прош. вр., мн. ч.

Читали – прош. вр., мн. ч.

Читать

Перелистывать.

Плакал – прош. вр., ед. ч.

Вставать

Закутывать

Благодарил – прош. вр., ед. ч.

Лизал – прош. вр., ед. ч.

Засыпал – прош. вр., ед. ч.

3. Постановка проблемы.

- У каких глаголов вы не смогли определить время и число? (Читать, перелистывать, вставать, закутывать.)

- Что же нового? (Мы никогда не определяли время и число у таких глаголов.)

- Что это за глаголы у которых нельзя определить время и число?

- Какова будет цель вашей деятельности? ( Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)Чтобы узнать все об этих глаголах нужно за ними понаблюдать, проанализировать.

                                                             

4. Поиск решения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

1) Наблюдение над неопределенной формой глагола.

Класс будет работать в парах.упр 369– Посмотрим, что у вас получилось.

- Читать, знать, думать, понимать, чувствовать. ( что делать?)

- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя.)

- Чем похожи эти глаголы в этих предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются на –ть.)

- Можно ли определить время и число у этих глаголов? ( Нет.)

Физминутка Упр 370

Мальчики: прыгать , плавать, бегать, строить, играть, приседать.

Девочки: шить плясать, вышивать, играть, рисовать, читать.

- А на какой еще вопрос могут отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? Чтобы ответить на него, выполним упражнение 371. (Устно по заданию.)

Вывод: У глаголов, которые отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?», нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

) Работа над текстом определения на стр. 108.

а)  До чтения.

- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? Предположения детей.)

- Такие глаголы имеют 3 названия:

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

=

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

=

=

ИНФИНИТИВ

( лат. сл. «неопределённый»)

б)  После чтения.

- Почему эта форма глаголов называется неопределенной?

- Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ть, -ти, оканчивается-чь.)

Затем ученики читают вопросы на стр.109 и отвечают на них.

- Как можно было сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т. д. Работа с информационной картой.

Учитель открывает на доске тему урока:

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

5. Первичное закрепление.

 

-

– Выполните самостоятельно.

- Что нужно сделать дальше? (Проверить.)

-  У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся?

- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как определять глаголы неопределенной формы.)

Смаковать ? что значит?, Какой глагол встретился с частицей? Как записали?

Образовать от сущ. глаголы , обозначить суффикс ть( если останется время)

Мечта-

Бег-

Рисунок-

Барабан-

Сочинение-

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Что нового узнали о глаголе?

- Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)

- Достигли ли вы цели? Как доказать?

- Удалось ли вам учиться на уроке? (Да.)

- Докажите.

- Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке, обратит внимание на знаки «+» и «?», которые были поставлены на разных этапах урока. Возьмёт серебряную монетку, если что-то не получалось или золотую, если поработал на уроке отлично.

- Не все прикрепили золотые монетки. О чём это говорит? Над чем ещё нужно поработать? (Потренироваться в выполнении заданий на новое знание.)

- Где вы это сможем сделать? (Дома, на следующем уроке.)

Домашнее задание:

 выполнить упр.3, с. 129.

Задание:

Выпишите из стихотворения глаголы

в неопределённой форме в столбик:

Сладкая мечта.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать,

Чвакать, чмокать, уплетать,

Долго - долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...