Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Белова Валентина Борисовна

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx278.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока (для учителя): Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Тема урока (для обучающихся): Время глагола.

Цели урока:

Образовательные: - Формирование знаний об образовании глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени от инфинитива.

Развивающие: развитие регулятивных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях – ловушках, при выделении трудностей в обнаружении времени глаголов в неопределенной форме и путей их преодоления; рефлексно – оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, для понимания значения слова)развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с определением времен глагола в неопределенной форме в учебнике; логико – символических действий в процессе обобщения существенных признаков временных форм неопределенной формы глагола, развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения о признаках времен глагола в неопределенной форме, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока); развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания);развитие связной речи .

Воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.

Оборудование для учителя: карточки со словарными словами, иллюстрации изображения времен года, таблица – таблица времен неопределенной  формы глагола.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник.

Ход урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учащихся

I. Орг. момент (проверка готовности к уроку)

(положительный эмоциональный настрой)

II. Чистописание.

ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа

IV. Постановка учебной проблемы

Актуализация имеющихся знаний:

Предъявление проблемной ситуации

V. Решение учебной проблемы. Открытие новых знаний.

VI.Физминутка

VII.

Формирование способа действия

VIII.Итог урока

VI.Физминутка

VII.

Формирование способа действия

VIII.Итог урока

Учитель: Прозвенел уже звонок,
 Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.

Ребята, давайте улыбнемся. Я рада видеть вас и ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Учитель: Начнем урок с чистописания. Для чего мы проводим этот этап?

-Отгадайте, какую букву мы будем тренироваться писать.

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.

-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И,     (учитель демонстрирует карточку со строчной и заглавной буквой «и»).

 Посмотрите на доску(открываю створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?

У: Верно, старайтесь не допускать такие ошибки (стираю их с доски). Посмотрите, как правильно писать буквы Ии (пишу буквы).

Напишите эту букву.

Повторяем гигиенические нормы письма.

Дети прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы и соединения  до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

У: Мы закончили чистописание и переходим к словарно – орфографической работе. Почему нужно запоминать словарные слова?

У: Давайте запишем словарные слова.

Словарные слова зашифрованы загадками. Слова-отгадки запишите  в тетради.

То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

А зовут меня … (тетрадь) 

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …  (капуста)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей)

Мчусь, как пуля, я вперёд. 

Лишь поскрипывает лёд.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? (коньки)

Тихо, тихо снег идёт,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд.

Нам нужны …  (лопаты)

У: Мы закончили словарно-орфографическую работу и перейдем к изучению нового материала.

- Вспомните, что мы знаем о глаголе.

Глагол

Знаю

Хочу узнать

Узнал

действие

Дружат ли время и вид глагола?

 

и.ф. - инфинитив

сов. и несов. вид

изменяется по временам

(изменяется по числам)

  1. Глаголы в начальной форме или в неопределенной форма (инфинитив) отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В них нельзя определить время, но можно определить вид глагола: несовершенный или совершенный вид.
  2.  Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос - что делать? глаголы совершенного вида на вопрос - что сделать?

- Выпишите глаголы неопределенной формы в нужный столбик.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

На доске:

Что делать?(нес.в.)

Что сделать?(с.в.)

хохотать
пожимать
подмигивать
прищелкивать
вертеться

захохотать
пожать
подмигнуть
прищелкнуть
завертеться

- Образуйте глаголы совершенного вида.

3. Глаголы изменяются по временам. Глаголы прошедшего времени указывают на действие, которое произошло до момента речи (уже). Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходи в момент речи (сейчас). Глаголы будущего времени называют действие, которое произойдет после момента речи (потом).

Приведите примеры.

- Вы умеете определять неопределенную форму глагола и время. Попробуйте соединить оба умения.
- От вопросов неопределенной формы образуйте вопросы прошедшего, настоящего и будущего времени.
На доске:

Время

Вид

Что делать? (нес.в.)

Что сделать?(с.в.)

пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

н.в. (сейчас)

что делает?

-

б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Осознание проблемы.

- Все ли вопросы вы смогли поставить? Не смогли образовать вопрос настоящего времени совершенного вида.
- Сможем ли поставить глагол, отвечающий на вопрос что сделать? в форму настоящего времени, если такого вопроса не существует?

Формулировка темы урока

- Так чему же мы будем сегодня учиться на уроке?
Тема: 
образование возможных форм времени от глаголов неопределенной формы.

Откройте учебники на стр.65 упр.32

Прочитайте продолжение стихотворения С.Воскресенского.

-выделите в предложении все глаголы неопределенной формы и запишите их после вопросов, на которые они отвечают, по образцу.

Что делать? Мыслить, считать

Что сделать? Не перечислить, не объять

Пронаблюдайте.

  • Какие глаголы имеют все три формы?
  • На какой вопрос они отвечают в неопределенной форме.

Составление схемы:

 Я буду называть глаголы во всех формах времени а вы, если:

Н.в. – поворот вправо                                        

б.в.  – поворот влево                                      

П.в.- присесть

Кушает, кушал, будет кушать

Писать, писал, будет писать

Будет играть, играл, играет

Пел, поёт, будет петь.

Выполнение репродуктивных упражнений:

Упр. 34. С. 66 самостоятельно.

Выполнение продуктивных упражнений:

- А теперь хочу предложить составить небольшой текст (3- 4 предложения), используя глаголы разных форм времени. 

- Но прежде скажите, какое время года вы любите? 
Какие ассоциации возникают у вас с этим временем года? (Показ иллюстраций, фото) 
1 ряд- о зиме (наст. время) в данный момент
2 ряд- о весне (будущ. время). Запишите. Чтение текстов.

Какая была тема урока?

-Чему учились на уроке?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

действие

Дружат ли время и вид глагола?

 Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. Бывает будущее простое и будущее сложное время.

и.ф. - инфинитив

сов. и несов. вид

изменяется по временам

(изменяется по числам)

-Кому еще трудно определять время  глаголов? Почему?

-Что вам понравилось делать на уроке?

- Сколько времен у глагола?
- Какие 2 вида глагола вы знаете?
- Что характерно для н. в? (нет глаг. у соверш. вида)

-Что характерно для п. в? (суффикс л, приставка у соверш. вида)
- Что характерно для б. в? (сложная форма несов. вида- буду, приставка у сов. вида).

Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

-Дома вам нужно выполнить упражнение 35 с.66, которое поможет вам проверить себя, насколько вы хорошо усвоили тему.

Урок окончен.


– Подготовьте таблицу:

Прошедшее

время

Проверяют готовность к уроку

Приятно и понятно читать самим и учителю, когда проверяют работу, потому что мы уважаем себя и других. 

Ответ: ива

Букву И

нарушение наклона букв, неодинаковая высота элементов

Это необходимо, чтобы грамотно писать, так как буквы нельзя проверить 

Ответы детей

Глаголы несовершенного вида

Ответы детей

Зима, весна

Время глаголов

Определять время глаголов

3

Совершенный и несовершенный вид.

Неопределенная форма глагола

Находить глаголы в неопределённой форме

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование временных форм от глагола в неопределенной форме"

Технологическая карта урока по русскому языку составлена по ФГОС. УМК "Школа России" 3 -4 класс....

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...