Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
    план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

    Толоконникова Дарья Юрьевна

     

    Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.

    Задачи: 

    Образовательная: 

    а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.

    б). Повторитьизученный материал с помощью различных упражнений.

    Развивающие:

    а). Формироватьнавыки правописания глаголов настоящего, глаголов в неопределенной форме.

    б). Развивать:

    • умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.
    • орфографическую зоркость, внимание и память учащихся.

    Воспитательные: 

    а). Формироватьпатриотические чувства и любовь к Родине.

    б). Воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к окружающим людям.

    Оборудование:  учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 4 класс, 1 часть, тетради, проектор, компьютер, презентация, запись песен.

    Используемые технологии и элементы технологий: 

    Обучение по развивающей по системе Л.В.Занкова;

    1. Интегрированная (межпредметная связь с литературным чтением, музыкой);
    2. Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутки, отслеживание за посадкой при письме, соблюдение светового и воздушного режима);
    3. Личностно-ориентированный подход (использование карточек с заданиями, тесты),
    4. Игровая (загадки);
    5. Информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, словарь, дополнительный материал);

    Методы и приемы работы:  фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, комментированное письмо, выборочное списывание, работа по учебнику.

    Форма работы: урок.

    Тип урока:урок повторения и обобщения знаний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

    г. Ивантеевка Московской области

    Открытый урок

    для аттестации на высшую категорию

    Предмет  РУССКИЙ ЯЗЫК

    Класс  4-А

    Дата проведения 01.11.2011 г.

    Тема урока  «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов.  Правописание глаголов настоящего, будущего времени и глаголов в неопределенной форме».

    Учитель начальных классов ТОЛОКОННИКОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА


    Урок русского языка в 4 классе.

    Дата урока:

    Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов.  Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

    Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.

    Задачи:

    Образовательная:

    а). Обобщить знания учащихся о правописании глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.

    б). Повторить изученный материал с помощью различных упражнений.

    Развивающие:

    а). Формировать навыки правописания глаголов настоящего, глаголов в неопределенной форме.

    б). Развивать:

    1. умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.
    2. орфографическую зоркость, внимание и память учащихся.

    Воспитательные:

    а). Формировать патриотические чувства и любовь к Родине.

    б). Воспитывать  культуру учебного труда, бережное отношение к окружающим людям.

    Оборудование:  учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 4 класс, 1 часть, тетради, проектор, компьютер, презентация, запись песен.

    Используемые технологии:

    1. Обучение по развивающей по системе Л.В.Занкова;
    2. Интегрированная (межпредметная связь с литературным чтением, музыкой);
    3. Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутки, отслеживание за посадкой при письме, соблюдение светового и воздушного режима);
    4. Личностно-ориентированный подход (использование карточек с заданиями, тесты),
    5. Игровая (загадки);
    6. Информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, словарь, дополнительный материал);

    Методы и приемы работы:  фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, комментированное письмо, выборочное списывание, работа по учебнику.

    Форма работы: урок.

    Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.


    План урока и его хронометраж:

    № п/п

    Этап урока. Содержание урока.

    Время

    1

    Орг.момент.

    0,5

    2

    Чистописание.

    1. Группировка слов. (устно)
    1. Загадки. (письменно)

    7

    3

    Сообщение темы и цели урока.

    0,5

    4

    Словарная работа.

    1. Подбор синонимов. (письменно)
    2. Подбор родственных слов (устно)
    3. Разбор предложения. (письменно) + индивидуальные карточки

    5

    5

    Беседа о Родине. Работа с пословицами. (устно)

    3

    6

    Работа на повторение.

    1. Морфологический разбор. (письменно) + индивидуальные карточки
    2. Фронтальный опрос. (устно)

    10

    Физминутка

    0,5

    7

    Морфологический разбор глагола (письменно)

    2

    8

    Фонетический разбор + индивидуальные карточки (письменно)

    3

    9

    Работа у доски. Выборочное списывание с заданием.

    5

    10

    Работа по учебнику. + индивидуальные карточки (письменно)

    3

    11

    Рефлексия.

    0,5

    12

    Прослушивание песни.

    3

    13

    Итог урока.

    1

    14

    Домашнее задание.

    1

    Итого

    45

    Оформление доски:

    Таблицы разборов

    1 ноября.

    Классная работа.

    Экран для проектора


    Ход урока:

    № слайда

    Название слайда

    Содержание урока

    Время

    1

    Титульный лист

    1. Организационный момент.

    0,5

    2

    Чистописание

    (первая строка)

    3. Чистописание.

    - Открываем тетради, оформляем работу. Сегодня 1 ноября. Классная работа.

    - Чистописание мы проводим необычно.  На доске записаны слова: дружить, беречь, любить, сохранить, спасти, стеречь, нести.

    -Что общего у этих слов? (Глаголы неопределенной формы)

    - Как по-другому называют неопределенную форму глаголов? (Инфинитив)

    -Какой показатель неопределенной формы глаголов? (суффиксы -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ) 

    - На первой строке мы с вами и запишем эти суффиксы в качестве минутки чистописания. Составим цепочки из данных сочетаний.

    ть, ти,чь, ть, ти,чь, ть, ти,чь, ть, ти,чь,

    - На какие группы можно разделить данные слова? (1-на ТЬ, 2-на ТИ, 3- ЧЬ)

    2

    3

    Чистописание

    (вторая строка)

    Отгадайте загадки. Первую букву отгаданных слов мы запишем на второй строке.  (После отгадки показывается картинка).

    Без крыльев летят,

    Без ног бегут,

    Без паруса плывут. (Облака).

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали.

    А пошли искать их днем,

    Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

    Стоит на крыше верхолаз

    И ловит новости для нас. (Антенна).

    От дома начинается,

    У дома и кончается. (Дорога)

    Не снег и не лед,

    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Между двух светил

    Посередине он один. (Нос)

    На доске запись:     О  Р А  Д  И  Н

    - Какое слово можно составить из этих букв? (Родина)

    - С какой буквы необходимо написать данное слово? Почему?

    - В каком отгаданном слове можно поставить ударение по-другому, чтобы получилось слово с другим значением?  (Дорога)

    5

    4

    Сообщение темы и цели урока

    - Как вы думаете, о чем мы будет сегодня говорить? (О Родине).

    Мы будем о России говорить

    Да так, чтоб вслух стихи произносили,

    Да так, чтоб захотелось повторить,

    Сильнее всех имён сказать: Россия!

    - У нас сегодня будет не совсем обычный урок. Повторяя о глаголах настоящего времени и глаголах неопределенной формы, мы будем вести разговор о нашей Родине. Тема нашего урока звучит так: «Звучащий образ Родины.  Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

    0,5

    5

    Словарная работа

    + индивидуальные карточки

    - Что такое «РОДИНА»?  (Родина – место,  где родился человек).

    - Существуют два понятия «Родины» - малая и большая. Как вы думаете, что такое «малая Родина»? А «большая Родина»?  («малая Родина» - место, где родился и вырос человек, а «большая Родина» - страна, где родился и вырос человек).

    - Какие синонимы можно подобрать к слову «Родина». (Отчизна, Отечество, Держава). Давайте их запишем.

    - Какие другие словарные слова можно отнести  к теме «Родина»? (город, Ивантеевка, Москва, Россия, Отечество). Запишите их.

    - Устно подберете однокоренные слова  к слову «Родина». (род, родные, родители, родня, родственники, народ и т.д.)

    - Какой корень у слова Родина?

    - Нашей малой Родиной  для многих из вас всегда будет являться наш город – Ивантеевка. А для всех нас родиной будет являться Россия.

    - Запишите предложение:  Я люблю свою Родину. Дайте характеристику и разберите по членам предложения.

    (Артамонова Л.)

    - А в это время по карточкам будут работать: Мошонкина А, Колосов Д., Тетеркин С., Колосов Д.

    3

    2

    6

    Беседа о Родине.

    Работа с пословицами.

    а) - О Родине слагают стихи, песни, собрано много пословиц. Прочитайте их, объясните значение этих пословиц, что они означают?

    Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Родина начинается с семьи.

    3

    7

    Работа на повторение.

    б) – На слайде отрывок из стихотворения Л.Дербенева  «Что может быть лучше России»

    Что может быть лучше России?

    Черёмух  в цвету, как в снегу,

    И речки, что лентою синей

    Лежит на зелёном лугу.

    Спросите у рощи весенней,

    Где ночью не спит соловей,

    Что может быть лучше России?

    Единственной песни моей.

    - Найдите и назовите все глаголы. Что можете сказать об этих глаголах? Определите время глаголов.

    -Выпишите глагольные словосочетания с именами сущ. в косвенных падежах и укажите связь между словами. Определите падеж им.сущ.

    Лежит на лугу (П.п.), спросите у рощи (Р.п.). (Нагасюк Н.)

    - Почему не выписали другие глаголы?

    (в первой строчке глаголы связаны с другими частями речи, а другой - связан с сущ. в И.п., что является грамматической основой предложения).

    -У какой части речи не бывает предлогов? (у глагола).

    - Чем является НЕ перед глаголом?

    - Как пишется НЕ с глаголами?

    - В каких случаях пишется слитно? Приведите примеры.

    10

    Физминутка

    На 25 минуте

    0,5

    Морфологический разбор глагола + индивидуальные карточки

    Выпишите  глагол с частицей Не и выполните морфологический разбор глагола. (Бирюков Ю.)

    Не спит (соловей)

    1. Глагол, что делает?
    2. Н.ф. – спать, н.в., ед.ч., 3 л.,
    3. Сказуемое.

    - А в это время по карточкам будут работать: Хрычкин А. Мин И.

    2

    Фонетический разбор + индивидуальные карточки

    - Выполните фонетический разбор  глагола БЫТЬ

    К доске - Воронова Д. 

    - А в это время по карточкам будут работать: Малютина Д. Дерксен И.

    3

    8

    Работа на повторение

    Работа «цепочкой»

    Что может быть лучше России?

    Когда на сентябрьском ветру

    В малиновой краске осинник

    Роняет листву по утру.

    Спросите у туч поднебесных,

    У жёлтых созревших полей,

    Что может быть лучше России

    Родимой Отчизны моей?

    Что может быть лучше России,

    Когда в январе по ночам

    Над белой равниною зимней

    Озябшие звёзды молчат.

    -Выпишите глаголы, выделите окончания, определите время, число, лицо и поставьте эти глаголы в инфинитив. Выделите суффиксы инфинитива. Комментированное письмо с места.

    Может – н.в., 3 л, ед.ч. - мочь,  роняет – н.в., 3 л., ед.ч. - ронять, молчат – н.в., 3 л., мн.ч., - молчать

    - А в это время по карточке будет работать: Корникова Д.

    7

    9

    Работа по учебнику. + индивидуальные карточки

    Стр. 116, № 167

    Сергеев С. – у доски.

    - А в это время по карточкам будут работать: Донских Н., Малюшкина Л., Кузнецова К., Копылов Д.

    3

    Итог урока.

    - О чем сегодня на уроке мы с вами говорили?

    - Что для себя вы взяли?

    - Что мы с вами повторили?

    – Что показалось вам наиболее интересным?

    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?

    0,5

    10-27

    Прослушивание песни.

    «Что может быть лучше России?»

    3

    28

    Рефлексия.

    8. Итог урока.

    - Понравился ли вам урок?

    - Какова была его основная тема?

    Ученик:   Берегите Россию –                                        Медведева Н.

                     Нет России другой.

                     Берегите ее тишину и покой,

                     Это небо и солнце,

                     Этот хлеб на столе

                     И родное оконце

                     В позабытом окне. (Е. Синицын)

    1

    29

    Домашнее задание

    - Запишите Д/З. стр. 116, упражнение № 165.

    1

    30

    Резерв

    - Какие стихи о Родине вы знаете? Прочитайте их.

    Фразеологизмы заменить глаголами неопределенной формы, одним словом.

    МОРОЧИТ ГОЛОВУ – дурачить, путать.

    СИДИТ СЛОЖА РУКИ – бездельничать, ничего не делать.

    СЧИТАЕТ ВОРОН – отвлекается, бездельничает.

    ЗАГОВАРИВАЕТ ЗУБЫ - отвлекает внимание

    ОБВОДИТ ВОКРУГ ПАЛЬЦЕВ – хитрить, дурачить.

    ВОДИТ ЗА НОС - дурачить, путать.


    САМОАНАЛИЗ УРОКА.

    Характеристика класса.

    В классе 29 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью. Активных детей  - 7 чел.  Это дети, которые активно работают на всех уроках. С грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно. (Корникова Д., Артамонова Л., Нагасюк Н., Никитин Д., Сергеев С., Неделькин С.,  Копылов Д.).

    Есть слабые дети – 3 чел., которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью (Старых А., Петросян Л., Семенова В.)  Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя.

    Остальные дети работают со средней работоспособностью.

    Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов.  Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме»

    Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.

    Задачи:

    Образовательная:

    а).Обобщить знания учащихся о правописании глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.

    б). Повторить изученный материал с помощью различных упражнений.

    Развивающие:

    а). Формировать навыки правописания глаголов настоящего, глаголов в неопределенной форме.

    б). Развивать:

    1. умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.
    2. орфографическую зоркость, внимание и память учащихся.

    Воспитательные:

    а). Формировать патриотические чувства и любовь к Родине.

    б). Воспитывать  культуру учебного труда, бережное отношение к окружающим людям.

    Оборудование:  учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 4 класс, 1 часть, тетради, проектор, компьютер, презентация, запись песен.

    Оборудование урока:

    1. Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть1.
    2. Рабочие тетради.
    3. Компьютер, презентация.
    4. Экран, проектор.
    5. Аудиозапись с песней «Что может быть лучше России?»

    Форма работы: урок.

    Тип урока: урок повторения и обобщения.

    Структура этого урока:

          а) организация начала, постановки целей и задач;

         б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: фронтальный, письменный - выборочное списывание с выполнением всех видов разбора, выводы, обобщение знаний.

         в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы.

     

    Методы и приемы работы:  фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, комментированное письмо, письмо по памяти, работа по учебнику.

    План урока:

    1. Орг.момент.
    2. Чистописание.
    1. Группировка слов. (устно)
    2. Загадки. (письменно)
    1. Сообщение темы и цели урока.
    2. Словарная работа.
    1. Подбор синонимов. (письменно)
    2. Подбор родственных слов (устно)
    3. Разбор предложения. (письменно)
    1. Беседа о Родине. Работа с пословицами. (устно)
    2. Работа на повторение.
    1. Морфологический разбор. (письменно)
    2. Фронтальный опрос. (устно)

    Физминутка

    1. Морфологический разбор глагола (письменно)
    2. Фонетический разбор + индивидуальные карточки (письменно)
    1. Работа у доски. Выборочное списывание с заданием.
    2. Работа по учебнику. + индивидуальные карточки (письменно)
    3. Итог урока.
    4. Прослушивание песни.
    5. Рефлексия.
    6. Домашнее задание.

    Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся.

    Использовались методы работы: 

    Словесные методы:

    1. рассказ учителя (беседа)
    2. звуко-буквенный анализ,
    3. комментированное письмо (объяснение орфограмм во время словарной работы и все виды разборов фонетического, морфологического, синтаксического)
    4. диалог учителя с учеником.
    5. Чтение стихов подготовленных учеников.

    Наглядные методы:

    иллюстрация и демонстрация, цели которых были:

    1. научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
    2. иллюстрировать рассказ учителя и учеников, зрительно подкрепляя его слова,  сообщать учащимся фактические сведения,
    3. формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся,
    4. нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.
    5. для лучшего проникновения и формирования патриотизма не случайно выбрана песня о Родине и сопровождалась красотами России.

    Главный акцент всего урока был направлен на обобщение знаний учащихся на данном этапе о глаголе настоящего времени, в большей степени о глаголе неопределенной формы.  

    Средства: учебник, презентация к уроку.

    Количество написанных слов в работе: более 50.

    Охват количества учащихся, получивших отметку – 19 чел., что составляет 76%

    Используемые технологии и элементы технологий:

    1. Обучение по развивающей по системе Л.В.Занкова; Место урока в теме. Тема глагол изучается по блокам: 1 блок – глагол, как часть речи, 2 блок – изменение глагола по временам, 3 блок – изменение по числам и лицам, 4 блок – глаголы неопределенной формы. В конце такого блочного изучения проводится повторение темы в целом, после очередного изучения блока повторяется все изученные блоки. Повторение ведется по принципу «слоеного пирога» - особенность системы Занкова. Это урок по данной теме последний после изучения глаголов неопределенной формы, изменение по времени, числа и лица, поэтому все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать и выделять в речи глаголы неопределенной формы, умеют определять время глагола, изменять их по лицам, выполнять все виды разборов. Школьники учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию – это упражнение в использовании поговорки, что позволило решить дидактическую задачу теоретического и практического характера.

    1. Интегрированная (межпредметная связь с литературным чтением, музыкой);

    1. Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутки, отслеживание за посадкой при письме, соблюдение светового и воздушного режима); Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной. Напряжение урока снималось через разнообразные задания и физкультминутку. А также прослушивание музыки, что позволило снять окончательно напряжение и получить приятные моменты через зрительные образы. Презентация не перегружена информацией и ярко-пестрыми рисунками, спокойная. Фон спокойный, тексты видны четко без напряжения зрения. Работа чередовалась: доска, учебник, презентация.

    1. Личностно-ориентированная (использование карточек с разноуровневыми заданиями, тесты); Использовались различные виды работ: индивидуальная, коллективная, фронтальная, выборочное списывание, работа по учебнику).   Использование индивидуальных карточек позволяет:
    1. Охватить больше учащихся, что решает проблему накопляемости оценок.
    2. Выяснить, какая тема усваивается хорошо, а какая требует доработки.
    3. Все задания соответствуют заданиям к уроку, что исключает списывание без обдумывания. Задания аналогичные,  и в то же время – свои.
    4. Эффективно использовать их на уроках закрепления и повторения.

    1. Игровая (загадки);

    1. Информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, словарь, дополнительный материал);

    Вывод: Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной, на высоком эмоциональном подъеме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

    Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

    Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

    Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

    Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

    Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

    Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....

    Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

    Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

    Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

    Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

    Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

    Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....