Интегрированный урок во 2 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Юрченкова Галина Фёдоровна

Тема урока по русскому языку "Мягкий знак", по литературному чтению - В.Бурлак "Снегирь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc991 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок закрепления знаний и умений по теме.

Вид урока: урок-игра.

Цели:

  1. Совершенствование навыков правописания слов с разделительным Ь, знать правило, когда пишется разделительный мягкий Ь.
  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
  3. Познакомить учащихся с произведением В.Бурлака «Снегирь».
  4. Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

  1. Сопоставление написания разделительного мягкого знака и мягкого знака - показателя мягкости.
  2. Развивать орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.
  3. Совершенствовать навыки правильного чтения, умения определять главную мысль произведения.
  4. Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: карта города, карточки со словами и словосочетаниями, рисунки фотографий.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

У.- Ребята, вы любите путешествовать?

Д. Да.

У. - Тогда я приглашаю вас совершить путешествие.

II. Мотивация.

У. - Сегодня мы с вами отправимся в один из городов страны Букваринска. Название этого города спрятано в моей загадке:

В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем …Мягкий знак.

- Итак, как называется наш город?

Д.- Мягкий знак

(На доске появляется карта города в виде мягкого знака).

III. Постановка учебной задачи.

1. У. - Совершенно верно. А что вы знаете о букве мягкий знак?

Д. Не обозначает звука.

У. - Так если он не обозначает звука, то может он и не нужен совсем?

Д.- Он нужен для обозначения мягкости согласных, разделяет гласную от согласной.

У. - Тема сегодняшнего урока спрятана в моём задании и чуть позже вы её должны назвать сами.

2. Минутка красивого письма.

 У.-  Для того, чтобы попасть в город нам нужен пропуск. Мы получим его если выполним задание.

«В выходной день в парке я увидела на снегу птичьи следы. Пригляделась к ним и увидела, что в них спрятались буквы. Какие буквы здесь спрятались? Запишите их, пожалуйста»

(На доске записаны буквы, перед которыми пишется разделительный Ь).

Это не простые буквы. В них спряталось правило. Какое? Кто напомнит?

У. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Как вы считаете, во время путешествия чему мы будем учиться?

У.-  Ваши предположения мы проверим в конце урока.

У. - Пропуск мы получили, давайте выберем транспорт,  на котором мы будем путешествовать.

Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину сели.
И поехали.

IV. Построение выхода из задачи

1. У. - Итак, в путь. В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Мы с вами подъехали к Словарному переулку. Здесь живут слова из словарика, в написании которых есть ь. Давайте вспомним жителей этого переулка. Откройте словарик и выпишите по 3 слова с мягким знаком.

(Дети выписывают по 3 слова из словарика: первая группа из 1 столбика, 2 группа -из второго, 3 группа -из третьего, 4-из четвёртого.  После записи слов  идёт проверка).

У. - Едем дальше по нашему городу

2. Теперь на нашем пути оказалась Торговая площадь.

На Торговой площади много разных товаров, но в названии этих товаров пишется разделительный ь.

Для того, чтобы получше разглядеть товары, давайте сделаем физкультминутку.

Физкультминутка для глаз.

Солнечные зайчики


Играют на стене.

Круговые движения глазами

Поманю их пальчиком –

Указательный палец на расстоянии вытянутой руки

Пусть бегут ко мне!

Пальчик сводится на кончик носа.

Ну, лови, лови скорей –


Вот, вот, вот, - левей, левей!

Переводить взгляд налево, направо,

Прыг – скок, прыг – скок –

вверх, вниз.

Убежал на потолок!


У.-  Закройте глаза и представьте, что мы с вами идём по торговой площади, а вокруг товары, в написании которых есть разделительный ь.

- Какие товары мы увидели на Торговой площади?

(Дети записывают по группам, названия товаров. Затем я открываю свои слова)

Платья, ульи, перья, оленьи рога, коровье молоко, колосья, стулья, кукурузные хлопья.

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

Отправляемся дальше в путь.

У.-  На нашем пути улица предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на прогулку и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.

(На доске карточки со словами)

НА, ВОСКРЕСЕН.Е, РЕБЯТА, Х.ДИЛИ, В, ПРОГУЛКУ, ЛЕС, В,

В воскресенье ребята ходили на прогулку в лес.

(Ученик объясняет, как правильно записать предложение, какие пропущенные буквы надо вставить).

У.-  Подчеркните главные члены предложения.

Кто уверен, что правильно записал предложение и подчеркнул главные члены, поставьте знак уверенности (!), а те кто сомневается - (?). (Проверяем).

V. Работа по учебнику.

1. У. –Ребята, а сейчас я приглашаю вас прогуляться по парку, где я увидела следы очень красивой, загадочной птички.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

(на доске вывешивается картинка снегиря)

У.- Правильно. Это снегирь. Кто из вас видел эту птичку? Где вы её видели? Опишите её.

2. У. – Незаметно мы с вами подошли к проспекту Текста. Давайте прочитаем рассказ Владимира Бурлака «Снегирь». После прочтения вам следует ответить на вопрос «С чем автор сравнивает снегиря?»

- первоначальное восприятие текста (чтение рассказа хорошо читающими учащимися).

- отвечают на поставленный вопрос (автор сравнивает с румяным яблочком)

- повторное чтение рассказа с последующими заданиями:

1 группа - чем снегирь привлек внимание людей (найти в тексте и прочитать)

2 группа – найти и прочитать описание снегиря.

3 группа – о какой примете говорится в этом рассказе? Прочитайте. (Скажите, а вы видели в этом году снегирей?)

4 группа - как повели себя люди, увидев снегиря? (найти в тексте и прочитать)

(Беседа учителя о том, что в это время года надо помогать птицам: сделать кормушки, подкармливать птиц).

- подчеркнуть в тексте слова, в которых Ь является показателем мягкости синим карандашом (снегирь, грудь, пепельной); слова с разделительным Ь (затишье, ночью) красным карандашом.

Физкультминутка.

Если я называю слово с разделительным Ь, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если мягкий знак – показатель мягкости, то приседаете.

Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья, мебель, волчьи, деньки, листья, вьюга.

  1. У. - И вот мы на тропе Здоровья. С собой взяли фоторужьё, чтобы сфотографировать всё, что увидим в лесу.

(Закройте глаза и мысленно сфотографируйте всё, что увидите в лесу)

А) Самостоятельная работа.

У. - С лыжни мы попадаем на проспект Текста. Здесь мы проявим плёнку, напечатаем фотографии. Посмотрите, что у нас получилось. На доске появляются иллюстрации (рисунки) фотографий. Запишите к каждой фотографии по одному предложению, чтобы получился связный рассказ о том, что увидели на прогулке. Началом нашего рассказа будет предложение, которые мы уже записывали.

(Слабым ученикам выдать карточки-помощники: На, заячьи, поляне, увидели, лесной, следы. Под, была, медвежья, елью, берлога, высокой. В, заметили, старого, дупле, беличью, дуба, кладовую. Под, дятел, птичью, деревом, столовую, устроил.)

 После записи текста проверка написанного.

У.- А теперь послушайте какой рассказ составила я: В воскресенье ребята ходили на прогулку в лес. На лесной поляне увидели заячьи следы. Они привели в густой осинник. Под высокой елью была медвежья берлога. Из сугроба шёл парок. В дупле старого дуба заметили беличью кладовую. На тонких ветках висели грибы и ягоды рябины. Под деревом дятел устроил птичью столовую. Синицы собирали семена шишек.

IV. Домашнее задание

Упражнение 38, с.291. Читать и пересказывать рассказ с.290-291

V. Рефлексия урока

Вот и закончилось наше путешествие по городу “Мягкий знак”.

Скажите, оправдались ваши предположения, которые вы называли в начале урока? Чему же мы учились на уроке?Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой задачей.

Когда пишется разделительный мягкий знак?

Покажите в тетрадке, на полях, с каким настроением вы уходите с урока?

Спасибо за урок!





Рис.1


Рис.2


Рис.3


Рис.4




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Разработка интегрированного урока 4 класс о космосе

Конспект интегрированного урока, посвящённого Дню Космонавтики, для учащихся 4 класса...

Закрепление написания строчных букв з, г, д, к, а. Здоровая пища (интегрированный урок, 1 класс)

Конспект интегрированного урока письма и окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века") по темам:письмо «Закрепление написания строчных букв з, г, д, к, а; их соединений...

Презентация (интегрированный урок, 1 класс)

презентация поможет усвоить новое словарное слово ОВОЩИ, а также разобраться в вопросах полезной и здоровой пищи...

Интегрированный урок, 1 класс

Тема урока: Многообразие грибов. На сколько больше, на скотко меньше. На дааном уроке дети знакомятся с разнообразием грибов, вырабатывают навыки владения понятий "на сколько больше", "на сколько мен...

Интегрированные урок 2 класс (литературное чтение - русский язык)

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, по данным вопросам и опорным словам....

Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.

Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...