Учебное взаимодействие при написании сочинений.
статья по русскому языку по теме

Учебное взаимодействие создает благоприятные условия для речевой деятельности, является фактором становления и развития внутренних психических регуляторов, ответственных за формирование письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_vzaimodeystvie_pri_napisanii_sochineniy.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное взаимодействие  при написании сочинений .

     «Понимание письменной речи как средства, орудия активной познавательной и творческой деятельности человека позволяет рассматривать процесс ее усвоения в тесной связи с процессом формирования личности. Обучение письменной речи становится наиболее продуктивным и обеспечивает успешное усвоение как техники письма, так и всех ее внутренних функций лишь в особых учебных  ситуациях,в которых ребенок с самого начала  обучения решает задачу создания полноценных и законченных высказываний». /В.Я. Ляудис, И.П.   Негурэ «Психологические основы»/.

     Учебное взаимодействие обеспечивает внимание ко всем сторонам деятельности. Процесс учения обретает полноту и жизненность.

     В ходе формирования письменной речи детей изменяется система взаимодействия ребенка с окружающими.  Происходит изменение в системе «учитель — ученик». Учитель из авторитарного лица становится вдохновителем. От максимальной помощи при сочинении оригинальных текстов к партнерству, а затем к доброжелательной оценке деятельности учащихся. От совместного с учителем действия к раздельному, далее к подражанию и самообучению. Учитель, по мнению Френе, должен возбуждать у детей свободное выражение, поддерживать и усиливать его.

     Перестраиваются отношения в системе «ученик — ученик». Ученики учатся сообща, группами, обмениваются знаниями, идеями, сюжетами. Ученик  усваивает роль действующей личности в решении учебных задач. Во время сочинения общение между учащимися должно быть интенсивным, протекающим в нестесненных условиях. Также, по мнению психологов, образуется дополнительная психическая энергия «2 + 2 = 5», которая высвобождается в ходе и в результате взаимодействия членов группы. В результате у учащихся вырабатывается психологическая совместимость, разумный конформизм, развивается социальный интеллект.

     Возникает возможность организации сотрудничества учащихся при написании сочинений, которая проходит ряд фаз развития:

  1. на первой фазе учащиеся разделяют между собой функции в зависимости от возможности выполнения действия. Совместное творчество на данном этапе происходит спонтанно;
  2. на второй фазе каждый ученик выполняет все операции письменной речи;
  3. на третьей фазе сотрудничества каждый ученик самостоятельно пишет сочинение. Сотрудничество заключается в контроле, коррекции, редактировании.

     Рассмотрим сам процесс работы над сочинением. Мы хотим, чтобы ученик писал:

  1. содержательно, интересно;
  2. орфографически, пунктуационно, стилистически грамотно;
  3. в соответствии с правилами каллиграфии;
  4. без исправлений.

     Мы хотим все сразу. Но такой путь наименее результативен, он лишен эффекта развития. Согласно А.Н. Леонтьеву письменная речь состоит из двух действий:

  1. порождение смыслового содержания. Сочинить, выдумать содержание, т. е. получить черновое. Идет работа над содержанием;
  2. оформление этого содержания в письменном тексте.

     Опираясь на положение А.Н. Леонтьева, С.Л. Рябцева приводит следующие этапы работы над сочинениями:

  1. обдумывание темы, сюжета композиции. Работа с соавтором;
  2. «прикидывание» лексических средств, которые могут понадобиться. Задают вопросы;
  3. пишут, думая только о содержании;
  4. редактирование, чтение вслух друг другу;
  5. исправление орфографических и пунктуационных ошибок;
  6. использование словарей;
  7. переписывание на чистовик. Проверка.

      Именно при такой работе нет надрыва и осуществляется учебное взаимодействие.

     И единственный плодотворный путь начального формирования письменной речи — сочинение оригинальных текстов, т. к. младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого воображения. Посредством фантазии, воображения дети усваивают, исследуют и объясняют мир. Им свойственен мифологический  способ видения и объяснения мира. Л.С. Выготский  писал «... письмо должно быть осмысленно для ребенка, в нем должна быть вызвана естественная потребность, надобность, оно должно быть включено для ребенка в жизненно необходимую задачу.» Побуждение ребенка писать «на такую тему, которая является для него внутренней, волнующей».

     Учебное взаимодействие создает благоприятные условия для речевой деятельности,  является фактором становления и развития внутренних  психических регуляторов, ответственных за функционирование письменной речи. Активизируются мотивы самоутверждения, самосовершенствования, стремления к совершенствованию творческих достижений личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине

Урок написания  сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, по любой программе расчитан на учеников 2-3 классов...

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классах....

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классе....

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...