Рабочая программа "Школа россиии"по русскому языку 4 класс.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Ткачева Валерия Вячеславовна

Календарно-тематическое ппланирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_4_klass.docx93.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2000

Рассмотрено

на заседании МО

_____________

Протокол № ___ от

___августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ №2000

_____________ О.А.Солозобова

__ августа2013 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №2000

____________Т.М. Шмачкова

Приказ № ___ от «___»____2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УМК  по русскому языку

класс     4 - 6

разработчик: Ткачева Валерия Вячеславовна

Москва  2013 год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».

  1.  Пояснительная записка. Цели и задачи учебного предмета.

    Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 4 часа в неделю – 136 часов в учебный год.

     Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

   Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

   -  развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства           языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

    освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

    овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

    воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к  родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

   Целями обучения обусловлен ряд задач:

овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики, лексики, морфемики;

формирование каллиграфических, орфографических, пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной речи;

обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарем;

эстетическое, нравственное, эмоциональное развитие школьника.

  Цели и задачи поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы.

          Отличительной особенность программы по русскому языку является то, что этот предмет занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

        Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

       Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

        Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка.        Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

3. Описание места учебного предмета в курсе

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета  4 часа в неделю, 136 часов в год.  Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, отводятся 17 часов на развитие речи.

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

    Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

   Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

   Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

   Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

    Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

             Требования ФГОС Планируемые результаты универсальных учебных действий по русскому языку.

Разделпрограммы

Программное содержание

Характеристика УУД  учащихся

  1. Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование).

Говорение.

Чтение.

Письмо.

Текст.

  1. Личностные УУД
  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. способности эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

2.Регулятивные УУД

  1. высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  2. работать по предложенному учителем плану.
  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Познавательные УУД 

находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

  •  грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку

4. Коммуникативные УУД

  1. слушать и понимать речь других;
  2. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  1. выразительно читать и пересказывать текст;
  2. работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
  1. Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика.

  1.  Личностные УУД

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2.Регулятивные УУД

  1. высказывать своё предположение (версию)
  1. работать по предложенному учителем плану.
  2. формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3.Познавательные УУД 

  1. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  1. преобразовывать информацию из одной формы в другую
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Коммуникативные УУД

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме
  2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

3.Состав слова

Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

  1. Личностные УУД

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

2.Регулятивные УУД

Понимать и удерживать учебную задачу           Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

3.Познавательные УУД 

•   производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;

•   подбирать однокоренные слова разных частей речи.

4.Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия при работе в паре, контролировать действия партнёра.

      4.Морфология

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Местоимение.

Глагол.

Предлог.

1.Личностные УУД

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Выражать свою точку зрения.

2.Регулятивные УУД

  1. Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение.

3.Познавательные УУД 

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

•   изменять имена существительные по числам;

   •  склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

•   изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;

•   изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;

4.Коммуникативные УУД

  1. опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  1. Использовать речь для регуляции своего действия при работе в паре, контролировать действия партнёра.

5.Лексика

Слово и его значение.

Прямое и переносное значение слова.

Синонимы и антонимы.

Словари русского языка.

  1. Личностные УУД

Формирование социальной роли ученика, положительное отношение к учению.

2.Регулятивные УУД

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

3.Познавательные УУД 

  1. работы со словарем

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

4.Коммуникативные УУД

  1. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. 

6.Синтаксис и пунктуация

Различение предложения, словосочетания, слова.

Разновидности предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

  1. Личностные УУД

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

2.Регулятивные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

3.Познавательные УУД 

•   устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

•   распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

•   производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

•   интонационно правильно произносить предложения.

4. Коммуникативные УУД

•   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

5. Планируемые результаты освоения  учебного предмета

4   класс

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

         знать/понимать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

          уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

  •  грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•   производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;

•   подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•   распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

•   изменять имена существительные по числам;

   •  склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

•   изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;

•   изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;

•   распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

•   устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

•   распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

•   производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

•   интонационно правильно произносить предложения;

          • писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

•   определять тему и основную мысль текста;

•   делить текст на части, соблюдать красную строку;

•   устанавливать связь между частями текста;

•   устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

•   озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

•   распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

          •  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

 • составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

                6.     Содержание курса.

                                    4 класс (136 ч)

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова

 Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Морфология

 Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существи-тельных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.        

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Календарно – тематическое планирование

по русскому языку

Класс: 4-6

Учитель: __Ткачева  Валерия  Вячеславовна_________

Количество часов: всего __136___  часа; в неделю __4___ часа

Планирование составлено на основе авторской программы начального общего образования  по русскому  языку  Рамзаевой Т.Г.,2008. « Школа России »

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

по плану

Кол-во часов

по факту

1

Виды речевой деятельности

22

2

Система языка (практическое усвоение)

3

3

Состав слова

2

4

Морфология

98

5

Лексика

5

6

Синтаксис и пунктуация

6

ИТОГО

136

136

Календарно-тематический план по русскому языку 170 часов (4 д класс)

№ п\п

№ п\п

Дата

Тема урока

Кодификатор

                      УУД

Использование

компьютерного  и  учебного

оборудования.

Раздел 1.

                                                                                              Повторение – 16 ч.

1.

1.

Слово, предложение, текст. Виды предложений по интонации.

Знаки препинания в предложении.

5.1

7.1

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

Личностные универсальные учебные действия

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

·принимать и сохранять учебную задачу;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные универсальные учебные действия

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 ·строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные универсальные учебные действия

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое высказывание

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Памятка

учебник

тетрадь

2.

2.

Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.

7.1

5.3

Памятка

учебник

тетрадь

3.

3.

Связь слов  в предложении.

Словосочетания.

5.4

5.1

учебник

тетрадь

4.

4.

Текст. Виды текстов.

8.2

(2.5)

учебник

тетрадь

5.

5.

Проверочная работа по теме:

Главные и второстепенные члены предложения.

5.3

(2.6)

Карточка с заданием

6.

6.

Работа над ошибками.

Звуки и буквы. Алфавит. Слог. Ударение в словах.

1.1  - 1.7

учебник

тетрадь

опорная схема

7.

7.

Состав слова. Разбор слова по составу.

3.1

учебник Алгоритм разбора слова

тетрадь

8.

8.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. Словарный диктант.

3.1- 3.2

2.2

(3.2)

Опорная схема

9.

9.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

6.1

6.2

учебник

тетрадь

памятка

10.

10.

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Упражнение в написании слов с непроизносимыми и двойными согласными.

6.1

6.2

6.3

учебник

тетрадь

памятка

11.

11.

Проверочная работа по теме: 

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

6.1

6.2

6.3

(2.6)

Карточка с заданием

12.

12.

Работа над ошибками. Приставки и предлоги.

4.13

Памятка

учебник

тетрадь

13.

13.

Разделительные Ъ и Ь.

6.11

карточки

14.

14.

Части речи (сопоставление).           Род имени существительного.

Род имени прилагательного.

4.1

4.3

4.5

4.6

4.8

Памятка

учебник

тетрадь

15.

15.

 Входная контрольная работа №1. Повторение за 3 класс.

(2.6)

Контрольные тетради

16.

16.

Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

4.4

 

Раздел 2:

                                                                  Однородные члены предложения – 6 ч.

17.

1.

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

5.6

7.2

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.

Личностные универсальные учебные действия

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

·оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия

определять в каких источниках можно найти необходимую информацию;

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

учебник

тетрадь

18.

2.

Однородные члены предложения, соединёнными без союзов или союзом и.

5.6

7.1

тетрадь

19.

3.

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но.

5.6

7.1

учебник

тетрадь

20.

4.

Однородные члены предложения с союзами и без союзов.

5.6

7.1

Памятка

презентация

21.

5.

Контрольная работа №2 по теме: Однородные члены предложения.

5.6

( 2.6)

карточки

22.

6.

Работа над ошибками.

 Однородные члены предложения.

5.6

карточки

                                                     

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями

                                                         Раздел 3: Текст- 3 часа.

23.

1.

Текст. Тема,  основная мысль и план текста.

8.1

учебник

тетрадь

24.

2.

Р.р. Обучающее изложение по зрительному восприятию

Медаль за отвагу.

8.1

8.2

Смарт-доска

25.

3.

Работа над ошибками

Текст. Тема, основная мысль текста.

8.1

учебник

тетрадь

                                                            Раздел 4:   Имя существительное – 41. ч.

26.

1.

Склонение имен существительных.

Словарный диктант.

4.4

2.2

(3.2)

Опорная схема.

27.

2.

Несклоняемые имена существительные

4.4

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;

определять падеж имени существительного;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;

правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;

производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

Личностные универсальные учебные действия

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

самоанализ и самоконтроль результата, ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Регулятивные универсальные учебные действия

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·владеть рядом общих приёмов решения  поставленных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Опорная схема.

28.

3.

Именительный падеж имен существительных.

4.4

таблица

29.

4.

Родительный падеж имен существительных.

4.4

таблица

30.

5.

Дательный падеж имен существительных.

4.4

таблица

31.

6.

Винительный падеж имен существительных.

4.4

таблица

32.

7.

Творительный падеж имен существительных

4.4

таблица

33.

8.

Предложный падеж имен существительных.

4.4

таблица

 34.

 9.

Контрольная работа  №3: Склонение имён существительных

4.4

(2.6)

Карточки

тест

35.

10.

Работа над ошибками

Повторение сведений о падежах имён существительных.

4.4

(2.6)

Учебник

Тетрадь

36.

11.

Обобщение знаний о падежах имен существительных.

4.4

памятка

37.

12.

Три типа склонения имен существительных в единственном числе.

4.4

Памятка

Опорная схема

38.

13.

Упражнение в определении склонений имён существительных.

4.4

Памятка

Опорная схема

39.

14.

Р.р. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Гнёздышко

4.4

(2.5)

Смарт-доска

40.

15.

Работа над ошибками. Упражнение в определении склонений имён существительных.

4.4

Смарт-доска

41.

16.

Упражнение в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

4.4

Учебник

тетрадь

42.

17.

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

4.4

Учебник

тетрадь

43.

18.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант.

4.4

2.2

(3.2)

Учебник

тетрадь

44.

19.

Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

4.4

Учебник

тетрадь

45.

20.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

4.4

Учебник

тетрадь

46.

21.

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Белый гусь.

4.4

(2.5)

Тетрадь

Опорная схема

47.

22.

Работа над ошибками. Упражнение в правописании существительных в родительном падеже.

6.4

Учебник

тетрадь

48.

23.

Правописание окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в дательном падеже.

4.4

памятка

49.

24.

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

4.4

памятка

50.

25.

Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах

4.4

карточки

51.

26.

Родительный и винительный падежи имён существительных.

4.4

Памятка

52.

27.

Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.

6.4

Учебник

тетрадь

53.

28.

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

6.4

Учебник

тетрадь

54.

29.

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном  падежах.

6.4

Учебник

тетрадь

55.

30.

Р.р Обучающее изложение

повествовательного текста, воспринятого на слух. Торопливый ножик.

4.4

6.4

(2.5)

56.

31.

Работа над ошибками. Упражнение в написании окончаний им. сущ-х.

4.4

6.4

(2.5)

Учебник

тетрадь

57.

32.

Множественное число имен существительных.

4.4

Учебник

тетрадь

58.

33.

Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе.

4.4

Учебник

тетрадь

59.

34.

Родительный падеж имён существительных во множественном числе.

4.4

Учебник

тетрадь

60.

35.

Контрольное списывание №1.

Написании окончаний им. сущ-х во множ-м числе.

4.4

(2.4)

карточки

61.

36.

Работа над ошибками.

Упражнение в написании окончаний им. сущ-х во множ-м числе.

4.4

(2.4)

Памятка

учебник

тетрадь

62.

37.

Дательный, творительный, предложные падежи.

4.4

63.

38.

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

4.4

64.

39.

 Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.Закрепление.

4.4

65.

40.

Контрольная работа №5 по теме: Множественное число имен существительных.

4.4

(2.6)

66.

41.

Работа над ошибками. Множественное число имен существительных.

4.4

(2.6)

                                                                    Раздел 5: Имя прилагательное – 31 ч.

67.

1.

Общее понятие о имени прилагательном. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

4.5

4.6

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

Личностные универсальные учебные действия

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·основы здоровьесберегающего поведения;

·чувство прекрасного и эстетические чувства

Регулятивные универсальные учебные действия

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

 использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению

Памятка

учебник

тетрадь

68.

2.

Склонение имен прилагательных.

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

69.

3.

Распознавание падежей имён прилагательных.

4.6

Опорная схема

70.

4.

Р./р. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Чудесное спасение.

4.6

(2.5)

Памятка

учебник

тетрадь

71.

5.

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён прилагательных.

4.6

(2.3)

Памятка

учебник

тетрадь

72.

6.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

4.6

Опорная схема.

73.

7.

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

4.6

учебник

тетрадь

74.

8.

Родительный падеж  имен прилагательных мужского и среднего рода.

4.6

Опорная схема

75.

9.

Правописание падежных окончаний прил. мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

76.

10.

Проверочная работа по теме: Правописание падежных окончаний имён прилагательных Творительный и предложный падежи прил-х мужского и среднего рода.

4.6

карточки

77.

11.

Работа над ошибками Правописание окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и предложном падежах.

4.6

(2.3)

учебник

тетрадь

78.

12.

Правописание окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и предложном падежах.

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

79.

13.

Правописание окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и предложном падежах. Закрепление.

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

80.

14.

Контрольная работа  №6 по теме: Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

4.6

(2.6)

Памятка

81.

15.

Работа над ошибками.

Склонение имен прилагательных женского рода.

4.6

(2.3)

учебник

тетрадь

82.

16.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода.

6.5

учебник

тетрадь

83.

17.

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

6.5

Памятка

учебник

тетрадь

84.

18.

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

6.5

Памятка

учебник

тетрадь

85.

19.

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

6.5

Карточки

86.

20.

Сравнение безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода.

6.5

Памятка

учебник

тетрадь

87.

21.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

6.5

Памятка

учебник

тетрадь

88.

22.

Р.р. Сжатое обучающее  изложение по готовому плану. Муравей и голубка.

4.6

6.5

(2.5)

презентация

89.

23.

Работа над ошибками. Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе».

4.6

6.5

(2.3)

Памятка

учебник

тетрадь

90.

24.

Обобщение знаний о склонении имён прилагательных в ед-м числе.

4.6

6.5

Опорная схема

91.

25.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

92.

26.

Именительный и винительный падежи множ-го числа им-н прилагательных.

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

93.

27.

Проверочная работа по теме: Склонение имён прилагательных Родительный и предложный падежи множ-го числа имён

прилагательных.

4.6

(2.6)

Памятка

94.

28.

Дательный и творительный падежи множ-го числа имён прилагательных

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

95.

29.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

4.6

Памятка

учебник

тетрадь

96.

30.

Р.р. Обучающее изложение самостоятельно подготовленного текста. Ёлки в блокадном Ленинграде.

4.6

 (2.5)

Памятка

презентация

97.

31.

Работа над ошибками.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

4.6

(2.3)

памятка

                                                             Раздел 6:  Местоимение –  6 ч.

98.

1.

Понятие о местоимении.

4.7

99.

2.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица

4.7

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе;

определять падеж местоимения;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;

правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;

использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Личностные универсальные учебные действия

ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные универсальные учебные действия

·принимать и сохранять учебную задачу;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные универсальные учебные действия

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·формулировать собственное мнение и позицию;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

Памятка

учебник

тетрадь

100.

3.

Правописание местоимений с предлогами. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

4.7

Памятка

учебник

тетрадь

101.

4.

Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

4.7

Памятка

учебник

тетрадь

102.

5.

Контрольная работа №7 Диктант.

Правописание местоимений с предлогами.

4.7

(2.6)

Карточки с заданием

памятка

103.

6.

Работа над ошибками. Правописание местоимений с предлогами.

4.7

(2.3)

2.2

Памятка

учебник

тетрадь

                                                                         Раздел 7:  Глагол – 28 часов.

104

1.

Общее понятие о глаголе. Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

4.8

4.9

2.2

(3.2)

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

Личностны универсальные учебные действия

анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

Таблица

тетрадь

105

2.

Изменение глаголов прошедшего времени.

4.9

Таблица

Памятка

учебник

тетрадь

106

3.

Неопределенная форма глагола.

4.12

Памятка

учебник

тетрадь

107

4.

Неопределенная форма – начальная форма.

4.12

Памятка

учебник

тетрадь

108

5.

Закрепление по теме: Изменение глаголов по временам.

4.9

Памятка

учебник

тетрадь

109

6.

Контрольная работа №8 по теме: Изменение глаголов по временам.

4.9

(2.6)

карточки

110

7.

Работа над ошибками.

Изменение глаголов по лицам.

4.10

(2.3)

Памятка

учебник

тетрадь

111

8.

Спряжение глаголов.

4.10

Памятка

учебник

тетрадь

112

9.

2-е лицо глаголов единственного числа.

4.10

Памятка

учебник

тетрадь

113

10.

1 и 2 спряжение глаголов.

4.10

Памятка

учебник

тетрадь

114

11.

Будущее время

глаголов.

4.9

Памятка

учебник

тетрадь

115

12.

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

4.10

Памятка

учебник

тетрадь

116

13.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

4.10

учебник

тетрадь

117

14.

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.

4.12

учебник

тетрадь

118

15.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

6.6

учебник

тетрадь

119

16.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

6.6

учебник

тетрадь

120

17.

Глаголы-исключения.

4.10

Опорная схема

121

18.

Правописание глаголов-исключений.

4.10

учебник

тетрадь

122

19.

Контрольная работа №9 по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

6.6

(2.6)

учебник

тетрадь

123

20.

Работа над ошибками  Правописание глаголов-исключений.

6.6

(2.3)

учебник

тетрадь

124

21.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

4.11

учебник

тетрадь

125

22.

Определение рода у глаголов в прошедшем времени.

4.11

учебник

тетрадь

 126

23.

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

4.11

3.2

Опорная схема

127

24.

Изменение глаголов по временам.

4.9

учебник

тетрадь

128

25.

Упражнение в образовании временных форм глагола.

4.9

учебник

тетрадь

129

26.

Обобщение знаний о глаголе.

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

130

27.

Итоговая контрольная работа №10 Глагол. Диктант.

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

(2.6)

карточки с заданием

131

28.

Работа над ошибками Обобщение знаний о глаголе.

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

(2.3)

                                                            Раздел 8: Повторение – 5 часов.

132

1.

Обобщение знаний о предложении.

5.1

5.3

5.5

5.6

7.1

7.2

Личностные универсальные учебные действия

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные универсальные учебные действия

·принимать и сохранять учебную задачу;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

учебник

тетрадь

133

2.

Состав слова. Упражнение в написании корней слов.

3.1

3.2

учебник

тетрадь

134

3.

Части речи.

4.4

4.6

4.10

4.11

учебник

тетрадь

135

4.

Изменение частей речи по числам, родам и падежам. Словарный диктант

2.2

4.3

4.6

4.11

(3.2)

учебник

тетрадь

136

5.

Обобщение и закрепление пройденного материала. Правописание личных окончаний глагола.

1.1

3.1

4.1

4.5

4.7

4.8

4.13

5.3

6.1

7.2

8.1

учебник

тетрадь

8.  Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Рамзаева Т.Г. Книга для учителя «Русский язык» 4 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с.
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка в 4 классе. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2011.
  3. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2011.
  4. Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «Премьера», 2011.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М: Дрофа., 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Русский язык. 2 класс" к УМК "Школа России" (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) для индивидуального надомного обучения.

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального госу...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

Рабочая программа по курсу "Русский язык". "Школа России. 2 класс"

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...

Рабочие программы по предмету "Русский язык" 1-4 класс.Календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы с 1 по 4 класс  и календарно тематическое планирование  1  класс  УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...