Урок русского языка«Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Шарифуллина Джамиля Артиковна

Урок русского языка 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка132 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ№13»

Предмет: Русский язык

Класс: 1

Учитель: Шарифуллина Джамиля Артиковна

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы  «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»

Тема

«Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»

Цель

ознакомление детей со словами, которые звучат одинаково, пишутся по-разному, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,

Планируемый результат

Предметные:

ознакомление детей со словами, которые звучат одинаково, пишутся по-разному, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять правила работы в группе;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Этапы урока

ХОД УРОКА

Психологический настрой                               

                       

 Звенит звонок

Начинается урок,

Будем мы писать красиво

Будем дружно отвечать

Будем думать рассуждать

Дисциплину соблюдать.

  1. Мотивация  (самоопределение к деятельности)
  1. Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».

  1. Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
  2. Мы сегодня пойдем к новым знаниям и будем узнавать новое. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)
  3. Какие 2 шага учебной деятельности вы знаете?

                                   

- Настраиваемся на работу и стремимся по ступенькам знаний:

            НАБЛЮДАЮ-ЗАМЕЧАЮ-РАЗМЫШЛЯЮ-ДЕЛАЮ ВЫВОД

Оценка знаний учащихся на каждом этапе.

  1. Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- С чего мы всегда начинаем наш урок? (с повторения). Да, ребята, недаром говорят: ПОВТОРЕНИЕ-МАТЬ УЧЕНИЯ.

- Ребята, откройте тетради, запишите число,  (слайд 1)

- Посмотрите внимательно на доску С, О, Э, Ю, Х, Ж

- Какие буквы вы видите? Что заметили?

- Запишем их в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим: Ж, О, С, Х, Э, Ю

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)

-Давайте вспомним, когда слова пишутся с заглавной буквы?

Имена, фамилии, клички, города

Всё с заглавной буквы пишется всегда

  1. Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение : У крыльца лежит шарик. (НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТОЧКАХ!!!)

Дети пишут

- Поднимите руку, кто написал так же как МИША? А кто написал так же как САША? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)

- Смотрите одно и то же слово написано по-разному.

- Какой у вас возникает вопрос? Какое из этих двух предложений правильное? 

  1. Какие учебные задачи вы поставите пред собой?
  2. Узнать … (Почему слова, которые звучат одинаково написаны по- разному)
  3. Научиться ….(без ошибок писать слова,    которые звучат одинаково написаны по- разному)   
  1. Ребята, я хочу, чтобы каждый из вас по окончанию урока мог сказать:

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко

мне выполнять

  1. Открытие нового знания

































физминутка

  1. Предлагаю вам самим открыть новое знание. Работать будете в группах (4 группы)
  2.  ВСПОМНИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ 
  3. Слушать друг друга;
  4. Уметь уступать;
  5. Уметь договариваться;
  6. Распределять роли в группе.
  7. Справившаяся группа показывает сигнал готовности.

На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.


1гр.                         Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).

                                                     Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

2гр.                                 Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

                    В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

3 гр.                                           .В высоте парил__________(Орёл, орёл).

                 Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

4гр.В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)

В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)

ПРОВЕРКА (КАЖДАЯ ГРУППА ПО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

- Так от чего зависит написание слов, которые звучат одинаково? (ОТ ТОГО, ЧТО ОНО ОБОЗНАЧАЕТ)

- Вернёмся к нашему предложению.  Слово Шарик написано с большой буквы. От чего зависит, какую букву мы выберем? (От значения слова). Напишем в тетрадь правильно

 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» (называю слова, если слово пишется с большой буквы – подпрыгнуть, если с маленькой – присесть)

Маша, малыш, девочка, Александр, человек, Викторович, Соколов, роза. Почему на последнем слове надо и присесть и подпрыгнуть? (может быть и имя и цветок)

  1. Первичное закрепление
  1. Показан образец комментирования выполнения задания учителем;
  2. Задания для первичного

 закрепления дают возможность самостоятельного

комментирования

- Ребята. Откройте учебник на стр.31 упр.34

- Прочитайте задание.

- Как будем выполнять это упражнение?

- Прочитайте первое сочетание, какую букву Ч и ч надо вписать вместо пропуска? Почему?

- Прочитайте второе словосочетание.

- Запишите в тетрадь только те словосочетания, в которых есть заглавная буква Ч.

  1. Проверка по эталону. (курочка Чернушка, море Черное, деревня Черемушки)
  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  1. Выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учётом особенностей обучающихся (дифференциация);
  2. Организована самопроверка (по образцу, эталону);
  3. Рациональная форма фиксации результатов (плюс-минус, знаки, кол-во ошибок и т.д.)

 Проверим, правильно ли они составили словосочетания. Если допущена ошибка, исправим её.

У каждого на столе карточка. Выполняют индивидуально. Проверка по эталону.


белый

пушок

кот

Пушок

щенок

снежок

первый

Снежок

рыжая

Белка

собака

белка


- Молодцы! Вы верно справились с заданием!

  1. Включение в систему знаний и повторение.
  1. Выбор заданий для включения нового способа действий в систему знаний.


-  На партах карточки. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух слов правильный вариант, подчеркнуть его.

1) Коза Белка. Пушистая Белка.

2)Друг Мишка. Плюшевый Мишка.


САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  1. Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  2. Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма);
  3. Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений.

- Итак, ребята, какие же знания вы сегодня от урока приобрели?

- Где можете применить свои знания?

- Кто из вас может сказать, что он сегодня ….  


                                     Искал, творил,    

                           Знание новое открыл.

                        Научился применять,

                        Задания теперь легко мне выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному : с большой и с маленькой буквы.(урок и презентация)

Цель урока :Повторить орфограмму – заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных; формировать представление о названиях стран, городов, сёл, улиц, рек; учить распознавать им...

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

Урок русского языка «Почему слова, звучащие одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы» 1 класс "Школа 2100"

Материалы к уроку русского языка «Почему слова, звучащие одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы» 1 класс "Школа 2100":конспект, оценочный лист, задание для детей в программе...

1 класс Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с большой и маленькой буквы .

Урок русского языка в 1 классе УМК "Школа 2100" представлен в виде презентации.Дана поэтапная работа на уроке....

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы?"

В данном фрагменте урока представлена работа в группах. Тип урока "открытие нового знания" по программе "Школа 2100"...

Технологическая карта урока "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы" 1 класс

Конспект урока русского языка "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы" с презентацией (1 класс)....

Конспект урока по рус.языку. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному с большой и маленькой буквы

Тема: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы»Цель: - развитие умения различать написание слов с большой и с маленькой буквы.Задач...