Технологическая карта урока "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Напалкова Ирина Павловна

Конспект урока русского языка "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы" с презентацией (1 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_1_klass.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Напалкова И.П., МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара

Предмет: Русский язык.

Класс: 1 класс

        Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»).

        Технология проблемно – диалогического обучения.

Урок 15.

Технологическая карта урока.

Тема

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы.

Цели

Развитие умения различать написание слов с большой и с маленькой буквы. 

Формировать: 

– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);

умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

Основные понятия

Заглавная буква

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 1-го класс общеобразовательной школы. С. 31 - 32

– презентация к уроку;

– тетрадь, доска;

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах.

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Организационный

момент.

Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.).

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.

Проговорить правила общения.

Если будете стараться

И усердно заниматься,

То терпение и труд

Вас к успеху приведут.

– Вспомним правила поведения на уроке.

– Для чего нужно соблюдать эти правила?

– Нам сегодня предстоит поработать в парах. Давайте вспомним правила общения.

Слайд 2.

Слайд 3. Проговаривают правила поведения на уроке.

– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.

Проговаривают правила общения.

– Говори вежливо, называй собеседника по имени.

– Говори внятно, чётко, понятно.

– Если не понял, переспроси.

– Не перебивай собеседника.

– Внимательно слушай.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний. Повторение.

А) Чистописание.

Б) Словарная работа.

Работа в рабочей тетради.

Записать дату и «Классная работа»

Работа в рабочей тетради.

1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».

2. Прописывание букв и сочетаний.

3. Чтение и запись слов.

4. Упражнение для самоконтроля.

Игра «Распутай слова».

– Откройте рабочую тетрадь на с. 18.

– Поставьте точку на верхней строке.

– Что мы запишем здесь?

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова «Классная работа».

– С чего мы начинаем урок?

– Рассмотрите героя нашего урока.

– Кто это?

– Чем он так огорчён?

На арену вышел клоун,

Он не в настроении.

У него сегодня утром

Кончилось варенье.

Чтоб исправить положение,

Нужны воля и терпение.

Буквы лучшие пишите

И ему их подарите.

– Клоун очень любит гулять в лесу и собирать ягоды. Рассмотрите рисунок на первой строке. Догадались, какую ягоду собирает клоун?

– Элементы каких букв есть в этой веточке?

– Нарисуйте эти веточки. Закрасьте ягоды красным карандашом.

– Из каких элементов состоит строчная буква к?

– Как написать её безотрывно?

Начинаю писать сверху вниз наклонную палочку, веду сначала вверх по палочке до её середины, а затем вправо и плавно закругляю, по этому элементу веду до середины палочки и пишу оставшуюся часть, как букву г.

– Сколько букв к у вас показано?

– Как?

– Напишите их.

– Прочитайте сочетания.

– Что можете сказать о первых двух?

– Как соединены буквы в сочетаниях?

– Прочитайте сначала слова, которые нельзя переносить. Почему?

– Прочитайте по слогам остальные слова.

– В каких словах и где можно допустить ошибку?

– Что надо помнить при написании этих слов?

– Запишите слова. Разделите вертикальной линией слова на слоги.

– Обозначьте цветными точками звуки в слове печка.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Как назывался этот этап урока?

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трёх слогов.

Кто помочь словам готов?

со бе кор ба рё зи ка за на

– Запишите в тетради слова, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного.

– Проверьте свою работу.

–  Дату.

Комментированная запись числа.

–  С чистописания.

–  Клоун.

Предположения детей.

Слайд 4.

–  Это земляника – лесная ягода.

–  Буквы к, п.

В тетрадях рисуют веточки, закрашивают

ягоды.

Слайд 5.

Пишут буквы в тетрадях.

Чтение сочетаний

– Сочетание -чк пишется без ь, км – это сокращённое слово километр

Рассматривают соединение букв, записывают сочетания.

Чтение слов по заданию.

– В словах печка, сказка.

– Сочетание -чк пишется без ь.

– В слове сказка напишем парную согласную з, проверочное слово сказать, сказание.

Запись слов, выполнение заданий в тетради.

Высказывание детей.

Ученики обводят цветным карандашом лучшие буквы в кружок.

Слайд 6.

Запись слов собака, берёза, корзина.

Постановка ударения, подчеркивание безударной гласной.

Проверяют словарную работу.

Слайд 7.

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

(познавательные УУД)

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

(регулятивные УУД)

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

 (коммуникативные УУД)

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

(Личностные УУД)

Физминутка.

Становитесь по порядку –

Начинаем мы зарядку.

Раз – согнуться , разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три  - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (7 мин.).

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Составление предложения по схеме.

– Составьте предложение по схеме:

____   _____   собака   _____.

– Почему в предложении два слова записаны с большой буквы?

Составляют устно предложение.

Слайд 8.

–  Начало предложения, кличка собаки.

Оформлять предложение на письме.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

III. Формулирование темы, целей урока (2 мин.).

Цель:

 организовать формулировку темы, цели урока.

Определить основной вопрос урока.

Формулирование темы, целей урока.

Составление плана урока.

– Прочитайте строчки из стихотворения Е. Руженцева.

Прибежали в город Львов

Двадцать пять весёлых львов.

– Какие слова в этих строчках звучат одинаково, а пишутся по-разному? Почему?

– Знаете ли вы ещё такие слова?

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня?

– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– Какую цель ставим?

– Составим план урока.

План (примерный)

1.Сравнение слов.

2.Написание слов с большой буквы.

– Что мы сейчас делали?

Слайд 9.

Читают стихотворение

– Слова Львов и львов.

Потому что слово Львов название города, другое слово львов название животных.

Высказывание детей.

–  Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда – с большой.

Слайд 10.

– Правила написания предложения, написание имен собственных.

– Найти способ, как выбрать написание большой или маленькой буквы в словах, которые одинаково звучат.

– Планировали свою деятельность на уроке.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

IV. Открытие нового знания (15 мин.).

Цели:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Проговорить последовательность действий на уроке.

Материал для выдвижения гипотез.

– Какой наш следующий шаг?

– Попробуем найти ответ: какую букву надо написать?

У  ٠руши в корзине ٠руши.

Тетя ٠оля вернулась с ٠оля.

Леня ٠кворцов кормил ٠кворцов.

Боря ٠асильков нес букет ٠асильков.

– Попробуйте в парах найти ответ на этот вопрос.

– Какие есть гипотезы (предположения)? (Побуждение к выдвижению гипотез.)

– С чего нужно начать?

– Попробуйте вставить буквы, которые помогут понять, о чем идёт речь. (Подсказка к решающей гипотезе.)

Организует фронтальную проверку.

– Какой способ оказался верным?

– Открываем новое знание.

Затрудняются с ответом.

Слайд 11.

Работают в парах.

– Чтобы правильно выбрать большую или маленькую букву, надо прочитать и понять смысл предложения.

– Если встречается имя, фамилия, то надо писать большую букву.

Слайд 11.

Писать большую букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Чернушкаи чернушка, Петрушка и Петрушка.

Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию (регулятивные УУД).

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в парах (коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

Физминуткка.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – ровно сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

V. Применение нового знания (11 мин.).

Цели: 

– организовать применение нового знания;

 организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку.

Проговорить последовательность действий на уроке.

Упр. 34, с. 31.  

Определить, где нужно писать большую, где маленькую букву.

Беседа по рисунку, с. 31.    

Упр. 35, с. 32.   

Коллективное составление сочетаний, объяснение правописания слов, сходных по звучанию.

Определить, где нужно писать большую, где маленькую букву.

Самопроверка.

– Какой наш следующий шаг?

– Прочитайте первое сочетание.

– Какую букву напишете на месте пропуска? Почему?

– Запишите это сочетание.

– Обозначает ли буква е мягкость согласного [ч’] в слове чернушка?

– Какие буквы ведёт за собой зайчонок Тиша?

– Какие «важные» дела выполняет взрослая буква?

– Вспомните, какую работу выполняют заглавные буквы.

– Названия каких предметов, изображённых на рисунке, пишутся с большой буквы?

– С маленькой буквы?

– Какие слова пишутся с большой буквы?

– Чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву, о чём надо задуматься?

– Обезьянка (рисунок на с. 32) показала, что получится, если неправильно выбрана буква в слове петрушка.

– Объясните, в чём здесь ошибка.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

– На карточках записаны предложения с пропущенными словами. Слова напечатаны отдельно. Необходимо поместить карточку со словом в подходящее предложение.

Под нашим окном расцвела ……….

Я и моя подруга ……..

гуляли в саду.

Роза, роза.

В высоте парил ………

Город ……очень красив.

Орел, орел.

Мою подругу зовут ….

В пруду распустилась ….

Лилия, лилия.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

– Применяем новое знание.

– Гриб чернушка

Слайд 12.

– Напишу маленькую букву ч, потому что это название гриба.

– Нет. Звук [ч’] всегда мягкий.)

Образец записи в тетради:

Гриб чернушка, курочка Чернушка, Чёрное море, чёрное платье, деревня Черёмушки, расцвела черёмуха.

– О смысле сочетания, предложения.

–  Зелёная петрушка. Слово петрушка пишется со строчной буквы, так как это название растения.

– Умение работать с информацией.

Работа в парах.

Самостоятельно выполняют задание на карточках.

Объясняют написание каждого предложения.

Проверяют, исправляют ошибки.

Слайд 13.

Писать большую букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа  Чернушкаи чернушка, Петрушка и Петрушка.

Проговорить последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

(регулятивные УУД).

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Фиксирование нового содержания урока.

Рефлексия.

– Какие знания мы сегодня повторили?

– Какие слова пишутся с заглавной буквы?

– Сравните свой вывод с выводом в тетради.

– Запишите в тетради своё имя, свою фамилию и название любимого города. Подчеркните заглавную букву 

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Написание слов с большой и маленькой буквы, написание предложений.

Записывают в тетради слова, подчеркивают заглавную букву.

Слайд 14.

Слайд 15.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

редметные:

ознакомление детей со словами, которые звучат одинаково, пишутся по-разному, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять правила работы в группе;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному : с большой и с маленькой буквы.(урок и презентация)

Цель урока :Повторить орфограмму – заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных; формировать представление о названиях стран, городов, сёл, улиц, рек; учить распознавать им...

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

1 класс Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с большой и маленькой буквы .

Урок русского языка в 1 классе УМК "Школа 2100" представлен в виде презентации.Дана поэтапная работа на уроке....

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы?"

В данном фрагменте урока представлена работа в группах. Тип урока "открытие нового знания" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по рус.языку. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному с большой и маленькой буквы

Тема: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы»Цель: - развитие умения различать написание слов с большой и с маленькой буквы.Задач...