Игры по русскому языку, направленные на развитие морфологических умений учащихся.
методическая разработка (русский язык) по теме

 

Вашему вниманию предлагается подборка игр, направленных на формирование умения правильно образовывать формы слов при согласовании и управлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_russkomu_yazyku_3.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие морфологических умений учащихся.

Задачи: Формирование умения правильно образовывать формы слов при согласовании и управлении.

Игра «Поиграем в чепуху»

Описание игры: Учитель обращается к детям: «Ребята, сейчас я буду произносить предложения, а вы слушайте внимательно, все ли в них правильно. А если неправильно, то исправляйте ошибку».

«Цветы стоят на вазе». — «Неправильно! Цветы стоят в вазе».

«Маша с мамой идут на кино». — «Неправильно! Маша с мамой идут в кино».

Затем взрослый предлагает детям самим по очереди придумывать смешные предложения, в которых перепутаны предлоги. Остальные ребята ищут ошибку и исправляют ее.

Игра «Выполнение действий»

Описание игры: Учитель дает задание одному ребенку так,   чтобы   не   слышали остальные. Ребенок выполняет задание, а взрослый спрашивает учеников, что сделал их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения, например:

–«Что сделал Саша?»

–«Саша положил кубики в корзину».

–«Что сделала Соня?»

–«Соня положила куклу на кровать» и т.д.

Игра «Солнечный зайчик»

Описание игры: Взрослый пускает зеркальцем солнечный зайчик и приговаривает:

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

Снами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Взрослый говорит детям: «Ищите зайчика, а когда найдете — ответьте, куда он спрятался».

Примеры ответа: зайчик на потолке, зайчик в углу.

Игра «Скажи, куда мы положили?»

Описание игры: Один ребенок выходит из класса. Остальные дети прячут игрушки (предметы). По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет. Отыскав, нужно описать, где находится пропажа.

Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: «Мяч под... мяч за...» и т.д.

Игра «Один-много»

Описание игры: Учитель говорит: «Давайте поиграем в игру

"Один-много". Я буду называть слово (бросать мяч) и называть предмет. Тот, кто «поймает» слово  (мяч), «перебросит» его мне и назовет много таких предметов. Например: мяч — много мячей, кисть — много кистей. (На роль ведущего назначается кто-нибудь из детей.)

Игра «Кто где живет?»

Описание игры: Учитель показывает детям картинки и спрашивает:

— «Кто это?»

— «Собака»,

— «Где живет собака?»

— «Собака живет в конуре».

— «Где живет белка?»

— «Белка живёт в дупле».

И т.д.

Игра «Перевернутые слова»

Описание игры: Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Например: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Например:  НЯНААВ — ВАННАЯ.

Игра «Найди лишнее слово».

  1. вариант.

Описание игры: Учитель просит учеников найди лишнее слово и объяснить, почему они так считают.

  1. поёт, дремлет, ветер, играет.
  2. придёт, топор, сядет, роет.
  3. шишка, долбит, плывёт, спит.
  4. убирает, обедает, зарядка.

2 вариант

Описание игры: Дети   самостоятельно  зачитывают  предложения. Находят лишнее слово , убирают его   так, чтобы предложение стало верным.

  1. Маленький Саша весело плакал. По дороге полз колючий гладенький ёжик.  Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по русскому языку,направленные на развитие фонетических умений учащихся.

Вашему вниманию представлена подборка игр, направленных на развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхани...

Игры по русскому языку, направленные на развитие синтаксических умений учащихся.

Вашему вниманию предложена подборка игр, формирующих умения составлять словосочетания, предложения по картине, опорным словам, по вопросу; различать и использовать в ответах предложения, разные ...

Игры по русскому языку, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.

Вашему вниманию представлены игры, способствующие формированию у учащихся умения  образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами....

Игры по русскому языку, направленные на развитие лексических умений учащихся.

Вашему вниманию предлагаются игры, способствующие обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса детей; осуществляется работа над точностью в выборе слов для названия предметов,...

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

     Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.

В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....