Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Шевелева Галина Валентиновна
Рабочая программа 
по учебному предмету «Русский язык»
4  класс 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №5

г.Алексеевки Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

______ Гриценко Т. В.

Протокол № ___ от

«    » __________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР  

________Добудько В. И.

«    »  _______  2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ №5

_______Олейник А А.

Приказ №  ____   от                                                                  «    » __________  2012 г.

«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета школы

Протокол № ___    от

«    » _________ 2012 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

4  класс

УМК «Школа России» под редакцией Плешакова

Составитель:

Шевелева Г. В.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

2012 - 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Русский язык» для  4  класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по русскому языку,   авторской  программы общеобразовательных учреждений Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 – 4  классы» (2009).

Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.

Задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Учебно – методический комплект

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010, 191.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010, 175.

              Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов, в т.ч. на проведение контрольных диктантов – 4 часа, контрольных работ – 4 часа, словарных диктантов – 4 часа, контрольного изложения -1 час, тестирования - 1 час.

Творческие работы: Обучающее сочинение – 4    Обучающее изложение – 6. Изменения в авторскую программу не внесены.

          В течение года возможны изменения  объёма  количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными  днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования  образовательного учреждения

Количество учебных часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа

1

Синтаксис и пунктуация

30

30

2

Морфология

120

120

Имя существительное

40

40

Имя прилагательное

25

25

Личные местоимения

7

7

Глагол

45

45

Наречие

3

3

3

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

20

20

170 ч

170 ч

Планируемые сроки  освоения рабочей программы по русскому языку  с 1.09. 2012 г. по 25. 05. 2013 г

Виды и формы организации учебного процесса

  1. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.
  2. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.

В результате изучения русского языка ученик должен усвоить / понимать:

 изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;

значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования

однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;

типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации);

признаки простого и сложного, распространенного и нераспространенного предложений, главных и второстепенных членов;

термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;

морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глагодов, наречий;

признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;

признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;

 уметь:

различать буквы и звуки;

анализировать — кратко характеризовать, различать и сравнивать»:

звуки речи и буквы, их обозначающие; сильное и слабое положение звуков в слове;

состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание) изученных частей речи;

однокоренные слова и формы слов;

предлоги и приставки;

лексико-грамматические признаки изученных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, личного местоимения, наречия);

словосочетание и предложение; простое и сложное распространенное и нераспространенное предложения; сложное предложение и предложение с однородными членами; виды предложений по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске);

различать произношение и написание слов, находить способы проверки написания слов (изменением формы слова, подбором однокоренных слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);

выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;

устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  1. работы со словарями;
  2. соблюдения орфоэпических норм;
  3.  создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания;
  4. овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
  5. воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;
  6. правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного, разборчивого и аккуратного списывания (70—80 слов) и письма под диктовку текстов (75—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.) и пунктограммами (знаками препинаниями);
  7. готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т.д.), готовности к самооценке и самоконтролю.

                                                                   

                                                                             

                                                                   Календарно-тематическое планирование


п/п

№ в теме

Наименование раздела и темы  урока

 Контроль

Характеристика деятельности учащихся

Дата

По плану

Фактически

Синтаксис и пунктуация

1

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Различать  признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов); различать главные и второстепенные члены предложения

3.09

2

2

Второстепенные члены предложения.     Обстоятельство.

Определять  типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; применять изученные правила по орфографии и пунктуации

4.09

3

3

Второстепенные члены предложения. Определение

Владеть  термином  «обстоятельство».

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, находить обстоятельство в предложении

5.09

4

4

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Владеть термином  «определение», признаки изученных частей  речи.

Уметь анализировать предложение, находить определение по вопросам

6.09

5

5

Главные и второстепенные члены предложения

Владеть термином «дополнение»; анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выделять дополнение по вопросам

7.09

6

6

Обучающее изложение зрительно-воспринятого текста.

Определять главные и второстепенные члены предложения, признаки изученных частей речи; анализировать предложение

10.09

7

7

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Закрепление по теме: « Главные и второстепенные члены предложения члены  предложения.

 составлять план текста, последовательно передавать содержание рассказа с учетом связи между его частями и точным употреблением слов.

11.09

8

8

Ооднородные члены предложения

анализировать предложение, выполнять работу над ошибками; находить признаки однородных членов предложения; подлежащих.

12.09

9

9

Связь однородных членов предложения с помощью союза или интонации перечисления

Определять признаки однородных членов предложения; подлежащих. расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии

13.09

10

10

Входной  диктант с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

В/д

Определять признаки однородных членов предложения; подлежащих.

 расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии

14.09

11

11

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Главные члены предложения.

Называть признаки однородных членов предложения; подлежащих.  расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии

17.09

12

12

Предложения с однородными членами, соединёнными союзом «и».

Владеть понятиями «союзы», «однородные сказуемые».  соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

18.09

13

13

Запятая между однородными членами предложения

Использовать понятия «союзы», «однородные сказуемые».

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

19.09

14

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом «и»

 применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

20.09

15

15

Однородные члены предложения с второстепенными членами.

Использовать понятие «однородные дополнения». анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

21.09

16

16

Предложения с однородными дополнениями

Называть  признаки однородных членов предложения.  расставлять знаки препинания

24.09

17

17

Однородные члены предложения - обстоятельства

Называть признаки однородных членов предложения;  расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

25.09

18

18

Однородные члены предложения – определения.

Определять признаки простого  и  сложного  предложений; владеть понятием «однородные определения».  расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях

26.09

19

19

Проверочная работа (тест) по теме «Однородные члены предложения»

анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

27.09

20

20

Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

Писать грамотно текст под диктовку, выполнять грамматическое задание

28.09

21

21

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

Находить признаки простого  и  сложного  предложения;  расставлять знаки препинания

1.10

22

22

Простые и сложные предложения

Выделять признаки простого  и  сложного  предложений.

 расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях

2.10

23

23

Простые и сложные предложения

 Выделять признаки простого  и  сложного  предложений.  расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях

3.10

24

24

Обучающее изложение по коллективно составленному плану

 Выделять типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «прямая речь»;  анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст с прямой речью объемом 70–90 слов

4.10

25

25

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Сложное предложение.

Использовать  знаки препинания в предложениях с прямой речью;  анализировать предложение

5.10

26

26

Прямая речь

Осваивать признаки препинания в предложениях с прямой речью; анализировать предложение

8.10

27

27

Закрепление по теме: Прямая речь

Определять типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «обращение».  анализировать предложение

9.10

28

28

Обращение.  

Выделять типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «обращение»; анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст из 70–90 сл

10.10

29

29

Контрольная работа по теме: «Предложение».

К/Р№1

 распознавать однородные члены предложения;  ставить знаки препинания в предложении с однородными членами, соединенными союзами а, и, но

11.10

30

30

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Определять  типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «обращение».  анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст 70–90 сл

12.10

МОРФОЛОГИЯ (120 ч)

Имя существительное

31

1

Имя существительное. Лексическое значение.

Называть лексико-грамм .признаки имен существительных.

употреблять существительные; определять число, род, падеж существительных

15.10

32

2

Изменение имен существительных по числам. Основные грамматические признаки.

Называть лексико-грамматические признаки имен существительных. определять число имен существительных

16.10

33

3

Род имен существительных.  Имена существительные собственные и нарицательные.

 Называть лексико-грамматические признаки имен существительных.  определять одушевленные и неодушевленные существительные, род имен сущ.

17.10

34

4

Имена существительные 1, 2 и 3 склонения.

Определять лексико-грамматические признаки имен существительных.

18.10

35

5

Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами.

Называть лексико-грамматические признаки имен существительных.;  определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками

19.10

36

6

Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме сущ. на -мя, -ий, -ие, -ия.

Контрольный словарный диктант

К/ сл.д

№1

Распознавать падежные окончания существительных. Писать орфографически  правильно словарные слова, соблюдать правила орфографии

22.10

37

7

Распознавание падежей имен существительных

Использовать  понятие «предлоги»;  определять падеж имен сущ., употреблять предлоги с различными падежами сущ.

23.10

38

8

Именительный и винительный падежи имен существительных

Определять  падеж имен существительных, употреблять предлоги с различными падежами имен существительных

24.10

39

9

Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Определять  именительный и винительный падежи имен существительных

25.10

40

10

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление по теме:  Распознавание падежей имен существительных

Обнаруживать  в тексте орфограммы, самостоятельно проверять его, исправлять допущенные ошибки.

26.10

41

11

 Первое склонение имен существительных.

Определять  падеж имен существительных по вопросам и по предлогам, которые употребляются только с одним падежом. склонять имена сущ. в ед. и во мн. числе.

29.10

42

12

Второе склонение имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. определять склонение имен существительных

30.10

43

13

Закрепление по теме: Второе склонение имен существительных

Называть  признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных; определять склонение имен существительных

31.10

44

14

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть

К/Д №1

Писать грамотно текст под диктовку, выполнять грамматическое задание

1.11

45

15

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.  Основные типы склонений имен существительных.

признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Определять  склонение имен сущ.;  выполнять работу над ошибками

2.11

46

16

 2 четверть

Третье склонение имен существительных

Анализировать  слово; определять склонение имен существительных

13.11

47

17

Закрепление: Третье склонение имен существительных

 Анализировать  слово; определять склонение имен существительных;

14.11

 

48

18

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных первого, второго, третьего склонения

Осваивать  правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

15.11

49

19

Окончания имен существительных первого и третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах

Различать  типы склонения имен сущ.  (1-, 2-, 3-е), соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

16.11

50

20

Окончания имен существительных единственного числа

Определять  грамм. признак сущ .  находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

19.11

51

21

Существительное как член предложения. Употребление имен существительных в речи

различать типы склонения имен существительных  (1, 2, 3-е); правильно писать окончания  сущ.

20.11

52

22

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану

Письменно  пересказывать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

точно употреблять слова

21.11

53

23

 Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Называть грамматические признаки имени  существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

22.11

54

24

Правописание окончаний существительных в винительном падеже

Определять значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание

23.11

55

25

Правописание окончаний существительных в творительном падеже

 пользоваться способами проверки безударных окончаний существительных

26.11

56

26

Окончания имен существительных единственного числа. Словарный диктант.

К/ сл.д№2

Писать  под диктовку текст с изученными орфограммами, проводить фонетический, морфологический разборы и разбор слов по составу, находить орфограммы в тексте.

27.11

57

27

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Различать  типы склонения имен существительных  (1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен сущ.в винительном падеже, употреблять предлоги про, через, сквозь

28.11

58

28

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных.

Осваивать признаки творительного падежа имен существительных.

 находить способы проверки написания слов

29.11

59

29

Окончания имен существительных единственного числа

 Пользоваться  способами проверки безударных окончаний существительных

30.11

60

30

Правописание окончаний имен существительных единственного числа

Составлять  повествовательный текст по рисунку (картине), самостоятельно редактировать его; правильно употреблять слова.

3.12

61

31

Контрольная работа по теме: Существительные единств. числа

К/Р №2

Уметь пользоваться способами проверки безударных окончаний существительных

4.12

62

32

Подробное изложение по коллективно составленному плану.

Письменно  передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану.  точно употреблять слова

5.12

63

33

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста.

 Пользоваться  способами проверки безударных окончаний существительных; осваивать способы редактирования текста

6.12

64

34

Обобщение по теме: Падежные окончания имен существительных единственного числа

Определять признаки имен сущ.; склонение сущ. во мн. числе. анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных.

7.12

65

35

Склонение существительных во множественном числе.

Определять  признаки имен существительных; склонение сущ. во мн. числе. Анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний сущ.

10.12

66

36

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

Владеть понятием «твердая основа». анализировать слово как часть речи. Соблюдать правила написания безударных окончаний сущ.

11.12

67

37

Словарный диктант. Повторение по теме: Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

Писать словарные слова. Отвечать на вопросы по изученной теме. Работать самостоятельно и в группах.

12.12

68

38

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

Писать грамотно текст под диктовку, выполнять грамматическое задание

13.12

69

39

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.  Обобщение и систематизация  материала по теме «Имя существительное»

Владеть  понятием «мягкая основа». анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний сущ.

14.12

70

40

Обобщение знаний об имени существительном (урок-игра)

Отвечать на вопросы и задания; работать в группах

17.12

Имя прилагательное

71

1

Имя прилагательное. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Определять лексико-грамматические признаки имен прилагательных

18.12

72

2

Прилагательные антонимы и синонимы

Осваивать  лексико-грамматические признаки имен прилагательных

19.12

73

3

Изменение имен прилагательных по числам и родам

Определять  род и число имен прилагательных

20.12

74

4

Сочетание прилагательных с существительными.

Письменно  передавать содержание повест. текста по коллективно составленному плану.

Уметь точно употреблять слова.

21.12

75

5

Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами

Находить  лексико-грамматические признаки  прилаг.  устанавливать согласование имени существительного с прилагательным.

24.12

76

6

 Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть.

К/д. №2

Писать  под диктовку текст с изученными орфограммами; знать падежные окончания имен сущ., безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, предлоги и приставки. находить орфограммы в тексте.

25.12

77

7

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. 

Обобщение по теме: «Общие признаки имени прилагательного»

 Делать работу над ошибками; определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

26.12

78

8

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. способы проверки.

Определять  склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

27.12

79

9

Урок – соревнование по теме « Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Составлять  повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные.

 

80

10

Склонение имен прилагательных. Именительный и винительный падежи.

 Находить  способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

11.01

81

11

Склонение имен прилагательных. Родительный и винительный падежи.

Определять  склонение и правописание окончаний  прилаг. мн. ч. с твердой и мягкой основами; находить способы проверки написания слов, определять склонение прилаг. во  мн. числе

14.01

82

12

Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Обнаруживать в тексте орфограммы, самостоятельно проверять его, исправлять допущенные ошибки.

15.01

83

13

 Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста.

Находить  падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода ед. числа.

находить способы проверки написания слов.

16.01

84

14

Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.

 Склонение  и правописание окончаний прилаг. множественного числа с твердой и мягкой основой;  находить способы проверки написания слов, определять склонение прилаг. во  мн. числе

17.01

85

15

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. способы проверки.

Создавать  несложные монологические тексты;  находить способы проверки написания слов

18.01

86

16

 Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа

Находить  способы проверки написания слов

21.01

87

17

Закрепление: Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа

Писать  под диктовку текст с изученными орфограммами, проводить фонетический, морфологический разборы и разбор слов по составу, находить орфограммы в тексте.

22.01

88

18

Сочинение по картине  К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Писать сочинение; воспринимать и воспроизводить текст, составлять план сочинения

23.01

89

19

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Падежные окончания имен прилагательных женского рода ед. числа

Определять  склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе

24.01

90

20

Обобщение знаний о написании падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа.

Располагать знаниями  о грамматических признаках имен прилагательных; развивать орфографические навыки.

25.01

91

21

Склонение имен прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами

Совершенствовать  знания о грамматических признаках имен прилаг.; развивать орфографические навыки.

28.01

92

22

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. способы проверки.  

Писать словарные слова. Рассказывать о грамматических признаках прилаг.; развивать орфографические навыки.

29.01

93

23

Прилагательное как член предложения. употребление имен прилагательных в речи.

Осваивать  грамматические признаки имен прилагательных; развивать орфографические навыки.

30.01

94

24

Диктант с грамматическим заданием по теме «Падежные окончания имён прилагательных»

Писать  под диктовку текст с изученными орфограммами

31.01

95

25

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение по теме «Падежные окончания имён прилагательных».

Составлять  повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные

1.02

Личные местоимения.

96

1

Личные местоимения. Местоимение как часть речи. Личные местоимения и  имя существительное.

Определять  признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии  и пунктуации, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

4.02

97

2

Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи.

Использовать  приобретенные знания и умения в повседневной жизни

5.02

98

3

Склонение личных местоимений единственного числа

Находить признаки изученных частей речи; склонять личные местоимения

6.02

99

4

Склонение личных местоимений множественного числа

Находить  признаки  и склонение личных местоимений; определять склонение и роль в предложении личных местоимений

7.02

100

5

Правописание личных местоимений с предлогами Морфологический разбор местоимений. Словарный диктант.

 Писать  личные местоимения с предлогами,  письменно передавать содержание повествовательного текста по составленному плану; точно употреблять слова

8.02

101

6

Проверочная  работа по теме «Местоимение»

Выполнять контрольную работу; работать самостоятельно

11.02

102

7

Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении Редактирование текста

Выполнять работу над ошибками; составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные

12.02

Глагол.

103

1

Глагол. Лексическое значение. Основные признаки.

Находить  лексико-грамматические признаки глагола;  употреблять глаголы в речи

13.02

104

2

 Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Распознавать  лексико-грамматические признаки глагола; анализировать слово как часть речи

14.02

105

3

Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать?

Разбирать   по составу глаголы неопределенной  формы, задавать вопросы к глаголам.

15.02

106

4

Закрепление: Неопределенная форма глагола. Частицы –ся, - сь

Разбирать   по составу глаголы неопределенной  формы, задавать вопросы к глаголам

18.02

107

5

Упражнение в написании глаголов в неопределённой форме.

Разбирать   по составу глаголы неопределенной  формы, задавать вопросы к глаголам; находить  суффиксы глаголов -ся, -сь

19.02

108

6

Развитие речи.  Составление кулинарного рецепта.

Составлять  повествовательный текст по рисунку (картине), самостоятельно редактировать его; правильно употреблять слова.

20.02

 

109

7

Закрепление пройденного по теме « Неопределённая форма глагола»

 Находить  способы проверки написания слова, употреблять глаголы в речи

21.02

110

8

Время глагола

 Определять  время  глагола

22.02

111

9

Временные формы глаголов. Проверочный тест.

Тест

Определять  время  глагола, образовывать глаголы прошедшего времени

25.02.

112

10

Образование глаголов прошедшего времени

Применять  правила по изученной теме.

26.02

113

11

Упражнение в написании глаголов прошедшего времени.

Определять  род и число глаголов прошедшего времени

27.02

114

12

Контрольная работа по теме «Глагол».

К/Р №3

Анализировать  слово как часть речи; находить признаки I и II спряжения глаголов

28.02

115

13

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Упражнение в написании глаголов.

Выполнять работу над ошибками; Находить признаки I и II спряжения глаголов; определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

1.03

116

14

Спряжение глаголов.

Находить  признаки I и II спряжения глаголов; определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

4.03

117

15

Первое и второе спряжение глаголов.

 Правильно  писать окончания глаголов 2-го лица  единственного числа

5.03

118

16

Упражнение в определении спряжения глаголов.

Распознавать  спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать  безударные личные окончания; выучить слова – исключения.

6.03

 

119

17

Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Контрольный словарный диктант

К/ сл.д №3

Писать  под диктовку словарные слова; правильно писать окончания глаголов 2-го лица  единственного числа

7.03

120

18

Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа

Правильно  писать окончания глаголов 2-го лица  единственного числа

11.03

121

19

Мягкий знак в глаголах 2 лица  единственного числа и в глаголах неопределенной формы - стеречь. беречь и др.  

Письменно  передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану. Уметь точно употреблять слова

12.03

122

20

Упражнение в правописании ь в глаголах 2-го лица единственного числа

Правильно  писать окончания глаголов 3-го лица  единственного числа

13.03

123

21

Глаголы 3 –его лица единственного лица.

Правильно  писать окончания глаголов 3-го лица  единственного числа

14.03

124

22

Упражнение в написании глаголов 3 –его лица единственного лица.

Правильно  писать окончания глаголов 3-го лица  единственного числа

15.03

125

23

Личные окончания глаголов 3 – его лица единственного числа.

 Списывать  текст с образца без ошибок, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.

18.03

126

24

Развитие речи. Редактирование текста « Сказка про одуванчики»

Находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

19.03

127

25

Работа над ошибками, допущенными при редактировании текста. Правописание глаголов 3 –его лица единственного числа.

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

20.03

128

26

Контрольный диктант с заданием за 3 четверть.

К/д №3

 Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

21.03

129

27

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Личные окончания глаголов множественного числа.

Распознавать  в тексте орфограммы по теме: правописании безударных личных окончаний глаголов.

22

130

28

Закрепление знаний по теме « Спряжение глаголов».

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

 

131

29

Изменение глаголов по временам, лицам и числам.

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

2.04

 

132

30

Закрепление по теме: Изменение глаголов по временам, лицам и числам.

Располагать знаниями о правильном правописании глаголов прошедшего времени, об изменении их по родам, временам и лицам,  о правописании родовых окончаний.

3.04

133

31

Различие глаголов на – тся,   - ться

 Располагать знаниями о правильном правописании глаголов прошедшего времени, об изменении их по родам, о правописании родовых окончаний.

4.04

134

32

Спряжение глаголов.

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

5.04

135

33

Упражнение в спряжении глаголов.

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

8.04

136

34

 Личные окончания глаголов.

Образовать  глаголы прошедшего времени

9.04

137

35

Правописание личных окончаний глаголов.  Упражнение в правописании личных окончаний глаголов

Находит  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

10.04

138

36

Правописание глаголов неопределённой формы.

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

11.04

139

37

Упражнение в правописании глаголов неопределённой формы.

Распознавать  в тексте орфограммы по теме: правописание глаголов.

12.04

140

38

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

15.04

141

39

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

16.04

142

40

Сочинение по картине И.И.Левитина«Весна. Большая вода»

Письменно  передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану. Уметь точно употреблять слова

17.04

143

41

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Спряжение глаголов.

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов.

18.04

144

42

Личные окончания глаголов, их правописание

Правильно  писать личные окончания глаголов

19.04

145

43

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

22.04

146

44

.Морфологический разбор глагола

 Находить  способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

23.04

147

45

Диктант с грамматическим заданием по теме «Личные окончания глагола»

Писать  под диктовку текст с изученными орфограммами, находить орфограммы в тексте.

24.04

Наречие  

148

1

Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия

Находить  наречия в предложениях; ставить вопросы к наречиям.

25.04

149

2

Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.  Словарный диктант.

Находить  наречия в предложениях; правильно писать суффиксы наречий; рассказывать о грамматических признаках наречий.

26.04

 

150

3

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения.

Находить  наречия в предложениях.; правильно писать наречия с приставками.

определять обстоятельства в предложении

29.04

 

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах. 

151

1

Предложение.

Рассказывать о видах предложений;  составлять предложения на заданную тему;

30.04

152

2

Контрольное изложение зрительно-воспринятого текста.

К/изл

письменно передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану.  точно употреблять слова

2.05

153

3

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Делать работу над ошибками; определять наречие как член предложения

3.05

154

4

Повторение:.  Предложение с однородными членами.

Рассказывать об однородных членах предложения; употреблять знаки препинания в предложении с однородными членами.

6.05

155

5

Повторение:  Различные по составу предложения. Схемы предложений

Воспринимать  и воспроизводить текст, составлять план изложения

7.05

156

6

Повторение: Предложение и словосочетания

Расставлять  знаки препинания в сложных предложениях; использовать их в речи.

 

157

7

Прямая речь. Обращение.

Использовать полученные знания по теме при выполнении заданий, упражнений

8.05

158

8

Контрольная работа по теме «Предложение. Части речи»

К/Р №4

Употреблять  в устной и письменной речи предложения с прямой речью, обращениями; употреблять нужные знаки препинания, выделять в предложении словосочетания.

10.05

159

9

Работа над ошибками. Обобщение: Предложение.

Делать  работу над ошибками

13.05

160

10

Правописание мягкого знака в словах разных частей речи

Писать  слова, содержащие Ь

14.05

161

11

Повторение по теме: Глагол

Использовать полученные знания по данной теме при индивидуальной и групповой работе.

15.05

162

12

Повторение: Грамматические признаки имен существительных.

Списывать  текст с образца без ошибок, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.

16.05

163

13

Повторение по теме:  Имя существительное

Использовать  полученные знания по данной теме при индивидуальной и групповой работе.

164

14

Грамматические признаки имен прилагательных

Составлять  повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи  прилаг.

17. .05

165

15

Повторение по теме: Части речи. Контрольный словарный диктант.

К/сл .д №4

Писать  под диктовку текст с изученными орфограммами, находить орфограммы в тексте.

20.05

166

16

Повторение по теме: Состав слова. Безударные гласные в корне слова.

Правильно   писать слова с безударными гласными в корне, приставке, суффиксе, окончании слова

21.05

167

17

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

К/ д. №4

Воспринимать  и записывать текст,  выполнять грамматические задания

22.05

168

18

Работа над ошибками. Состав слова.  Однокоренные слова.

Правильно  писать слова с парными согласными  в корне,  непроверяемыми гласными

23.05

169

19

Фонетика.  Звуки и буквы.

Выполнять разбор слов по составу

24.05

170

20

Повторение: Безударные гласные в корне слова

Повторять орфограмму безударные гласные

Содержание учебного предмета

  1. Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

•     Морфемика (состав слова)   Особенности морфемного строя русского языка (слова).

Корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Морфемы, выражающие грамматическое значение слова.

Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова: сад садовник, посадка, садик; сад — сада — саду     са дом — о саде.

Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок (дом — домик — домище; заговорили — отговорили). Обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске (экспрессивности) и стилю.

•   Морфология (части речи)     Слово, его номинативные и коммуникативные функции.

Имя существительное  

Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам (склонение имен существительных). Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.  Имя существительное как член предложения.

Имя прилагательное .

Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж; согласование с именем существительным. Склонение имен прилагательных.   Имя прилагательное как член предложения.

Личные местоимения    Значение и употребление; склонение личных местоимений.  Личные местоимения как член предложения.

Глагол    Лексико-грамматические признаки: значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. I и II спряжение глаголов.  Глагол как член предложения.

Наречие    Лексико-грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как член предложения.

Предлог, союз.  Роль (назначение) в предложении (речи).

Синтаксис и пунктуация

Предложение как единица языка и речи. Предложение -словосочетание — слово: их сходство и различия.

Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Интонация и ее значение для выражения законченности высказывания (законченности мысли).

Простое и сложное предложения. Распространенное и нераспространенное предложения. Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Однородные члены предложения.

Прямая речь, обращение (общее знакомство).

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях (простейшие случаи).

Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование речи (предложения, текста).

Орфография

Знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционным, или историческим (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу), основанным на запоминании; морфологическим (общие для родственных слов значимые части — морфемы — сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются и зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетическим (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»).

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний ж н щи; ча — ща; чу — щу; чк — чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописаний суффиксов -ик-, -ек-; непроизносимые согласные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных; правописание безударных петых   окончаний   глаголов.   Правописание   не   с   глаголами

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных и  глаголов.

Употребление прописной буквы

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Чистописание

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в III—IV классах — по 8—10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.

В III—IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности  

Речевое развитие

Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательности (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точности (соответствие выбора средств языка речевой ситуации), выразительности, благозвучности, развитие логической стороны речи;

способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное;

развитие двух планов речи — внутреннего и внешнего (на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, интонации и т. д.).

Воспроизведение или самостоятельное создание небольшого текста (повествования, описания), несложных лингвистических текстов (с опорой на аналитические планы)

 Формы и средства контроля


п/п

№ урока

Наименование раздела и темы  урока

Дата

1

10

Входной  диктант с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

14. 09

2

29

Контрольная работа № 1 по теме: «Предложение».

11.10

3

36

Контрольный словарный диктант № 1

22.10

4

44

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

1.11

5

56

Словарный диктант  № 2

27.11

6

61

Контрольная работа № 2 тема Правописание падежных окончаний имён существительных».

4.12

7

76

 Контрольный диктант  № 2 с грамматическим заданием за 2 четверть.

25.12

8

111

Проверочный тест.

25.02.

9

114

Контрольная работа  № 3 по теме «Глагол».

28.02

10

119

Контрольный словарный диктант №3

7.03

11

128

Контрольный диктант  № 3по теме       « Падежные окончания имён существительных в единственном числе».

21.03

12

152

Контрольное изложение зрительно-воспринятого текста.

2.05

13

158

Контрольная работа №4  по теме «Предложение. Части речи»

10.05

15

168

Контрольный словарный диктант №4

20.05

14

167

Итоговый контрольный диктант  № 4 с грамматическим заданием по тексту руководства школы

22.05

Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Лучи солнца.

Проснулось солнышко, потянулись ножки-лучики. Один луч подкрался к молодой березке. Очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками.

Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листиками. Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики.

Подкрался шалун лучик к оврагу, заглянул. Испугался туман и пополз к речке. А лучи уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.

А лучики плясали по дорожкам и тропинкам, что всех разбудили. Пчелки полетели к цветам. Проснулись муравьи и принялись за работу. Надо построить муравейник.

Входной   диктант  

Входной административный контрольный диктант по тексту администрации.

Контрольный диктант №1за 1 четверть

Чудесная пора  осени

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это стадо собирал пастух. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

Грамматические задания

  1. Произвести синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Выписать из текста три слова с безударной гласной, проверяемой ударением, приписать три родственных слова.
  3. Выполнить фонетический разбор слов тишь, вода.

Контрольная работа№1 по теме « Синтаксис и пунктуация»

  1. Указать правильную формулировку.

Предложение- это:

А) слова, написанные в один ряд;

Б) слова, связанные между собой по смыслу.

      2. По интонации предложения бывают:

А) повествовательные, вопросительные, побудительные;

Б) восклицательные, невосклицательные.

      3. По цели высказывания предложения бывают:

А) повествовательные, вопросительные, побудительные;

Б) главные, второстепенные;

В) восклицательные, невосклицательные.

      4. В конце какого предложения знак поставлен неверно?

А) На паутинке сверкали капельки росы.

Б) Какое дикое ущелье?

В) Какая крепость приняла на себя первый удар?

Г) До чего же хорошо кругом!

     5. Найди главные члены в предложении.

Всё лето кормится медведь в тайге перед зимней спячкой.

     6. Подчеркнуть синоним к слову «думать»:

говорить, рассказывать, мыслить, переживать.

     7. Какие бывают тексты?

А) повествование, рассуждение, описание

Б) звонкие и глухие

В) восклицательные и невосклицательные

      8. Прочитай и укажи, какой это текст.

Лебедь

   Лебедь по своей красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водоплавающей птицы.

   Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапками, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно- синей гладкой поверхности воды.  (По С. Аксакову)

А) повествования

Б) рассуждения

В) описания

     9. Указать группы предложений, которые можно назвать текстом:

А) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром. Весеннее солнце светит ярко.

Б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.

В) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро настанет холодная зима.

10. Составить и записать текст из трёх- четырёх предложений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный диктант №1

Вчера вечером, чёрный автомобиль на дороге, коллективное хозяйство, спасибо пассажиру, здесь весело, здравствуй, товарищ, прекрасная картина, берёзовая аллея, библиотека имени Короленко, дорога в Москву, одиннадцать горошин, впереди русские солдаты.

Контрольный диктант №2   за 2 четверть.

Дыхание зимы

Вчера я  прощался с осенним лесом. Березки- подружки стояли молча. Кое- где листочки  одиноко пылали на солнце. Они готовы были упасть с березки и лететь по тропинке  в  чащу. Листочки осины, липы, ясеня лежали пышным ковром.

Хорошо в осеннем лесу! Самый тихий звук разносился далеко от окрестности. Послышался хруст . Это лось зацепился за дерево ветвистыми рогами. Со стороны болота потянуло прохладой. Под свист ветра налетела туча. Пошел дождь со снегом.

Слова для справок: кое-где, ясень.

Грамматические задания

1.Выписать предложение с однородными членами.

2. В девятом предложении обозначить падежи и склонение у имён существительных.

3. Подобрать антоним к слову «тихий».

4. Составить предложение о зиме.

Контрольная работа№2 по теме « Имя  существительное»

  1. Дописать предложение.

Имена существительные изменяются по_____________________________________________________________________

  1. В какой строке все существительные относятся к одному склонению?

А) дядя, вода, дочь.

Б) конь, степь, площадь.

В) окно, стол, пень.

Г) солнце, облако, площадь.

       3. Вставить подходящие по смыслу имена существительные, указать их падеж.

Не подливай __________________ в огонь.

Нет ____________________ без огня.

Слухом _____________________ полнится.

  1. Дописать слова, употребляя их в нужном падеже, в скобках указать падеж.

Весело пробираться по узкой дорожк___ (_______). Длинные ветк_____(_______) берёз едва шевелятся. Могучий дуб (________) стоит, как боец, возле красивой лип____ (_______).

  1. Имена существительные поставить в начальную форму, указать склонение.

От помощи-__________________________

У плаща- ____________________________

В тиши-______________________________

Около ржи-___________________________

В камыше-____________________________

  1. Составить предложение со словосочетанием «зимние вечера» в именительном и винительном падежах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркнуть несклоняемые имена существительные.

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, число, какао, молоко,

сено, шоссе, филе, седло, горе.

  1. Одно из существительных в предложении ( по выбору) разобрать как часть речи.

Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.

Словарный диктант №2

  1. Независимость (свобода)
  2. Переговорное устройство (телефон)
  3. Антоним к слову «белый» (чёрный)
  4. Линия между небом и землёй (горизонт)
  5. Синоним к словам «дорога», «трасса» (шоссе)
  6. Водитель автомобиля (шофёр)
  7. Название нашей страны (Россия)
  8. Произведение восьми и двух (шестнадцать)
  9. Воздушный транспорт (самолёт)
  10.  Изображение человека на фотографии или картине (портрет)
  11. Периодическое издание (газета)
  12. Антоним к слову «быстро» (медленно)
  13. В данный момент (сейчас)
  14. Этот день (сегодня)
  15. Праздничный залп (салют)

Контрольный диктант № 3  за 3 четверть

Приметы марта

Из- за темного леса выплыло яркое солнце. Оно вызвало частую капель. По краям крыш домов повисли хрустальные сосульки. Бодрее  звенят птичьи голоса. На высоком пригорке появилась первая проталина. Около искрящегося снега притаилась первая бабочка. Поздним вечером она спряталась в пригретом весеннем солнцем стволе дерева.

Кудрявые облака медленно плывут по голубому небу. Впереди будут еще морозные  утренники. Но весна уже пришла. Зацвела у тихой  речки верба. Постепенно рушится зимний покров. Днем снег подтаивал, а ночью покрывался ледяной коркой.

Слова для справок: из-за, рушится, притаилась, подтаивал.

Грамматические задания.

  1. Определить тему текста.
  2. К слову «капель» подобрать родственные слова, разобрать по составу.
  3. Выполнить синтаксический разбор предложения «Зацвела у тихой речки верба».

Контрольная работа№3 по теме « Имя прилагательное»

1.Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает:

А) действия предметов

Б) признаки предметов

В) названия предметов

2. Образовать от существительных имена прилагательные трёх родов. Выделить окончания.

                                ж. р.                                м. р.                                 с. р.

счастье                  _______________         _________________      ____________________

ненастье               ________________        _________________     ____________________

3.Из данного предложения выписать словосочетания «существительное+ прилагательное». Определить род, число и падеж имён прилагательных.

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.        

(А. Плещеев)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Дописать окончания в именах прилагательных, указать их род.

 

В спокойн_____    глубок_______  озеро смотрится голуб_______   небо. Лес взбирается

высоко на горн_____  склоны  сопок, цепляется за дик______  землю.

5.Соединить прилагательные с подходящими по смыслу существительными.

старый                          дуб

ветхий                          книга

старинный                   избушка

6. Дополнить подходящими по смыслу именами существительными.

стройная ____________________

душистые ___________________

прозрачная __________________

пшеничное __________________

соседний ____________________

7.Поставить данные словосочетания в указанном падеже.

болотистая тундра (п. п.)_______________________________________________________

мокрая трава (т. п. ) ___________________________________________________________

здоровая собачка (д.п.) _________________________________________________________

северный ветер (р. п.)__________________________________________________________

8.Вставить в пословицы подходящие прилагательные.

Старый друг лучше ____________________ двух.

Маленькое дело лучше _________________ безделья.

Словарный диктант №3

Записать только словарные слова.

  1. Лодырь да бездельник празднует и в понедельник.
  2. Солнце на лето, зима на мороз.
  3. Передние колёса ведут, а задние сами катятся.
  4. От яблони- яблочко родится, а от ёлки- шишка.
  5. По одёжке не суди, по делам гляди.
  6. Если душа черна, то мылом не отмоешь.
  7. Повадки сокольи, а смелость воронья.
  8. Новгород Нижний- Москве сосед ближний.
  9. Около речки колодца не роют.
  10. Не бывать калине малиною.
  11. Старого воробья на мякине не проведёшь.
  12. Месяц светит, да не греет.
  13. По работе и мастера знать.
  14. Не дорог обед, а дорог привет.
  15. Доброму гость и хозяин рад.

Итоговый контрольный диктант №4  за год

Летняя прогулка

Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю  рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь траву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идешь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Срываешь душистую землянику и кладешь ее в рот. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.

За чащей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенёчке у родничка. Держишь в руках кружку  и кусок черного хлеба. Приятно выпить в жару родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.

Слова для справок: по всей, приятно, разливаются.

Грамматические задания

1.Выпишите из предложения пару слов, которая не является словосочетанием.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробушки.

2.Подчеркнуть слово, у которого нет окончания.

Земля, облако, метро, жара.

3.Составить предложение.

Сидела, громко, ловила, на, комаров, болоте, лягушка- квакушка, и, квакала.

Контрольная работа№4 по теме « Глагол»

  1. Глагол- это часть _______________, которая обозначает_______________________

и отвечает на вопросы_________________________________________________________.

Глаголы изменяются по_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2.Данные пословицы дополнить глаголами, противоположными по смыслу.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________________.

Дождик вымочит, а солнышко_______________________________.

Смелый наступает, а трус___________________________________.

3.Подчеркнуть словосочетания с глаголами в неопределённой форме.

Жаркая печь, печь пироги, стеречь коз, обходить стороной, помочь другу, полз по траве,

готовить обед, радостно зашумели.

4.Вставить пропущенные буквы, определить спряжение.

Выдерж__м, мелька___м, стел___м, мысл___м, озябн____м, леч___м, вытерп____м,

наскоч___м, слома___м.

5.Проспрягать глагол «кричать»

                                        ед. ч.                                                мн. ч

1 л.      _________________________                        ___________________________

2 л.     __________________________                         ____________________________

3 л.     __________________________                        _____________________________

6. В скобках указать время, лицо и число глаголов.

Улыбаемся (____вр., ______л., ______ ч.)

Торопился  (____вр., ______л., ______ ч.)

Зашагает  (____вр., ______л., ______ ч.)

Словарный диктант №4

Арбуз, библиотека, волноваться, горевать, двадцать, жёлтый, здесь, иней, костёр, пароход, переписывать, революционный, стакан, сверкать, электростанция.

Итоговый тест

1. Обведи слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.

А) холод Б) вылью В) съёмка Г) польза

Запиши выделенное тобой слово звуками ________________________________

Укажи количество звуков и букв в этом слове:________звуков, ___________букв

2. Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки:

А) столица Б) здоровье В) поход Г) свобода

3. Обведи слово, в котором есть согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

А) шило Б) ширина В) лыжи Г) сады

4. Обведи верный вариант деления слова на слоги:

А) пос-ле-до-вать Б) по-сле-до-ва-ть В) по-сле-до-вать

5. Обведи верный вариант переноса слова:

А) ра-сказывать Б) рас-сказывать В) рассказыва-ть

6. Поставь ударение в словах:

А) начали Б) звонит В) поняла

7. а) Обведи все слова, которые не являются однокоренными слову гора:

Гора, пригорок, гордый, горный, горелый, горка.

б) Обведи все формы слова гора:

горный, к горе, горка, у горы, горой.

8. Обведи верное определение:

1) Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

2) Окончание – это неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов

3) Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

9. Разбери по составу слова:

Ключик высокая выходил беззвучный

10. Какой части речи нет в предложении:

Солнце освещало землю, но не согревало её.

Обведи верный ответ:

А) частицы Б) глагола В) прилагательного Г) союза

11. Обведи существительное 3-его склонения:

А) у дверки Б) у двери В) у земли Г) у моря

14. Вставь пропущенные буквы в окончания имен существительных:

К берез_, у Кол__, на озере____, в посёлк___, о печал___, о колдунь___, к дочер___

15. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов:

Он понима__т, стел__т, ненавид__т, помн___т, бор___тся

16. Вставь пропущенные буквы Ъ или Ь, где это нужно:

В___ётся, в___ехал, с___ыграл, пол__за, плащ___, помощ___, стережёш___, вымоеш____

17. Вставь пропущенные буквы, где это нужно:

Подска___ка, напрас___ный, грус____ный, прика___, сколь___кий, телегра_____а

18. Вставь пропущенные буквы:

Пос__деть на лавочке, пос___деть от старости, сл___зал сметану, сл____зал с крыши, г___р_____ской пейзаж, л__б___диный крик, г___ревать о д__р___гом ч__л___веке.

19. Запиши антонимы к словам:

Легкий (портфель) - _________________________________________________

Легкая (задача) - ____________________________________________________

Мягкий (хлеб) - ____________________________________________________

Мягкое (кресло) - __________________________________________________

20. Подчеркни слова, которые являются синонимами к слову «смеяться»:

Смеяться – хохотать, веселиться, заливаться (смехом), радоваться, посмеиваться, хихикать.

21. Найди в приведенном предложении грамматическую основу. Обведи правильный ответ:

Маленькая неправда в большую ложь вырастает.

А) неправда вырастает Б) ложь вырастает

В) маленькая неправда Г) в большую вырастает

22. Подчеркни в предложении однородные члены, если они есть:

И ручьи пели, и звенела весенняя капель.

23. Расставь знаки препинания в предложениях. Обведи сложное предложение:

1) Первые капли дождя зазвенели застучали по крышам забарабанили по стеклам окон.

2) Ливень бушевал все сильнее и сильнее деревья качались и шум листьев заглушал все другие звуки.

3) И темные сосны и светлые березы и дрожащие осины стряхивали с себя прозрачные дождевые капли.

24. Обведи предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно:

А) А: «П?» Б) «П», - а. В) «П!» а. Г) А: «П»,

25. Работа с текстом: Внимательно прочитай текст. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста, связанные с этим текстом:

В.И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Толковый словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что эту гигантскую работу проделал один человек.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

1) Обведи заглавие, которое наиболее точно отражает тему текста:

А) Толковый словарь В.И. Даля.

Б) Талантливый человек.

В) Языковед по призванию.

2) Обведи формулировку, в которой наиболее точно выражена главная мысль текста:

А) В.И. Даль очень любил свой родной русский язык.

Б) В.И. Даль стал языковедом по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в слово.

В) Всю свою жизнь, где бы он ни был, В.И. Даль собирал и записывал слова живого русского языка.

3) Определи тип текста о В.И. Дале. Обведи верный ответ:

1) описание 2) повествование

3) рассуждение 4) повествование с элементами описания.

Контрольный словарный диктант №1

Космонавт, завод, завтрак, путешествие, земляника, береза, лагерь, магазин, малина, автомобиль, салют, тетрадь, черный, багаж, русский.(15 с.)

Контрольный словарный диктант №2

Автомобиль,  путешествие,  пассажир, председатель, горизонт, космонавт, экскурсия, завод,  багаж, желтый, беседа, карандаш, иней, экскурсия, растение (15с.)

Контрольный словарный диктант №3                    

Класс, морковь, портрет, вокзал, календарь, правительство, телефон, билет, веялка, девочка,  дежурный, ладонь, лимон, электричество, хозяйственный.(15с.)

Контрольный словарный диктант №4

Алфавит, вагон, горох, железо, интересно, картофель, народ, понедельник, пшеница, солома, хозяйство, язык, столица, платок, коллекция.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Программа

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2009, 1 часть, 158 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 151 с. (Школа России)

Учебник

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 158 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 175 с.

Дидактические средства для учащихся

 Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс .  . М.: Просвещение, 2011, 64 с.  

   

Оборудование и приборы

Компьютер, электронные таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета Русский язык 4класс УМК «Школа Росии» Количество часов – 170

Рабочая программа учебного предметаРусский язык 4классУМК «Школа Росии»Количество часов – 170...