"Развитие устной и письменной речи".
статья по русскому языку на тему

Холодкова Ирина Викторовна

В статье даны методические рекомендации по развитию речи учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  устной  и  письменной  речи.

Развитие речи - важная  задача обучения родному языку.

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи - необходимая составная часть содержания и то звено, которое связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет - русский язык.

    Письменная речь – это речь-монолог. Монологическая речь наиболее трудная. Она самая развёрнутая, подвержена определённым нормам. К ней предъявляются высокие требования: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли, точность в употреблении слов, конструкций, предложений и т.д.

   Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она менее полная т.к. в процессе речи используются мимика и жесты, дающие дополнительную информацию. Большую роль в устной речи играет интонация. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Наиболее проста речь в форме диалога. Вопрос собеседника помогает правильно выбрать мысль, построить предложение. Однако устная речь в форме монолога может вызывать ещё больше трудностей, чем письменная речь.  

   Развитие устной речи оказывают большое влияния на развитие  письменной  речи  и  наоборот. На  каждом уроке необходимо требовать от ученика проговаривать то, что он хочет сделать или сказать для всех. Психологи  убедительно  доказали: задания  по  образцу  ребёнок  выполняет  с ошибками, если  молча, и  правильно – если  проговаривают  порядок  своих  действий, регулирует  действия  при  помощи  речи.

   Мотивация  речи. Любая  деятельность,  в  том  числе  и  речевая, начинается  с  мотива. Если  говорить  незачем, человек  молчит. Речь  должна  стать  необходима. Нужно  всё  время  побуждать  ребёнка к  высказываниям. Для  этого  нужно  стараться  не  давать  готовые  знания  ребёнку, а  организовывать  на  уроке  поиск  правильных  ответов, решений. Ребёнок  не  должен  бояться  того, что  его  ответ  будет  неправильным. Каждая  мысль  ценна.

    Чтобы  дети  говорили  хорошо  и  эмоционально,  необходимо  научить  детей  принимать  роль  увлекательного  рассказчика, умеющего  передать  мысли  простыми  словами. Важна  целевая  установка  каждого  самостоятельного  высказывания  детей: нужно  требовать  от  ученика  рассказать  так, чтобы  слушатели  поняли  его  мысль, представили  себе  описываемую  им  картину, почувствовали  его  отношение  к  высказанному.

   Требования к речи. Ребёнок «понимает больше в окружающем мире, чем может передать словами» (Н.И.Жинкин). Желая  что-то  рассказать, он  торопится, перескакивает  с  одного  сюжета  на  другой, из-за  чего  его  изложение  делается  малопонятным. Сам  ученик  обычно  не  замечает  своих  ошибок, наоборот, ему  часто  нравится  его  сообщение. Это  происходит  потому, что  во  внутренней  речи  всё  для  него  было  достаточно  понятно. Поэтому  необходимо  исправлять  и  предупреждать  речевые  недочёты, проводить словарную  и  лексическую  работу, обогащать  речь младших школьников особенно глаголами. При  составлении  связанных  сообщений  необходимо  ставить  вопросы: как  вы  свяжете  между  собой  части рассказа? Как  свяжете  два  соседних  предложения? Какие слова  нужно заменить, чтобы  не  было повторений?

    Начиная с первого класса, необходимо знакомить детей с правилами построения текста, с его структурой, дети знакомятся с тем, что надо говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Знакомятся с различными видами высказывания: рассказом, описанием, рассуждением. Узнают чем отличается описание предмета от описания картины или  описания  по наблюдениям; какая  разница  между  подробным  пересказом и выборочным. Все  эти  сведения  дети  получают  практическим  путём  в  процессе  выполнения  тех  или  иных  упражнений  или  заданий.

   При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный  характер, близость опыту, интересам детей, доступность. Темы должны быть  рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Познакомив детей со  структурой  текста  необходимо  обучить  составлению  плана. Именно  план  помогает  сделать  пересказ, выстроить  текст  логически  верно.

         Формирование умения совершенствовать написанное.

Методисты  выявили  характерные  ошибки, которые  допускают  учащиеся  начальных  классов  в  творческих  письменных  работах. В  содержании - это  пропуск главного, в  структуре: нарушение  логической  последовательности, в речевом оформлении: определение границ  предложения, в построении предложений, нарушение порядка  слов, повторы  или  неправильный выбор слова. При  организации  коллективной  работы  над устранением речевых ошибок, необходимо подобрать из работ  учащихся  наиболее  яркие  примеры  ошибок, сгруппировать  их  по  типам.

   Успех  в  работе  по  развитию  речи  будет  возможен  только  в  том  случае, если  она  будет  носить  обучающий  характер, будет  проводиться   регулярно  и  в  системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"

Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"

Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...