Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Анисимова Наталья Александровна

Урок русского языка 2 класс, тема: "Обучение подбору проверочных слов для названий предметов" УМК "Гармония"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

с х . л ма во дв . ре

Слайд 4

Чтобы …, надо… Для этого можно однокоренным словом назвать предмет ласково или представляя его маленьким .

Слайд 5

Способы проверки орфограммы в корне: Изменить число: ед. ч. мн. ч. Изменить по команде вопроса кто? или что? Назвать предмет ласково.

Слайд 6

1 вариант: М..лютка, ст.. рушка . ст… рик , б… гун , в… дитель , стр… итель , л…сник, х… трец , д…бряк, см.. льчак , т… хоня . 2 вариант: Х… трец , д…бряк, см.. льчак , т… хоня , м…лютка, ст… рушка . ст… рик , б…гунн, в… дитель , стр… итель , л…сник.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка по учебнику

М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

2  класс

Тема.  Обучению подбору проверочных слов для названий предметов.

Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: изменение «по команде

вопроса» кто? или что? и способ подбора однокоренного

слова («сделай маленьким, скажи ласково»).

Задачи:

  1. Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
  2. Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов

  1. Развивать у учащихся  орфографическую зоркость, навыки самоконтроля и самооценки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока – мультимедийная презентация

Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация.

Учитель: Анисимова Н.А.


Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Психологическая установка на урок (Слайд №1)

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

Улыбнитесь друг другу.

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие, закрыли глаза…

  1. - Ой, куда это мы попали? (Слайд №1)

(В страну Невыученных уроков)

-Ребята, к вам за помощью обратился  Виктор Перестукин. Он плохо учился, не делал домашние задания и был отправлен в страну Невыученных уроков.  Страшно ему и очень хочется домой.  Но он не может вернуться, так как не справился с заданиями, которые ему задали. Помогите ему.

(Стихотворение  читает  Балабанов М.)

Вызвал внезапно учитель к доске.
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
– Надо писать через О, через О!
Мел я в смущении крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!

– Почему опозорился ученик? Какое правило он не знал?

(Как правильно написать безударную гласную).

- Помогите Вите правильно написать это слово?

- Каким способом проверки вы воспользуетесь?  (изменили слово по числам, окно – ед.ч. – окна – мн.ч.).(показать  на таблицу)

- Молодцы, вы сумели помочь ученику.  Садись и вместе с нами познавай тайны русского языка.

  1. Новый материал
  1. Запись числа

Откройте тетради и запишите число (24 января. Классная работа.)

  1. Словарная работа.
  1. Прочитайте слова, записанные на доске

М . роз, сн . жинка, вет . р, к . нфета, сн . говик, сн .жок

- Что у них общего? (все слова предметы)
- На какие 2 группы можно их разделить? (словарные слова и однокоренные)

(К доске идет ученик и делит слова на группы)

  1. Назовите словарные слова.

(М . роз, вет . р, к . нфета)
- Запишите их в тетрадь  красиво, вставляя пропущенные орфограммы.

- Где можно проверить правильность написания  словарных слов? (в словарике)

Проверка.

- Объясните написание пропущенных орфограммы.

(Один ученик у доски вставляет гласные и объясняет написание)

Ответ ученика.

В слове «мороз» ударение падает на гласную О, безударная гласная первая О.

- Поднимите сигналы, если допустили ошибки – красный, нет – зелёный

  1.  Прочитайте слова второй группы.

- Докажите, что это однокоренные слова.

Сн . жинка, сн . говик, сн .жок

(Они имеют общее значение, то есть их можно объяснить с помощью одного и того же слова «снег» и есть общая часть – корень «снег - снеж»).

- Подумайте, какую букву нужно вставить?

-какое проверочное слово? Снег

- а какой секрет написания корней мы знаем?

 К каким словам из домашнего задания вам не удалось подобрать проверочные знакомым способом? ( С х.лма  во дв.ре ) с.42 упр. 359 (слайд №2)

Какой  способ проверки орфограммы в корне вы знаете?

  1. Изменить слово по числам.

- Давайте попробуем проверить безударную гласную в наших словах, подберем проверочное слово  для данной группы однокоренных слов, используя изученный способ проверки. ( он не подходит )

- Сегодня нам и предстоит «открыть» еще новые способы  подбора проверочных слов.

С. 42 откройте  второй способ: изменить слово по команде вопроса кто? или что?

(дополняю схему таблицами)

Давайте решим орф. задачи в наших словах (на доске)

Сначала выявляем орфограмму,потом ищем проверочное слово и  решаем задачу

С х.лма-холм

Во дв.ре-двор       эти слова устно , я впечатываю

Продолжим решать задачи из упр.360

3 слова у доски, 2 сам-но

2 слова у доски, 2 сам-но

Этот способ подошёл для орфограмм гласных или согласных? (и для гласных ,и для согласных)

Физминутка.

                      1 часть с движениями

Мы писали, рисовали,

А теперь мы дружно встали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали,

Чуть покружимся бочком,

Сядем и писать начнем

Упр 363 в тпо и на слайде №3

Прочитайте слова

Что и как они называют? ласково

Подберите слова, для которых названные нами слова будут проверочными. (Записывают или устно)

Объясни выбор букв

Какие орфограммы удалось узнать с помощью этих слов

Какой же способ проверки помог? 3 способ :назвать предмет ласково или маленьким

((дополняю схему таблицами)

Проверь вывод и постарайся рассказать о новом способе проверки (с. 44 и на слайде №4

(Вставляют: … узнать букву в корне слова, надо подобрать проверочное. Для

этого…)

закрепление

А теперь поупражняемся в решение орфографических задач в корне слова, используя известные способы.

ТПО с.23 упр.367

Какой там значок ? (работа в паре) можно только 1, 3ст.

рефлексия

- какие открытия мы с вами сделали сегодня на уроке?

(способы проверки орфог-м в корне слова)

- назовите их (слайд №5)

 - Кто с нами сегодня познавал тайны русского языка? (Витя из страны невыученных уроков)

- Спасибо за урок!

Если вы захотите узнать, что произошло с Виктором в стране невыученных уроков, прочитайте книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»  слайд№7

(самостоятельная работа)слайд № 6

1 вариант:

М..лютка, ст..рушка. ст…рик, б…гун, в…дитель, стр…итель, л…сник,  х…трец, д…бряк, см..льчак, т…хоня,  

2 вариант: 

Х…трец, д…бряк, см..льчак, т…хоня,  м…лютка, ст…рушка. ст…рик, б…гунн,  в…дитель, стр…итель, л…сник

 Завтра вы узнаете еще один способ подбора проверочных слов. А пока потренируйтесь дома в решении орфографических задач открытым способом.

 

На дом №359.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»

Конспект урока по рускому языку во 2-м классе УМК "Гармония" на тему "Способы подбора проверочных слов для названий действий"...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

урок русского языка по теме:" СПОСОБЫ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ НАЗВАНИЙ ДЕЙСТВИЙ "

Урок русского языка во 2 классе по программе"Гармония"" знакомит со способами проверки безударной гласной в глаголах...

Презентация "Подбираем проверочные слова для названий предметов"

М.Соловейчик "Русский язык", 2 класс. Материал к уроку....

Конспект урока по русскому языку "Упражнения в подборе проверочных слов для названий предметов2.

Цель: продолжить упражнять в решении орфографических задач в корне для названий предметов.Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; тренировка ум...