Понятие о местоимении 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Музалевская Галина Федоровна

Разработка урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_mestoimenii.rar931.74 КБ

Предварительный просмотр:

        

МОУ СОШ №19

                     с. Побегайловка

Уч.: Музалевская Г.Ф.

Тема: «Понятие о местоимении»

Цели урока:

Ознакомление с новой частью речи - местоимением, своеобразием личных
местоимений. наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

                   Развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно  

           употреблять

        Совершенствование орфографической зоркости учащихся.

Ход урока

I.  Организационный момент.      Слайд1.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Откройте тетради. Запишите число.

П.      Минутка чистописания.   Работа по карточкам.   Слайд 2

На доске записаны  слова с пропущенными буквами.
Ш...ФЕР, В ...ГОН, В...КЗАЛ        

-        Найдите в данных словах общее?
(1. Имена существительные;

2. В каждом слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная»;

3. Двусложные слова с ударением на второй слог.)

-        Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью
которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово ВАГОН. В
словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ непроверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН
непроверяемая безударная гласная А.)

  1. Значит, мы будем писать на чистописании букву А.
  1. Гласную букву А мы напишем с буквами, которые встречается в двух последних
    словах. (ва, аг, ал)    Слайд 3

III.    Словарно-орфографическая минутка.  Слайд 4

К данным словам добавьте нужное количество букв так, чтобы получились слова.

Запишите эти слова в алфавитном порядке.

(Багаж, восемь, деревня,  завтрак, карандаш, класс, магазин, пассажир, рассказ, трамвай)

Проверьте. Слайд 5.

IV. Изучение нового материала.

1. Введение в тему и постановка задачи урока.

        

Да, сегодня на уроке мы познакомимся с новой часть речи.        

        

Слайд  6. Прочитайте текст.        

Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши.  О ком этот текст? ( О сове)

Рассказ учителя:        

Распространены совы по всему свету, кроме Антарктиды. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах.

Мелкие совы живут около 20 лет, а крупные филины доживали в неволе до 68 лет. Сов можно встретить во всех природных зонах нашей страны. Из 144 видов этих птиц 18 обитает у нас.

Определите, какой в нем имеется недостаток.

(В каждом предложении имеется слово «сова».)        

—Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

—Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

Слайд  7

   Часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного,  называется местоимение.

Вместо имени предмета говорим мы слово: это,

то, они, оно, она — всем известные слова.

Это без сомнения слова — местоимения.

2. Работа по теме урока.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

  1. Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое
    удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как

    дублёры в театре.
  2. В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений - личными местоимениями.

1. Работа по учебнику.

  1. Прочитайте правило на с. 49
  2. Прочитайте личные местоимения. (Я, ты, он, она, оно, они, вы, ты)
  3. Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я.)

- Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других,
включая себя в их число? (Мы.)

  1. Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты.)
    К нескольким лицам? (Вы.)

Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чём-либо или о
ком-либо? (Он, она, оно, они.)

2. Упражнение 372

Задание: списать текст. Подчеркнуть местоимения.

Работа у доски.

Прочитайте вопрос Почемучки с. 49 (Учащиеся отвечают на вопрос) Слайд  8

  1. - Сверим наши предположения с учебником с. 50.

         Прочитайте правило.

Слайд  9

- Назовите сходства между личными  местоимениями и существительными.

-  Назовите их различия.

V. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре.

 И на месте поскакать.

 На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести!

Хватит-хватит прибежали,

 Потянулись, подышали!

5. Упражнение 373(устно)

- Какие проверочные слова должен был подобрать Шишкин?

- Найдите в тексте местоимения.

6. Самостоятельная работа

 Упражнение № 374

Проверка по  Слайду 10

VI. Итог урока.

   Слайд 11,  12.

VII. Домашнее задание.     Слайд 13.

упражнение № 375, с.50, правило с 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"

Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....

Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс

Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Понятие о местоимении. Личные местоимения".

Урок открытий новых знаний, урок - исследования по теме "Понятие о местоимении. Личные местоимения"....