Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" с презентацией.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Синельщикова Лидия Ивановна

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках Недели начальных классов.

Цель мероприятия:

 Содействовать  развитию познавательной деятельности учащихся.

Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov.rar2.99 МБ

Предварительный просмотр:

                        

                           

Турнир знатоков  русского языка

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего турнира. Слайд1

        Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и  прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские .

Ученик № 2.: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, а где– страстный, бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой. Слайды  2-3

Ведущий.        С самого раннего детства и до глубокой старости  жизнь человека непрерывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед  саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык.        

        Предлагаем вам сыграть в увлекательную игру «Конкурс знатоков русского языка». Сегодня будут звучать самые необычные и весёлые вопросы. И пусть на нашем конкурсе царят смекалка, остроумие и юмор.        

.                      Тур «Защита своей команды».

Представление команды 3 класса:

Вас приветствует команда «Зоркий глаз»

Наш девиз: «Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется глаз».

                                   

Представление команды 4 класса:        

Вас приветствует команда: «Чуткое ухо»

Наш девиз: «Чтоб речь дошла до слуха, чуткое нужно нам ухо».

Все вместе. И пусть быстрей кипит борьба,

                Сильней соревнования,

        Успех решает не судьба,

        А только наши знания. Хором

Ведущий.        Пора представить многоуважаемое жюри …

Ученик 11.        Упала ранняя звезда

        В полях прохлада

Сидит жюри,

Глядит жюри

Суровым взглядом.

Жюри, жюри нам помоги в наш час суровый:

Побольше баллов присуди и будет клево!

Ведущий.        А сейчас несколько советов всем участникам турнира:

- Не говори  гоп, пока не перепрыгнешь.

- Звону много, а толку мало.

- Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Не спеши языком, торопись делом.

                (объясняю правила игры)

(Команды рассаживаются по своим местам)

                                          1-й конкурс «Разминка».   Слайд 4

Ведущий.        1) 1.В каких словах по 100 согласных? (стог, стол, стон, стоп)

Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2 , 3)

2.Сколько горошин может войти в стакан? (Сами они войти не могут).

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

3. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)

Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)

4.Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая)

Какой рукой лучше размешивать чай? (Никакой – это лучше делать ложкой.)

5. Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)

За чем во рту язык? (за зубами)

6.Как разделить 5 картофелин точно на двоих? ( сделать пюре)

Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дадут)

7.Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

В каком году люди больше едят? (в високосном)

8. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки)

У кого есть шляпка без головы, а нога без сапога? (у гриба)

9. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)

                               II конкурс «Объясни толкование слов или Что это …?»    Слайд 5

Ведущий.        Вам надо данным словам дать 2 толкования, исходя из различных значений слов.

Балкон 1)        выступающая из стелы здания площадка с перилами;

  1. верхний ярус в зрительном зале.

Градус   1)        единица измерения дуг и углов;

             2) единица измерения температуры.

Осадок   1) тяжелое чувство, остающееся после чего – нибудь;

               2) твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне.

                                  III конкурс  «Из одного слова несколько».  Слайды 6-7

Ведущий.        Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной»

-Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались,      т.е.       из      букв   слова      «КАРТОФЕЛЬ»    составить         2 слова из 3 букв

                                2 слова из 4 букв                всего 8 слов

                                2 слова из 5 букв

                                2 слова из 6 букв

        /ель, рак, рот, кот, кат …

        пора, крот, факт, торф, кафе …

        кофта, катер, трель …

        кафель, форель, лекарь, токарь …)

        

IV конкурс. «Меткое слово».

Ведущий.        Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое так  бойко вырвалось бы из – под самого сердца, как метко сказанное русское слово!» Слайд  8

                -Кто догадался о каких таких словах говорится?

  1. Сейчас мы в этом постараемся убедиться. Вы должны вспомнить фразеологизмы и отгадать их по рисункам. Слайды  9-12
  2. Мы продолжаем упражняться в знании метких слов. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми пропущенными словами в разной падежной форме. Отгадайте их.

        … об … . Из … вон плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло. (руки)

        - А сможете вы их объяснить?

Музыкальная пауза.  Сценка «Наши падежи», «Творительный падеж»

Vконкурс «Каламбур».  Слайд 13

Ведущий. Все знают: урок русского языка – дело серьёзное.

 Некоторые ребята, говорят: «Увидишь ошибку - прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток!  Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится -  игра слов.

В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся по-разному, и называются они  омонимами.

На экране:         ЗАМОК-ЗАМОК

                      гвоздики – гвоздики

                   белки - белки

                  мука - мука                

                               засыпать – засыпать

                               НЕСУ РАЗНЫЕ – НЕСУРАЗНЫЕ

                           ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ – ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ

                           ТА МАРКА – ТАМ АРКА - ТАМАРКА

А сейчас посмотрите сценку: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ».

Она – яркий пример каламбура, в котором были использованы несколько сходно звучащих слов.

Ведущий.        Наш турнир окончен.

        Вы постарались, как смогли.

                        А теперь предоставим слово уважаемому жюри.

        Спасибо всем за игру .

 

Заключительное слово учителя  (слайд 14)

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Внеклассное занятие "Знатоки русского языка" 3 класс

Данное занятие можно использовать во внеклассной работе в 3 классе. Форма работы - групповая....

Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" 4 класс

Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" 4 класс...

Внеклассное занятие "Знатоки русского языка"

Внеклассное по русскому языку 2 класс...

Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»

Эта презентация является дополнением  к внеклассному мероприятию по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 2 класс

Класс делится на 3 команды, каждой команде даются задания в различной форме:загадки, ребусы, кроссворды. На каждое задание отводится определённое время. После каждой номинации подводится итог и выстав...

Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка"

Цель: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.Задачи:1.Воспитывать уважение к другим людям, стремление делать хорошие дела2. Обобщить знания ...