Главные вкладки

    Разработка урока с использованием теории РКМЧП.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Николаева Наталия Николаевна

    Урок с использованием теории РКМЧП был дан на семинаре по данной тематике,также разработка данного урока была отправлена на конкурс " Новая формула урока".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

     НИКОЛАЕВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА_ГБОУ СОШ №1955

    Сценарий урока русского языка( технология РКМЧП)

    I .ОРГ. МОМЕНТ                                                   Цели: установление    

                                                                                     психологического контакта

    2.СИТУАЦИИ УСПЕХА

                                                                           Цели: включение ребенка в               конкретно-предметную деятельность ,обеспечение мотивации, актуализация ЗУН

    Прием "Синквейн"

    Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

     На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение .

    Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к уроку, дает ее новую интерпретацию.

      Дети программируют урок для себя. Например:

    урок

    интересный  познавательный

    действовать  думать   осознавать

    мне это необходимо

    пригодится

     

    Создание учебной проблемной ситуации.

    Прием “Лови ошибку”

    Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

    Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

    1. явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
    2. скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

    Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

    Предъявление учащимся псевдотекста ( на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши)

    Задание:  прочтите текст .

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

    “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого.

    “Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

    Социальный долг человека – быть интеллигентным.

    3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ                              Цели: побуждать детей к    анализу,   мотивировать мыслительную Д.

    Что осложняет наше понимание?

    Прием “Корзина идей”

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

    Алгоритм работы:

    1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

    2. Обмен информацией в парах или группах.

    3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

    4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

    5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

    О чем  текст? Можно ли понять мысль автора?            

    Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

    Что такое текст? А как Вы могли бы назвать предложенный Вам материал?( деформированный текст).

    Еще этот текст можно назвать  псевдотекст. Ваши предположения- на какое слово похоже данное мной слово? И что же в итоге обозначает понятие

    « псевдотекст»?

    Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”)

    По каким признакам мы определяем текст?(Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство.)

    Определите тему   и цели урока.( Текст, его признаки и стили)

     Цели:

    - выделить исходные тексты из псевдотекста;

    - определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

    1. указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

    4. МОДЕЛИРОВАНИЕ                                                                      Цели: построение  моде-  

                                                                                                                    лей решения, совершен-                                                                                                                                   ствование        умения                                                                                                        

                                                                                                                    кодировать информацию.                                                              

     Работа с псевдотекстом.Работа в парах .

    В ходе обсуждения в парах выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами ( красный – официально - деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.

    Стихотворение Р. Гамзатова 

    “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?” “Вон человек, что скажешь ты о нем?” -  Спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)

    Стиль – художественный.

    Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.

    Стихотворение, написанное в форме диалога.

    Какую картину вы представили, когда читали его?

    Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация)

    Какие художественные средства использует автор?

    нет ярких выразительных средств,

    слова общеупотребительные,

    признаки разговорного стиля: указательная частица - вон, “плечами пожимая”,

    использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,

    использованы синонимы: друг, товарищ,

    связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.

    Когда происходят эти события? ( в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени “спросил, ответил”).

    О чем заставляет нас задуматься поэт? ( об отношении к людям).

    Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

    Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

    Друг – 1 тот, кто связан с кем-то дружбой,

    2 употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку.

    Товарищ – 1 человек, близкий кому – нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому – нибудь.

    Работа по презентации.

    Анализ текста официально-делового стиля 

    Глава 2 Статья 17

    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)

    Стиль – официально-деловой.

    Цель – сообщение, передача деловой информации.

     Стилевые черты:

    точность, не допускающая иного толкования;

    долженствующе-предписывающий характер  

    “обезличенность”  ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица)

    стереотипность построения текста, стандартизированность;

    отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.

    Языковые средства:

    использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются),

    человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),

    использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией),

    предложения с однородными членами предложения.

    Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).

    Все ли слова понятны?

    Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.

    Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать)

    Право – 2 охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что – нибудь делать, осуществлять (право на образование)

    Свобода – 1 возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова)

    2 независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.

    Что самое главное в этом тексте?

    Работа по презентации.

    Анализ текста публицистического стиля.

    Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?

    Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.

    Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

    Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

    Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

    Стиль – публицистический.

    Цели:

    воздействие на читателя,

    внушение определенной идеи,

    побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.

    Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном”

    Стилевые черты:

    логичность (тип речи – рассуждение);

    образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;

    общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);

    полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);

    экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).

    Языковые средства:

    использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;

    Интеллигентность.

    Интеллигентный – образованный, культурный.

    Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

    Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?

    Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?

    Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?

    Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?

    Долг – обязанность.

    Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

    Нравственное здоровье.

    Нравственный –2 соблюдающий правила нравственности; 3. относящийся к внутренней духовной жизни человека.

    Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения:

    фразеологический оборот “белая ворона”;

    цитата;

    лексические повторы;

    восклицательные, вопросительные предложения;

    глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать);

    составные именные и глагольные сказуемые.

    Предъявление презентации для проверки.

    Прием “Пометки на полях”( c публицистическим текстом)

    Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

    Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

    Маркировочные пометки:

    1. Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
    2. Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
    3. Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

    Может быть несколько вариантов пометок:

    2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

    После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

    “V” - знаю

    “+” - новое

    “?” - есть вопросы

    Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

    5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

     Прием "Сводная таблица"

     Проходит в заполнении                                                                          

                                                                                                                       Цели:           умение

    таблицы « Стили речи»                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                       исправлять свои                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                            ошибки                                                                                                                                                                                            оценивать работу.

     

     

    VI ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ                                                     Цели: анализ достижений,

    -Наш урок подошел к концу, давайте посмотрим:                      собственных и коллектив-

    достигли мы поставленных целей?                                               ных успехов, оценить про-

                                                                                                               цесс и результаты учебной

                                                                                                               деятельности.

     Прием “Написание эссе”

    Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

    Возможный алгоритм написания эссе.

    1. Обсуждаемая тема (проблема).
    2. Собственная позиция.
    3. Краткое обоснование.
    4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
    5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
    6. Заключение.

    Домашнее задание: написать текст на тему «  Письмо о самом главном ».

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока с использование развивающей технологии по теме «Письмо Деду Морозу» 4 класс

    Методическая разработка помогает начать обучение письму на начальном этапе. Учащиеся знакомятся со структурой письма и овладевают первыми навыками в написании письма....

    Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

    Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

    Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

    Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

    Разработка урока с использованием игровых технологий

    Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса, изучающих английский язык первый год. Игроые технологии, исользуемые в данной работе помогут усвоить учебный материал легко и весело....

    Разработка урока с использованием ИКТ для 4го класса

    Разработка урока английского языка с использованием ИКТ в 4-м классе по теме "Мой родной дом"...

    Разработка урока с использованием ТИКО

    Рекомендую учителям начальных классов использовать на уроках , особенно, математики ТИКО....

    Методическая разработка урока, с использованием ЭОР в образовательном процессе

    Разработка урока литературного чтения. Стихотворения Э. Асадова В нашей жизни....