Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе по темае «Общее знакомство со сложным предложением»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Иванова Ольга Валерьевна

Цели:

Развивающая - развивать мыслительную и творческую деятельность;

Образовательная - познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;

Воспитательная – воспитывать у детей любовь и интерес  к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 « А» классе

Тема: «Общее знакомство со сложным предложением»

                                                                                                                              Учитель: Иванова О.В.

Цели: 

Развивающая - развивать мыслительную и творческую деятельность;

Образовательная - познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;

Воспитательная – воспитывать у детей любовь и интерес  к родному языку.

Ход урока:

  1. Орг. момент

Урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

  1. Актуализация

- Наш учебник называется  «К тайнам русского языка». Он наш друг  и помощник, и на каждом уроке помогает открывать всё новые и новые тайны. И сегодня наш урок - не исключение. Нам предстоит открыть ещё одну тайну русского языка.

Слайд 1

- Попробуйте догадаться, о чём пойдёт сегодня речь. Для этого расшифруйте «тарабарскую грамоту»

Слайд 2

- Это научное слово вам уже знакомо? В русском языке мы уже встречались с таким термином?

Слайд3

- Подготовьтесь продолжить первое предложение. Кому трудно  сейчас выполнить это задание, обратитесь к ТПО стр. 64 упр.488

- Итак, продолжите предложение

Слайд 4

- А какие слова называют сложными?

- Приведите примеры сложных слов?

- Как они образовались? (путём сложения двух корней)

Слайд 5

  1. Постановка учебной проблемы

- А второе предложение сможем ли мы продолжить сейчас?(нет, нам не хватает знаний)Так значит какую цель мы перед собой сегодня поставим?(узнать, что же ещё бывает сложным в русском языке)

4. Творческое воспроизведение

- Откройте ТСО, №489,прочитайте задание.

- Что вы будете делать?

- Я предлагаю поработать вам дружно, в парах.

Самостоятельная работа детей.

Проверка

- Какие главные члены подчеркнули в первом предложении?

-Так сколько основ-частей в первом предложении?(1)

Слайд 6

- Какие главные члены подчеркнули в первом предложении?

- Так сколько основ-частей во втором предложении?(2)

- Как вы думаете, предположите? Какое или какие из этих предложений можно назвать сложными? Почему?

Слад 6

- А может быть мы не правы?

- Проверьте свою догадку по учебнику, стр.56 сообщение внизу(дети читают вслух)

-Так почему второе и третье предложение мы назовём сложным?

- А каким научным словом мы теперь можем назвать первое предложение? (простое)

- В чём разница между простым и сложным предложением?

Слад 6

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

- А теперь снова поработаем в парах. У вас на столах карточки, на которых четыре предложения. Ваша задача—найти среди них простые и ложные предложения.

- Как вы их будете отличать друг от друга?

Карточки, схема

Проверка.

- Какие сложные предложения нашли? почему они сложные?

- Запишите их в тетрадь?

- Выделите основы предложений.

- Сколько частей-основ в первом предложении?

- Сколько частей-основ во втором предложении?

- Попробуйте устно превратить  первое сложное предложение в два простых.

- Как это сделать? (после первой части сделаем паузу и поставим точку)

- Вертикальной чертой покажите границы новых предложений.

- Прочитайте, что у вас получилось.

2 человека у доски

- А какие простые предложения у вас в карточках?

- А может быть мы сможем их соединить в одно сложное предложение? Попробуйте это сделать

- Запишите это сложное предложение, но сначала обратитесь к учебнику стр.57 сообщение внизу.

- Как можно доказать, что 2 простых предложения стали одним сложным?

- Части сложного предложения—это не просто соединённые между собой простые. Объединившись, эти части продолжают, дополняют  друг друга, превращая разные мысли в одну, более полную.

- А с помощью чего соединены части сложного предложения?

- А с помощью чего они ещё могут быть соединены? (интонация, союзы)

- Понаблюдаем? Учебник стр.58 №494

- Прочитайте первое предложение и запишите его.

- Простое оно или сложное? Как доказать?

- С помощью чего соединены части сложного предложения?

- А что вы помните про знаки препинания при союзе а?

- А перед каким ещё союзом мы все всегда ставим запятую? (но)

- Прочитайте четвёртое предложение и запишите его.

- Оно простое или сложное? Почему?

- С помощью какого союза соединены части сложного предложения?

- А вас ничего не удивило? (,и)

- Мы же привыкли, что если союз и соединяет однородные члены предложения, то запятая не ставится

- Может быть тут ошибка?

- Развеять наше сомнение нам поможет учебник стр.58 (читают вслух правило)

- Что просят вас помнить о союзах а, но? И?

Итог урока

- Какую тайну мы сегодня открыли на уроке?

- Теперь мы сможем продолжить предложение?

Слайд 7

- Что вы узнали о сложном предложении? Чем оно отличается от простого?

Слайд 8

Домашнее задание я вам задам по выбору: выбирайте сами. Или из ТСО №493 .Там по заданию нужно будет определить какие предложения являются простыми, а какие сложными, подчеркнуть основы предложений, поставить, если нужно, знаки препинания. А другое задание—найти в книге, которую сейчас читаете, три сложных предложения, записать, выделить основы предложений.

Слайд 9

Релаксация

С каким чувством заканчиваете урок? Что сегодня показалось сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект с презентацией урока по русскому языку в 4 классе по УМК "Гармония": "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"".

В данном материале представлена разработка урока русского языка в 4-ом классе по УМК "Гармония" на тему "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"". Разработка сопровождается презентацией....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по программе "Планета знаний" "Решение общих пунктуационных задач. Однородные члены предложения"

Данный урок разработан по програме "Планета знаний" в 4 классе. Урок отработки знаний и умений при изучении темы "Онородные члены предложения". Используется современная образовательная технология "Раз...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Предложения бывают сложные" УМК Гармония

Название: УМК «Гармония»    Учитель: Царёва Т.Н.Предмет: Русский язык    Класс: 4Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями (Предложения быва...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...