Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Предложения бывают сложные" УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Татьяна Николаевна Царёва

Название: УМК «Гармония»    

Учитель: Царёва Т.Н.

Предмет: Русский язык    Класс: 4

Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями (Предложения бывают сложными).                                                                                                                                 

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения».

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Цель урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём.

Задачи урока:

  • развивать критическое мышление
  • умения анализировать и сравнивать
  • обобщать полученные данные и делать выводы
  • развивать устную и письменную речь учащихся
  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку
  • воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.66 МБ
Файл urok.docx33.69 КБ
Файл kartochka_1.docx50.44 КБ
Файл kartochka_2.docx12.25 КБ
Файл test.docx12.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Название: УМК «Гармония»    

Предмет: Русский язык    Класс: 4

Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями (Предложения бывают сложными).                                                                                                                                  

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения».

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Цель урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём.

Задачи урока:

  • развивать критическое мышление
  • умения анализировать и сравнивать
  • обобщать полученные данные и делать выводы
  • развивать устную и письменную речь учащихся
  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку
  • воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного диалога, здоровье - сберегающая, ИКТ технология, технология развития критического мышления (синквейн).

Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный.

Формы организации детей на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую и контролирующую функции.

Оборудование: экран, проектор, компьютер (презентация).

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

  • Понимать особенности строения сложных предложений.
  • Замечать сложные предложения в текстах.
  • В ясных случаях отличать сложные предложения от простых (в том числе с однородными членами).
  • Пользоваться сложными предложениями в речи, пунктуационно оформлять их.

Личностные: 

  • Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях.
  • Понимание значимости ясной и правильной речи; осознание необходимости контроля за своей речью.

Метапредметные:

Регулятивные: Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем) способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности.

Познавательные: общеучебные – Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия.

логические – Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать.

Коммуникативные: Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.

Этап урока

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

ФУУД

Организационный момент:

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- Итак, ребята, давайте настроимся на урок и вспомним, как нужно работать? (дружно, терпеливо, внимательно, уважительно).

Прочитайте девиз нашего урока. (слайд 1)

Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи.

Давайте будем помнить об этом на протяжении всего урока.

Фронтальный

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Эмоциональный  настрой  на  урок.

Формирование личностных УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

Актуализация знаний.

 Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит -
Буквой 
К на нас глядит.

- Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква (буква может обозначать твердый или мягкий согласный звук, она по глухости – звонкости обозначает парный звук)

КкКккКкккКккк … (слайд 2)

- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву)

- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.

фронтальный

Формирование регулятивных УУД.

Обучающиеся учатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному учителем

Самоопределение к деятельности

Вспомните словарные слова на букву К. Назовите их. Давайте запишем. (пишут под диктовку – капуста, картофель, коричневый, красиво, кипеть) (Валерия и Данил Ляшенко у доски)

Какое задание можно предложить выполнить с этими словами? (поставить ударение)

Поставьте ударение.Еще? (надписать части речи) Надпишите части речи над каждым словом.

(Лера и Данил садятся на места, говорю оценки)

Еще что можно выполнить? (составить предложение)

Составьте предложение с одним из слов.

Запишем (у доски Юля) Например: Весной люди сажают капусту.  

Подчеркните грамматическую основу в этом предложнии. (подчеркнуть грамматическую основу, используя линейку)

еще 1-2 предложение простое.

(дети подчеркивают)

Давайте вспомним научное слово «Сложный». Что оно может обозначать в русском зыке.

(Сложными могут быть слова. Слова, в которых не один, а два корня, соединенных между собой соединительной гласной о, е: пароход, вездеход, водопровод… Еще бывает сложная форма будущего времени: буду играть, будет кушать…)

Прочитайте сведения авторов на стр. 72 учебника в красной рамке.

О чем вы узнали? (что предложения бывают и сложные)

Вот и авторы помогли нам определить тему урока. Как она будет звучать? (Предложения бывают сложными) (слайд 3)

Поставим цель урока! (познакомиться со сложными предложениями)

Поставим задачи урока: (слайд 4)

  • Узнать какие предложения называются сложными.
  • Учиться различать простое и сложное предложения.
  • Учиться ставить знаки препинания в сложном предложении.

Работа с предложениями

Определение  темы и   целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации

Формирование регулятивных УУД:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности.

Формирование познавательных УУД:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя;ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя;

-делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Работ по теме урока

- У вас на столах лежат карточки (карточка 1) белого цвета.

- Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений.

- Давайте определим грамматические основы в этих предложениях.

- Назовите ГО в 1 предложении. (Слышатся голоса) Во втором. (Распевают синицы, отстукивает дятел) В третьем предложении назовите ГО. (Солнце пригреет. Дороги почернеют. Проталины обнажатся. Ручейки зажурчат. Грачи пожалуют.)

- Теперь посмотрите, чем отличаются эти предложения? (у них разное кол-во ГО)

Укажите кол-во ГО после предложений цифрами в скобках.

Как можно назвать эти предложения, относительно нашей темы? (сложные)

- Почему нельзя назвать первое предложение сложным?

Чтение сообщения на стр. 73.

- Попробуйте превратить сложные предложения в простые.

- Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном.

- Сравните: при каком построение предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему?

Почитаем сведения на стр. 74.

- Какую информацию вы извлекли?

(Вернемся к первым предложениям)

- Можно ли простые предложения объединить и получить сложное?

Весной люди сажают капусту, еще они готовят к посадке картофель.

Сделаем вывод: из простых предложений можно получить сложное, а сложное можно разделить на несколько простых.

- Запишите одно сложное предложения. Обращайте внимание на постановку запятых.

На слайде дано стихотворение Афанасия Фета. (слайд 6,7)

- Спишите стихотворение, подчеркните основы.

- Вертикальными черточками покажите части сложных предложений. ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ

Уж тает снег,

Бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Сколько  сложных предложений вам встретилось? Докажите, что они сложные.

- Обратите внимание на употребление ЗП в СП.

- Как соединяются в первом предложении два простых предложения? (в речи соединяются интонацией, а на письме разделяются запятой)

- А в последнем как соединяются? (с помощью союза И, но при однородных членах запятая не ставится перед союзом И, а в сложном ставится.)

Прочитайте правило на стр. 75.

Фронтальный

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Регулятивные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

-делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя;

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Физминутка

Слайд 8.

Зарядка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Создание здоровье сберегающей среды.

Самостоятельная работа

Сейчас вы поработаете в паре. Вспомним правила работы в паре. (слайд 9)

Открываем ТПО упр. 501 стр. 64

Спишите текст и выделите ГО.

В чем отличие второго предложения от третьего?

(Второе предложение сложное, т.к там 2 ГО, а третье это предложение с однородными сказуемыми)

Спишите сложное предложение, подчеркните ГО.

-А вот теперь у нас дифференцированное задание.

У вас на столе лежат зеленые, желтые и красные карточки.

Зеленая карточка – первый уровень. Здесь списать текст и подчеркнуть ГО; желтый – второй. Составить и записать из простых предложения сложные, выделить ГО; красный – третий уровень повышенной сложности. Необходимо составить и записать из простых предложений ложные, выделить ГО, разобрать по членам предложения.

Каждый из вас выберет задание по своим силам.

Проверка по эталону. (карточка 2) (слайд 11)

Работа с текстом

Осуществление контроля и проверки полученных знаний.        

Фиксируется недопонятая информация.

Формирование регулятивных УУД:

- пользоваться инструкциями;

- ставить и

применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Проверка знаний

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.

Ваши работы я проверю и оценю, как вы усвоили новый материал.

Самостоятельная работа

Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал

Формирование регулятивных УУД:

- применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила.

Рефлек-

сия

 У каждого на парте лежит смайлик, но он без рта. Если вам было интересно и все понятно нарисуйте веселый, если были затруднения, то ровной линией, а если все непонятно и тяжело на уроке, то дуга будет смотреть вниз.      

Теперь, по очереди каждый ряд клеит свой смайлик в определенную зону на доске.

(слайд 12)                        Речь

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля        

Формирование

коммуникативных УУД:

- высказывать свое мнение;

-умение работать в паре по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения при работе в паре;

Формирование познавательных УУД:

представлять информацию в виде текста (синквейн).

Итог урока

Вернемся к нашим задачам урока. (слайд 13)

- Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам составление синквейна. (слайд 14)

1. предложения

2. простые, сложные

3. объединяются, дополняют, выражают.

4. предложения выражают определенную мысль

5. разные.

Фронтальный, работа в четвёрках

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля        

Формирование познавательных УУД:

-извлекать информацию представленную в разных формах (схема);

- анализировать, сравнивать, группировать

Задание на дом

1.Выполнить № 502, учить правила.

Запись домашнее

го задания

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

1 уровень.

Задание: спиши, подчеркни грамматическую основу.

Солнце скрылось за тучами. Вдалеке ударил гром. Зелёный лес замер в ожидании грозы. Звери попрятались в норы. Птицы перестали петь.

2 уровень.

Задание: Из простых предложений составь сложные. Запиши их в тетрадь. Выдели грамматическую основу.

Солнце скрылось за тучами. Вдалеке ударил гром. Зелёный лес замер в ожидании грозы. Звери попрятались в норы. Птицы перестали петь.

3 уровень.

Задание: Из простых предложений составь сложные. Запиши их в тетрадь. Выдели грамматическую основу. Разбери по членам предложения.

Солнце скрылось за тучами. Вдалеке ударил гром. Зелёный лес замер в ожидании грозы. Звери попрятались в норы. Птицы перестали петь.



Предварительный просмотр:

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий.

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок по русскому языку 3 класс УМК " Гармония"

Это урок мнообразен и интересен. Разработан по новым стандартам. Урок прошел успешно. Разнообразие форм и методик работы....

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....