Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Середа Лариса Павловна

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы  «Литературное чтение» О.В.Кубасовой  2011г  изд-во «Ассоциация 21в.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kal.-_temat.planir._lit.cht_._1kl.fgos_.docx32.45 КБ
Файл poyas.zap_._lit.cht_.1kl.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Основное содержание обучения

УУД

Характеристика

деятельности

обучающихся

План

Факт

Звенит звонок — начинается урок (8ч.)

1

Л. Дьяконов «Первоклассникам»,

А. Барто

 «Стали грамотными»

07.03

07.03

1

Знакомство с литературными произведениями школьной тематики.

Создание  положительной  мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Знакомство с русскими народными пословицами.

Озаглавливание  прочитанного текста,     иллюстрации.

Определение темы текста.

Обогащение словарного запаса.

Тренировка в заучивании наизусть.

Освоение чтения по ролям.

Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника.

Выявление подтекста читаемого произведения.

Участие в  коллективном рассуждении о  значении обучения и умения читать.

Обучение выбору книги по заданной учителем теме

Выработка положительной мотивации к обучению и к чтению

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.  Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.     Читать «про себя»,  понимая содержание текста.  Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной  жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть  и  декламировать их.  

2

Г. Новицкая «Книжки»,

  Р. Сеф «Учись

читать!..»

11.03

11.03

1

Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению

3

Л. Пантелеев «Ау»,

12.03

12.03

1

Формирование осознанности и выразительности чтения

4

С. Погореловский

 «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». 

13.03

13.03

1

Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбного поведения, духа коллективизма

5

В. Голявкин «Болтуны»

14.03

14.03

1

6

С. Маршак «Угомон»

 

18.03

18.03

1

Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению

Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности

7

Э. Мошковская «Можно всему-всему

 научиться...»

19.03

19.03

1

8

Обобщающий урок.

20.03

20.03

1

«Час потехи»  (9 часов.)

 1

(9)

В. Смит «Потехе час»

21.03

21.03

1

Знакомство с   литературными произведениями, раскрывающими     тему организации досуга.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Знакомство с фольклорными    произведениями    малых жанров: потешка, колыбельная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица.

Практическое освоение  терминов «персонаж», «потешка», «песня», «колыбельная»,  «побасенка»,  «загадка»,  «считалка», «путаница», «небылица».

Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника.

Выявление подтекста читаемого произведения.

Знакомство с олицетворением (без термина).

Озаглавливание прочитанного текста,   иллюстрации.

Чтение по ролям.

Составление картинного плана.

Освоение приема «музыкальное иллюстрирование».

Обогащение словарного запаса.

Тренировка в заучивании наизусть.

Составление небольшого рассказа по иллюстрации.

 Сочинение  загадки, считалки, небылицы (по желанию).

 Участие в конкурсах загадок,  скороговорок.

 Обучение выбору книги по заданной учителем теме

Развитие мышления, внимания, памяти

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.  Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая  эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать  по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя»,  осознавая содержание текста.  Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации.  Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений.  Заучивать стихотворения наизусть  и  декламировать их.  Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр».

 2

(10)

«Потешки и колыбельные песни»  

01.04

01.04

1

Формирование положительной мотивации к чтению

 3

(11)

Русские народные побасенки.

02.04

02.04

1

Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбного поведения, духа коллективизма

 4

(12)

Загадки.

03.04

03.04

1

Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей

  5

(13)

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»,

 В. Берестов «Искалочка»

04.04

04.04

1

Формирование осознанности и выразительности чтения

  6

(14)

Русские народные считалки.

 В. Берестов «За игрой»

08.04

08.04

1

Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей

7

(15)

Словесные игры: скороговорки, небылицы;

С. Маршак «Я видел».

09.04

09.04

1

 8

(16)

 А. Босев  «С нами Смех!»  

А. Усачёв  « Если вы собрались в гости».

10.04

10.04

1

Совершенствование всех сторон навыка чтения

 9

(17)

С. Маршак «Пудель»

11.04

11.04

1

Формирование способности и привычки к рефлексии

«Что такое хорошо и что такое плохо»      (12 ч.)

 1

(18)

Л.Толстой

«Правда всего дороже».

 С.Прокофьева

«Сказка про честные ушки»

15.04

15.04

2

Знакомство с   литературными произведениями  нравственной     тематики.

Формирование  нравственной  позиции,  а также  личностных  качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь,   смелости, скромности.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Характеристика персонажа.

Составление небольшого рассказа о персонаже.

Выявление подтекста читаемого произведения.

Определение идеи произведения.

Определение   отношения автора к персонажу.

Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Анализ заголовка произведения.

Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации.

Знакомство с  жанром басни.

Знакомство с эпитетом (без термина).

Чтение по ролям.

 Составление картинного плана.

 Составление небольшого рассказа по иллюстрации.

 Сравнение произведений,  персонажей разных произведений.

 Ранжирование произведений по тематике, жанру.

 Обобщение прочитанных произведений  по заданным    параметрам.

 Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие).

 Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

Выработка нравственно-

этической ориентации   

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.  Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.     Читать «про себя», понимая  содержание текста.  Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения  о  значении тех или иных нравственных качеств.  Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое.  Определять собственное отношение к персонажу.   Определять  отношение автора к персонажу.  Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать  произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении   игры «Радиотеатр». Осуществлять выбор   книги по заданному параметру.

2

(19)

Л.Толстой

«Правда всего дороже».

 С.Прокофьева

«Сказка про честные ушки»

16.04

16.04

Выработка нравственно-

этической ориентации   

3

(20)

В.Орлов «Кто первый»; Э.Мошковская

«Не надо больше ссориться!»;

 Л.Толстой «Кто прав?»

17.04

17.04

1

Развитие способности

 к  прогнозированию

 4

(21)

В.Осеева «Все вместе».

18.04

18.04

1

Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбного поведения, духа коллективизма

  5

(22)

Е.Пермяк «Для чего руки нужны?» Эзоп «Собрался старик помирать…»

22.04

22.04

1

Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению

 6

(23)

Л.Толстой

 «Два раза не умирать».

Л.Толстой

«Два товарища»

23.04

23.04

1

Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне)

  7

(24)

В.Росин

 «Друзья познаются в беде»

24.04

24.04

1

Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости)

  8

(25)

 С.Михалков «Ошибка»

25.04

25.04

1

Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение

  9

(26)

С. Михалков «Прививка».

29.04

29.04

1

10

(27)

Л.Яхтин «Силачи».

30.04

30.04

1

Развитие ценностно –смысловой сферы личности. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей

 11

(28)

М.Пляцковский

«Добрая лошадь»

01.05

02.05

1

Развитие ценностно –смысловой сферы личности. Совершенствование  эмоциональной сферы (восприимчивости и чуткости)

 12

(29)

Обобщающий урок

02.05

02.05

1

Развитие способности  сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, музыкой)

  «Там чудеса...»   (13часов)

1

(30)

А. Шибаев «Сказки просят...»

06.05

06.05

1

Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Определение темы   произведения.

Характеристика персонажа.

Выявление подтекста произведения.

Определение идеи произведения.

Определение   отношения автора к персонажу.

Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Знакомство с сюжетной схемой.

Составление картинного плана.

Элементарное сравнение жанров:  сказка, стихотворение,  рассказ, басня.

Озаглавливание  прочитанного, иллюстраций.

Пополнение словарного запаса.Обучение художественному  пересказу прочитанного.

Освоение приема драматизации.

Составление рассказа по иллюстрации.

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие).

Обучение ориентировке в книге по обложке  и  содержанию (оглавлению).

Книжные  иллюстрации и их авторы.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и художественной литературой

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.  Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать «про себя»,  осознавая содержание текста.  Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать  картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям,  разыгрывать сценки.   Пересказывать  прочитанное в опоре  на схему, картинный план, используя  языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять  рассказ  по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по  обложке, содержанию. 

2

(31)

Русская народная сказка «Лиса и рак».

07.05

07.05

1

Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем  и о ком он написал

3

(32)

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

08.05

08.05

1

4

(33)

Ингушская сказка «Заяц и черепаха» .

09.05

13.05

1

Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизации

5

(34)

Американская сказка

«Вот он, вор!»

13.05

13.05

1

Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизации

6

(35)

Армянская сказка «Заказчик и мастер».

14.05

14.05

1

Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизации

    7

(36)

Сказки А. С. Пушкина

15.05

15.05

1

8

(37)

Викторина «Сказки

Х.К.Андерсена»

Х.К.Андерсена

«Принцесса на горошине».

16.05

16.05

1

Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизации

9

(38)

В. Орлов

 «Абрикос в лесу»

17.05

17.05

1

Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение

10

(39)

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» .

20.05

20.05

1

Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбного поведения, духа коллективизма

11

(40)

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» .

21.05

21.05

1

12

(41)

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

22.05

22.05

1

13

(42)

Обобщающий урок.

23.05

23.05

1

Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Литературное чтение

УМК «Гармония»

Рабочая    программа   учебного предмета  «Литературное чтение» для 1 класса   разработана  в соответствии с  требованиями:

  • «Федерального Государственного стандарта начального общего образования  второго поколения»
  • Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 п.7.
  • Примерной основной программы образовательного учреждения, подготовленной институтом стратегического исследования в образовании РАО Москва: «Просвещение» 2010г. (серия «Стандарты второго поколения»  2008г)
  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №197; (с изменением от 10.03.2009 №216.)
  • Приказа Министерства образования России от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • На основе авторской программы  «Литературное чтение» О.В.Кубасовой  2011г » из-во «Ассоциация 21в.»
  • Учебного плана муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Шебалинской средней общеобразовательной школы на 2012- 2013г (132 часа, 4 часа в неделю; из них 42ч. – литературное чтение; 90ч. – обучение грамоте.  

       Запланировано 132 часа, но будет проведено 130 часов, т.к. 2 часа выпадают на календарно праздничные дни (01.05; 09.05). Программа   будет выполнена за счет блоковой подачи материала. (02.05; 13.05)                                                                                

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

Поскольку  речевая деятельность является  основным средством познания и коммуникации,  литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет  успешность обучения по другим предметам начальной школы.

2. Адресат

  Программа адресована обучающимся начальных классов  общеобразовательных школ

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе

5. Универсальные учебные действия

Личностные, метапредметные  и предметные задачи/результаты обучения чтению

Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5.  Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве[1]1.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

6. Основные содержательные линии курса «Литературное чтение»

Виды речевой   деятельности

Аудирование (слушание)  

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,  художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.  

Чтение  Чтение вслух

Плавный слоговой способ  чтения с соблюдением орфоэпических   норм чтения  (скорость чтения в соответствии  с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание  читаемого при помощи вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов,  передавать основной эмоциональный тон  произведения.
Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение «про себя»

Понимание при чтении про себя смысла  доступных по объему и жанру произведений.   Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).  

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), т. е.  преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы,  слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.  

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом  художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста.   Определение главной мысли текста, в котором эта мысль  сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения.   Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.  Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,   характеру поступков героев[2]1.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка

из  предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана.

Ключевые (опорные)  слова.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура.

Книга  учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и  как источник  знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление),   иллюстрации.  

Умение ориентироваться в характере книги
по ее обложке. Выбор книг на основе  открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

Говорение (культура речевого общения)  

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:  отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.  

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так  и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и  живописного произведения).  

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица,   считалка),  рассказ по иллюстрации.

7. Цели и задачи курса «Литературное чтение»

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  
  • готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

8. Специфика  программы курса «Литературное чтение»

Учебный материал, реализующий данную Программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников.

Общая характеристика  курса «Литературное чтение»

В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно-ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «в едёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит к правильному осмыслению прочитанного.

Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг».

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, орга низующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

 Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки (вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета); основной блок вопросов и заданий расположен после текста) — таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;

систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и увеличение самостоятельности детей при их выполнении;

сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

9. Структура программы курса «Литературное чтение»

Звенит звонок — начинается урок (8 ч.)

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»*(звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...».

Час потехи  (9 ч.)

В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни;  побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; небылицы; С. Маршак «Я видел»;  А. Босев «С нами Смех» (перевод С. Михалкова);     С. Маршак «Пудель».

«Что такое хорошо и что такое плохо» (12 ч.)

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»;   Л. Н. Толстой «Кто прав?»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка»,  «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

 «Там чудеса...» (13 ч.)

А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

10. Планируемые результаты по курсу Литературное чтение «»

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового  содержания.

17. Развитие литературных способностей.

11. Формы организации образовательного процесса курса «Литературное чтение»

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная

            работа, работа в парах

12. Оценка достижений планируемых результатов курса «Литературное чтение»

  • Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
  • Итоговое оценивание  знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового комлексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературы, окружающего мира.
  • Для оценки умений работать с текстом в конце года проводиться итоговый тест

13. Объем и сроки изучения курса «Литературное чтение»

Программа курса общим объемом 40 ч в год, 4 ч в неделю  изучается после окончания курса «Обучение грамоте»

14.Библиографический список:

для учащихся

для учителя:

Кубасова О.В.  1 класс. Учебник, , 2011 г. (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

Кубасова О.В. 1 класс. Рабочая тетрадь ,  2011 г. (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

 

Кубасова О.В.  Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 1 класса, 2011 г. (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

Кубасова О.В. Программы для 1-4 классов, 2011 г. (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

Периодика:

 «Учительная газета»

«Первое сентября»

«Практические советы учителю»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...