Склонение имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ткаченко Ольга Евгеньевна

Цели урока:

 

Образовательная:

 

знакомство с понятием « склонение имен существительных»,

отработка умения определять склонение существительного;

формирование навыков правописания и самоконтроля.

 

Воспитательная:

 

привитие детям любви к родному языку.

 

Развивающая:

 

расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами;

развитие речи, мышления, познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Склонение имен существительных.

Цели урока:

Образовательная:

знакомство с понятием « склонение имен существительных»,

отработка умения определять склонение существительного;

формирование навыков правописания и самоконтроля.

Воспитательная:

привитие детям любви к родному языку.

Развивающая:

расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами;

развитие речи, мышления, познавательных интересов.

Этапы урока:

  1. Сообщение темы урока…………………………………………………1
  2. Словарная работа……...………………………………………………..1
  3. Работа над новым материалом…………………………………………2
  4. Физкультминутка…………...…………………………………………..3
  5. Закрепление……………...………………………...................................3
  6. Дифференцированная работа……………...…………………………...4
  7. Домашнее задание…………...………………………………………….4
  8. Итог урока…………...…………………………………………………..4

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В.Иванов.

Рабочие тетради «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок» автор М.И.Кузнецова.

      Компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I.Сообщение темы урока (используется слайд 1).

II. Словарная работа

  1. Словарный взаимодиктант.

Первый и второй ряд работают по вариантам, третий ряд (учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке)  выполняет задание в тетради «Учусь писать без ошибок» под руководством учителя. По одному ученику от каждого ряда работают у доски.

I вариант                                 II вариант

тетрадка                                  берег

кружка                                    клад

игрушка                                  парус

шубка                                      поход

дорожка                                  улов

тропка                                     пирог

(Учащиеся первого варианта диктуют слова второму, затем учащиеся второго варианта диктуют слова первому. После этого меняются тетрадями и проверяют работы, исправляя ошибки зеленой пастой.)

-Какое правило вспоминали, записывая слова?

(Правописание парных согласных на конце и в середине слова)

-Как проверить парную согласную на конце и в середине слова?

- Что общего в словах первого столбика?

(Это имена существительные, единственного числа, женского рода, с парной согласной в середине слова, начинаются на согласную, окончание –а, основа состоит из корня и суффикса).

2.Изучение правописания новых слов.

Запишите в словарик слова шампунь, картофель.

Эти же слова запишите в тетрадь, выделите орфограммы.

Работа с рубрикой « Путешествие в прошлое». Рубрика  знакомит с историей слова картофель.

-Важно запомнить не только написание этих слов, но и их род .

-Какого рода  эти существительные? (Относятся к существительным мужского рода).

-Придумайте с каждым из слов предложение.

- Наиболее удачные предложения записываются под диктовку в тетрадь.

- В каком падеже стоят существительные в этих предложениях?

-Какие окончания имеют?

- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).

III.Работа над новым материалом.

1.Работа с рубрикой «Давай подумаем» (используется слайд 2).

Существительные при изменении по падежам могут иметь окончания как в первом столбике (розовый фон), либо как во втором (зеленый фон), либо как в третьем столбике таблицы (голубой фон).

- Какие окончания у существительных первого столбика? Второго? Третьего?

Пользуясь таблицей, запишите слова в три столбика в зависимости от того,  как изменяются их падежные окончания.

окно, дядя, лошадь, конь, сосна, цепь, поле

Каждое слово учащиеся сначала устно изменяют  по падежам и определяют набор окончаний, свойственных этому слову; затем в тетради записывают это слово в один из трех столбиков.

Образец выполненной работы

дядя (м.р.)                        окно  (с.р.)                              лошадь (ж.р.)

сосна (ж.р.)                      конь    (м.р.)                               цепь (ж.р.)

                                           поле (с.р.)

Какого рода существительные первого столбика? Второго? Третьего?  Какие окончания?

2.Работа с рубрикой «Тайны языка» (используется слайд 3).

В зависимости от падежных окончаний имена существительные можно разделить на три большие группы – три склонения.

Чтение статьи учебника (с. 26.) хорошо читающими учащимися.

IV.Физкультминутка «Класс». По команде «Класс» дети повторяют движения за учителем. Без  этой команды движения не повторяются.

V. Закрепление.

1.-Какие существительные относятся к первому склонению?

Упражнение 1. (с. 26)- выбор имен существительных первого склонения. Выполняется письменно в парах.

2.-Какие существительные относятся к первому склонению, какие – ко второму?

Упражнение 2. (с. 27) – различение имен существительных первого и второго склонений. Выполняется письменно фронтально.

3. Какие существительные относятся к третьему склонению?

Упражнение 3 – поиск имен существительных третьего склонения. Выполняется письменно фронтально.

4.Работа с рубрикой «Давай подумаем» - отработка умения различать слова второго и третьего склонений, совершенствование контролирующего навыка.

- Саша записал слова в две группы: 1) слова 2 – го склонения; 2) слова 3 – го склонения.

Проверьте, нет ли ошибок в его работе.

  1. конь, зверь, огонь, часть, медведь, пень, шинель, картофель
  2. лошадь, скорость, боль, мысль, шампунь, лень, обувь, июль

-Запишите  слова  по группам.

- Сколько слов будет записано в первую группу? Во вторую?

VI.Дифференцированная работа

1. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под контролем учителя следующее задание:

 

2.Сильные учащиеся выполняют упражнение 5 (с.28), а затем самостоятельно работают  со словами на слайде.

VII. Домашнее задание.

Списать в тетрадь предложения упражнения 3 учебника.

 По выбору:

 1) Определить падеж встретившихся в предложениях имен существительных.

  1. Одно из предложений разобрать по членам предложения.

VIII. Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Какое задание показалось трудным?

- Как же определить склонение имен существительных?

IX Рефлексия.

Обозначь свое настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...