Урок русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи." (УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ожередова Ольга Сергеевна

Урок русского языка в третьем классе по теме «Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении» изучается в первой четверти третьего класса.

Начиная с первого класса, дети классифицируют слова-названия предметов, признаков, действий; во втором классе знакомятся с понятием «начальная форма слов-названий предметов, признаков, действий». В третьем классе непосредственно вводятся понятия «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».

Поэтому при изучении данной темы у учащихся уже есть первоначальные представления о начальной форме слов-названий признаков.

Урок начинается со словарной работы, в ходе проведения которой дети из ряда слов называют «лишнее» слово ХОРОШИЙ, т.к. данное слово обозначает признак предмета (все остальные – имена существительные, обозначают предмет). При проверке написания слов дети обращаются к орфографическому словарю, обращая внимание на то, что слово АВТОБУСЫ в словаре дано в форме единственного числа, повторяя то, что все слова в словарях даны в начальной форме. (Тема «Начальная форма имён существительных была пройдена на предыдущих уроках.) Данный материал направлен на актуализацию знаний учащихся, является пропедевтическим к изучению новой темы.

С целью формирования общеучебных умений ребята обращаются к содержанию учебника, находя нужную страницу и зачитывая название темы: «Части речи. Имя прилагательное». Учитель задаёт вопрос: «Что мы уже знаем?» (Понятие «части речи» уже знакомо детям, а вот с понятием «имя прилагательное» дети сталкиваются впервые.) Учащимся не составит труда поставить цель данного урока.

В ходе выполнения упражнений учебника учащиеся сделают вывод, что слова-названия признаков связаны с именами существительными; слова-названия признаков изменяются по родам в зависимости от имени существительного, изменяются по числам. Знакомство с понятием «имя прилагательное» идёт по учебнику, где ребятам помогают Анишит Йокоповна и Летучая Мышь, которые сопровождают детей на протяжении всего курса «Русский язык».

В ходе работы на картинкой, по которой Маша составила предложение, делают вывод, что прилагательные делают нашу речь более понятной, выразительной, яркой. Дети вспоминают стихотворение Бунина «Листопад», которое недавно читали в учебнике на уроке литературного чтения.

Далее практически определяют роль прилагательных в предложении.

Использование мультимедийной презентации даёт возможность весь теоретический материал собрать в единое целое и обобщить всё сказанное на уроке. Дети это делают после того, как ещё раз обращаются к теме урока и вспоминают цель, которую они ставили.

Учителям, которые не знакомы с УМК «Перспективная начальная школа» может показаться, что урок очень насыщен теоретическим материалом, и дети мало пишут. Здесь хочется обратить внимание на то, что очень сложный для третьеклассников учебный материал изучался на протяжении двух лет, сейчас же встала задача – укрепить представления учащихся об имени прилагательном и ввести само понятие «имя прилагательное»; всё остальное дети уже знают. А на следующем уроке, когда теоретический материал уже дан, дети будут больше писать, работать над орфограммами и т.д.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

имени Адмирала Ушакова

муниципального образования город-курорт Геленджик

Урок русского языка в 3 классе

 (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении».  

Учитель: Ожередова Ольга Сергеевна

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении».  

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель: Ожередова Ольга Сергеевна

Цели урока: осознание сущностного отличия имени прилагательного от имени существительного: прилагательное – «прилагается» к имени существительному, меняя род, число, падеж (без называния термина «падеж») в зависимости от имени существительного; развитие умения работать со словарями, развитие мышления, внимания учащихся;  воспитание трудолюбия, интереса к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийная установка для воссоздания презентации к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

         - Запишите слова: малина, обед, животное, хороший, винегрет, футбол, автобусы.

        - Назовите «лишнее» слово. (Хороший, т.к. это слово обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными).

        - В каком словаре можем проверить написание слов? Откройте орфографический словарь, проверьте, поставьте карандашом себе оценку. СЛАЙД 2.

        - Какое слово не нашли в словаре? Почему? (В словарях слова стоят в начальной форме.  Автобусы нужно поставить в начальную форму – автобус.)

3.        - Мы говорили, что все слова, кроме «лишнего», имена существительные. Вспомним, что знаем об имени существительном.

После обобщения детьми появляется запись: СЛАЙД 3.

- Ещё раз назовите «лишнее» слово. Что оно обозначает?

 - Попробуйте подобрать слова-признаки к данным именам существительным.

4. Изучение нового.

А) - Анишит Йокоповна просит Машу и Мишу открыть содержание учебника (1 часть), найти страницу 32. СЛАЙД 4. Давайте и мы с вами откроем. Прочитайте название темы урока. Что мы знаем, что не знаем? (Части речи – большие группы слов). Мы с вами знаем, что такое имя прилагательное? (Нет). Тогда, какую цель мы сегодня поставим перед собой?

(Узнать, что называется именем прилагательным). СЛАЙД 5.

Б) Найдите упражнение 24.

Вывод: слова-названия признаков связаны с именами существительными. Род слов-названий признаков меняется, если изменяется существительное, к которому относится данное слово-название признака. Слова-названия признаков изменяются по числам.

В) Сведения Анишит Йокоповны о словах-названиях признаков. (Стр. 33). Читают дети и учитель.

Г) Физминутка.

Д) - Маша составила предложение по картине. СЛАЙД 6. Прочитайте его:

Осенний лес стоял разноцветный: желтый, лиловый, красный, багряный.

- Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили?

Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи? (Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать).

Е) Упражнение 25. Работа с Толковым словарём.

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме? (Какой?, окончания – ой, ий, ый).

Вешний –яя, ее СЛАЙД 7.

Взрытый – ая, ое

- Изменим прилагательные по родам.

Ж) – Что мы узнали об имени прилагательном? (Дети стараются обобщить сказанное).

Читают правило Летучей Мыши на странице 34.

- Составьте предложение по картине. СЛАЙД 8. Запись предложения. Назовите основу предложения. Каким членом предложения является имя прилагательное? (Второстепенным).

5. Подведение итогов урока.

- Итак, вернёмся к названию темы урока.

Ещё раз обобщим сказанное. Появляется опорная схема. Слайд 9.

- Что на уроке было интересным?

6. Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 10.Если вы считаете, что работали очень хорошо, вам было всё понятно, поднимите розовое личико; если работали неплохо, но могли бы лучше – жёлтое; если ваша работа на уроке вам не понравилась – голубое личико без улыбки.

7. Спасибо за работу! СЛАЙД 11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: «Имя прилагательное» Ожередова О.С., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 муниципального образования город-курорт Геленджик

Слайд 2

Оцените свою работу « 5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки

Слайд 3

Имя существительное … часть речи. Обозначает … . В начальной форме отвечает на вопросы … . Постоянные признаки:…. Непостоянные признаки: … . В предложении является … .

Слайд 4

1 часть. Содержание, страница 32.

Слайд 5

ЦЕЛЬ: УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Слайд 6

Осенний лес стоял разноцветный: жёлтый, лиловый, красный, багряный.

Слайд 7

Начальная форма имён прилагательных КАКОЙ? - ОЙ, - ИЙ, - ЫЙ.

Слайд 8

ВЕШНИЙ

Слайд 9

Составьте предложение по картинке

Слайд 10

Имя прилагательное … часть речи. Обозначает … . В начальной форме отвечает на вопрос … . Изменяется … . В предложении является … .

Слайд 11

Итоги урока Проверь себя! - На уроке мне всё было понятно, я доволен своей работой. - На уроке мне было всё понятно, но я ошибался; могу работать лучше. - Я не всё понял и допустил много ошибок.

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи....

Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"

Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке испол...

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во множественном числе...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п. и П.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во м...