Урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шарапова Галина Викторовна

Урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_a_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

Открытый урок по русскому языку в 4 А классе.

                                                       

Учитель Шарапова Галина Викторовна

Тема урока. Образование глаголов прошедшего времени.

Дидактическая цель:

создать условия для открытия новых знаний об образовании глаголов прошедшего времени на основе наблюдений и практических действий.

Задачи:

  • Личностные (воспитательные)

развивать познавательные способности, стимулировать любознательность,   создавать ситуацию успеха, прививать любовь к природе;

  • Метапредметные (развивающие)

развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас       учащихся, прививать интерес к русскому языку;

  • Предметные (учебные)

познакомить учащихся с  образованием  глаголов прошедшего времени от неопределенной формы глагола;

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня 23 марта. Издавна у русских людей считалось, что 22 марта сорок разных птиц возвращается из тёплых краёв, а первым, кто прилетал домой был жаворонок. Именно поэтому этот весенний день и был посвящён встрече весны.

В этот день пекли «жаворонков» с крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Прочтем хором закличку, чтоб весна нас услышала и скорей пришла.

 «Жаворонки, прилетите,

 Студену зиму унесите,

 Теплу весну принесите:

 Зима нам надоела,

 Весь хлеб у нас поела!»

II. Актуализация и пробное учебное действие

- Найдите глаголы прошедшего времени и запишем в тетрадь и у доски:  Надоела, поела.

- Что общего у глаголов прошедшего времени?

Прочитайте стихотворение Самуила Маршака «Снег теперь уже не тот…»

- Послушаем, как поэт описывает словами  весну. Обратите внимание, какие глаголы употребил автор.

- 1 ученик читает:

                       

   Снег теперь уже не тот-

                          Потемнел он  поле.

                          На озёрах треснул лёд,

                          Будто раскололи.

                          Облака бегут быстрей,

                          Небо стало выше,

                          Зачирикал воробей

                          Веселей на крыше…

                          Всё чернее с каждым днём

                          Стежки и дорожки.

                          И на вербах серебром

                          Светятся сережки.

- А в Красный Яр весна уже пришла?

- Найти  и выписать в тетрадь столбиком глаголы прошедшего времени

                         

потемнел -

треснул-

раскололи-

зачирикал-

Проверка -   (на доску слова )  

                                     Кто правильно написал? Кто сделал 1 ошибку?

-При помощи какого суффикса образовались глаголы прошедшего времени?(суффикс -л-.)

-От какой формы глаголов образовались глаголы прошедшего времени?

 

III  Выявление места и причины затруднения.

  • Работа на доске и в тетради

потемнеть       - потемнел

треснуть           - треснул

расколоть         - расколол

зачирикать       - зачирикал

IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Кто может назвать тему урока?

Образование глаголов прошедшего времени

  • Работа по учебнику  стр. 71

Упражнение 41 (устно)

-  При помощи какого суффикса образуются глаголы прошедшего времени?

-  Понаблюдайте, сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом -л-.           Правило на стр.71

Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы   при помощи суффикса  - л   ( на доску правило)

V  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Работа на доске и в тетради

потемнеть       - потемнел

треснуть           - треснул

расколоть         - расколол

зачирикать       - зачирикал

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Работа по карточкам.

А сейчас  вам нужно по вариантам образовать глаголы прошедшего времени. Выделить суффиксы, основу.    

Неопределенная форма

Единственное число

Множественное число

М.р

Ж.р

Ср.р.

стучать

созреть

расти

печь

Проверка  -  Вывешивается таблица на доску

Оцените себя    + (если все правильно).

VII Физминутка

VIII Включение в систему знаний и повторений

  • Фразеологизмы

Заменить одним словом и записать в тетрадь. (Учитель читает)

1 вешать нос – грустить

2дать стрекоча  -  убежать

3дать слово – пообещать

4 ходить на голове-   шуметь

5 грести деньги лопатой-  зарабатывать много денег

Проверка. Оцените себя +(если все правильно).

- В какой форме стоят глаголы?

- Давайте образуем глаголы  прошедшего времени единственного числа женского рода, разберем по составу)

( в тетради, на доске)

Оцените себя. Поставьте оценку.

  • Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их в нужное предложение:

(Работа в парах)

Скоро дело наладилось и пошло                       как снег на голову

Дождь лил                                                          как рыба в воде

Гости свалились                                                как из ведра

У себя во дворе Мишка был                             как по маслу

- Назовите глаголы прошедшего времени. Укажите род, если можно.

Проверка  -  Оцените себя. Поставьте оценку.

IX  Итог урока

 - Что нового вы узнали об образовании глаголов прошедшего времени?

X  Рефлексия

А теперь  каждый оцените себя. Нарисуйте лесенку.

И если вам все было понятно, нарисуйте себя на верхней лесенке.

Если испытывали трудности, не стоит огорчаться, у нас сегодня был первый  урок. Мы будем еще работать над этой темой.

XI  Домашнее задание: тетрадь стр.33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...