УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
рабочая программа по русскому языку по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_2100_russkii_yazyk3_klass.docx | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «ШКОЛА 2100»
Русский язык
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку создана на основе:
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Количество часов на изучение программы 170
Количество часов в неделю 5
В том числе плановых контрольных работ-12
Написание диктантов – 11
Контрольные списывания- 3
Написание творческих работ-3
Написание сочинений – 3
Написание сочинений – 5
Написание изложений – 2
Написание свободных диктантов – 6
Количества резерва – 10
Назначение предмета
- заложить основу формирования функционально грамотной личности,
- обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем
Цель:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
языка.
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание программы
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово».
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
.
Требования к умениям учащихся
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
|
находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
|
|
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Раздел 1. Повторение | 11 |
2 | Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков | 3 |
3 | Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в в корне слова | 11 |
4 | Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова. | 9 |
5 | Раздел 5. Безударные гласные в корне слова | 8 |
6 | Раздел 6. Сложные слова и их правописание | 7 |
7 | Раздел 7. Части слова . Приставка | 1 |
8 | Раздел 8. Безударные гласные в приставках | 5 |
9 | Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки | 6 |
10 | Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова | 4 |
11 | Раздел 11. Части слова. Суффикс | 2 |
12 | Раздел 12. Разбор слова по составу | 3 |
13 | Раздел 13. Части речи в русском языке. | 1 |
14 | Раздел 14. Имена существительные как часть речи. | 3 |
15 | Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 3 |
16 | Раздел 16. Род имен существительных | 4 |
17 | Раздел 17. Число имен существительных. | 4 |
18 | Раздел 18. Словообразование имен существительных | 9 |
19 | Раздел 19. Местоимение как часть речи. | 8 |
20 | Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи | 4 |
21 | Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях | 4 |
22 | Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу. | 6 |
23 | Раздел 23. Глагол как часть речи. | 4 |
24 | Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами | 3 |
25 | Раздел 25. Неопределенная форма глагола | 8 |
26 | Раздел 26. Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 3 |
27 | Раздел 27. Главные и второстепенные члены предложения. | 6 |
28 | Раздел 28. Предложения с однородными членами | 7 |
29 | Раздел 29. Простые и сложные предложения | 8 |
30 | Раздел30. Повторение. Итого:170ч | 13 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Вид и формы контроля урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Количество часов | Дата |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса | Уметь читать и понимать учебные тексты | 1 | |
Раздел 1. Повторение(11 ч) | ||||||
2 | Что мы знаем о слове | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о слове | Уметь работать со словарем | 1 | |
3 | Что мы знаем о слове, тексте | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о различении предложения и текста | Уметь: - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста; - составлять простой план | 1 | |
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о различении предложения и текста | 1 | ||
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о правописании безударных гласных | 1 | ||
6 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст | 1 | ||
7 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Правописание безударных гласных | Уметь: - видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места; - графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; - писать текст под диктовку; - правильно списывать текст | 1 | |
8 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | 1 | ||
9-10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | 2 | ||
11 | Контрольный диктант по теме» Изученные орфограммы» | Урок контроля ЗУН | 1 | |||
Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков (3ч) | ||||||
12 | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень) | Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне | 1 | |
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | Урок объяснения нового материала | Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне | Знать правило написания парных звонких и глухих Согласных. Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне | 1 | |
14 | Развитие речи. Творческ.работа. Составление связного текста из деформ-ных предложений | Урок развития речи | Развитие навыка работы с деформированными предложениями | Уметь письменно пересказывать текст | 1 | |
Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в в корне слова(11ч) | ||||||
15 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | Урок развития умения и навыков; практикум | Правописание парных звонких и глухих согласных | Уметь: - правильно писать слова с проверяемыми согласными; - владеть способами проверки; - правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне; - письменно пересказывать текст; - писать подробное изложение доступного текста | 1 | |
16 | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | Урок развития умения и навыков; практикум | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных | 1 | ||
17 | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | Урок развития умения и навыков | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных | 1 | ||
18 | Проверочная работа по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу | 1 | ||
19 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь исправлять написанное | 1 | |
20 | Понятие об удвоенных согласных буквах | Урок объяснения нового материала | Правописание удвоенных согласных | Знать правило написания удвоенных согласных | 1 | |
21 | Понятие об удвоенных согласных буквах | Урок развития умений и навыков | Правописание удвоенных согласных | Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности | 1 | |
22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне | Урок развития умений и навыков | Правописание удвоенных согласных | Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности | 1 | |
23 | Упражнения в написании слов с удвоен- ной согласной бук- вой в корне | Урок повторения, обобщения и систематиза- ции материала | Правописание удвоенных согласных | 1 | ||
24 | Развитие речи .Творческая работа | Урок развития связной речи | 1 | |||
25 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» | Урок контроля знаний умений и навыков | 1 | |||
Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова.(9ч) | ||||||
26 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | Урок объяснения нового материала | Правописание непроизносимых согласных | Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова. Уметь: - подбирать однокоренные слова; - обозначать на письме непроизносимые согласные звуки | 1 | |
27 | Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | Урок объяснения нового материала | Правописание непроизносимых согласных | 1 | ||
28 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Урок развития умений и навыков | Правописание непроизносимых согласных | Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне | 1 | |
29 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | Урок объяснения нового материала | Правописание непроизносимых согласных | 1 | ||
30 | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» | Урок развития умений и навыков | Разные способы проверки правописания слов | 1 | ||
31 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа | Урок развития умений и навыков | Правописание непроизносимых согласных | Уметь: - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки | 1 | |
32 | Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | Урок контроля ЗУН | Правописание непроизносимых согласных | 1 | ||
33 | Контрольный диктант «Непроизносимые согласные в корне слова» | Урок контроля ЗУН | Написание под диктовку текста | 1 | ||
34 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | 1 | ||
Раздел 5. Безударные гласные в корне слова (8ч) | ||||||
35 | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | Урок объяснения нового материала | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки | Уметь: - находить корень в слове; - правильно писать слова с безударными гласными в корне; - подбирать проверочные слова. Знать правила написания безударных гласных | 1 | |
36 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки | 1 | ||
37-38 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки | 2 | ||
39 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | Уметь: - составлять простой план, пересказывать текст по плану; - писать текст под диктовку; - находить и исправлять ошибки | 1 | |||
40 | Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдения+-м | Урок развития связной речи | Изложение текста (повествование | 1 | ||
40-41 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | 2 | ||||
Раздел 6. Сложные слова и их правописание (7ч) | ||||||
43 | Знакомство с понятием «Сложные слова» | Урок объяснения нового материала | Уметь выделять два корня. Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной | 1 | ||
44 | Соединительные гласные о и е в сложных словах | Урок объяснения нового материала | 1 | |||
45 | Образование сложных слов. Словарный диктант | Урок объяснения нового материала | Уметь: - правильно писать сложные слова с соединительными гласными; - распознавать существительные и прилагательные; - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - находить и исправлять ошибки | 1 | ||
46 | Сложные слова -имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей | Урок развития умений и навыков | Слово и его значение | 1 | ||
47 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Слово и его значение | 1 | ||
48 | Проверочная работа по теме «Сложные слова и их написание» | Урок контроля ЗУН | 1 | |||
49 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | 1 | ||
Раздел 7. Части слова . Приставка (1ч) | ||||||
50 | Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения находить в словах приставки | Урок объяснения нового материала | Выделение значимых частей слова (корень) | Уметь: - находить исправлять ошибки; - находить в слове приставки | 1 | |
Раздел 8. Безударные гласные в приставках( 5ч) | ||||||
51 | Правописание безударных гласных в приставках | Урок объяснения нового материала | Правописание безударных гласных | Знать: - правило написания приставок с безударной гласной; -правило написания разделительного Ь и Ъ Уметь: - находить в слове приставки; -правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; -правильно писать слова с разделительным Ь, Ъ _находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова; - писать под диктовку текст | 1 | |
52 | Правописание безударных гласных в приставках | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных | 1 | ||
53 | Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА- | Урок объяснения нового материала | Значение приставок | 1 | ||
54 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня? | Урок объяснения нового материала | Правописание удвоенных согласных | 1 | ||
55 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня | Урок развития умений и навыков | Правописание удвоенных согласных | 1 | ||
Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки(6 ч) | ||||||
56 | Звук й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ЪИЬ | Урок объяснения нового материала | Употребление разделительных ЬИЪ | Уметь применять на практике изученные правила | 1 | |
57 | Правописание слов с разделительными ЪИЬ | Урок развития умений и навыков | Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ И Ь» | Уметь писать под диктовку текст | 1 | |
58 | Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ И Ь | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Уметь самостоятельно анализиро- вать изученные языковые факты и явления | 1 | ||
59 | Контрольный диктант № 4 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Раздели- тельные ъ и ь» | Урок контроля ЗУН | Написание текста под диктовку | 1 | ||
60 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Раздели- тельные ъ и ь» | Урок контроля ЗУН | Развитие и проверка умений и навы- ков самостоятель- ного выполнения заданий по изученной теме | 1 | ||
61 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Урок обобще- ния, повторения | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | 1 | |
Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова ( 4 ч) | ||||||
62 | Понятие об оконча- нии и основе слова | Урок объясне- ния нового материала | Выделение значи- мых частей слова (окончание) | Уметь: - находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова | 1 | |
63 | Развитие умения на- ходить в слове окон- чание | Урок развития умений и навы- ков | Выделение значи- мых частей слова (окончание) | 1 | ||
64 | Как найти в слове основу? | Урок развития умений и навыков | Выделение значи- мых частей слова (основа) | Уметь образовывать слова с помощью суффикса | 1 | |
65 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | Урок развития умений и навыков | Уметь разбирать по составу доступные слова | 1 | ||
Раздел 11. Части слова. Суффикс(2ч) | ||||||
66 | Суффикс и его роль в слове | Урок объясне- ния нового материала | Выделение значи- мых частей слова (суффикс). Значение суффиксов | Уметь разбирать по составу доступные слова | 1 | |
67 | Развитие умения на- ходить в слове суф- фикс. Обобщение и систематизация зна- | Урок развития умений и навы- ков | Выделение значи- мых частей слова (суффикс). Значе- ние суффиксов | 1 | ||
68 | Административный контрольный диктант | Урок контроля ЗУН | 1 | |||
Раздел 12. Разбор слова по составу(3ч) | ||||||
69 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | Урок обобще -ния, повторения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова. | Уметь : - разбирать по составу доступные слова; -писать слова с непроверяемыми написаниями | 1 | |
70-71 | Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант | Урок обобщения, повторения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова | Уметь: - образовывать слова с помощью суффикса; - правильно списывать текст | 2 | |
Раздел 13. Части речи в русском языке.(1ч) | ||||||
Раздел 14. Имена существительные как часть речи. (3ч) | ||||||
72 | Части речи в русском языке | Урок объяснения нового материала | Имя существительное, его значение и употребление | Знать определение имени существительного. Уметь: - читать художественные тексты; - образовывать слова с помощью суффиксов | 1 | |
73 | Определение имени существительного | 1 | ||||
74 | Роль имен существительных в речи | Урок развития умений и навыков | Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? | 1 | ||
Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные(3ч) | ||||||
75 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | Урок объяснения нового материала | Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных | Уметь: - распознавать имена существительные в речи; - читать художественные тексты | 1 | |
76 | Имена существительные в речи | Урок развития умений и навыков | Слово и его значение | 1 | ||
77 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | 1 | |||
Раздел 16. Род имен существительных(4 ч) | ||||||
80 | Род имен существительных | Урок объяснения нового материала | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода | Знать определение имени существительного. Уметь: - определять род имен существительных; - находить и выделять окончание в слове | 1 | |
81 | Род - постоянный признак имен суще- ствительных | Урок развития умении и навы- ков | 1 | |||
82 | Окончания имен су- ществительных муж- ского, среднего и женского рода | Урок развития умений и навы- ков | 1 | |||
Раздел 17. Число имен существительных.(4ч) | ||||||
84 | Изменение имен существительных по числам | Урок развития умений и навыков | Изменение существительных по числам | Уметь: - находить и выделять окончание в слове; - писать слова с непроверяемыми написаниями; - писать небольшие сочинения по картинкам и опорным словам; | 1 | |
85 | Образование множе- ственного числа имен существительных. Словарный диктант | Урок развития умений и навы- ков | Изменение сущест- вительных по чис- лам | |||
1 | ||||||
86 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе | Урок объяснения нового материала | Изменение существительных по числам | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | 1 | |
87 | Разбор имени существительного как части речи | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | 1 | |||
Раздел 18. Словообразование имен существительных(9ч) | ||||||
88 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением | Урок объяснения нового материала | Значения суффиксов и их применение в речи | Уметь: - образовывать имена существительные с помощью суффиксов; - письменно пересказывать текст, составлять план; - выделять в слове его части; - делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану; - писать подробное изложение; - распознавать имена существительные в речи | 1 | |
89 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке | Урок развития умений и навыков | Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных | 1 | ||
90 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов | Урок развития умений и навыков | Упражнения в образовании | 1 | ||
91 | Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами | Урок развития связной речи | Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок | 1 | ||
92 | Разбор имен существительных по составу | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | 1 | |
93 | Развитие речи. Творческая работа | Урок развития связной речи | Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения | 1 | ||
94 | Разбор имен существительных по составу | 1 | ||||
95 | Обучающее изложение «Мурлыка» | Урок развития связной речи | Изложение текста (повествование) | 1 | ||
96 | Проверочная работа по теме «Имя существительное как часть речи» | Урок контроля ЗУН | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | Уметь применить ЗУН по теме | 1 | |
Раздел 19. Местоимение как часть речи. (8ч) | ||||||
97 | Понятие о местоимении. Личные местоимения | Урок объяснения нового материала | Местоимение; значение, употребление | Уметь распознавать личные местоимения | 1 | |
98 | Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | Урок объяснения нового материала | Местоимение; значение, употребление | Знать определение местоимения | 1 | |
99 | Разбор местоимения как части речи | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление | 1 | ||
100 | Закрепление знаний о местоимений. Разбор местоимения как часть речи. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление; наблюдение за местоимениями в речи | Уметь распознавать личные местоимения | 1 | |
101 | Закрепление знаний о местоимении | Урок развития речи Урок развития речи | Составление предложений с использованием местоимений | Уметь применять местоимения в устной и письменной речи | 1 | |
102 | Роль личных местоимений в речи | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление | 1 | ||
103 | Проверочная работа по теме «Местоимение как часть речи» | Урок развития речи | Составление предложений с использованием местоимений | 1 | ||
104 | Закрепление знаний о местоимении. Роль личных местоимений в речи | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Местоимение; значение, употребление | Знать определение местоимения. Уметь: - находить местоимения в текстах; - исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений | 1 | |
Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи(4ч) | ||||||
105 | Определение имени прилагательного | Урок объяснения нового материала | Имя прилагательное; значение, употребление | Знать: - определение имени прилагательного; - правило написания безударных окончаний прилагательных. Уметь проверять безударные окончания прилагательных | 1 | |
106 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными | Урок объяснения нового материала | Имя прилагательное; значение, употребление | 1 | ||
107 | Роль имен прилагательных в речи | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Имя прилагательное; значение, употребление | Знать сферу употребления прилагательных. Уметь: - согласовывать имя | 1 | |
108 | Разбор имени прила- гательного как части речи | Урок повторе- ния, обобщения и систематизации материала | Выделение значи- мых частей слова | прилагательное и имя существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; выполнять морфологический разбор прилагательных | 1 | |
Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях(4ч) | ||||||
109 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | Урок объяснения нового материала | Имя прилагательное; значение, употребление | Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями | 1 1 1 | |
110 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | Урок объяснения нового материала | Правописание безударных окончаний прилагательных | |||
111 | Развитие умения писать безударные гласные в окончани- ях имен прилагательных. Знакомство антонимами | Урок повторения, обобщения и систематиза- ции материала | Правописание безударных окончаний прилагательных | |||
112 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Правописание безударных окончаний прилагательных | Уметь анализировать изученные языковые явления | 1 | |
Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу. (6ч) | ||||||
113 | Словообразование имен прилагательных | Урок объяснения нового материала | Значение суффиксов и приставок имен прилагательных | Уметь определять значение суффиксов -«-, -еньк-, -оват-, -еват- | 1 | |
114 | Разбор имен прилагательных по составу | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Выделение значимых частей слова | Уметь выделять значимые части слова | 1 | |
115 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | Урок контроля ЗУН | Уметь применять ЗУН при выполнении проверочной работы | 1 | ||
116 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля ЗУН | Уметь писать текст под диктовку | 1 | ||
117 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | 1 | ||
Раздел 23. Глагол как часть речи. (4ч) | ||||||
118 | Определение глагола как части речи | Урок объяснения нового материала | Глагол, значение и употребление | Знать определение глагола. Уметь: - распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор; - изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время) | 1 | |
119 | Изменение глагола по временам | Урок объяснения нового материала | Изменение глагола по временам | 1 | ||
120 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | Урок объяснения нового материала | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени | 1 | ||
121 | Изменение глаголов по числам | Урок объяснения нового материала | Изменение глаголов по числам | 1 | ||
Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами(3ч) | ||||||
122 | Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами | Урок объяснения нового материала | Правописание не с глаголами | Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно | 1 | |
123 | Развитие умения писать частицу не с глаголами | Урок развития умений и навыков | Правописание не с глаголами | 1 | ||
124 | Развитие речи. Свободный диктант | Урок развития речи | 1 | |||
Раздел 25. Неопределенная форма глагола(8ч) | ||||||
125 | Понятие о неопределенной форме глагола | Урок объяснения нового материала | Неопределенная форма глагола | Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь: - писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих; - образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени | 1 | |
126 | Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы | Урок развития умений и навыков | Употребление ь после шипящих на конце глаголов | 1 | ||
127 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола | Урок объяснения нового материала | Изменение глаголов по временам | 1 | ||
128 | Разбор глагола как части речи | Урок развития умений и навыков | 1 | |||
129 | Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» | Урок контроля ЗУН | 1 | |||
130 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | 1 | |
131 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» | Урок контроля ЗУН | Написание текста под диктовку | Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта | 1 | |
132 | Развитие речи. Контрольное изложение | Урок развития речи | Изложение текста (повествование) | Уметь излагать текст | 1 | |
Раздел 26. Предложение. Виды предложений по цели высказывания(3ч) | ||||||
133 | Виды предложений по цели высказывания | Урок объяснения нового материала | Разновидности предложений по цели высказывания | Уметь определять вид предложения по цели высказывания | 1 | |
134 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | Урок объяснения нового материала | Знаки препинания в конце предложения | Уметь: - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; - определять вид предложения по интонации | 1 | |
135 | Восклицательные и невосклицательные предложения | Урок объяснения нового материала | Разновидности предложений по эмоциональной окраске | 1 | ||
Раздел 27. Главные и второстепенные члены предложения.(6ч) | ||||||
136 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | Урок объяснения нового материала | Главные и второстепенные члены предложения | Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь: - разбирать предложения по членам; - выделять подлежащее и сказуемое; - выделять сочетания слов | 1 | |
137 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | Урок развития умений и навыков | Главные и второстепенные члены предложения | Уметь ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому | 1 | |
138 | Понятие о второстепенных членах предложения | Урок объяснения нового материала | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||
139 | Составление схем предложения и предложений по схемам | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | |||
140 | Предложения распространенные и не распространенные | Урок изучения нового | Простое распространенное и нераспространенное предложение | 1 | ||
141 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант | Урок контроля ЗУН | 1 | |||
Раздел 28. Предложения с однородными членами(7ч) | ||||||
142 | Однородные подлежащие и сказуемые | Урок объяснения нового материала | Однородные члены предложения | Уметь: - правильно произносить предложения с интонацией перечисления; - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом «); - осознавать роль знаков препинания в письменном общении; - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи | 1 | |
143 | Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | ||
144 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | Урок объяснения нового материала | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | ||
145 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Урок развития умений и навыков | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | ||
146 | Главные и второстепенные однородные члены предложения Определение однородных членов предложения | Урок развития умений и навыков | Однородные члены предложения | 1 | ||
147 | Запятая в предложениях с однородными членами | Урок объяснения нового материала | Запятая в предложениях с однородными членами | Уметь излагать текст | 1 | |
148 | Развитие речи. Свободный диктант | Урок развития речи | Изложение текста (повествование) | 1 | ||
Раздел 29. Простые и сложные предложения(8ч) | ||||||
149 | Понятие о простом и сложном предло- жении | Урок объясне- ния нового ма- териала | Главные и второ- степенные члены предложения. Однородные члены предложения | Уметь: - читать и понимать учебно-научные тексты; - письменно пересказывать текст; - ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | |
150 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема слож- ного предложения | Урок объясне- ния нового ма- териала | 1 | |||
151 | Развитие умения раз- личать сложные пред- ложения и простые предложения с одно- родными членами и ставить в них запятые | Урок развития умении и навы- ков | Главные и второ- степенные члены предложения. Од- нородные члены предложения | 1 | ||
152 | Запятая в простом предложении с одно- | Урок повторе- ния, обобщения | 1 | |||
153 | Разбор простого и сложного предложений | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения | Уметь излагать текст | 1 | |
154 | Развитие речи. Свободный диктант | Урок развития речи | 1 | |||
155 | Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» | Урок контроля ЗУН | 1 | |||
156-157 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | 2 | |
Раздел30. Повторение (13 ч) | ||||||
158 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи | 1 | ||
159 | Анализ ошибок и коррекция знаний | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | 1 | |
160 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними | 1 | |
161-170 | Резервные уроки | 10 |
Литература
- «Русский язык» Учебник для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Рабочая тетрадь. Автор Н.А. Исаева (Москва «Баласс» 2011г.)
- Тетрадь по чистописанию. Автор М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2010 г.)
- Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова. (Москва «Баласс» 2011 г.)
- «Русский язык. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2011 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "русский родной язык" 4 кл 1 час
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский родной язык»
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образоват...
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...
Рабочая программа "Русский родной язык" 1 класс
Материал предназначен для учителей начальных классов...
Рабочая программа " Русский родной язык"
Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программ...
Рабочая программа Русский родной язык 1-4 класс Школа России
В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы....
Рабочая программа Русский(родной язык) 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу Русский(родной язык)....