Главные вкладки

    УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
    рабочая программа по русскому языку по теме

     Тимошенко Светлана Мурадиновна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл umk_2100_russkii_yazyk3_klass.docx69.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    УМК «ШКОЛА 2100»

    Русский язык

                                      Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

    Пояснительная записка

    Статус  документа

    Рабочая программа по русскому языку создана на основе:

    федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;

    в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

    Количество часов на изучение программы           170

    Количество часов в неделю                                              5

    В том числе плановых контрольных работ-12

    Написание диктантов – 11

    Контрольные списывания- 3

    Написание творческих работ-3

    Написание сочинений – 3

    Написание сочинений – 5

    Написание изложений – 2

    Написание свободных диктантов – 6

    Количества резерва – 10

    Назначение предмета

    • заложить основу формирования функционально грамотной личности,
    • обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем

    Цель:

    1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
    2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
    языка.

    Задачи:
    1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
    2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
    3) формирование у детей чувства языка;
    4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
    5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

    Содержание  программы

    В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

    В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

    Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

    Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

    В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

    Раздел «Слово».

    Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

    Слово рассматривается с четырех точек зрения:

    1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

    2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

    3) грамматического значения;

    4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

    В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

    Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

    Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

    Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.

    Основные направления работы по развитию речи:

    1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

    2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

    3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

    4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

    .

                                                                             

                                                                           Требования к умениям учащихся

    Речевые умения

    Учебно-языковые умения

    Правописные умения

    • правильно списывать слова, предложения, текст;
    • проводить самопроверку;

     

    • писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

     

    • читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;

    • составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

    • читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей,

    •  задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

    •  писать подробное изложение доступного текста;

    • определять тему текста; читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
    • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов;

    •  видеть несоответствия произношения и написания в слове;

    находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

    • выделять два корня в сложных словах;
    • конструировать сложные слова;

    • различать однокоренные слова и формы слова;

    •  распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

    • выполнять морфологический разбор изученных частей речи; образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов;

    •  глаголы – с помощью приставок; различать простое и сложное предложение; выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
    • находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам; писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи); обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки; писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
    • писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
    • писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

     

    • писать раздельно частицу не с глаголом; писать ь после ч в неопределённой форме глагола;

     

    • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

    • графически объяснять выбор написания;

    • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

    • правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

                                                  Учебно-тематический план

    Содержание

    Количество часов

    1

    Раздел 1. Повторение

    11

    2

    Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков

    3

    3

    Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в в корне слова

    11

    4

    Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова.

    9

    5

    Раздел 5. Безударные гласные в корне слова

    8

    6

    Раздел 6. Сложные слова и их правописание

    7

    7

    Раздел 7. Части слова . Приставка

    1

    8

    Раздел 8. Безударные гласные в приставках

    5

    9

    Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки

    6

    10

    Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова

    4

    11

    Раздел 11. Части слова. Суффикс

    2

    12

    Раздел 12. Разбор слова по составу

    3

    13

    Раздел 13. Части речи в русском языке.

    1

    14

    Раздел 14. Имена существительные как часть речи.

    3

    15

    Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

    3

    16

    Раздел 16. Род имен существительных

    4

    17

    Раздел 17. Число имен существительных.

    4

    18

    Раздел 18. Словообразование имен существительных

    9

    19

    Раздел 19. Местоимение как часть речи.

    8

    20

    Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи

    4

    21

    Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях

    4

    22

    Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу.

    6

    23

    Раздел 23. Глагол как часть речи.

    4

    24

    Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами

    3

    25

    Раздел 25. Неопределенная форма глагола

    8

    26

    Раздел 26. Предложение. Виды предложений по цели высказывания

    3

    27

    Раздел 27. Главные и второстепенные члены предложения.

    6

    28

    Раздел 28. Предложения с однородными членами

    7

    29

    Раздел 29. Простые и сложные предложения

    8

    30

    Раздел30. Повторение.                                                                                            Итого:170ч

    13

                                           Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Тема урока

    Вид и формы контроля урока

    Элементы содержания

    Требования к уровню

    подготовки

    обучающихся

    Количество часов

    Дата

    1

    Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса

    Уметь читать и понимать учебные тексты

    1

    Раздел 1. Повторение(11 ч)

    2

    Что мы знаем о слове

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Закрепление знаний о слове

    Уметь работать со словарем

    1

    3

    Что мы знаем о слове, тексте

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Закрепление знаний о различении предложения и текста

    Уметь:

    - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

    - делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;

    - составлять простой план

    1

    4

    Что мы знаем о слове, предложении, тексте

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Закрепление знаний о различении предложения и текста

    1

    5

    По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Закрепление знаний о правописании безударных гласных

    1

    6

    Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст

    1

    7

    Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Правописание безударных гласных

    Уметь:

    - видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;

    - графически обозначать выбор тех или иных написаний;

    - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;

    - писать текст под диктовку;

    - правильно списывать текст

    1

    8

    Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

    1

    9-10

    Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

    2

    11

     Контрольный  диктант  по теме» Изученные орфограммы»

    Урок контроля ЗУН

    1

    Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков (3ч)

    12

    Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень)

    Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне

    1

    13

    Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

    Урок объяснения нового материала

    Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне

    Знать правило написания парных звонких и глухих Согласных.

    Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне

    1

    14

    Развитие речи. Творческ.работа. Составление связного текста из деформ-ных предложений

    Урок развития речи

    Развитие навыка работы с деформированными предложениями

    Уметь письменно пересказывать текст

    1

    Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в в корне слова(11ч)

    15

    Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

    Урок развития умения и навыков; практикум

    Правописание парных звонких и глухих согласных

    Уметь:

    - правильно писать слова с проверяемыми согласными;

    - владеть способами проверки;

    - правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне;

    - письменно пересказывать текст;

    - писать подробное изложение доступного текста

    1

    16

    Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

    Урок развития умения и навыков; практикум

    Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

    1

    17

    Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

    Урок развития умения и навыков

    Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

    1

    18

    Проверочная работа  по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»

    Урок контроля знаний, умений и навыков

    Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

    1

    19

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Разные способы проверки слов

    Уметь исправлять написанное

    1

    20

    Понятие об удвоенных согласных буквах

    Урок объяснения нового материала

    Правописание удвоенных согласных

    Знать правило написания удвоенных согласных

    1

    21

    Понятие об удвоенных согласных буквах

    Урок развития умений и навыков

    Правописание удвоенных согласных

    Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической  деятельности

    1

    22

    Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

    Урок развития умений и навыков

    Правописание удвоенных согласных

    Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической  деятельности

    1

    23

    Упражнения в написании слов с удвоен-

    ной согласной бук-

    вой в корне

    Урок повторения, обобщения

    и систематиза-

    ции материала

    Правописание удвоенных согласных

    1

    24

    Развитие речи .Творческая работа

    Урок развития связной речи

    1

    25

    Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»

    Урок контроля знаний умений и навыков

    1

    Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова.(9ч)

    26

    Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

    Урок объяснения нового материала

    Правописание непроизносимых согласных

    Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова.

    Уметь:

    - подбирать однокоренные слова;

    - обозначать на письме непроизносимые согласные звуки

    1

    27

    Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

    Урок объяснения нового материала

    Правописание непроизносимых согласных

    1

    28

    Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

    Урок развития умений и навыков

    Правописание непроизносимых согласных

    Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

    1

    29

    Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

    Урок объяснения нового материала

    Правописание непроизносимых согласных

    1

    30

    Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

    Урок развития умений и навыков

    Разные способы проверки правописания слов

    1

    31

    Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа

    Урок развития умений и навыков

    Правописание непроизносимых согласных

    Уметь:

    - писать под диктовку текст;

    - находить и исправлять ошибки

    1

    32

    Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

    Урок контроля ЗУН

    Правописание непроизносимых согласных

    1

    33

    Контрольный диктант  «Непроизносимые согласные в корне слова»

    Урок контроля ЗУН

    Написание под диктовку текста

    1

    34

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Разные способы проверки слов

    1

    Раздел 5. Безударные гласные в корне слова (8ч)

    35

    Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

    Урок объяснения нового материала

    Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

    Уметь:

    - находить корень в слове;

    - правильно писать слова с безударными гласными в корне;

    - подбирать проверочные слова.

     Знать правила написания безударных гласных

    1

    36

    Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные

    Урок развития умений и навыков

    Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

    1

    37-38

    Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

    Урок развития умений и навыков

    Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

    2

    39

    Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

    Уметь:

    - составлять простой план, пересказывать текст по плану;

    - писать текст под диктовку;

    - находить и исправлять ошибки

    1

    40

    Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдения+-м

    Урок  развития связной речи

    Изложение текста (повествование

    1

    40-41

    Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

    2

    Раздел 6. Сложные слова и их правописание (7ч)

    43

    Знакомство с понятием «Сложные слова»

    Урок объяснения нового материала

    Уметь выделять два корня.

    Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной

    1

    44

    Соединительные гласные о и е в сложных словах

    Урок объяснения нового материала

    1

    45

    Образование сложных слов. Словарный диктант

    Урок объяснения нового материала

    Уметь:

    - правильно писать сложные слова с соединительными гласными;

    - распознавать существительные и прилагательные;

    - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

    - находить и исправлять ошибки

    1

    46

    Сложные слова -имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

    Урок развития умений и навыков

    Слово и его значение

    1

    47

    Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Слово и его значение

    1

    48

    Проверочная работа по теме «Сложные слова и их написание»

    Урок контроля ЗУН

    1

    49

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Разные способы проверки слов

    1

    Раздел 7. Части слова . Приставка (1ч)

    50

    Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения находить в словах приставки

    Урок объяснения нового материала

    Выделение значимых частей слова (корень)

    Уметь:

    - находить исправлять ошибки;

    - находить в слове приставки

    1

    Раздел 8. Безударные гласные в приставках( 5ч)

    51

    Правописание безударных гласных в приставках

    Урок объяснения нового материала

    Правописание безударных гласных

    Знать: - правило написания приставок с безударной гласной;

    -правило написания разделительного Ь и Ъ

    Уметь:

    - находить в слове приставки;

    -правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне;

    -правильно писать слова с разделительным Ь, Ъ

    _находить окончание и основу в слове;

     - разбирать по составу доступные слова;

    - писать под диктовку текст

    1

    52

    Правописание безударных гласных в приставках

    Урок развития умений и навыков

    Правописание безударных гласных

    1

    53

    Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА-

    Урок объяснения нового материала

    Значение приставок

    1

    54

    Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

    Урок объяснения нового материала

    Правописание удвоенных согласных

    1

    55

    Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня

    Урок развития умений и навыков

    Правописание удвоенных согласных

    1

    Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки(6 ч)

    56

    Звук й  и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными

    ЪИЬ

    Урок объяснения нового материала

    Употребление разделительных ЬИЪ

    Уметь применять на практике изученные правила

    1

    57

    Правописание слов с разделительными

    ЪИЬ

    Урок развития умений и навыков

    Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ И Ь»

    Уметь писать под диктовку текст

    1

    58

    Упражнения в правописании слов с разделительными

    Ъ И Ь

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Уметь самостоятельно анализиро- вать изученные языковые факты и явления

    1

    59

    Контрольный диктант № 4 по теме «Части

    слова. Приставка.

    Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

    на стыке приставки и корня. Раздели-

    тельные ъ и ь»

    Урок контроля ЗУН

    Написание текста под диктовку

    1

    60

    Проверочная работа № 6 по теме «Части

    слова. Приставка.

    Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

    на стыке приставки и корня. Раздели-

    тельные ъ и ь»

    Урок контроля ЗУН

    Развитие и проверка умений и навы-

    ков самостоятель-

    ного выполнения заданий по изученной теме

    1

    61

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Урок обобще-

    ния, повторения

    Разные способы

    проверки слов

    Уметь находить

    и исправлять ошибки

    1

    Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова ( 4 ч)

    62

    Понятие об оконча-

    нии и основе слова

    Урок объясне-

    ния нового материала

    Выделение значи-

    мых частей слова (окончание)

    Уметь:

    - находить окончание и основу в слове;

    - разбирать по составу доступные слова

    1

    63

    Развитие умения на-

    ходить в слове окон-

    чание

    Урок развития

    умений и навы-

    ков

    Выделение значи-

    мых частей слова

    (окончание)

    1

    64

    Как найти в слове

    основу?

    Урок развития

    умений и навыков

    Выделение значи-

    мых частей слова (основа)

    Уметь образовывать слова с помощью суффикса

    1

    65

    Развитие умения находить в слове окончание и основу

    Урок развития умений и навыков

    Уметь разбирать по составу доступные слова

    1

    Раздел 11. Части слова. Суффикс(2ч)

    66

    Суффикс и его роль

    в слове

    Урок объясне-

    ния нового материала

    Выделение значи-

    мых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

    Уметь разбирать по

    составу доступные слова

    1

    67

    Развитие умения на-

    ходить в слове суф-

    фикс. Обобщение и

    систематизация зна-

    Урок развития

    умений и навы-

    ков

    Выделение значи-

    мых частей слова

    (суффикс). Значе-

    ние суффиксов

    1

    68

    Административный контрольный диктант

    Урок контроля ЗУН

    1

    Раздел 12. Разбор слова по составу(3ч)

    69

    Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

    Урок обобще -ния, повторения и систематизации материала

    Выделение значимых частей слова.

    Уметь :

    - разбирать по составу доступные слова;

    -писать слова с непроверяемыми написаниями

    1

    70-71

    Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант

    Урок обобщения, повторения и систематизации материала

    Выделение значимых частей слова

    Уметь:

    - образовывать слова с помощью суффикса;

    - правильно списывать текст

    2

    Раздел 13. Части речи в русском языке.(1ч)

    Раздел 14. Имена существительные как часть речи. (3ч)

    72

    Части речи в русском языке

    Урок объяснения нового материала

    Имя существительное, его значение и употребление

    Знать определение имени существительного. Уметь:

    - читать художественные тексты;

    - образовывать слова с помощью суффиксов

    1

    73

    Определение имени существительного

    1

    74

    Роль имен существительных в речи

    Урок развития умений и навыков

    Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

    1

    Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные(3ч)

    75

    Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

    Урок объяснения нового материала

    Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных

    Уметь:

    - распознавать имена существительные в речи;

    - читать художественные тексты

    1

    76

    Имена существительные в речи

    Урок развития умений и навыков

    Слово и его значение

    1

    77

    Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

    Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

    1

    Раздел 16. Род имен существительных(4 ч)

    80

    Род имен существительных

    Урок объяснения нового материала

    Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода

    Знать определение имени существительного. Уметь:

    - определять род

    имен существительных;

    - находить и выделять окончание в слове

    1

    81

    Род - постоянный

    признак имен суще-

    ствительных

    Урок развития

    умении и навы-

    ков

    1

    82

    Окончания имен су-

    ществительных муж-

    ского, среднего и

    женского рода

    Урок развития

    умений и навы-

    ков

    1

    Раздел 17. Число имен существительных.(4ч)

    84

    Изменение имен существительных по числам

    Урок развития умений и навыков

    Изменение существительных по числам

    Уметь:

    - находить и выделять окончание в слове;

    - писать слова с непроверяемыми написаниями;

    - писать небольшие

    сочинения по картинкам и опорным словам;

    1

    85

    Образование множе-

    ственного числа

    имен существительных. Словарный диктант

    Урок развития

    умений и навы-

    ков

    Изменение сущест-

    вительных по чис-

    лам

    1

    86

    Окончание имен существительных в единственном и множественном числе

    Урок объяснения нового материала

    Изменение существительных по числам

    Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

    1

    87

    Разбор имени существительного как части речи

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    1

    Раздел 18. Словообразование имен существительных(9ч)

    88

    Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

    Урок объяснения нового материала

    Значения суффиксов и их применение в речи

    Уметь:

    - образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

    - письменно пересказывать текст, составлять план;

    - выделять в слове его части;

    - делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану;

    - писать подробное изложение;

    - распознавать имена существительные в речи

    1

    89

    Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

    Урок развития умений и навыков

    Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных

    1

    90

    Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

    Урок развития умений и навыков

    Упражнения в образовании

    1

    91

    Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами

    Урок развития связной речи

    Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок

    1

    92

    Разбор имен существительных по составу

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Выделение значимых частей слова

    Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

    1

    93

    Развитие речи. Творческая работа

    Урок развития связной речи

    Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения

    1

    94

    Разбор имен существительных по составу

    1

    95

    Обучающее изложение «Мурлыка»

    Урок развития связной речи

    Изложение текста (повествование)

    1

    96

    Проверочная работа по теме «Имя существительное как часть речи»

    Урок контроля ЗУН

    Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы

    Уметь применить ЗУН по теме

    1

    Раздел 19. Местоимение как часть речи. (8ч)

    97

    Понятие о местоимении. Личные местоимения

    Урок объяснения нового материала

    Местоимение; значение, употребление

    Уметь распознавать личные местоимения

    1

    98

    Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

    Урок объяснения нового материала

    Местоимение; значение, употребление

    Знать определение местоимения

    1

    99

    Разбор местоимения как части речи

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Местоимение; значение, употребление

    1

    100

    Закрепление знаний о местоимений. Разбор местоимения как часть речи.

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Местоимение; значение, употребление; наблюдение за местоимениями в речи

    Уметь распознавать личные местоимения

    1

    101

    Закрепление знаний о местоимении

    Урок развития

    речи

    Урок развития

    речи

    Составление предложений с использованием местоимений

    Уметь применять местоимения в устной и письменной речи

    1

    102

    Роль личных местоимений в речи

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Местоимение; значение, употребление

    1

    103

    Проверочная работа  по теме «Местоимение как часть речи»

    Урок развития

    речи

    Составление предложений с использованием местоимений

    1

    104

    Закрепление знаний о местоимении. Роль личных местоимений в речи

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Местоимение; значение, употребление

    Знать определение

    местоимения.

    Уметь:

    - находить местоимения в текстах;

    - исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений

    1

    Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи(4ч)

    105

    Определение имени прилагательного

    Урок объяснения нового материала

    Имя прилагательное; значение, употребление

    Знать:

    - определение имени прилагательного;

    - правило написания безударных окончаний прилагательных. Уметь проверять безударные окончания прилагательных

    1

    106

    Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

    Урок объяснения нового материала

    Имя прилагательное; значение, употребление

    1

    107

    Роль имен прилагательных в речи

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Имя прилагательное; значение, употребление

    Знать сферу употребления прилагательных. Уметь:

    - согласовывать имя

    1

    108

    Разбор имени прила-

    гательного как части

    речи

    Урок повторе-

    ния, обобщения

    и систематизации материала

    Выделение значи-

    мых частей слова

    прилагательное и имя

    существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; выполнять морфологический разбор прилагательных

    1

    Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях(4ч)

    109

    Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

    Урок объяснения нового материала

    Имя прилагательное; значение, употребление

    Уметь осуществлять

    проверку

     прилагательных

     с безударными

     окончаниями

    1

    1

    1

    110

    Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

    Урок объяснения нового материала

    Правописание безударных окончаний прилагательных

    111

    Развитие умения писать безударные

    гласные в окончани-

    ях имен прилагательных. Знакомство антонимами

    Урок повторения, обобщения

    и систематиза-

    ции материала

    Правописание безударных окончаний

    прилагательных

    112

    Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Правописание безударных окончаний прилагательных

    Уметь анализировать изученные языковые явления

    1

    Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу. (6ч)

    113

    Словообразование имен прилагательных

    Урок объяснения нового материала

    Значение суффиксов и приставок имен прилагательных

    Уметь определять значение суффиксов -«-, -еньк-, -оват-, -еват-

    1

    114

    Разбор имен прилагательных по составу

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Выделение значимых частей слова

    Уметь выделять значимые части слова

    1

    115

    Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

    Урок контроля ЗУН

    Уметь применять ЗУН при выполнении проверочной работы

    1

    116

    Контрольный диктант  № 5 по теме «Имя прилагательное»

    Урок контроля ЗУН

    Уметь писать текст под диктовку

    1

    117

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Разные способы проверки слов

    Уметь находить и исправлять ошибки

    1

    Раздел 23. Глагол как часть речи. (4ч)

    118

    Определение глагола как части речи

    Урок объяснения нового материала

    Глагол, значение и употребление

    Знать определение

    глагола.

    Уметь:

    - распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор;

    - изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)

    1

    119

    Изменение глагола по временам

    Урок объяснения нового материала

    Изменение глагола по временам

    1

    120

    Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

    Урок объяснения нового материала

    Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

    1

    121

    Изменение глаголов по числам

    Урок объяснения нового материала

    Изменение глаголов по числам

    1

    Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами(3ч)

    122

    Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

    Урок объяснения нового материала

    Правописание не с глаголами

    Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно

    1

    123

    Развитие умения писать частицу не с глаголами

    Урок развития умений и навыков

    Правописание не с глаголами

    1

    124

    Развитие речи. Свободный диктант

    Урок развития речи

    1

    Раздел 25. Неопределенная форма глагола(8ч)

    125

    Понятие о неопределенной форме глагола

    Урок объяснения нового материала

    Неопределенная форма глагола

    Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь:

    - писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

    - образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

    1

    126

    Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

    Урок развития умений и навыков

    Употребление ь после шипящих на конце глаголов

    1

    127

    Образование форм времени от неопределенной формы глагола

    Урок объяснения нового материала

    Изменение глаголов по временам

    1

    128

    Разбор глагола как части речи

    Урок развития умений и навыков

    1

    129

    Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»

    Урок контроля ЗУН

    1

    130

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Разные способы проверки слов

    Уметь находить и исправлять ошибки

    1

    131

    Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»

    Урок контроля ЗУН

    Написание текста под диктовку

    Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта

    1

    132

    Развитие речи. Контрольное изложение

    Урок развития речи

    Изложение текста (повествование)

    Уметь излагать текст

    1

      Раздел 26. Предложение. Виды предложений по цели высказывания(3ч)

    133

    Виды предложений по цели высказывания

    Урок объяснения нового материала

    Разновидности предложений по цели высказывания

    Уметь определять вид предложения по цели высказывания

    1

    134

    Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

    Урок объяснения нового материала

    Знаки препинания в конце предложения

    Уметь:

    - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

    - определять вид предложения по интонации

    1

    135

    Восклицательные и невосклицательные предложения

    Урок объяснения нового материала

    Разновидности

    предложений

    по эмоциональной

    окраске

    1

    Раздел 27. Главные и второстепенные члены предложения.(6ч)

    136

    Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

    Урок объяснения нового материала

    Главные и второстепенные члены предложения

    Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь:

    - разбирать предложения по членам;

    - выделять подлежащее и сказуемое;

    - выделять сочетания слов

    1

    137

    Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

    Урок развития умений и навыков

    Главные и второстепенные члены предложения

    Уметь ставить вопросы к второстепенным членам,

    определять,

     какие относятся к подлежащему

     и какие к сказуемому

    1

    138

    Понятие о второстепенных членах предложения

    Урок объяснения нового материала

    Главные и второстепенные члены предложения

    1

    139

    Составление схем предложения и предложений по схемам

    Главные и второстепенные члены предложения

    1

    140

    Предложения распространенные и не распространенные

    Урок изучения нового

    Простое распространенное и нераспространенное предложение

    1

    141

    Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

    Урок контроля ЗУН

    1

    Раздел 28. Предложения с однородными членами(7ч)

    142

    Однородные подлежащие и сказуемые

    Урок объяснения нового материала

    Однородные члены предложения

    Уметь:

    - правильно произносить предложения с интонацией перечисления;

    - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом «);

    - осознавать роль знаков препинания в письменном общении;

    - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи

    1

    143

    Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Запятая в предложениях с однородными членами

    1

    144

    Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

    Урок объяснения нового материала

    Запятая в предложениях с однородными членами

    1

    145

    Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

    Урок развития умений и навыков

    Запятая в предложениях с однородными членами

    1

    146

    Главные и второстепенные однородные члены предложения Определение однородных членов предложения

    Урок развития умений и навыков

    Однородные члены предложения

    1

    147

    Запятая в предложениях с однородными членами

    Урок объяснения нового материала

    Запятая в предложениях с однородными членами

    Уметь излагать текст

    1

    148

    Развитие речи. Свободный диктант

    Урок развития речи

    Изложение текста (повествование)

    1

    Раздел 29. Простые и сложные предложения(8ч)

    149

    Понятие о простом

    и сложном предло-

    жении

    Урок объясне-

    ния нового ма-

    териала

    Главные и второ-

    степенные члены

    предложения. Однородные члены предложения

    Уметь:

    - читать и понимать

    учебно-научные тексты;

    - письменно пересказывать текст;

    - ставить запятую

    в предложениях

    с однородными членами

    1

    150

    Запятая в сложном

    предложении без

    союзов. Схема слож-

    ного предложения

    Урок объясне-

    ния нового ма-

    териала

    1

    151

    Развитие умения раз-

    личать сложные пред-

    ложения и простые

    предложения с одно-

    родными членами и

    ставить в них запятые

    Урок развития

    умении и навы-

    ков

    Главные и второ-

    степенные члены

    предложения. Од-

    нородные члены

    предложения

    1

    152

    Запятая в простом

    предложении с одно-

    Урок повторе-

    ния, обобщения

    1

    153

    Разбор простого и сложного предложений

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

    Уметь излагать текст

    1

    154

    Развитие речи. Свободный диктант

    Урок развития речи

    1

    155

    Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

    Урок контроля ЗУН

    1

    156-157

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Разные способы проверки слов

    Уметь находить и исправлять ошибки

    2

    Раздел30. Повторение (13 ч)

    158

    Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи

    1

    159

    Анализ ошибок и коррекция знаний

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Разные способы проверки слов

    Уметь находить и исправлять ошибки

    1

    160

    Повторение изученных орфограмм и состава слова

    Урок повторения, обобщения и систематизации материала

    Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова

    Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними

    1

    161-170

    Резервные уроки

    10

    Литература

    •  «Русский язык» Учебник для 3 класса.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева,   О.В. Пронина.  (Москва  «Баласс» 2011 г.)
    • Рабочая тетрадь.  Автор Н.А. Исаева (Москва  «Баласс» 2011г.)
    • Тетрадь по чистописанию. Автор М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2010 г.)
    • Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2011 г.)
    • Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова.  (Москва «Баласс» 2011 г.)
    • «Русский язык. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2011 г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

        Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

    Календарно- тематическое планирование к Программе "Русский фольклор" 1 класс-4 класс

    Программа «Русский фольклор» способствует  решению  задач духовно -  нравственного развития личности,  осуществляет комплексный подход к становлению личности ребенка....

    Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

             Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

    Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

    Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский родной язык»

    Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образоват...