Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Иванова Элеонора Минзагитовна

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     Рабочая  программа по русскому (родному)  языку

                                                                                       Пояснительная записка

    Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 9 ; Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

   Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

 Основой для разработки программы послужила  примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко , Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.

      Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации  наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

     Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения  различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

     Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях  жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой  формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать  аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:

 -расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;

 -совершенствование  коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

 -включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

 -первое знакомство с фактами истории родного языка;

 - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

 - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем   тексты) с миром и с самим собой;

 - формирование у детей чувства языка;

 - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

 - сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

                                                             Общая характеристика учебного предмета

 В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии , общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.

 Основные направления работы по развитию речи:

           - количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за      лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также    в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

      - развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

-развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

       - развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

                                                  Планируемые   результаты  освоения   учебного  курса

                                                                                                           4 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные  результаты :

Обучающиеся будут знать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  • типы текстов;
  • понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
  • основные элементы композиции текста.

            Обучающиеся  будут уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

                                              Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

                                                                                     Содержание  учебного  предмета

    Основные содержательные линии программы для  4 класса  (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Русский язык: прошлое и настоящее.
  2. Язык в действии: слово, предложение.
  3. Секреты речи и текста.

    Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

    Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

   Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

                                                                                 «Русский родной язык»  в 4 классе

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

В основу раздела положена система лингвистических понятий : традиционные эпитеты, фразеологизмы,  многозначные слова ,заимствованные слова. Работа   со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение  фразеологизмов в тексте( идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).

 -анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.

 -слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница  );

 -слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );

 -слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

      Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание:  «Пословицы с устаревшими словами в картинках».

Раздел 2. Язык в действии

В  данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля),  система современной  русской пунктуации  и история знаков препинания .

Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.

Раздел 3. Секреты речи и текста

В  данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы  в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.

Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра  текста и языковых средств.

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) . Редактирование  заданных текстов .

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ «Школа России», авторская программа по родному русскому языку  О.М.Александрова     Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов ,Е.И Казакова, М.И.Кузнецова ,Л.В.Петленко ,В.Ю.Романова.

 О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая . Русский родной язык .Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М. :Просвещение ,2019 год.

Методические пособия для учителя

 О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая . Русский родной язык . Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2019;

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия.

Технические средства и ИКТ

АРМ учителя.

Интерактивная доска «SMARTBOARD»

Мобильный класс Classmate PC. (25 нетбуков ISTiEC 10II2, 1 ноутбук учителя)

WiFi с  доступом к сети Интернет

Документ-камера

Мультимедиа

Электронная библиотека

Интернет-ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru

Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology

Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.

Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru

Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru

Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации– Режим доступа: http://www.mon.gou..ru

                                                                 

                                     

№ п/п

Тема урока

Кол- во часов

Тип урока

Элементы

содержания

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

(Формирование  УУД  в соответствии с ФГОС)

Метапредметные результаты

Вид контроля

Страницы учебника

                                                                                             Русский язык: прошлое и  настоящее  (9 часов)

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться .

1

Комбинированный

Произведения Юнны Мориц.

Фрагмент книги «Занимательная Греция» .Фрагменты словарной статьи.

Работать с толковым словарем;

определять жанр произведения;

находить в тексте фразеологизмы ; выразительно и осознанно читать текст  ; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;выполнять проектные задания.

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей);

Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами ; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации.

К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалоге.

Ответы на вопрос.проектное задан.

с.4-с.11

2-3

Вся семья вместе, так и душа на месте.

2

Комбинированный .

Обобщение

Пословицы  русского народа;произведения В.П.Астафьева, диалоги- прибаутки, рассказы В.Ю.Драгунского.

Работать с толковым словарем;

определять жанр произведения;

находить в тексте родственные слова ; выразительно и осознанно читать текст  ; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ;знать историю возникновения слов:мама,папа,тятя

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью.

П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами ; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц.

К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалоге.

Ответы на вопрос;сочинение .

с.11-с.20

4

Обобщающий урок.Тест

1

Отвечать на вопросы теста по теме «Фразеологизм». Обобщать и систематизировать знания о родственных словах.. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. ОВЗ: определять жанр произведения;

находить в тексте родственные слова

5

Красна сказка складом, а песня-ладом.

1

Комбинированный .

Картины  И.И.Левитана,

тексты о значении эпитетов, пословицы русского народа, фрагменты сказок А.С Пушкина ,  фрагмент русской народной сказки «Заря-Заряница».

Работать с толковым словарем;

определять жанр произведения;

находить в тексте эпитеты  ; подбирать синонимы к прилагательным; выразительно и осознанно читать текст  ; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль.

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью.

П: Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц; знание  основных элементов композиции текста, умение выделять  тему и основную мысль текста, уметь  видеть в картине существен-

ное и несущественное.

К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалог.

Ответы на вопрос.сообщение .

с.20-с.32

6

Красное словцо не ложь.

1

Комбинированный .

Пословицы  и фразеологизмы русского народа о животных ; стихотворения  Юнны Мориц ; упражнения на поиск фразеологизмов в тексте,научно-познавательные  тексты о домашних животных.

Работать с толковым словарем; со словарем фразеологизмов;

определять жанр произведения;

находить в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читать текст  ; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль; группировать фразеологизмы с соответствующим значением.

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью.

П: Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц и фразеологизмов; умение подбирать фразеологизмы на заданную тематику.

К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалог.

Ответы на вопрос.письм

задан.

с.32-с.45

7

Язык языку весть подает

1

Комбинированный .

Словарные статьи из разных словарей,  истории о происхождении слов,

 упражнения на группировку заимствованных слов, словарные статьи  из этимологического словаря  ,сравнение статей из  словаря В.И.Даля и С.И.Ожегова.

Работать с этимологическим словарем;

находить в тексте заимствованные слова; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читать словарную статью, извлекая необходимую  информацию, гото-

вить сообщение на заданную тематику; объяснять значение интернациональных слов ; группировать заимствованные слова в зависимости от значения.

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности; самостоятельно формули-

ровать тему и цели урока.

П: Свободно работать с этимологическими словарями; понимать и объяснять значение заимствованных слов; умение  группировать заимствованные слова в зависимости от значения ; уметь сравнивать словарные статьи.

К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог ,адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Ответы на вопрос.

с.45-с.56

8

Групповой проект по теме: «Словари»

1

Проверить умения работать с этимологическим словарем; со словарными статьями, составить рассказ, используя приведенные сведения

                                                                                                                

                                                                                                         Язык в действии ( 4 часа)

9.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

Комбинированный .

Отрывки из произведений

А .Пушкина и К.Чуковского; информация об употреблении форм глагола; тренировочные упражнения.

Находить в тексте неправильные формы глагола;  составлять предложения,

используя глаголы  в форме 1 лица  ед.числа; записывать предложения , используя нужные формы глаголов класть и положить.

Л: Стремиться  к совершенствованию собственной речи; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Р: Устанавливать  соответствие  полученного  результата поставленной цели.

П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; составлять предложения  по иллюстрациям  ; строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии.

К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог ,адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Ответы на вопрос.

письм.

задан.

с.57-с.63

10

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

Комбинированный .

Слова-синонимы, синонимические словосочетания и предложения, рубрика  «Важная информация» , тренировочные упражнения, этикетные выражения.

Расширить знания о синонимических конструкциях;   заменять словосочетания  си нонимами;

уметь объяснить  значение устойчивых выражений.

Л: Стремиться  к совершенствованию собственной речи.

Р: Устанавливать  соответствие  полученного  результата поставленной цели.

П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; составлять предложения  по иллюстрациям  ;   изменять предложения по заданному алгоритму.

К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог .

Ответы на вопрос.

письм.

задан.

с.64-с.67

11

Как и когда появились знаки препинания?

1

Комбинированный .

Фрагменты текстов  из  «Российской грамматики» М.В.Ломоносова (1775год); словарные статьи из толкового словаря; тексты об истории появления знаков препинания; тренировочные упражнения; иллюстрации древних текстов.

Знать историю появления знаков препинания; уметь определить, где в тексте необходимо поставить точки; уметь сравнивать формулировки  одного и того же правила пунктуации .

Л: Стремиться  к совершенствованию собственной речи; проявлять самостоятельность и личную ответственность  за  свои поступки .

Р: Устанавливать  соответствие  полученного  результата поставленной цели.

П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; строить сообщения в устной форме; анализировать информацию и составлять  обобщающую таблицу.

К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог .

Ответы на вопрос.

письм.

задан.

с.68-с.73

                                                                                                             

                                                                                                       Секреты речи и текста  ( 4часа)

12

 Задаем вопросы в диалоге

1

Комбинированный .

Диалог 1 : «На уроке русского языка» Диалог 2 : «Украшение класса к новогоднему празднику» ; правила  ведения диалога.

Знать  правила составления диалога; уметь придумать диалог  соблюдая  заданные условия.

Л: Стремиться  к совершенствованию собственной речи.

Р: Устанавливать  соответствие  полученного  результата поставленной цели.

П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; строить диалоги  на соответствующую тематику; придумывать вопросы по иллюстрации.

К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог .

Составление диало-

гов

с.74-с.78

13

Изложение

1

Слушать текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Объяснять смысл предложений. Обращать внимание на правописание слов. ОВЗ:Находить языковые средства, делающие текст выразительным

14

15

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

 

Учимся составлять план текста

1

1

Комбинированный .

Комбинированный .

Сказка В.Д.Берестова,

тексты В.Голявкина и В.Любимцева; научно-познавательные тексты; рубрика «Важная информация».

Рассказы  Е.Чарушина, А.Аксе-

нова,Г.Скребицкого ;

рубрика «Важная информация» .

Знать определения темы текста и его основной мысли; уметь сравнивать названия рассказов и сказок; подбирать заголовки к заданным текстам; уметь различать тему и основную мысль текста,самос-

тоятельно строить текст на заданную тематику.

Знать определения плана текста ; уметь различать тему и основную мысль текста; выделять смысловые части в тексте; составлять план текста.

Л: Внутренняя позиция школьника  на основе положительного отношения к школе .

Р: Устанавливать  соответствие  полученного  результата поставленной цели.

П: Обобщать и системат. зна -ния, полученные из рубрики «Важная информация» ; придумывать заголовки к текстам , анализировать сказки и рассказы.

К: Уметь взаимод. в паре.

Л: Стремиться  к совершенствованию собственной речи.

Р: Устанавливать  соответствие  полученного  результата поставленной цели.

П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; делить текст на смысловые части; придумывать заголовки к текстам ; составлять план текста.

К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог .

Ответы на вопрос.

Ответы на вопрос.

письм.

задан.

с.78-с.85

с.85-с.88

16

Учимся пересказывать текст .

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

Комбинированный .

Рассказы Н.И.Сладкова, Н.Т.Федорова, В.А.Осеевой,  К.Паустовского,сказ-

ки  К.Ушинского;  рубрика «Важная информация» ; сказка «Подснежник»; научно-познавательные тексты о лисе; картина А.И.Куинджи «Осень».

Знать определения плана текста ; уметь различать тему и основную мысль текста; выделять смысловые части в тексте; составлять план текста; уметь пересказывать текст от  первого лица и от третьего; уметь сравнивать тексты по заданным параметрам; уметь определять жанр текста.

Л: Стремиться  к совершенствованию собственной речи.

Р: Устанавливать  соответствие  полученного  результата поставленной цели.

П: Делить текст на смысловые части; составлять план текста; уметь пересказывать текст от  первого лица и от третьего; уметь редактировать любой текст ; сравнивать тексты между собой.

К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах .

Ответы на вопрос.

с.88-с.97, с.97- с.108

17

Итоговая проверочная работа

1

Восстановление деформированного текста

Обращать внимание на сохранение логики текста; связь предложений между собой; контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский родной язык»

Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образоват...

Рабочая программа "Русский родной язык" 1 класс

Материал предназначен для учителей начальных классов...

Рабочая программа " Русский родной язык"

Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программ...

Рабочая программа Русский родной язык 1-4 класс Школа России

В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы....

Рабочая программа Русский(родной язык) 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу Русский(родной язык)....

Рабочая программа "Русский родной язык" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по русскому родному языку и КТП для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...