РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

Сорокина Елена Викторовна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

 4 КЛАСС

Пояснительная записка

Программа к курсу «Русский язык» 1-4 классы Соловейчик М.С., Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013        

Программно- методические  материалы. Русский язык 1-4 классы. Соловейчик М.С., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013

Учебник        Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» 4 класс 1, 2 часть Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014

Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Тетрадь-задачник 4 класс 1 – 3 части Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013        

Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013-2014

        

Основная цель курса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретенные в 4 классе; обучать учащихся группировать слова по частям речи, помочь освоить морфологические признаки слов разных частей речи.

Главные задачи курса:  познакомить с понятием «часть речи» и уточнить признаки каждой части речи.

        Предлагаемый курс имеет практическую направленность.  Он ориентирован на слияние  обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением    понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;  под развитием, во–первых, формирование лингвистического мышления, во–вторых – совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом  развития школьников считается  становление у них  основ учебной самостоятельности, потребности  и умения пользоваться учебной книгой, как источником информации, различными словарями, как средством решения возникающих языковых вопросов.

Воспитание связывается с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважение к себе, как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

Важнейшая особенность курса – коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное  обучение школьников  осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторая особенность – внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Обучающиеся должны знать:

        -названия изученных частей, их значение, вопросы к словам и особенности изменения;

        -названия главных членов предложения и способ их нахождения;

        -изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): Ь после шипящих в начальной форме имен существительных; Ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами.

В курсе русского языка 4-го класса происходит более полное становление всего комплекса универсальных учебных действий, формировавшихся на протяжении четырёх лет обучения. Итогом этого процесса должно стать достижение тех личностных и метапредметных результатов, которые планируются на конец начальной школы. Приведём их.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

 – представление о русском языке как языке его страны;

– осознание языка как средства общения;

– элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка;

– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

– желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для:

– появления чувства причастности к своей стране и её языку;

– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

– формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–  осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:  

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

–  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

– воспроизводить информацию, доносить её до других;

– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка; 

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

 

Справа от черты указано общее количество выделенных резервных уроков, отводимых для дополнительного закрепления изучаемого материала. Место рекомендуемого использования этих часов показано в данном планировании тем же способом. Темы соответствующих уроков даны курсивом.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

I четверть (45 ч.: 36/9 р.)

Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч.: 17/3р.)

1.

Начинаем повторять…  («Перечитаем письмо»)

1

2

 Повторение основных грамматических понятий  («Обо всём понемногу»)

1

3

Систематизация основных орфографических правил

1

4-5

Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?»)

2

6

 Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи»)

1

7

Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?»)

1

Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора

(«Как ты умеешь анализировать слова?)

8

Звуки и буквы в слове: значение и строение слова

1

9

Состав слова и его значение

1

10

Разграничение слов по частям речи

1

11

Повторение изученного о формах глагола

1

12

Упражнение

в выполнении различных грамматических действий

1

Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих умений»)

13-15

Орфографические умения как правильные орфографические действия

3

16-17

Тренировочно-проверочные работы 

2

18

Контрольная работа по результатам повторения. Диктант

1

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

19

Изложение: обучение пересказу от другого лица

1

20

Написание воспоминаний «Летние встречи»

1

Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») (14 ч.: 10/4 р.)

21

Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»)

1

22

Продолжение знакомства со словосочетаниями

1

23

Составление словосочетаний и включение их в предложение

1

24-25

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

2

26

Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений

1

Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания? )

27-28

Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»)

2

29-30

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?»)

2

31

Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач

1

32-33

 Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)

2

34

Закрепление изученного

1

Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») (5 ч.: 4/1 р.)

35

Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)

1

36

Правописание наречий

1

37

Продолжение освоения  наречия как части речи

38

Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи

1

39

 Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий

1

Проверяем себя (3 ч.: 2/1р.)

40

Повторение изученного и подготовка к контрольной работе (Проверяем себя»)

1

41

Совершенствование и самопроверка приобретённых умений

42

Контрольная работа  за 1-ю четверть

1

Пишем объявления (3 ч.)

43

Знакомство с особенностями построения объявлений

1

44-45

Создание текстов-объявлений

2

II четверть (32 ч.: 26/6 р.)

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (32 ч.: 26/6 р.)

46

Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»)  

1

47

Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)

1

48

Формирование умения определять склонение имени существительного

1

49

Закрепление изученного

1

50

Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи  в предложении

1

51

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

1

52

Закрепление изученного

1

53

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)

1

54

Закрепление изученного

1

55-56

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

2

57

Закрепление изученного

1

58-59

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»)

2

60

Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного

1

61

Изложение «Так приходит  зима»

1

62

Этюд по картине

А. Пластова «Первый снег»

1

63-64

Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)

2

65-66

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»)

2

67-68

Закрепление изученных вопросов правописания  («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)

2

69

Закрепление изученного

70

Контрольная работа

71-73

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

3

74-75

Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…»)

2

III четверть (53 ч.: 40/13 р.)

Части речи: что мы о них знаем? (14 ч.: 11/3 р.)

76

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена»)

1

77

Продолжение повторения изученного

1

78

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

1

Секреты имён числительных

79

Изменение имён числительных по падежам

1

80-81

Сложные числительные и особенности их изменения

2

82

Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений

1

Учимся пользоваться личными местоимениями

83-84

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

2

Повторение изученного о глаголе

85

Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание

1

86

Образование неопределённой формы

1

87

 Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

1

88-89

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»)

2

Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») (20 ч.:15/5р.)

90

Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…»)

1

91

«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?»)

1

92

Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме

1

93

Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям

1

94

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)

1

95

Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?»)

1

96

Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме

1

97

Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола

1

98-99

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква»)

2

100

Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов

1

101

Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов

1

102

Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола»)

1

103-105

Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»).

3

106

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

1

107-108

Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений

2

109

Контрольная  работа

1

Новое о строении предложений (12 ч.: 9/3р.)

110

Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения»)

Однородные члены предложения

111

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

1

112

Союзы и знаки препинания при однородных членах

1

113

Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами

1

114

Предупреждение ошибок ив построении предложений с однородными членами

1

115

Использование в речи предложений с однородными членами

1

Предложения бывают сложными

116

Общее знакомство со сложными предложениями

1

117

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

1

118

Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

1

Подведение итогов

119-120

Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе

2

121

Контрольная работа за 3-ю четверть

1

Учимся рассуждать (7 ч.:5/2р.)

122

 Знакомство с построением рассуждения

1

123

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

1

124

Обучение написанию объяснительной записки

1

125

Обучение построению рассуждений (на материале правил письма)

1

126

Письменный пересказ текста-рассуждения

1

127

Конструирование текста-рассуждения

1

128

Создание текста-рассуждения

1

IV четверть (40 ч.: 32/8 р.)

Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове») (23ч.: 20/.)

Слово и его значение (7/0)

129

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?

1

130

О словах, которые выходят из употребления

1

131

Объясняем происхождение некоторых слов

1

132

Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов»)

1

133

Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём

1

134

Синонимы и антонимы; выбор точного слова

1

135

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание (16 ч.: 13/3р.)

136

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)

1

137

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

1

138

Рассказываем истории некоторых выражений

1

139

Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»)

1

140-141

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

2

142-143

Чтобы писать грамотно, нужно… (систематизация умений)

2

144

Совершенствование комплекса орфографических умений

1

Проверяем себя

145-146

Проверяем свои умения («Проверяем себя»)

2

147-148

Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста

2

149

Контрольный диктант

1

150

Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте)

1

151

  Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?»)

1

Размышляем, рассказываем, сочиняем

(14 ч.: 11/3р)

152

Наблюдения за способами связи предложений в тексте

1

153

Обучение связи предложений в тексте

1

154

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

1

155

Подробное изложение: обучение построению рассказа

1

156

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

157

Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений

1

158

Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение

1

159

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

1

160

Написание сочинений-рассуждений

1

161

Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков

1

162

Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков

1

163

Ещё один рассказ по серии картинок

1

164

Письмо учителю

1

Перелистаем учебник

(5ч.: 1/4р)

165

Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка…

1

166-167

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

2

169-170

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос

В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....

рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, ООП МБОУ "С...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  3 класс  с   УУД...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс по ФГОС . УМК «Гармония» 2013-2014 уч год

Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2013– 2014 учебный год 1 класс. Образовательная система: «Гармония»...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по ФГОС

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования для 4 клааса по ФГОС...