Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по временам".
видеоурок по русскому языку (3 класс) по теме

Мигалина Елена Викторовна

Конспект урока для учителей, работающих по УМК "Классическая начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon migalina_e.v.-stsenariy.doc.doc199.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку.1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мигалина Елена Викторовна.

Образовательное учреждение: ЗАТО Северск, МОУ «СОШ № 198».

Предмет: Русский язык.

Класс: третий.

Тема: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: традиционная, с использованием компьютера, рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Цели урока:

  1. Познакомить с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.
  2.  Учить правильно употреблять глаголы в речи.

Задачи урока:

Образовательные – изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы.

Развивающие – продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развивать умение сравнивать слова, развивать устную речь учащихся.

Воспитательные – прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде.

Учебно-методическое обеспечение: Т.Г. Рамзаева «Русский язык 3 класс» М.: Дрофа, 2009.

Время реализации занятия  (45 минут)

Авторский медиапродукт – презентация 27 слайдов (среда Power Point, Word)

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый   редактор Microsoft Word.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (переход по щелчку мыши).
  3. Технологический сценарий: последовательная модель.


п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№ слайда

1

Организационный момент, целевая установка

2 минуты

№ 1, 2

2

Минутка чистописания

3 минуты

№ 3

3

Словарно – орфографическая работа

3 минуты

 4

4

Определение темы урока

4 минуты

№ 5, 6, 7

5

Актуализация знаний

3 минуты

№ 8

6

Изучение новой темы

8 минут

№ 9 – 16

7

Обобщение знаний

 2 минуты

№ 17

8

Физкультминутка

2 минуты

№ 18

9

Первичное закрепление изложенного материала

7 минут

№ 19, 20

10

Самостоятельная работа.

 5 минуты

№ 21 – 25

11

Домашнее задание

2 минуты

№ 26

12

Итог урока. Рефлексия.

4 минуты

№ 27

  1. Схема взаимосвязи кадров презентации:                

        

  1. Содержание кадров:

1-й слайд – Титульный.

2-й слайд – Настрой на работу

3-й слайд – Минутка чистописания

4-й слайд – Словарные слова

5-й слайд -  Слова для определения темы урока

6-й слайд -  Высказывания о времени

7-й слайд -  Объяснить смысл высказываний  

8-й слайд -  Что уже знаем о глаголах

9-й, 10-й слайд – Найти в тексте глаголы

11-й, 12-й слайд – Глаголы настоящего времени

13-й, 14-й слайд – Глаголы прошедшего времени

15-й, 16-й слайд -  Глаголы будущего времени

17-й слайд -  Формулирование правила

18-й слайд – Физическая пауза

19-й слайд – Работа с учебником, дополнительная информация о дятлах

20-й слайд -  Проверь себя

21-й слайд – Стихотворения для самостоятельной работы

22-й слайд – Проверь: стихотворение с глаголами настоящего времени

23-й слайд -  Проверь: стихотворение с глаголами прошедшего времени

24-й слайд – Проверь: стихотворение с глаголами будущего времени

25-й слайд -  Сравнение

26-й слайд –  Домашнее задание

27-й слайд -  Рефлексия

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
  2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала).
  3. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  4. Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации).
  5. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
  6. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.

Оборудование:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран, наглядный материал в презентации на слайдах.
  2. Таблицы с письменным написанием буквы В.
  3. Индивидуальные карточки с отрывками из стихотворений.

Методы:

  1. Объяснительно – иллюстративные.
  2. Частично – поисковые.
  3. Проблемно – сообщающие.
  4. Репродуктивный.
  5. Креативный (метод конструирования правила).
  6. Когнитивный (сравнение, анализ, синтез, классификация).

Категорийный аппарат: глагол – настоящее время, прошедшее время, будущее время.

План урока:

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, напоминание гигиенических правил посадки, мотивация учащихся.

Восприятие

 2 мин.

Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском букв, которые будут прописаны и словарно-орфографическая работа.

Работа над каллиграфией, повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

Отработка каллиграфического навыка, развитие орфографической зоркости, чёткости произношения.

6 мин.

Определение темы урока

Ставит проблему исключения лишнего слова, подводит обучающихся к самостоятельному формулированию темы урока.

Классифицируют слова, расширяют языковые знания, определяют тему урока.

4 мин.

Актуализация знаний.

Проверка знаний учащихся, полученных ранее.

Восприятие, диалог с учителем.

3 мин.

Изучение нового материала.

Объяснение.

Восприятие и осмысление новой информации.

10 мин.

Физкультминутка.

Показ образца выполнения.

Выполнение под руководством учителя.

2 мин.

Первичное закрепление.

Сообщение задания, индивидуальная помощь по просьбе учащихся.

Выполнение упражнения по учебнику, взаимопроверка.

7 мин.

Самостоятельная работа.

Выявляет уровень усвоения учебного материала, развивает речь.

Выполнение задания на основе изученного материала.

 5 мин.

Подведение итогов урока.

Задаёт вопросы, мотивирует на дальнейшее получение знаний.

Соотносят новую информацию и имеющиеся знания.

2 мин.

Домашнее задание.

Разъяснение задания.

Запоминание, запись в дневник.

2 мин.

Рефлексия

Беседа-диалог.

Выработка собственной позиции, оценка процесса.

2 мин.

Карта урока:


Комментарий хода урока

Время

(мин.)

№ слай

дов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктив

ные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу, мотивацию к получению знаний.

2

2

Внимание

Организованность



Культура эмоций

Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском букв, которые будут прописаны и словарно-орфографическая работа

6

3,4

Внимание

Аккуратность

Мышление

Логичность

Работа по образцу

Аргументированность

Системность

Рефлексивность

Культура эмоций

Определение темы урока: учитель просит исключить из цепочки лишнее слово и объяснить свой выбор.

4

5,6,7

Внимание

Мышление

Глубина рассуждений

Аргументированность

Коммуникативная культура

Актуализация знаний: учитель просит вспомнить всё, что знают о глаголе.

3

8

Мышление

Внимание

Память

Глубина рассуждений

Аргументированность

Системность

Аналитичность

Культура эмоций

Изучение нового материала: из предложенных предложений дети  находят те, в которых говорится о событиях, происходящих в определённый момент времени. Анализируя, сравнивая, синтезируя фактический материал, дети сами получают из него новую информацию, в результате появляются новые знания о том, как определить время у глагола.

10

9 - 17

Внимание

Мышление

Глубина рассуждений

Любознательность

Аргументированность

Аналитичность

Рефлексивность

Толерантность

Физическая пауза под музыку.

2

18

Организованность

Рефлексивность

Выполнение упражнения по учебнику, направленного на закрепление усвоенного материала, устное составление предложений,

7

19,20

Самостоятельность

Мышление

Память

Работа по образцу

Системность

Аналитичность

Точность, уместность, выразительность речи

Любознательность

Коммуникативная культура

Диагностика усвоения нового материала: работа с индивидуальными карточками. Дети читают отрывки из стихотворений, классифицируют их по временам глаголов, находят в них сравнения.

5

21 – 25

Мышление

Память

Самостоятельность

Системность

Аналитичность

Глубина рассуждений

Точность

Культура эмоций

Подведение итогов урока.

2

Память

Мышление

Глубина рассуждений

Аналитичность

Домашнее задание

2

26

Внимание

Работа по образцу

Аккуратность

Самостоятельность

Любознательность

Целеустремлённость

Ответственность

Рефлексия

2

27

Память

Мышление

Толерантность

Культура эмоций и чувств

Ход урока.

1.Организационный  момент. Слайд № 2.

Учитель: Сейчас начнется урок русского языка, на котором мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга.

2. Минутка чистописания и словарная работа. Слайд № 3.

На доске записаны слова, прочитайте, что у них общего?   (все слова начинаются на «В»)

Правильно, молодцы! Что знаем об этой букве?  (буква «в» - обозначает согласный, звонкий, парный звук, может обозначать мягкий и твёрдый звук)

На минутке красивого письма будем писать заглавную букву В, строчную букву в.

На доске таблица с образцом написания букв В, в.

(учитель показывает алгоритм написания букв мелом на доске, напоминает о правильной посадке)

Вернемся снова к словам, с которыми работали.

– Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Слайд № 4.

(проверка сигнальными буквами)

Какое слово было лишнее? Почему? (слово «время», т.к. это не словарное слово)

Как  вы понимаете слово «время»?

–  А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И.Ожегова.  Слайд № 5.

(Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).

– Прочитайте выражения. Слайд № 6.

Время летит.

Время разум даёт.

Делу время, потехе час.

Как вы их понимаете?   Слайд № 7.

(в тетрадях записать пословицу)

3. Сообщение темы и цели урока.

– Как вы думаете, почему мы вспомнили про время?

– Сегодня на уроке мы  будем говорить о времени и научимся определять время у глаголов.

– Но сначала вспомним, что вы уже знаете о глаголе?    Слайд № 8.

4. Изучение нового материала.  Слайд № 9.

–  Прочитайте написанные на доске предложения и перечислите имеющиеся в них глаголы.

Весной солнце светит и греет.

Зимой оно мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и будет сильнее греть.    

– Почему вы считаете, что это глаголы? (они отвечают на вопрос что делают? что делал? что будет делать и обозначают действие предмета) Слайд № 10.

– Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в настоящее время.   Слайд № 11.

– На какой вопрос отвечают глаголы в настоящем времени?  Слайд № 12.

(записать предложение в тетрадь)

– Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходившее в прошедшем времени.  Слайд № 13.

– На какой вопрос отвечают глаголы в прошедшем времени? Слайд № 14.

(записать предложение в тетрадь)

– Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое будет происходить. Слайд № 15.

– На какой вопрос отвечают глаголы в будущем времени? Слайд № 16.

(записать предложение в тетрадь)

– Обобщите наши рассуждения. Слайд № 17.

5. Физкультминутка. Слайд № 18.

Дети закрывают глаза, садятся ближе к краю стула, опираясь на его спинку, руки свободно лежат на коленях. Учитель медленно, тихим голосом читает под музыку.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая.

Замедляются движенья,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно.

6. Выполнение упражнения по учебнику.

– Откройте учебники на странице 84, прочитайте упражнение № 558.

– Как можно озаглавить этот текст? Почему? Слайд № 19.

– А как в народе называют дятла?  

(выписать глаголы в три столбика по временам)

– Составьте своё предложение о дятле.

– Запись под диктовку: Дятел клювом долбит сосновую шишку.

– Дать характеристику предложения и разобрать его по членам и по частям речи.

(взаимопроверка) Слайд № 20.

7. Работа с индивидуальными карточками.

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них глаголы, определите их время. Слайд № 21.

Снег теперь уже не тот –

потемнел он в поле.

на озёрах треснул лёд,

будто раскололи.

(С.Маршак)

Пройдёт зима холодная,

Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

как воск, снега пушистые.

(С.Дрожжин)

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Я.Колас)

– Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос. Слайд № 22.

– Что значит «солнце ласково смеётся»?

– Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени.

Слайд № 23.

– Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени.

Слайд № 24.

– Найдите в этом отрывке сравнение.

– Что с чем сравнивается? Почему? Слайд № 25.

(записать понравившийся отрывок в тетрадь)

8. Подведение итогов урока.

– С каким грамматическим признаком глагола познакомились?

– На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

– На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

9. Домашнее задание.

 Упражнение № 559, стр. 85. Слайд № 26.

10. Рефлексия.  Слайд № 27.

– Что вам показалось важным на уроке?

– Что можно было сделать иначе?

 – Над чем ещё надо поработать?

– Спасибо за работу.

– Урок закончен.

Литература:

Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». М.: Владос, 2001.

М.А.Козлова «Я иду на урок в начальную школу». М.: «Первое сентября», 2000.

П.Р.Ляхов «Я познаю мир». М.: АСТ, 1998.

Т.Г.Рамзаева «Русский язык 3 класс» М.: Дрофа, 2009.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка». М.: «Азбуковник», 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по временам" УМК Школа России

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по временам" УМК Школа России...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление  работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...

Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...

Презентация по русскому языку 4 класс. Тема «Изменение глаголов по временам» (начальная школа 21 века)

Данная учебная презентация может быть использована при изучении темы о глаголах. Подходит для дистанционного обучения....