Имя существительное как часть речи(закрепление)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

ЦОПА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Разработка содержит конспект урока, презентацию к нему, тест по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл имя существительное 4 класс2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Имя существительное  как часть речи. (закрепление)

Цель урока:   Обобщить   и систематизировать   знания     учащихся       об имени  существительном; закрепить    орфографические  навыки;      повторить      категории        существительного; активизировать  познавательную  деятельность учащихся на уроке,  развивать речь учащихся, навыки самоконтроля.

                 Иметь    знания по теме « Имя существительное как часть речи».

                 

                 Уметь     систематизировать, обобщать, делать вывод, определять

                                 грамматические и морфологические  признаки

                                 существительных, инсценировать

                                 отрывок из произведения, находить заимствованные слова,      самостоятельно работать с тестами.  

                                 Воспитывать интерес  к русскому языку  как языку

                                 межнационального общения.

   Оборудование:   Тесты;  комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» ( отрывок).

Ход     урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Слово учителя:      Сегодня  мы с вами  закрепляем большую тему. А вот как она называется,  вы узнаете, разгадав загадку :«Давно живу я в мире этом,  даю названья  всем предметам». (2 слайд)

– К какой части речи относятся эти строки?

- Правильно.  Тема нашего урока - «Имя существительное как часть речи».

  1. Повторение. 

- Поэтому сегодня мы с вами  вспомним все, что знаем об имени

          существительном.   А начнем урок  со словарной работы.

1.Словарная работа.          1 .Синоним к слову холод (  мороз).

                                               2. Тонкий снежный слой  на деревьях (иней).

                                               3.Сильный ветер со снегом ( метель).

                                               4.Верхняя одежда из меха ( шуба).

                                               5.Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).  

                                               6.Самое холодное время года ( зима).

2. Самопроверка.  Проверьте, как вы написали данные слова. (3 слайд) 

Учитель: Слова какой  части речи  мы записали?  Итак, что же такое  имя существительное?  Давайте послушаем, как определял существительное  Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться  и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды   ему устроили экзамен.

3. Инсценирование  отрывка из комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль».

   ( Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку).

Правдин ( взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней  знаете?  

Митрофан:    Много. Существительна, да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя:  существительное или прилагательное?

Митрофан:  Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь!  Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же ?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не  навешена:  так та покамест  существительна.

-       Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?

-       А какое  определение дадим мы с вами имени существительному?

(дети дают определение)

-       Приведите примеры существительных.

4.   Беседа.

-       Итак, что обозначает имя существительное ?

-       На какие вопросы отвечают существительные?

-       Какие существительные отвечают на вопрос   кто?  Какие на вопрос что?

5.    Игра «4-ое лишнее» .(4 слайд)

       Задание   :  Найдите «лишние»  слова, определите у них орфограмму  и запишите с ними предложения. Форму слова можно изменять.

-     Какое слово лишнее   в каждом ряду?

1)   Лес, хлеб, матрешка, собака

  1. Инженер, агроном, класс, учитель
  2. Книги, солнце, карандаши, тигры
  3. Красивый, река, надежный, вежливая
  4. В воздухе, газета, звезда, белка

6. Корт  «Исправь ошибку!» (5 слайд)

      В нашем языке много слов , заимствованных из других языков. Послушайте шуточное стихотворение   и скажите, какие существительные произносятся  в нем неправильно и почему?

 

Как-то рано  поутру  

С другом  сели мы  в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта  и без кашне.

А  вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит  кины  детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит, бродит по шоссу,

Носит в сумке  шимпанзу.

Кенгуру в кафу  зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезъян

Стал   играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенснию,

Хохотал  на всю  киню.

        Учащиеся находят существительные, которые  произносятся неправильно. Эти слова -  несклоняемые, они заимствованы из других языков и не адаптированы  к нашим правилам.

7. Ответы на вопросы.

- Как изменяются имена существительные?( по числам) Приведите пример. (по падежам)

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.  (6 слайд)

-  Итак, ребята, у меня  проблемный вопрос : нужны ли падежи в нашей речи?   А прежде, чем вы ответите на мой вопрос, я хотела бы предложить вам отрывок из сказки  Кривина   о принцессе  Флексии.

8.Инсценирование сцены из сказки Кривина.

-    Жила была принцесса Флексия, она никак не могла выйти замуж, поскольку  изменяла  каждому жениху, отвергала его , пока не появился Корень. Ради него и было  решено  приостановить действие  склонений и спряжений. Корень  в восхищении замирает  перед Принцессой   и говорит:

Корень:  Никогда не видать  такая красота!

Флексия: Что вы сказать? Повторить.

Корень: Я вы любить. С первых взгляд.

Флексия: Вы слыхать?  Он я любить,  и я он любить.

Королева: Как можно с первой встреча? Я задать вы три вопрос. Если вы  отгадать, я отдать вы мой дочь…

- Вы поняли содержание диалога-сказки?

- А как вы думаете , почему вы не поняли? В чем причина?

-  Так нужны ли падежи в речи?

-  Что произойдет с нашей речью, если приостановить действие склонения  

    и спряжения?

-  Сколько склонений  имеют  имена существительные?

-  Какие имена существительные относятся к  1,2,3 склонению? (7 слайд)

9.Коллективная работа – игра: отгадать загадку, записать  существительное- отгадку и определить его род и склонение.

1) В раздевалке я служу, на весу пальто держу. ( вешалка).

2) Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят. ( дверь).

3) То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка ( тетрадь). 

  4)Я большой, я ученик! В ранце у меня...(дневник)

      5) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( стрекоза)

      6) Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (доктор)

10. Самостоятельная работа. (8 слайд)

- Кто правильно выполнит эту работу раньше всех, помогает мне проверять у остальных.

11. Совершенствование умения выделять в тексте сущ-ые, определять у них падеж, склонение. Коллективная работа. (9 слайд)

IV.  Итог урока.

1.  Беседа  (10 слайд)

  • Что такое имя существительное?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Что значит «просклонять существительное»?  

       

  2.  Тестирование по теме   «Имя   существительное».

       1. Какого признака  нет у имени существительного?

а) рода;

б) падежа;

в)  времени;

г) числа.

       2.Какое из существительных употреблено в единственном числе?

      А) камыши

       Б) мороз

       В) уроки

       Г) телефоны             

3.Какое из существительных отвечает на вопрос кто?

А) история

Б) мальчик

В) площадь

Г) дорога

      4. Какое из существительных отвечает на вопрос что?

а) крыша

б) мать

в)  сестра

г)  собака

5. Какое из существительных употреблено во множественном числе?

а) задание

б) справка

в) наушники

г) кольцо

          6. Есть ли в предложении Мягким мхом порос старый пень имена существительные?

а) да

б) нет

7. В предложении  На  зиму белка сушит грибы :

а) 1 существительное

б) 2 существительных

в) 3 существительных

8. Укажи среди слов существительное 1 склонения:

А) признак

Б) буква

В) метель

Г) карандаш

9. Укажи среди слов существительное 2 склонения:

А) папа

Б) число

В) кошка

Г) смелость

10. Укажи среди слов существительное 3 склонения:

А) правда

Б) мужчина

В) пламя

Г) трусость

11. Укажи среди слов существительное в форме предложного падежа:

А) на ферме

Б) около рамы

В) через ручей

Г) из газеты

Тестирование по теме   «Имя   существительное».

       1. Какого признака  нет у имени существительного?

а) рода;

б) падежа;

в)  времени;

г) числа.

       2.Какое из существительных употреблено в единственном числе?

      а) камыши                  б) мороз                          в) уроки                            г) телефоны  

          

       3.Какое из существительных отвечает на вопрос кто?

а) история                 б) мальчик                     в) площадь                     г) дорога

      4. Какое из существительных отвечает на вопрос что?

а) крыша                б) мать                       в)  сестра                       г)  собака

5. Какое из существительных употреблено во множественном числе?

а) задание

б) справка

в) наушники

г) кольцо

          6. Есть ли в предложении Мягким мхом порос старый пень имена существительные?

а) да

б) нет

7. В предложении  На  зиму белка сушит грибы :

а) 1 существительное

б) 2 существительных

в) 3 существительных

8. Укажи среди слов существительное 1 склонения:

а) признак

б) буква

в) метель

г) карандаш

9. Укажи среди слов существительное 2 склонения:

а) папа

б) число

в) кошка

г) смелость

10. Укажи среди слов существительное 3 склонения:

а) правда

б) мужчина

в) пламя

г) трусость

11. Укажи среди слов существительное в форме предложного падежа:

а) на ферме

б) около рамы

в) через ручей

г) из газеты

Тестирование по теме   «Имя   существительное».

       1. Какого признака  нет у имени существительного?

а) рода;

б) падежа;

в)  времени;

г) числа.

       2.Какое из существительных употреблено в единственном числе?

      а) камыши                  б) мороз                          в) уроки                            г) телефоны  

          

       3.Какое из существительных отвечает на вопрос кто?

а) история                 б) мальчик                     в) площадь                     г) дорога

      4. Какое из существительных отвечает на вопрос что?

а) крыша                б) мать                       в)  сестра                       г)  собака

5. Какое из существительных употреблено во множественном числе?

а) задание

б) справка

в) наушники

г) кольцо

          6. Есть ли в предложении Мягким мхом порос старый пень имена существительные?

а) да

б) нет

7. В предложении  На  зиму белка сушит грибы :

а) 1 существительное

б) 2 существительных

в) 3 существительных

8. Укажи среди слов существительное 1 склонения:

а) признак

б) буква

в) метель

г) карандаш

9. Укажи среди слов существительное 2 склонения:

а) папа

б) число

в) кошка

г) смелость

10. Укажи среди слов существительное 3 склонения:

а) правда

б) мужчина

в) пламя

г) трусость

11. Укажи среди слов существительное в форме предложного падежа:

а) на ферме

б) около рамы

в) через ручей

г) из газеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

Части речи. Закрепление.

Цели урока : Образовательная: -Обобщение знаний учащихся о частях речи Развивающая: -развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память, познавательную активность; ...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".

Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....

презентация урока по теме "части речи. закрепление"

презентация урока по теме "части речи. закрепление"...

Части речи. Закрепление. 3 класс.

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.Задачи: 1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке...

Урок русского языка. Части речи. Закрепление. 3 класс.

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.Задачи: 1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке...

Тема урока: «Части речи. Закрепление.» Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 3 класс

Тема урока: «Части речи. Закрепление.» Тип урока: закрепление изученного Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка», 3 класс...