Урок письма
методическая разработка по русскому языку по теме

Сибюк Любовь Васильевна

Разработка урока письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Урока письма».

«Начальная школа».

Тема: « Письмо моей семье»

        

СИБЮК ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ГОРОД КОРЕНОВСК КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

        

Интегрированный урок письма.(ИЗО, русский язык).

Тема: «         Письмо моей семье»…

           

Цели:

  • Показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности;
  • Показать учащимся значение переписки в жизни людей;
  • Развивать письменную речь, орфографическую зоркость, эмоциональную сферу ребёнка.
  • Добиваться психологического раскрепощения детей.

Оборудование: тетрадь по развитию речи, орфографический словарь, лист с рамочкой для рисунка.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.
  • Приветствие.

Хочется счастья вам пожелать,

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

  • Проверка готовности рабочего места.
  • Сообщение темы урока. 

Учитель читает загадку.

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею.   (КОНВЕРТ)

Учитель показывает конверт.

 - О чём вы подумали, когда услышали эту загадку? Кто сможет сформулировать тему урока?

 -  Признайтесь: вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем-то интересным, незабываемым, проявить свои способности? Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать письмо.

     II. Подготовка к сочинению.

  1. Беседа.

 - У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получить с Земли?». «Письма», - ответили космонавты.

 - Как вы думаете, почему космонавты так ответили?

 - С какой целью люди пишут письма? (Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии).

 - Сохраняются ли у вас в семье чьи – либо письма?

2. Виды писем.

 - Как вы думаете: кому и для какой цели можно написать письмо? (Ответы детей). Учитель их обобщает и дополняет, подводя итог. ИТАК, письма бывают поздравления, содержащие информацию и настроение человека, о чём-то сообщающие; письмо – описание какого-то случая.

- А определите, что это за письмо?

«Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький».

Это письмо – пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

  1. Понятия «Адресат» и «отправитель».

 - Получателя письма называют АДРЕСАТОМ. АДРЕСАТ – от немецкого слова «адрес». Человек, который пишет письмо – ОТПРАВИТЕЛЬ.

Давайте изобразим путь письма словами так:

ПИСЬМО – КОНВЕРТ – ЯЩИК – …

 - Давайте проведём заочную экскурсию «Путешествие письма».

ОТПРАВИТЕЛЬ (АДРЕСАНТ)  - ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК – СОРТИРОВЩИК – ВАГОН – ПОЧТАЛЬОН – ДОМАШНИЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК – ПОЛУЧАТЕЛЬ (АДРЕСАТ)

4. Части письма.

 - Что же такое письмо?

ПИСЬМО – это текст, который имеет свои части: начало, основную часть и концовку.

 - Что пишут обычно в начале письма? (Приветствие). Как можно обратиться с приветствием, какие слова при этом использовать? (дорогие мама и папа! Любимая бабушка! Уважаемый учитель!

 - Затем обязательно говорится о состоянии переписки. ПОЛУЧИЛА ВАШЕ ПИСЬМО. ДАВНО НЕ ПОЛУЧАЛА ОТ ВАС ПИСЕМ. ОЧЕНЬ ЗАХОТЕЛОСЬ ВАМ НАПИСАТЬ.

 - О чём будем писать потом? (раскрывать основное содержание письма). РАССКАЖУ О НАШЕЙ ЖИЗНИ. У НАС ВСЁ ХОРОШО.

 - Затем идут вопросы адресанту. КАК ЗДОРОВЬЕ7 КАКИЕ НОВОСТИ. КАК ЖИВЁТЕ.

 - Потом идут в письме просьбы и приветы. ПЕРЕДАЙТЕ ПРИВЕТ. ПРОШУ ВАС….

 - Чем будет заканчиваться письмо? (прощанием0. ДО СВИДАНИЯ, ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ!

 - Ну и концовка(подпись и дата). ЦЕЛУЮ, СКУЧАЮ ВАШ…….28 ДЕКАБРЯ 2008 ГОД.

 - Письма стараются писать разборчиво, аккуратно, чётко на чистом листе бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие6 ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.

 - Знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе? 9С левого края бумаги оставляют свободное поле. Такие же поля оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется «сплошняком». В нём выделяются ОБРАЩЕНИЕ, ПОДПИСЬ, МОЖЕТ БЫТЬ МНОГО КРАСНЫХ СТРОК.

5. Обсуждение и составление плана. В результате беседы появляется таблица.

Возможные части текста письма

Примеры

1

2

ОБРАЩЕНИЕ

Мои дорогие друзья! Родной, родной мой, родная моя, родные мои, милые мои, милый мой, милая моя, любимый, любимая моя, любимые.

НАЧАОЛЬНАЯ ФАЗА О СОСТОЯНИИ ПЕРЕПИСКИ

Получила ваше письмо. Давно не получала писем. Получила ваше письмо, сразу отвечаю… Получила ваше письмо, на сразу не ответила, потому что …

РАСКРЫВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПИСЬМА, СООБЩЕНИЕ О НОВОСТЯХ

Опишу вам, как…. Я хочу рассказать тебе,,, У нас много новостей, расскажу обо всём.

ВОПРОСЫ АДРЕСАТУ

Как вы живёте? Как здоровье? Чем занимаетесь? Какие у вас новости?

БЛАГОДАРНОСТИ

Спасибо, что прислали…Спасибо за внимание…

ПРОСЬБА ПИСАТЬ ПИСЬМА

Я прошу вас ответить на моё письмо… Прошу писать мне… Жду ответа…

ПЕРЕДАЧА ПРИВЕТА

Передай большой привет…

ПРОЩАНИЕ

До свидания… До скорой встречи…Пока…

КОНЦОВКА И ПОДПИСЬ

Целую, крепко жму твою руку, крепко обнимаю, помню и благодарю.

ДАТА И МЕСТО НАПИСАНИЯ

24 мая 2008 год

Кореновск

6. Индукция.

Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет вам послушна. Садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте свою семью, вижу на ваших лицах появились улыбки, конечно – приятно увидеть свою семью, даже если её нет рядом. А теперь откройте глаза, возьмите карандаши или фломастеры и нарисуйте на листочках в рамке свою семью, пока звучит музыка. Конец звучания – сигнал остановить работу. Приступайте, дорогие мои мастера изображения! Под музыку дети рисуют. Кто справляется с работой, помещает сой рисунок на доске и рассаживаются возле доски полукругом.

7. Социализация.

Давайте подождём всех, рассмотрим рисунки, которые уже есть на доске, подумаем над ними. Когда все закончат, дети рассказывают о своей работе. Им другие дети задают вопросы. Почему твоя мама улыбается? О чём ты вспомнил, рисуя своего папу? Куда, по-твоему, направляется твой брат или сестра?

8. Набор словаря.

 - Напишите как можно больше слов и словосочетаний о своей семье. Подумайте, какими бы словами вы её охарактеризовали? Но помните поэтический совет:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

 - Мне хотелось бы, чтобы в вашем  словаре все слова были рождены теплом души. На доске слова пишет учитель.

 - А теперь посмотрите в тетради друг друга, прочитайте на доске мои слова и словосочетания, выберите понравившиеся спишите к себе в тетрадь, если, конечно, они подходят для характеристики вашей семьи.

9. Выбор доминанты.

 - Перечитайте все записи, подчеркните фломастером своего любимого цвета три тёплых слова, обведите одно самое тёплое слово или словосочетание. А теперь подчеркните три самых точных определения, обведите одно самое, на ваш взгляд, точное. Запишите с этими словами несколько предложений о своей семье.

10. Социолизация.

 - Подарите, прочитав вслух, свои слова всем, поясните, если хотите, почему выбрали именно эти слова.

Все эти слова пригодятся, когда вы напишите письмо своей семье. Любым может быть и тип текста, и вид текста.

III. Самостоятельная работа учащихся. 

      1. Повторное сообщение темы урока.

 - Сейчас мы напишем письма родным. Письма родным – это письма – повествования, в которых о чём-то сообщается, напоминается или отрицается. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально – оценочные суждения.

 - В каких случаях вы пишите письма родным? (Когда уезжаем из дома. Если бабушка и дедушка не живут рядом).                            

 - Что должно интересовать родителей в ваших письмах? (Здоровье, настроение, какие друзья, интересные случаи).

 - К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб.

Чтение стихотворения Р. Алдонина

Бабуля, здравствуй! Не грусти,

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

 Здесь скучно. Я в поход ходил.

 Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

 - Что неправильно писал мальчик в данном письме?

ФИЗМИНУТКА.

Разминка.

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.

А теперь руками крутим – и для них разминка будет.

(Вращение прямых рук вперед и назад.)

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку делать будем при любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.

(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

  1. Написание письма.

Помните, что писать надо по плану, мысли свои выражать законченными предложениями.

IV. Проверка самостоятельной работы.

 - Зачитывается по желанию учащихся письма.

Обсуждение: по плану? полно ли? Нет ли речевых ошибок?

ФИЗМИНУТКА.

Разминка.

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.

А теперь руками крутим – и для них разминка будет.

(Вращение прямых рук вперед и назад.)

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку делать будем при любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.

(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

V. Рефлексия.

 Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человека.

 - Что тебе больше всего удалось?

 - Что ты получил от этого урока?

 -  За что ты можешь себя похвалить?

 - За что ты можешь похвалить учителя?

VI..  Итог урока.

Наш урок подходит к концу.    

 - Вы все были активными, дружными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

Литература.

  1. Журнал «Начальная школа» №5 1994 г.
  2. Т. П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе», часть 3, 2. Ростов-на-Дону ЗАО «Книга»  «УЧИТЕЛЬ» 2008.
  3. М.Р. Львов «Школа творческого мышления», М: «Дидакт», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....