Главные вкладки

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Часы занимательной грамматики» 2 – 4 класс
    рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

     

    Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны.

        В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    АВТОРСКАЯ

    ПРОГРАММА

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

     «Часы занимательной грамматики»

    2 – 4 класс

                   Разработала

                                             учитель начальных классов

                                                                высшей квалификационной категории

                                                              МОУ СОШ № 43 станицы Северской

                                                                        Краснодарского края МО Северский район

                                                                        Грачева Ирина Германовна

    2007 г.

    Пояснительная записка

       

      Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны.

        В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

       

        Цель данной программы – воспитать интерес и любовь  к русскому языку, показать его богатство, раскрыть многие его «тайны».

        Задачи программы:

    - пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника;

    - сообщить новые сведения о каких – либо фактах языка;

    - формировать активность и самостоятельность в поисках знаний;

    - формировать творческий подход к учению;

    - совершенствовать навыки лингвистического анализа;

    - повысить уровень языкового развития;

    - развивать творческую инициативу.

        Программа рассчитана на 3 года (2 – 4 классы), 12 часов в год. Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на общедидактических принципах: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.

        При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.

        Наряду с  развитием связной устной и письменной речи значительное внимание в программе уделено практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и др. В связи с раскрытием этимологии таких, например, слов и выражений, как перо, чернила, тетрадь, красная строка, от доски до доски и т.п., раскрываются некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы: история письменности, книгопечатания, которые вызывают значительный интерес у младших школьников.

         На занятиях используются материалы для наблюдения и различные упражнения,  содержащие проблемную задачу, дидактические игры. Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников своей новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.

          Материал распределен следующим образом:

    Программа занятий кружка «Часы занимательной грамматики»

    II класс

    № п/п

    Название темы занятия

    Кол-во часов

    1.

    О самых дорогих словах.

            2

    2.

    Добрые слова.

    1

    3.

    Сколько слов вы знаете?

    2

    4.

    Чудесные превращения слов.

    2

    5.

    Звуки в слове.

    2

    6.

    Тематические группы слов.

    2

    7.

    Трудные слова.

    1

    III класс

    № п/п

    Название темы занятия

    Кол-во часов

    1.

    Слово или не слово?

    2

    2.

    Слово одно, а значений несколько.

    2

    3.

    Слова – близнецы (омонимы).

    2

    4.

    Слова – друзья (синонимы).

    2

    5.

    Антонимы.

    2

    6.

    Слова – родственники.

    2

    IV класс

    № п/п

    Название темы занятия

    Кол-во часов

    1.

    Почему их так называют?

    2

    2.

    Устаревшие слова.

    2

    3.

    Новые слова.

    3

    4.

    Слова – пришельцы.

    2

    5.

    Крылатые слова.

    3

    Содержание программы

    ІІ класс – 12 часов

    О самых дорогих словах (2 ч)

       Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Богатство и красота русского языка. Русский язык как средство передачи самых сложных и разнообразных мыслей и чувств.

    Добрые слова (1 ч)

       Слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий. Слова – приветствия народов, населяющих нашу страну. Интонация, с которой произносятся добрые слова. Мудрые изречения народа о добрых словах. Употребление в речи.

    Сколько слов вы знаете? (2 ч)

       Словари русского языка. Орфографический словарь школьника, порядок расположения слов в словаре. Слова, заимствованные из других языков. Обогащение словарного запаса новыми словами. Русские народные пословицы о слове.

    Чудесные превращения слов (2 ч)

       Наблюдение за превращением слов. Игры на перестановку звуков в слове, на угадывание слов с пропущенной буквой, добавление буквы к слову, отнятие буквы, на поиск новых слов в словах («Спрятавшиеся слова»). Игра «Эхо».

    Звуки в слове (2 ч)

       Звукопись как одна из выразительных возможностей русского языка. Упражнение в правильном произнесении слов. Скороговорки, стихотворные тексты, сказки, загадки.

    Тематические группы слов(2 ч)

       Разнообразие тематических групп. Закрытые тематические группы (название времен года, дней недели, месяцев и др.), группы, объединяющие слова, обозначающие название признаков и действий предмета и др.

    Трудные слова (1 ч)

       Словарные слова. Работа по запоминанию правописания словарных слов.

    ІІІ класс – 12 часов

    Слово или не слово (2 ч)

     

       Слова, обладающие лексическим значением (имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия), и слова, имеющие грамматическое значение (предлоги, союзы, частицы). Слова, обозначающие признаки различных волевых и эмоциональных переживаний (междометия). Понимание смысла слова – важное условие для понимания содержания прочитанного или услышанного.

    Слово одно, а значений несколько (2 ч)

       Многозначные слова. Новое значение слова на основе сходства разных признаков и свойств (по форме: колокольчик (звоночек) и колокольчик (цветок); по цвету: горят (дрова) и горят (щеки); по звучанию: барабанит (барабанщик) и барабанит (дождь); при сходстве в расположении частей: нос (человека) и нос (корабля); внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) и морж (человек, купающийся зимой); при сходстве выполнения действий: дворник (человек) и дворник (приспособление для очистки ветрового стекла автомобиля); по смежности, близости, тесной связи 2-х предметов: класс (помещение) и класс (ученики); по отношению части к целому: машина (любая: швейная, стиральная) и машина (автомобиль) и т.д.). Обучение практическому различению прямого и переносного значения слов.

    Слова – близнецы (2 ч)

       Омонимы – слова одной части речи, которые одинаково произносятся, но обозначают разные предметы: ключ (от дверей) – ключ (родник), признаки: худой (плохой) – худой (тощий), действия: топить (печку) – топить (корабли) и т. д.

    Омоформы – слова, принадлежащие к разным частям речи, которые одинаково произносятся, но обозначают разные предметы: мой (полы) - глагол и мой (дом) – местоимение. Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному: грипп – гриб, слизать – слезать. Упражнение в различении значения слов – близнецов.

    Слова – друзья (2 ч)

       Синонимы – слова, обозначающие одни и те же предметы, но звучащие по-разному (конь – лошадь, работа – труд – дело и др.). Синонимические ряды.  Использование синонимов в речи.

    Антонимы  (2 ч)

       Слова с противоположным значением, характеризующие состояния (молодость - старость), деятельность (работать - отдыхать), явления природы (жара - холод), пространственные и временные отношения (далеко – близко, лево – право и т. д.). Составление пар слов. Наблюдения за использованием в художественных произведениях.

    Слова – родственники (2 ч)

       Подбор однокоренных слов, отграничение их от созвучных (желтый - железо) или тематически близких (апельсин, лимон) слов. Обогащение словарного запаса школьников.

    ІV класс – 12 часов

    Почему их так называют? (2 ч)

       История происхождения слов (этимология). Способы образования слов.  История происхождения слов, близких и понятных учащимся (животный, растительный мир).

       Устаревшие слова (2)

       Историзмы – слова, представляющие собой слова пассивного словарного запаса. Архаизмы (воитель – воин, перст – палец и др.) Устойчивые словосочетания и выражения (беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех и др.). Наблюдение за употреблением  архаизмов в былинах, преданиях, и других жанрах устного народного творчества, использование их в литературе в разных целях.

    Новые слова (2 ч)

       Неологизмы – слова, служащие названиями новых предметов, понятий. Слова, рожденные веком электроники.

    Слова – пришельцы (2 ч)

       Слова, заимствованные из других языков (кемпинг, голкипер и др.)

    Крылатые слова (3 ч)

       Устойчивые фразеологические обороты (дело в шляпе, капля в море, кот наплакал). Упражнения в замене устойчивых оборотов близкими по значению словами: сломя голову – стремительно, за тридевять земель – далеко и т. д. Фразеологические обороты как выразительное средство нашей речи, придающее ей эмоционально – экспрессивную окраску, точность, яркость. История происхождения фразеологических оборотов.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    К концу 2 класса обучающиеся должны:

    - знать и использовать в речи слова благодарности, приветствия, пожелания; произносить их с определенной интонацией;

    - правильно и четко произносить слова;

    - уметь объединять слова в разные тематические группы, дополнять тематические группы новыми словами;

    - уметь правильно писать словарные слова, изученные за год.

    К концу 3 класса обучающиеся должны:

    - различать самостоятельные и служебные части речи;

    - использовать в речи многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;

    - отличать однокоренные слова по двум признакам: наличию общей части и общего значения.

    К концу 4 класса обучающиеся должны:

    - уметь объяснить  происхождение слов, обозначающих названия некоторых птиц, растений, рыб;

    - различать историзмы, слова – пришельцы;

    - использовать в речи пословицы, поговорки;

    - владеть правильной, связной, обогащенной речью.

    Список использованной литературы

    1. Алексеевская А. А. Умные загадки. М.: «Лист», 1998.
    2. Альбеткова Р. И. Игра на уроках словесности. Русская словесность. 2000,

        № 4, с. 67 – 71.

    1. Волина В. В. Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с.       (Серия «Учимся играя»)
    2. Волина В. В. Откуда пришли слова. М.: АСТ – пресс, 1996.
    3. Гранник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевля. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил.
    4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., ГИХЛ, 1957.
    5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1984.
    6. В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.- ( Творческая лаборатория учителей         начальной школы).
    7. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1984.
    8.  Касаткина Н. А. Занимательные материалы к урокам грамоты и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ Составитель Н. А. Касаткина. Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.
    9.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть І: Научно – практическое пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов – н/Д: Издательство «Учитель», 2004. – 288 с.
    10.  Минская Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1984.
    11.  Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.   Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.
    12.  Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. и доп., М., Просвещение, 1992.
    13.  Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.
    14.  Школа России. Концепции и программы для нач. кл. Ш67В24. Ч. 1/[М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа по русскому языку

    Изучение русского языка в начальной школе...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

    Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....

    Авторская разработка урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"

    Коренное отличие данного урока от стандартного заключается в том, что вся орфографическая работа опирается не на морфологическую, а  на фонемную теорию письма.  Это способствует тому, ...

    Презентация к авторской разработке урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"

    Презентация содержит наглядный материал к уроку, поможет эффективно организовать учебную деятельность на уроке....

    Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

    Пояснительная записка  и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...

    авторская программа по русскому языку

    авторская программа разработана для 4 класса по теме "Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении  темы «Глагол» в 4 классе»....

    Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России

    Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии  включает в себя следующие элементы:·         Титульный лист (название...