АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Часы занимательной грамматики» 2 – 4 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

 

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны.

    В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ

ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 «Часы занимательной грамматики»

2 – 4 класс

               Разработала

                                         учитель начальных классов

                                                            высшей квалификационной категории

                                                          МОУ СОШ № 43 станицы Северской

                                                                    Краснодарского края МО Северский район

                                                                    Грачева Ирина Германовна

2007 г.

Пояснительная записка

   

  Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны.

    В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

   

    Цель данной программы – воспитать интерес и любовь  к русскому языку, показать его богатство, раскрыть многие его «тайны».

    Задачи программы:

- пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника;

- сообщить новые сведения о каких – либо фактах языка;

- формировать активность и самостоятельность в поисках знаний;

- формировать творческий подход к учению;

- совершенствовать навыки лингвистического анализа;

- повысить уровень языкового развития;

- развивать творческую инициативу.

    Программа рассчитана на 3 года (2 – 4 классы), 12 часов в год. Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на общедидактических принципах: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.

    При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.

    Наряду с  развитием связной устной и письменной речи значительное внимание в программе уделено практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и др. В связи с раскрытием этимологии таких, например, слов и выражений, как перо, чернила, тетрадь, красная строка, от доски до доски и т.п., раскрываются некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы: история письменности, книгопечатания, которые вызывают значительный интерес у младших школьников.

     На занятиях используются материалы для наблюдения и различные упражнения,  содержащие проблемную задачу, дидактические игры. Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников своей новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.

      Материал распределен следующим образом:

Программа занятий кружка «Часы занимательной грамматики»

II класс

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

1.

О самых дорогих словах.

        2

2.

Добрые слова.

1

3.

Сколько слов вы знаете?

2

4.

Чудесные превращения слов.

2

5.

Звуки в слове.

2

6.

Тематические группы слов.

2

7.

Трудные слова.

1

III класс

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

1.

Слово или не слово?

2

2.

Слово одно, а значений несколько.

2

3.

Слова – близнецы (омонимы).

2

4.

Слова – друзья (синонимы).

2

5.

Антонимы.

2

6.

Слова – родственники.

2

IV класс

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

1.

Почему их так называют?

2

2.

Устаревшие слова.

2

3.

Новые слова.

3

4.

Слова – пришельцы.

2

5.

Крылатые слова.

3

Содержание программы

ІІ класс – 12 часов

О самых дорогих словах (2 ч)

   Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Богатство и красота русского языка. Русский язык как средство передачи самых сложных и разнообразных мыслей и чувств.

Добрые слова (1 ч)

   Слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий. Слова – приветствия народов, населяющих нашу страну. Интонация, с которой произносятся добрые слова. Мудрые изречения народа о добрых словах. Употребление в речи.

Сколько слов вы знаете? (2 ч)

   Словари русского языка. Орфографический словарь школьника, порядок расположения слов в словаре. Слова, заимствованные из других языков. Обогащение словарного запаса новыми словами. Русские народные пословицы о слове.

Чудесные превращения слов (2 ч)

   Наблюдение за превращением слов. Игры на перестановку звуков в слове, на угадывание слов с пропущенной буквой, добавление буквы к слову, отнятие буквы, на поиск новых слов в словах («Спрятавшиеся слова»). Игра «Эхо».

Звуки в слове (2 ч)

   Звукопись как одна из выразительных возможностей русского языка. Упражнение в правильном произнесении слов. Скороговорки, стихотворные тексты, сказки, загадки.

Тематические группы слов(2 ч)

   Разнообразие тематических групп. Закрытые тематические группы (название времен года, дней недели, месяцев и др.), группы, объединяющие слова, обозначающие название признаков и действий предмета и др.

Трудные слова (1 ч)

   Словарные слова. Работа по запоминанию правописания словарных слов.

ІІІ класс – 12 часов

Слово или не слово (2 ч)

 

   Слова, обладающие лексическим значением (имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия), и слова, имеющие грамматическое значение (предлоги, союзы, частицы). Слова, обозначающие признаки различных волевых и эмоциональных переживаний (междометия). Понимание смысла слова – важное условие для понимания содержания прочитанного или услышанного.

Слово одно, а значений несколько (2 ч)

   Многозначные слова. Новое значение слова на основе сходства разных признаков и свойств (по форме: колокольчик (звоночек) и колокольчик (цветок); по цвету: горят (дрова) и горят (щеки); по звучанию: барабанит (барабанщик) и барабанит (дождь); при сходстве в расположении частей: нос (человека) и нос (корабля); внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) и морж (человек, купающийся зимой); при сходстве выполнения действий: дворник (человек) и дворник (приспособление для очистки ветрового стекла автомобиля); по смежности, близости, тесной связи 2-х предметов: класс (помещение) и класс (ученики); по отношению части к целому: машина (любая: швейная, стиральная) и машина (автомобиль) и т.д.). Обучение практическому различению прямого и переносного значения слов.

Слова – близнецы (2 ч)

   Омонимы – слова одной части речи, которые одинаково произносятся, но обозначают разные предметы: ключ (от дверей) – ключ (родник), признаки: худой (плохой) – худой (тощий), действия: топить (печку) – топить (корабли) и т. д.

Омоформы – слова, принадлежащие к разным частям речи, которые одинаково произносятся, но обозначают разные предметы: мой (полы) - глагол и мой (дом) – местоимение. Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному: грипп – гриб, слизать – слезать. Упражнение в различении значения слов – близнецов.

Слова – друзья (2 ч)

   Синонимы – слова, обозначающие одни и те же предметы, но звучащие по-разному (конь – лошадь, работа – труд – дело и др.). Синонимические ряды.  Использование синонимов в речи.

Антонимы  (2 ч)

   Слова с противоположным значением, характеризующие состояния (молодость - старость), деятельность (работать - отдыхать), явления природы (жара - холод), пространственные и временные отношения (далеко – близко, лево – право и т. д.). Составление пар слов. Наблюдения за использованием в художественных произведениях.

Слова – родственники (2 ч)

   Подбор однокоренных слов, отграничение их от созвучных (желтый - железо) или тематически близких (апельсин, лимон) слов. Обогащение словарного запаса школьников.

ІV класс – 12 часов

Почему их так называют? (2 ч)

   История происхождения слов (этимология). Способы образования слов.  История происхождения слов, близких и понятных учащимся (животный, растительный мир).

   Устаревшие слова (2)

   Историзмы – слова, представляющие собой слова пассивного словарного запаса. Архаизмы (воитель – воин, перст – палец и др.) Устойчивые словосочетания и выражения (беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех и др.). Наблюдение за употреблением  архаизмов в былинах, преданиях, и других жанрах устного народного творчества, использование их в литературе в разных целях.

Новые слова (2 ч)

   Неологизмы – слова, служащие названиями новых предметов, понятий. Слова, рожденные веком электроники.

Слова – пришельцы (2 ч)

   Слова, заимствованные из других языков (кемпинг, голкипер и др.)

Крылатые слова (3 ч)

   Устойчивые фразеологические обороты (дело в шляпе, капля в море, кот наплакал). Упражнения в замене устойчивых оборотов близкими по значению словами: сломя голову – стремительно, за тридевять земель – далеко и т. д. Фразеологические обороты как выразительное средство нашей речи, придающее ей эмоционально – экспрессивную окраску, точность, яркость. История происхождения фразеологических оборотов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 2 класса обучающиеся должны:

- знать и использовать в речи слова благодарности, приветствия, пожелания; произносить их с определенной интонацией;

- правильно и четко произносить слова;

- уметь объединять слова в разные тематические группы, дополнять тематические группы новыми словами;

- уметь правильно писать словарные слова, изученные за год.

К концу 3 класса обучающиеся должны:

- различать самостоятельные и служебные части речи;

- использовать в речи многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;

- отличать однокоренные слова по двум признакам: наличию общей части и общего значения.

К концу 4 класса обучающиеся должны:

- уметь объяснить  происхождение слов, обозначающих названия некоторых птиц, растений, рыб;

- различать историзмы, слова – пришельцы;

- использовать в речи пословицы, поговорки;

- владеть правильной, связной, обогащенной речью.

Список использованной литературы

  1. Алексеевская А. А. Умные загадки. М.: «Лист», 1998.
  2. Альбеткова Р. И. Игра на уроках словесности. Русская словесность. 2000,

    № 4, с. 67 – 71.

  1. Волина В. В. Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с.       (Серия «Учимся играя»)
  2. Волина В. В. Откуда пришли слова. М.: АСТ – пресс, 1996.
  3. Гранник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевля. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил.
  4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., ГИХЛ, 1957.
  5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1984.
  6. В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.- ( Творческая лаборатория учителей         начальной школы).
  7. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1984.
  8.  Касаткина Н. А. Занимательные материалы к урокам грамоты и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ Составитель Н. А. Касаткина. Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.
  9.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть І: Научно – практическое пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов – н/Д: Издательство «Учитель», 2004. – 288 с.
  10.  Минская Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1984.
  11.  Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.   Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.
  12.  Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. и доп., М., Просвещение, 1992.
  13.  Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.
  14.  Школа России. Концепции и программы для нач. кл. Ш67В24. Ч. 1/[М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по русскому языку

Изучение русского языка в начальной школе...

Авторская разработка урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"

Коренное отличие данного урока от стандартного заключается в том, что вся орфографическая работа опирается не на морфологическую, а  на фонемную теорию письма.  Это способствует тому, ...

Презентация к авторской разработке урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"

Презентация содержит наглядный материал к уроку, поможет эффективно организовать учебную деятельность на уроке....

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка  и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...

авторская программа по русскому языку

авторская программа разработана для 4 класса по теме "Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении  темы «Глагол» в 4 классе»....

Рабочая программа по русскому языку ( "Школа России") 1 класс, 132 часа

Рабочая программа разработана с учётом того, что в 1 классе проводятся уроки "Родного русского языка". Количество часов по программе "Русский язык" сокращены. Рабочая программа сод...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс с интеграцией курса "Родной (русский) язык"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс. В курс русского языка (обучение грамоте и письмо) интегрирован предмет "Родной (русский) язык" в количестве - 24 часа...