Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (УМК "Школа России", в соответствии с требованиями ФГОС)
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

    Мельникова Оксана Алексеевна

    К УМК "Школа России", авторы учебника Хохлова, Зеленина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ktp_russkiy_yazyk.docx20.32 КБ
    Файл poyasnit._russkiy.docx30.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

    на 2011-2012 учебный год

    (42 часа)

    Предмет: русский язык

    Класс: 1 класс

    УМК: «Школа России»

    Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.- 144с.: ил.

    3 четверть . 4 часа.

    Дата

    № урока

    Тема урока

    Предложение. 6 часов.

    Деятельность

    учащихся

    Форма

    контроля

    ТСО,

    эксперимент,

    наглядные

    пособия

    Страница

    учебника

    С начала

    года

    По теме

    19.03

    1

    1

    Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    МП

    С.4-9

    20.03

    2

    2

    Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.10-12

    21.03

    3

    3

    Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.13-15

    22.03

    4

    4

    Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.16-21

    4 четверть. 38 часов.

    02.04

    5

    5

    Прописная буква в начале предложения

    Фронтальная

    индивидуальная

    Проверка знаний

    учебник

    С.22-25

    03.04

    6

        6

    Прописная буква в начале предложения

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Работа в парах

    текущий

    учебник

    С.26-29

    04.04

    7

    1

    Слово. 8 часов.

    Предмет и слово.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    МП

    С.32-34

    05.04

    8

    2

     Предмет и слово.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С. 35-37

    06.04

    9

    3

    Действие и слово.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    МП

    С. 38-40

    09.04

    10

    4

    Действие и слово

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.41-42

    10.04

    11

    5

    Признак и слово.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    МП

    С.43-45

    11.04

    12

    6

    Признак и слово

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С. 46

    12.04

    13

    7

    Слово – имя собственное

    Фронтальная

    индивидуальная

    Проверка знаний

    учебник

    С 48-55

    13.04

    14

    8

    Слово – имя собственное.

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Работа в парах

    текущий

    учебник

    МП

    С. 56-62

    16.04

    15

    1

    Звуки и буквы. 28 часов.

    Звуки речи.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.62-64

    17.04

    16

    2

    Гласные звуки.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.65-67

    18.04

    17

    3

    Звонкие и глухие согласные звуки.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.68-70

    19.04

    18

    4

    Звук [й] и буква й.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.71-73

    20.02

    19

    5

    Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.75-78

    23.04

    20

    6

    Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.79-82

    24.04

    21

    7

    Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С. 83-84

    25.04

    22

    8

    Буквы е, е, ю, я в начале слова.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.86-87

    26.04

    23

    9

    Сколько звуков и сколько букв в слове.

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Работа в парах

    Проверка знаний

    учебник

    С.88-90

    27.04

    24

    10

    Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    МП

    С.91-94

    30.04

    25

    11

    Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща.Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.95-96

    02.05

    26

    12

    Деление слов на слоги.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.98-100

    03.05

    27

    13

    Деление слов на слоги.

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Проверка знаний

    учебник

    С.101-102

    04.05

    28

    14

    Перенос слов

    Фронтальная

    индивидуальная

    текщий

    учебник

    С.103-105

    07.05

    29

    15

    Перенос слов.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.106-108

    08.05

    30

    16

    Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

    Фронтальная

    индивидуальная Работа в парах

    Словарный

    диктант

    учебник

    С.110-112

    10.05

    31

    17

    Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Работа в парах

    текущий

    учебник

    МП

    С.113

    11.05

    32

    18

    Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

    Словарный диктант.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.114-117

    14.05

    33

    19

    Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.118-119

    15.05

    34

    20

    Итоговый контрольный диктант.

    Фронтальная

    индивидуальная

    контрольный диктант

    учебник

    16.05

    35

    21

    Работа над ошибками.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    17.05

    36

    22

    Парные и непарные согласные.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.120-123

    18.05

    37

    23

    Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.124-126

    21.05

    38

    24

    Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    МП

    С.127-129

    22.05

    39

    25

    Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме

    Контрольное списывание

    Фронтальная

    индивидуальная

    Контрольное списывание 

    учебник

    С.130-131

    23.05

    40

    26

    Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме.

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    С.132-134

    24.05

    41

    27

    Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Работа в парах

    текущий

    учебник

    С.135-136

    25.05

    42

    28

    Обобщающий урок

    Фронтальная

    индивидуальная

    текущий

    учебник

    137-140

    Проверочные работы – 4

    Словарный диктант – 1

    Контрольный диктант – 1

     Контрольное списывание -1



    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.

    Рабочая  программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Русский язык» (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.-М.: Просвещение, 2011), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

    Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.

    Цели и задачи курса

    Цель изучения курса « Русский язык» для обучаемых 1 класса - открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.

    Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.

    Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.

    Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых - анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.

    Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.

    При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.

    Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.

    Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:

    • показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
    • представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.

    Одна из задач работы над словом в 1 классе - подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).

    Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:

    • предложение высказывается с определенной целью - сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса - и может произноситься с различной интонацией;
    • в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;
    • в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.

    Программа ориентирована:

    • на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;
    • на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;
    • на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи - устной и письменной;
    • осознание (различение) детьми двух реальностей - окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
    • поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;
    • овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

    Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

    Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.

    Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

    Курс включает систему понятий, относящихся:

    • к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);
    • графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);
    • слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);
    • предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

    Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.          

           Формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.  

    Содержание курса

       «Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы» Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова  для 1 класса рассчитана на 50 часов и состоит из  3 разделов:

    Предложение – 10 часов

    Слово – 11 часов

    Звуки и буквы – 27 часов

    Проверь себя – 2 часа

           На основе этого материала разработан тематический план и перечень контрольных мероприятий:

    Разделы, темы

    Кол-во часов по теме

    часов

    Количество

    диктантов

    сочинений

    контрольное списывание

    тестов,          сам. работ

    контрольных работ (тем. раб)

    изложений

    словарных диктантов

    Предложение.

    6

    1

    Слово.

    8

    1

    Звуки и буквы.

    28

    1

    2

    1

    Всего

    42

    1

    1

    4

    1

    Темы

    Содержание

    Предложение.

    Предложение, его смысловая и интонационная законченность.

    Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

    Слово.

    Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное. Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.

    Звуки и буквы.

    Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

    Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й'э], [й'о], [й'у], [й'а].

    Звук (и'] и буква и.

    Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е,ю,я.

    Произношение согласных перед звуком [и].

    Только мягкие согласные звуки [й'], [ч'], [щ'].

    Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи - ши, ча — ща, чу — щу.

    Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.

    Деление слов на слоги.

    Перенос слов.

    Ударение.

    Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.

    Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).

    Чистописание

    Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

    На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

    На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.

    Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

    Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

    Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

    Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

    В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):

    • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
    • способ оформления предложений на письме;
    • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
    • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
    • различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
    • звук [й'] и букву й;
    • о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
    • гласные ударные и безударные;
    • согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
    • согласные только твердые, согласные только мягкие;
    • согласные, парные по звонкости и глухости;
    • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
    • соблюдения орфоэпических норм;
    • оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и  

            эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце

           предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного  

           употребления прописной буквы в начале предложения;        

    • деления слов на слоги и для переноса;
    • определения ударного слога в слове;
    • использования прописной буквы в именах собственных;
    • написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
    • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
    • правильного написания слов типа пень, яма;
    • правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
    • чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
    • правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом
    • письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами;
    • устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

    Учебно-методическое обеспечение

    1. Печатные пособия:

    1. Зеленина, Л. М. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4

             классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Зеленина,

            Т. Е. Хохлова.  М.: Просвещение, 2010.

    1. Зеленина, Л. М. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /

             Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011.

    1. Зеленина, Л. М. Русский язык. Проверочные работы: пособие для учащихся 1

             класса начальной школы / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение,

             2010.

    2. Информационно-коммуникативные средства:

    1. Зеленина, Л. М. Русский язык в начальной школе : 1 класс : книга для учителя

           / Л. М. Зеленина. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/zelenina russkii        Зеленина, Л. М. Русский язык : поурочные разработки : 1 класс / Л. М.

             Зеленина, Т. Е. Хохлова, Е. А. Литвинова. - Режим доступа:

             http://school- russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no= 16946

    1. Наглядные пособия:

    Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к

     учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 1 класс» (авторы Л.

     М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).

    4.        Материально-технические средства:

    Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный

    экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Школа России

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Школа России...

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса "Школа России"

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система Л.В.Занкова)

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса "Школа России"

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса "Школа России"

    Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько (обуче...

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Школа России

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Школа России, 4 часа в неделю....