УМК "Перспектива" Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной 2013 г. в полном соответствии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7

РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная

Тел./факс 994-36-46                                                                                                                                                                                                                                         E-mail: timon-school@mail.ru


              «РАССМОТРЕНО»                                                                                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

          на заседании ШМО                                                                                                                                                            Директор школы _______  

         «__»_________201_ года                                                                                                                                                             «__»____________201__ года

         ___________________ ___                                                                                                                                                          

         подпись руководителя ШМО

               «СОГЛАСОВАНО»

         _____________________

        подпись заместителя директора по УВР

         

ПРОГРАММА

КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК», 3 КЛАСС

УМК «Перспектива»

                                                                                                                                   Разработана на основе авторской программы

                                                                                                 Л.Ф. Климановой

                                                                                                                                         Учитель: Ларионова Татьяна Николаевна

2013 год


Пояснительная записка.

           Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями  Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно –методическому комплекту  «Перспектива» программы для начальной школы  Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» М.: Просвещение, 2011

          Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной 2013 г. в полном соответствии.


Общая характеристика учебного предмета.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
        В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи программы:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с  федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Главные направления работы по учебно-методическому комплекту:

  • развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, мысленная речь);
  • формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и орфографических явлениях, необходимых и достаточных для дальнейшего обучения родному языку, а также формирование умений и навыков использовать их в практике устной и письменной речи;
  • активизация мыслительной , познавательно-языковой и речевой деятельности учащихся разных уровней подготовленности к изучению русского языка;
  • создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка, воспитание чувства уважения к слову и к русскому языку в целом.

Содержание курса (перечень тем):

  1. «Мир общения. Повторяем – узнаем новое» - 14 часов
  2. «Язык – главный помощник в общении» - 42 часа
  3. «Состав слова» - 15 часов
  4. «Части речи» - 3 часа
  5. «Имя существительное» - 39 часов
  6. «Местоимение» - 3 часа
  7. «Глагол» - 28 часов
  8. «Имя прилагательное» - 18 часов
  9. «Повторение» -8 часов

Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) 3 класс

              Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

Личностные результаты

             Обучающийся научится:

  • испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • относиться с уважением к представителям других народов;
  • уважительно относиться к иному мнению;
  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;
  • оценивать свои успехи в освоении языка.

              Обучающийся получит возможность научиться:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
  • сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

             сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями

         

          Метапредметные результаты

             Обучающийся научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
  • понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • находить ответы на  проблемные вопросы;  
  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
  • пользоваться справочной литературой (словарями);
  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;
  • находить выход из проблемных ситуаций;
  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

         Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

             

             Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
  • понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
  • различать диалогическую и монологическую речь;
  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
  • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
  • писать изложения по составленному плану;
  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
  • делать полный и краткий пересказ текста;
  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

             Обучающийся научится:

  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • определять ударение в словах;
  • делить слова на слоги и на части для переноса;
  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
  • правильно писать «не» с глаголами;
  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика

             Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

             Обучающийся научится:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
  • выделять в слове основу и окончание;
  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
  • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

             Обучающийся научится:

  • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

             Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
  • определять число имён существительных;
  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
  • изменять имена существительные по падежам.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

             Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
  • употреблять личные местоимения в речи.

            Обучающийся получит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять времена глаголов;
  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • определять число глаголов;
  • верно писать частицу «не» с глаголами;
  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:        

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

             Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;
  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
  • объяснять роль имён прилагательных в речи;
  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

             Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
  • составлять словосочетания по заданным моделям;
  • находить словосочетания в предложении.

Предложение

             Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
  • находить в предложении однородные члены.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

             Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;
  • устанавливать связь между предложениями в тексте;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • озаглавливать текст;
  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
  • составлять план текста;
  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;
  • составлять тексты разных типов.

      Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

  • адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать орфоэпические нормы;
  • передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
  • владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).        

Календарно – тематическое планирование по курсу «Русский язык» (170)

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел «Мир общения»  (14часов)

1

Собеседники. Диалог.

Почему каждому человеку необходимо знать родной язык?

Общение, символ

Построение предложений, составление рассказа.

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

Формировать  мотивацию к общению; желание изучать язык

2

Собеседники. Диалог.

Как можно проверить написание выписанных вами слов?

Диалог, собеседники

Определять темы текстов, выбор заглавия.

Составление (устно) текстов-рассуждений

Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение;

Формировать  личностные качества в процессе общения

3

Собеседники. Диалог.

Из чего строятся составленные вами тексты? Что такое предложение?

Диалог, собеседники, интонация

Находить в текстах  предложений, разных по цели высказывания и по интонации.

Поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

Проявлять к собеседнику внимание, терпение

4

Собеседники. Диалог.

С какой целью люди общаются (вступают в диалог)? 

Диалог, собеседники, интонация

Определить цель общения людей между собой.

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы — в соответствии с культурными нормами;

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

5

Собеседники. Диалог.

Каким должен быть разговор двух людей?

Диалог, собеседники, интонация

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

6

Собеседники. Диалог.

С каким человеком хочется дружить  — с вежливым или с грубым?

Диалог, собеседники, интонация

Определять связь главной мысли текста и его настроения.

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Осмыслять культурную значимость орфографически верной письменной речи

7

Культура устной и письменной речи

Какую цель люди ставят перед собой при общении?

Устная и письменная речь

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

8

Культура устной и письменной речи

С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются? 

Культура общения

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

9

Текст.

Что такое текст, какими особенностями он обладает?

Текст. Тема. Главная мысль текста.

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

Использовать в общении тексты разных типов составлять

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

10

Текст.

Виды текстов.

Могут ли тексты иметь общую  тему, но разную главную мысль? 

Текст. Тема. Главная мысль текста.

Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Использовать в общении тексты разных типов

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

11

Списывание текстов различных типов.

Какие виды текста вы знаете?

Виды текстов: описание, повествование, рассуждение

Делать полный и краткий пересказ текста;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

12

Текст.

Могут ли в одном тексте быть части, относящиеся к разным типам текста?

План текста.

Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

13

Контрольный диктант № 1 по теме «Текст»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Составлять предложения на заданную тему

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

14

Работа над ошибками.

Словарь

Словарь

Делать полный и краткий пересказ текста;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формирование алгоритма своего действия.

«Язык - главный помощник в общении» (42 часов)

15

Язык – главный помощник в общении

Из чего состоит устная речь?

Звуки и буквы

Научаться правильно передавать звуки буквами

Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

16

Звуки и буквы

Чем отличаются звуки от букв?

Звуки и буквы

Научаться правильно передавать звуки буквами

Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

17

Звуки и буквы

Что вы знаете о звуках, буквах, словах?

Открытый и закрытый слог

Проводить звуко-буквенный анализ слов;

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство

18

Повторение деления слов на слоги.

Из чего состоят слова?

Открытый и закрытый слог

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

Классификация слов. Ориентировка в звуковой структуре слов.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

19

Девять правил орфографии.

Почему, иногда ударение называют волшебником?

Ударение

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа;

20

Прописная буква в именах собственных.

Когда в русской письменной речи употребляется заглавная буква?

Имена собственные

Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

21

Буква безударных гласных.

Почему безударные гласные в корне – это орфограмма?

Безударные гласные

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

22

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Буквы каких гласных звуков нужно проверять?

Безударные гласные

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Буквы каких гласных звуков нужно проверять?

Безударные гласные

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

24

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова.

Написание каких букв согласных надо проверять?

Парные согласные

Подбирать слова и проверять парные согласные.

Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

25

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова.

Написание каких букв согласных надо проверять?

Парные согласные

Подбирать слова и проверять парные согласные.

Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

26

Непроизносимые согласные.

В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные?

Непроизносимые согласные

Вспомнить правило написания непроизносимых согласных

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

27

Непроизносимые согласные.

В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные?

Непроизносимые согласные

Вспомнить правило написания непроизносимых согласных

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

28

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

В каком месте в слове пишется мягкий знак? В какой части слова употребляется разделительный твердый знак? 

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе

29

Развитие речи. Обучающее изложение.

Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

Умение проводить сравнительный анализ

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

30

Удвоенные согласные

Как уточнить написание слов с удвоенными согласными? 

Удвоенные согласные

Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные».

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

31

 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Какие орфограммы вы знаете?

Буквосочетания

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;

Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций.

Формирование чувства гордости за свою Родину

32

 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Какие орфограммы вы знаете?

Буквосочетания

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;

Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций.

Формирование чувства гордости за свою Родину

33

Перенос слова.

Какие правила переноса слов со строки на строку вы уже знаете?

Перенос 

Выбирать варианты переноса слов

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

34

Контрольный диктант № 2

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

35

Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами

Делать полный и краткий пересказ текста;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

36

Что рассказало слово.

Легко ли вам было меня понять без слов?

Жест, слово, 

Определять основные функции слова.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

37

Что рассказало слово

Для чего используется слово? 

Язык, слово

Определять основные функции слова.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

38

Что рассказало слово

Как оно устроено?

Язык, слово

Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

39

Что рассказало слово

Как устроено слово?

Слово, значение

Составлять словосочетания по заданным моделям;

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

40

Синонимы.

Можем ли мы утверждать, что, сколько существует в мире слов, явлений, понятий, столько существует и слов?

Синонимы

Углубить знания о синонимах, об их роли в русском языке.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

41

Употребление синонимов в тексте.

Какое определение синонимов мы знаем? Чем они могут различаться?

Синонимы

Расположение синонимов по степени возрастания признака.

Составление предложений с фразеологизмами.

Использовать алгоритмы для решения определённых задач;

Формирование уважительного отношения к иному мнению

42

Слово и его значение Антонимы.

Какие слова называются антонимами?

Антонимы.

Нахождение антонимов в пословицах.

Подбор антонимов к словам разных частей речи.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

43

Слово и его значение Омонимы

Какой словарь поможет нам  узнать значение слова?

Омонимы

Расширить знания об омонимах; обогащать словарь новыми словами-омонимами.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

44

Многозначные слова.

Сколько предметов может называть одно слово? Какие слова называются многозначными?

Многозначность

Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

45

Слово и его значение

Как называют слова предметы окружающего мира?

слово

Научаться отличать имена нарицательные, имена собственные

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

46

Проверка знаний учащихся. Контрольное списывание.

Записывать слова без ошибок, пропусков и искажений;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Умение выражать свои мысли.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

47

Работа над ошибками

Делать полный и краткий пересказ текста;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

48

Словосочетание

Когда мы называем что-либо более подробно, что мы для этого используем?

Словосочетание

Словосочетание, составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Умение выражать свои мысли.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

49

Словосочетание

Как выделить в предложении словосочетания?

Словосочетание

Выделять словосочетание из предложений, постановка вопроса от слова к слову

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

50

Предложение

Что такое предложение?

Предложение, главные члены

Уметь определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова.

Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

51

Главные члены предложения

А в предложении есть главные члены? Как они называются?

Главные члены предложения

Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;

Учиться выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

52

Главные члены предложения

Как верно найти главные члены предложения?

Главные и второстепенные 

Уметь  выделять главные  и второстепенные

члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам

Учиться формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

53

Предложения с однородными членами

Какие члены предложения – главные или второстепенные – являются однородными в составленных вами предложениях?  

Однородные члены предложения

Находить в тексте однородные члены предложения и их обозначения.

Сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

54

Предложения с однородными членами

Какие знаки препинания стоят между однородными членами?

Однородные члены  предложения

Уметь обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

55

Контрольная работа № 3.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Перевод  внешней речи на внутренний план.

56

Работа над ошибками.

Обобщить знания обо всех известных орфограммах

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Состав слова (15 часов)

57

Состав слова

Из каких частей состоит слово?

Состав слова

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»);

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

58

Корень.

Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания?

Корень

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание;

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»);

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

59

Корень.

Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания?

Корень

Выделять  окончания у слов разных частей речи.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

60

Корневые орфограммы.

Можете ли вы объяснить, почему корень слова так назван?

Корень

Различать однокоренные слова и формы одного слова;

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

61

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

Правильно ли говорить, что корень слова всегда пишется одинаково?

Корень, приставка, суффикс, окончание

Образовывать слова с заданными морфемами;

Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.;

Уважительно и с интересом относиться к истории языка;

62

Приставка.

Как называется эта часть слова? Для чего она служит?

Приставка.

Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»);

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

63

Приставка. Предлог.

Что такое приставка? Предлог?

Приставка.

Различать приставку и предлог;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

64

Суффикс.

Какая общая часть есть в этих словах? Какой добавочный оттенок значения она придает?    

Суффикс.

Актуализировать и расширить знания о суффиксе как части слова

Обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям;

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

65

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Что вы можете рассказать осуффиксе?

Корень, приставка, суффикс, окончание

Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.;

Формирование уважительного отношения к иному мнению

66

Окончание и основа слова

Какая роль окончания в слове?

Окончание

Выделять в слове основу и окончание;

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова);

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

67

Окончание и основа слова

Что такое основа слова?

Окончание

Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

68

Как образуются слов

Могут ли приставки и суффиксы устаревать, исчезать из языка?

Слово

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

69

Как образуются слова

Как вы думаете, важно ли знать, как устроено слово, как оно образовано?

Изложение

Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов.

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

70

Контрольная работа № 4.

по теме:

«Состав слова»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

71

Работа над ошибками

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Части речи (3 часа)

72

Части речи

Для чего надо знать части речи?

Как верно определить, к какой части речи относится слово?

Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи?

Имя существительное имя прилагательное, глагол, предлог  

Определять части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог,

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

73

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

74

Контрольная работа. Тест

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Имя существительное  (39 часов)

75

Имя существительное.

Что обозначают  имена существительные?

Собственные и нарицательные

Знать признаки имени существительного

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Относиться с уважением к представителям других народов;

76

Собственные и нарицательные имена существительные.

Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных?

Собственные и нарицательные

Знать

отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Относиться с уважением к представителям других народов;

77

78

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Какие имена существительные относятся к одушевленным?

Одушевлённые и неодушевлённые

Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению.

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова);

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

79

Развитие речи. Сочинение – описание с использованием приёма олицетворения.

Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

80

Число имен существительных

Почему имя существительное употреблено неверно? Как надо его изменить?

Число имён существительных

Уметь определять  род имен существительных во множественном числе

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

81

Изменение имён существительных по числам.

Все ли существительные можно изменять по числам?

Число имён существительных

Уметь определить роль окончаний при изменении имен существительных по числам, определение рода имен существительных во множественном числе

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

82

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

Правильно ли говорить, что корень слова всегда пишется одинаково?

Корень, приставка, суффикс, окончание

Образовывать слова с заданными морфемами;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Уважительно и с интересом относиться к истории языка;

83

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

84

Проверка знаний учащихся. Тест

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

85

Новогоднее путешествие с Дедом Морозом.

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

86

87

88

89

90

Род имён существительных.

К какому роду могут относиться имена существительные? Как определить род имени существительного?

Род имен существительных

Научиться распознавать род существительных в косвенном падеже

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

91

Развитие речи. Обучающее изложение.

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

92

93

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных  женского рода

Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель?

Для чего может употребляться в словах мягкий знак?

Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?

Мягкий знак

Знать орфограмму -правописание мягкого знака в конце имен существительных  женского рода

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

разрешать проблемные ситуации;

94

Контрольный диктант № 6 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце сущ-х женского рода»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Писать предложения на заданную тему

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

95

Работа над ошибками

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

96

97

98

Изменение имен существительных по падежам

Определите, как изменяются имена существительные: река — рéки, глаз — глазá.

(Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется

Зачем надо уметь определять падеж имени существительного?

Падеж

Знать названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны,

99

Изменение имен существительных по падежам Именительный падеж.

На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

Именительный падеж

Определять имена существительные в именительном падеже

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Эфективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

100

101

Изменение имен существительных по падежам Родительный падеж

Вспомните, почему родительный падеж так называется.

Всегда ли легко определить, какое окончание имеет имя существительное в родительном падеже?

Родительный падеж

Определять имена существительные в родительном падеже, вопросы и предлоги родительного падежа

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

102

Изменение имен существительных по падежам Дательный падеж

Какой падеж следует за родительным падежом? Почему дательный падеж так называется?

Дательный падеж

Определять имена существительные в дательном падеже, вопросы и предлоги дательного падежа

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

реально оценивать свои успехи в освоении языка;

103

Изменение имен существительных по падежам Винительный падеж

Как отличить имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже?

Винительный падеж)

Определять имена существительные в винительном падеже, вопросы и предлогов винительного падежа

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

104

Изменение имен существительных по падежам Творительный падеж

Как определить творительный падеж имен существительных?

Творительный падеж

Определять имена существительные в творительном падеже, вопросы и предлоги творительного падежа, 

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

различных видов.

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

106

Изменение имен существительных по падежам Предложный падеж

О каком падеже имен существительных мы еще не говорили? Почему предложный падеж так назван?

Предложный падеж)

Определять имена существительные в предложном падеже, вопросы и предлоги предложного падежа

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

107108

Изменение имен существительных по падежам

Как определить падеж имени существительного? В каком падеже стоит существительное в начальной форме?

Имя существительное, род, падеж, склонение

Уметь определять падеж имени существительного и его окончание;

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

109

110

Имя существительное.

Найдите имя существительное. Что вы можете о нем сказать?

Имя существительное, род, число, падеж

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;

Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

111

Проверочная работа по теме «Имя существительное» Тест

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;

Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки);

Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

112-113

Контрольный диктант

по теме № 7 «Имя существительное»

Работа над ошибками.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Местоимение (3 часа)

114-115

116

Местоимение

Какая часть речи называется местоимением? Как возникло название данной части речи?

Местоимение

Видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.

Уметь верно использовать местоимения в речи; 

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Глагол (28 часов)

117

118

119

Глагол.

Что обозначают все глаголы? Что такое глагол? 

Глагол

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

Ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

120

121

122

Изменение глаголов по временам

 А как могут изменяться глаголы?
Как можно определить время глагола? Когда используются глаголы каждого из времени
?

Время, число, глагол

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять время глаголов;

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

123

Глаголы настоящего времени.

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

Время, число, глагол

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

124

125

Глаголы прошедшего времени.

 На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

Время, число, глагол

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;

Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

126

127

Глаголы будущего времени

На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

Время, число, глагол

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;

Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки);

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

128

129

130

Непределенная форма глагола

Всегда ли у глаголов можно определить время, число, род?

Почему эта форма глагола так называется?

Непределенная форма

Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

131

Изменение глаголов по времени. Неопределённая форма глагола

В конце слов какой части речи после шипящих тоже пишется мягкий знак?

Время, число, глагол

Определять число глаголов;

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

Осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

132

133

Изменение глаголов по числам

От чего в предложении зависит число глагола?

Время, число, глагол

Определять число глаголов;

Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

134

Развитие речи. Обучающее изложение по теме глагол.

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

135

Развитие речи. Сочинение.

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

136

137

138

Изменение по родам глаголов  прошедшего времени

Когда происходят действия, названные глаголами в будущем времени?

Род

Определять число глаголов;

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

Относиться с уважением к представителям других народов;

139

140

НЕ с глаголами

Как пишется не с глаголом? 

Частица не

Верно писать не с глаголами;

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

141

142

Разбор глагола как части речи

Что вы знаете о глаголе?

Схема,  глагол

Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

143

Контрольная работа  по теме «Глагол» № 8

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

144

Работа над ошибками.

Проверка знаний по теме «Глагол»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Имя прилагательное (18 часов)

145

146147

148

149

Имя прилагательное

Важно ли указывать признаки предмета? Можно ли по признакам угадать, о каком предмете идет речь? Какая часть речи называется именем прилагательным? Какие признаки предмета могут называть имена прилагательные?

 Имя прилагательное

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи;  классифицировать имена прилагательные по значению;

показать роль имен прилагательных в речи.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

150

151

Изменение имен прилагательных по родам и числам

От чего зависит число имени прилагательного? Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного?

Род, число

Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

152153

Изменение имен прилагательных по числам

 Связано ли название части речи «имя прилагательное» с глаголом прилагать? С какой частью речи согласуется в словосочетании или в предложении имя прилагательное? 

Род, число

Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

154

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

От чего зависит число имени прилагательного? Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного?

Род, число, падеж

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями

155

Развитие речи. Сочинение-описание.

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

156

157

158

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Как вы думаете, что происходит с именем прилагательным, когда оно согласуется с именами существительными разных родов?

Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

159

Имя прилагательное.

Что нового мы узнали в третьем классе об именах прилагательных? Как они могут изменяться? Как определить род и число имени прилагательного?

Систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Уметь верно использовать местоимения в речи; 

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

160

Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное»

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

161

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» № 9

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

162

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.        Работа над ошибками        Работа над ошибками

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Повторение (8 часов)

163

164

165

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

Какие основные единицы языка и речи вы знаете? Что такое слово? предложение? текст? Для чего они служат? Что такое диалог? Чем диалог отличается от спора?

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Разрешать проблемные ситуации;

реально оценивать свои успехи в освоении языка;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

166

Повторение изученных орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

167

Контрольное списывание.

формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

168

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Закрепить навык написания изученных орфограмм

Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

169

170

Повторение. Правила правописания.

Обобщающий урок. Игра «По океану»

Какие части речи вы знаете? По каким признакам они выделяются? Какие орфографические правила вы знаете со второго класса? Какие новые правила мы узнали в третьем классе?

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Нормативные документы:

  1. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089.
  3. Примерные программы, созданные на основе федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  4. Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Учебные пособия:

  1. Л.Ф. Климанова,  С.Г.Макеева. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2013.
  2. Л.Ф. Климанова,  С.Г.Макеева. Русский язык. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2013.
  3. Л.Ф. Климанова,  С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...