Урок-исследование. Размышляем над словами. Слово "доброта".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Что мы знаем о словах. УМК "Гармония" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_issledovanie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Попова Т. Г.

Г. Южноуральск

Челябинской области

                

Урок-исследование по русскому языку.

        Тема: Размышляем над словами.

                 Слово «доброта».

        Цели:

  • повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имён существительных, фонетический и словообразовательный разборы слов;
  • закрепить название разделов науки о языке, знать, что изучает данный раздел;
  • формировать умение распознавать конкретные и отвлечённые существительные;
  • формировать представление о многозначности имён существительных и их роли в речи.

Оборудование:

 портрет К.Д.Ушинского; карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке; рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц; буквы на цветных карточках со словом «доброта»;

 « Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник»; « Толковый словарь русского языка».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка темы и целей урока.

УЧИТЕЛЬ – В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание « В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих « сбережения» от злых сил ? Так, поговорка « В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в « добрый час» можно говорить всё, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить всё, что думаем.

        А сейчас я хочу задать вам очень простой вопрос: чему вы учитесь в школе?

ДЕТИ – Читать, писать, считать и решать задачи.

УЧИТЕЛЬ –Всё правильно. Но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог К.Д.Ушинский.

(учитель показывает портрет Ушинского)

        - Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это

 « деятельность без цели». Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой».( пословица написана на доске)

- Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. Хотите прикоснуться к науке , быть исследователем? Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное.

- На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают тёплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках тёплых цветов, и составьте из них слово.

ДУМОБЛРКОСТА

Дети составляют слово «доброта»

- Что можете сказать об этом слове?

-Это исконно русское слово, которое люди используют с давних времён! Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка!

        3. Исследование по различным разделам языка.

        (На доску прикрепляется карточка)

ЛЕКСИКА

УЧИТЕЛЬ – Что изучает лексика?

ДЕТИ – Лексика – раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

УЧИТЕЛЬ – Верно. Что же обозначает слово доброта ?В каком словаре русского языка мы найдём ответ на этот вопрос?

Дети работают в группах с «Толковым  словарём русского языка».

- Образуйте однокоренное прилагательное. Что обозначает это слово?

Выслушиваются ответы детей.

- Вы назвали несколько значений слова добрый . Какой вывод можно сделать?

ДЕТИ – Это слово многозначное.

УЧИТЕЛЬ – Правильно. И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова-синонимы и слова-антонимы. Напомните мне, что такое синонимы? Что такое антонимы?

ДЕТИ – Синонимы – это слова, близкие по значению.

        Антонимы – это слова, противоположные по значению.

УЧИТЕЛЬ – Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске:

                добрые дела

                добрый человек

                добрый совет

                добрые знакомые

Каждая группа получает для работы одно словосочетание.

Добрые дела – полезные, хорошие, нравственные дела.

                        Ужасные, страшные, скверные дела.

Добрый человек – добродушный, добросердечный, гуманный человек.

                        Злой человек.

Добрый совет – хороший, отличный, превосходный совет.

                        Плохой, никудышный, глупый совет.

Добрые знакомые – лучшие, близкие, дорогие знакомые.

                        Нехорошие знакомые.

УЧИТЕЛЬ – Обычно, раскрывая понятие, мы берём предметную картинку и говорим, например: «Это книга». А можно ли нарисовать доброту?

- Все существительные, которые обозначают конкретные предметы, можно пересчитать. Поэтому их так и назвали – конкретные существительные.(Карточка с понятием прикрепляется на доску)

К ним можно подставить имя числительное, например:две книги, три книги и т.д. А к нашему сушествительному можно подставить числительное и посчитать? Давайте попробуем.(Дети пытаются это сделать)

- Не получается? Так вот, такие существительные называются отвлечёнными (карточка с понятием прикрепляется на доску) Они, как правило, употребляются в форме только одного числа -  либо единственного числа, либо множественного. Помните об этом, когда мы будем рассматривать это слово в других разделах языка.

-   Но всё-таки вы попробовали на уроке рисования с помощью изобразительных средств изобразить доброту.(На доске – выставка рисунков детей)

- Посмотрите внимательно на эти рисунки. Вам было предложено выбрать, какое чувство изображать. И 17 из вас выбрали добрые чувства. Почему?

( На доску прикрепляется карточка)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

УЧИТЕЛЬ – Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Что такое словообразование?

ДЕТИ – Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.

УЧИТЕЛЬ – Напомните, из чего могут состоять слова?

ДЕТИ –Слова могут состоять из корня, приставки, суффикса и окончания.

УЧИТЕЛЬ – Укажите строение слова доброта.

Что нужно уметь, чтобы правильно определить корень?

ДЕТИ – Подбирать родственные слова.

УЧИТЕЛЬ – Давайте проведём соревнование, какая группа больше подберёт родственных слов к данному слову.(Дети работают в группе, через две минуты зачитывают родственные слова к слову «доброта»)

УЧИТЕЛЬ – В « Словообразовательном словаре русского языка» Л.Н.Тихонова я нашла более 100 слов с корнем-добр-. Загляните и вы в этот словарь: выпишите сложные слова. Это какие?

( добродушный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный)

        -Как пишутся корни в родственных словах?

(На доску прикрепляется карточка:)

ФОНЕТИКА

УЧИТЕЛЬ – Отправляемся в фонетику. Что исследует этот раздел языка?

ДЕТИ – Фонетика – наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

УЧИТЕЛЬ – Вслушайтесь в слово « доброта» и скажите, сколько звуков /о/ в слове?

Выслушиваются ответы детей.

УЧИТЕЛЬ – У вас получились разные ответы. Выполним звуко-буквенный разбор слова и выясним: кто прав?

Один ученик работает у доски.

(д)            д

(а)            о

(б)            б

(р)            р

(а)            о

(т)            т

(а)            а

      3сл.

7зв.         7б.

УЧИТЕЛЬ - Сколько же звуков (о) в слове доброта?

ДЕТИ – Ни одного звука (о) в слове нет.

УЧИТЕЛЬ –Интересно, почему мы не слышим ни одного звука (о) в слове, а пишем в двух случаях букву о? Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово?

ДЕТИ – Орфография.

На доску прикрепляется карточка:

ОРФОГРАФИЯ

УЧИТЕЛЬ – Верно. Давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Какую орфографическую задачу необходимо решить?

ДЕТИ – Безударные гласные в корне и в суффиксе.

УЧИТЕЛЬ –Верно. Какую безударную гласную проверим подбором родственных слов? (в корне)

-Найдите среди записанных родственных слов проверочное .

-Как проверим безударную гласную в суффиксе?

ДЕТИ – По орфографическому словарю.(Каждый ученик самостоятельно находит слово в словаре и проверяет написание)

( На доску прикрепляется карточка:)

МОРФОЛОГИЯ

УЧИТЕЛЬ – Что исследует раздел морфология?

ДЕТИ – Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи.

УЧИТЕЛЬ – Какой частью речи является слово доброта?

ДЕТИ – Именем существительным.

УЧИТЕЛЬ – Посмотрите в памятку «Части речи» и выполните разбор в тетради.

(Один ученик работает у доски)

Доброта – имя сущ.

                  Нач. ф. что? доброта

                Неодуш.

                Ж.р.

                 ед. ч.(отвлеч.)

( На доску прикрепляется карточка:)

СИНТАКСИС

УЧИТЕЛЬ – Что рассматривает синтаксис? Как объясняет Толковый словарь?

ДЕТИ – Синтаксис – раздел языка, который учит соединять слова с словосочетания и строить из них предложения. (Он изучается в средней школе)

УЧИТЕЛЬ – Прежде чем мы совершим путешествие в синтаксис, я бы хотела сделать одно отступление.У каждого человека  - свои достоинства. Кому-то прекрасно даётся учёба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо  смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы познакомились с короткой легендой о старом плаще. Но только ли о плаще, подумайте!

(У каждого ребёнка текст на карточке, один ученик читает вслух)

УЧИТЕЛЬ – Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли  кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает своё добро, а злой, наоборот, - тот, кто…( помнит своё добро и забывает свои грехи).

        -Найдите в тексте предложение, в котором заключается ЭТА мысль текста.( Доброго человека дела славят!)

        -Запишите это предложение. Дайте характеристику предложения.по цели высказывания (повествовательное),

по интонации (восклицательное).

Какие слова связаны друг с другом?( дела славят,славятКОГО? человека, человека КАКОГО? доброго).

УЧИТЕЛЬ – В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом.Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. 

-Какой раздел науки изучает фразеологизмы?

ДЕТИ – Фразеология.

УЧИТЕЛЬ – Вспомните, с каким фразеологизмом вы встретились в начале урока?(« В добрый час!»). В каком значении он ещё употребляется? Какой словарь нам поможет?

        (Дети работают со словарём)

        -Какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый?

ДЕТИ: В добрый путь!

                                1. Доброе пожелание тому, кто уезжает.

                                2.Доброе пожелание при начинании какого-либо                                           дела.

        В добрый час!

                                1. Пожелание удачи, благополучия в пути при

                                расставании.

                                2. Пожелание удачи, благополучия при начинании

                                какого-либо дела.

        Добро пожаловать!

                                Вежливое приветствие и гостеприимное                                                         приглашение ( прийти, приехать, войти в дом…)

УЧИТЕЛЬ – Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец. Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью.Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения.

        -А также фразеологизмы, рождённые в последнее время:

Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.

Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

УЧИТЕЛЬ: - МОЛОДЦЫ! Вы хорошо справились с заданием!

Итог урока.

УЧИТЕЛЬ – Мы сегодня рассмотрели слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке помогли нам в этом.

        Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио.Учёный и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре ини стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты.Его уважали и любили.Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник.Доброго человека дела славят!Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

        Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного  продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице  возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.

        Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио.Учёный и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре ини стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты.Его уважали и любили.Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник.Доброго человека дела славят!Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

        Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного  продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице  возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс

Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....

Урок - исследование на тему "Корень слова. Однокоренные слова

Тип урока: урок «открытия» новых  знаний  (урок - исследование)Цели: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющуюЗад...

Урок – исследование «Неизвестное и известном». Слово «счастье».

Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.Познакомить с назва...