Главные вкладки

    Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
    план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

    Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_-_issledovanie_po_russkomu_yazyku.docx29.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    города Бугульмы Республики Татарстан

    Урок-исследование «Что рассказало слово?

    Исследование слова «снег».

                   Разработала: Сергеева Анастасия Юрьевна

    учитель начальных классов

    Бугульма   2014

    Формирование УУД на уроке:

    Личностные УУД

    -           формирование желания выполнять учебные действия;

    -           использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

    Познавательные УУД

    -           самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    -           поиск и выделение необходимой информации;

    -           выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

    -          способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

    -           использование знаково-символические средства ( моделирование);

    Коммуникативные УУД

    -           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    -          сотрудничество в поиске и сборе информации;

    -           умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

    -           формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    -           формирование умения работать в  парах и в малых группах.

    Регулятивные УУД

    (типы учебных действий)

    -           целеполагание;

    -           планирование;

    -           прогнозирование;

    -           контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    -           коррекция;

    -           оценка.

    Тема урока: Урок-исследование «Что рассказало слово? Исследование слова «снег».

    Цели  урока:

    Образовательные:  обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепить умение выполнять различные виды грамматического разбора и их элементы.

    Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, системное и творческое мышление, умение анализировать и обобщать, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки; навыки самостоятельного использования литературы и словарей русского языка.

    Воспитывающие:  воспитывать интерес к языку, слову.

    Тип урока: урок закрепления изученного материала.

    Форма  урока: урок-исследование в устной форме.

    Методы  обучения:

    •        Проблемный

    •        Исследовательский

    •        Информационно-коммуникативный

    Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

    Программное обеcпечение: Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  ресурсы ИНТЕРНЕТа.

    Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

    Оборудование: а) презентация «Исследование слова "снег"»;

    б)  «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова;

    в)  инструкция с  планом исследований, полоски цветной бумаги.

    № п\п

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    I.

    Эмоциональный настрой.

    0,5  мин.

    Долгожданный дан звонок.

    Начинается урок.

    Постарайся все понять,

    Много нового узнать!

     Наш девиз:

        Наши правила:

    Я уверена, что вы все будете соблюдать эти правила. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперед ума. Желаю вам удачи и новых открытий.

    Хочу все знать!

    Мыслить всегда!

    Говорить по делу!

    Уважать друг друга!

    Слайд 2.

    II.

    Самоопределение к деятельности.

    0,5  мин.

     Сегодня у нас будет урок – исследование.

    Рассказать секреты слова

    Я для вас всегда готова,

    Но сегодня будь готов

    Сам открыть секреты слов.

    Готовы?

    Тогда в путь!

    Дети показывают сигнальные карточки (красный, желтый, зеленый).

    Слайд 3.

    III.

    Актуализация знаний.

    2 мин.

     С чем же будет связано наше исследование? Проверим еще раз наше предположение, собрав мозаику.

     Итак, что такое лексика?

    Что изучает орфография?

    Что изучает фонетика?

    Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования слов?

    Раздел языка, изучающий слово как часть речи?

    Что изучает синтаксис?

    Лексикология?

    Раздел науки о языке, который изучает строение слова?

    Мы еще раз проверили наше предположение и сделаем вывод.

    Собирают мозаику (работа в парах)

    Отвечают на вопросы, повторяя разделы русского языка.

    Наше исследование связано с временем года – зима.

    Слайд 4.

    См. Приложение 1.

    Слайд 5.

    IV.

    Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебных задач.

    2 мин.

    Без чего невозможно представить себе зиму?

    Что мы знаем о снеге?

    Все верно. А что вы знаете именно о слове «снег»?

     Назовите тему нашего урока. Какое слово мы будем исследовать?

    Сформулируйте цель исследования. Для чего нам необходимо это исследование?

    Вспомните мозаику. Как мы должны исследовать слово «снег»?

     Как вы думаете, можно ли одно слово проанализировать с точки зрения сразу всех разделов языка одновременно?

    Зима невозможна без снега.

    Снег – это зимние осадки.

    Это имя существительное. В слове «снег» 4 звука и 4 буквы, 1 слог.

    Исследование слова «снег».

    Мы узнаем что – то новое об этом слове.

    Мы повторим изученное.

    Мы должны исследовать слово «снег» с точки зрения разделов русского языка: лексика и лексикология,  орфография, фонетика, словообразование и морфемика, морфология, синтаксис.

    Дети поднимают карточки.

    Слайд 6.

    Слайд 7.

    Физминутка

    1 мин.

    Делают произвольные движения.

    Слайд 8.

    V.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    1. Исследование 1 с точки зрения разделов лексика и лексикология (1 группа).

    3 мин.

    2 мин.

    Выполните задание в группах, предварительно прочитав инструкции.

     Что такое снег мы уже сказали. А если мы хотим найти более точное значение слова, где его можно найти?

    Слово «снег» является многозначным?

    Можно ли считать антонимом к слову «снег» слово «дождь»?

    К слову «снег» можно ли подобрать синонимы?

    Дети выполняют задания, готовят отвечающего от группы.

    Более точное значение слова можно найти в словаре (зачитывают).

    Слово «снег» является однозначным.

    Слово «дождь» является частичным антонимом к слову «снег».

    К слову «снег» нельзя подобрать синонимы.

    Зачитывают фразеологизмы и объясняют их значение.

    См. Приложение 2.

    Слайд 9.

    2. Исследование 2 с точки зрения раздела орфография

    (2 группа).

    1 мин.

     Мало знать значение слова. Необходимо его правильно писать. Какой раздел науки  нам в этом поможет?

    Какая орфограмма в этом слове?

    Нам поможет орфография.

    Парный согласный в корне.

    Слайд 10.

    3. Исследование 3 с точки зрения раздела фонетики (3 группа).

    3 мин.

     Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так как произносим.

    Какой раздел русского языка изучает звуки?

    Назовите правильную транскрипцию слов.

    Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор.

    Назовите еще 3 слова, в котором столько же букв и звуков.

    Этот раздел называется фонетика.

    Мы выбрали транскрипцию [сн΄эк].

    Снег – 1 слог, [сн΄эк].

    с – [с]- согл., глух., парн., тв.

    н – [н΄] – согл., зв., непарн., мягк.

    е - [э] – гласн., ударн.

    г - [к] – согл., глух., парн., тв.

    Снег – 4 б., 4 зв.

    Приводят примеры.

    Слайд 11.

    4. Исследование 4 с точки зрения разделов морфемика и словообразование (диффер. задание).

    2 мин.

      Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования слов? 

    Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов (приставка, корень, суффикс, окончание)?

    Из перечисленных слов назовите только однокоренные слова (см.слайд 13).

    Выполните разбор по составу, то есть морфемный анализ следующих слов на выбор (см.слайд 13).

     Проверим по эталону.

    Как образовались данные слова?

    Это раздел словообразование.

    Раздел называется морфемика.

    Называют слова.

    Выполняют разбор на выбор.

    Проверяется устно.

    Слайд 12.

    Слайд 13.

    Физминутка.

    2 мин.

    Пусть отдохнут наши глазки.

    Следят за снеговиком глазами.

    Слайд 14.

    5. Исследование 5 с точки зрения раздела морфология.

    1 мин.

     Далее нам поможет раздел морфология.

    Что изучает этот раздел?

    Какой частью речи является слов «снег».

    У вас на партах лежат карточки, в которых перечислены различные морфологические признаки. Ваша задача выбрать и выделить номера только тех, которые относятся к исследуемому слову. См.Приложение 3.

    Морфология изучает слово как часть речи.

    Слово «снег» является именем существительным.

    Работа в парах, устно.

    Слайд 15.

    6. Исследование 6 с точки зрения раздела синтаксис.

    3 мин.

     Какой раздел русского языка мы оставили без внимания?

    Составьте предложение со словом зима.

    Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Вот оно (см. слайд 16). Составьте предложение.

    Выполните синтаксический разбор этого предложения. Нам поможет справиться…

    Назовите из данного предложения словосочетания: сущ.+ прил., глаг.+сущ.

    Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение – синтаксис.

    Называют свои предложения.

    Пушистый снег покрыл землю.

    Выполняют синтаксический разбор предложения.

    снег (какой?) пушистый

    покрыл (что?) землю

    Слайд 16.

    VI.

    Формулировка вывода.

    1 мин.

     Итак, вспомним нашу гипотезу. Можно ли одно слово проанализировать с точки зрения сразу всех разделов русского языка?

    Подтвердилась ли наша гипотеза?

    Дети показывают сигнальные карточки.

    Слайд 17.

    VII.

    Творческая работа.

    1 мин.

     Прочитайте стихотворение.

    Определите части речи каждого из слов.

    А теперь проанализируйте это стихотворение при помощи выразительных средств языка.

    Дети выполняют задание учителя устно.

    Слайд 18.

    VIII.

    Контроль знаний. Тест.

    1 мин.

    Сейчас вы проверите еще раз свои знания, выполнив тест. Пользуемся сигнальными карточками.

    Дети отвечают на вопросы, пользуясь карточками.

    Слайды 19-23.

    IX.

    Итог.

    2 мин.

    Наш урок подходит к концу.

    Какое слово мы сегодня исследовали на уроке?

    Какие разделы науки нам пригодились?

    Как вы думаете, выполнили ли мы цели и задачи нашего исследования?

    Подтвердилась ли наша гипотеза?

    Сегодня мы провели исследование только одного слова. Но русский язык богат и разнообразен. В нем так много слов, что можно хоть каждый день проводить исследования.

     Прочитайте послание которое пришло на адрес нашего класса по итогам нашего исследования.

    Дети отвечают на вопросы.

    Затем читают послание.

    Слайд 24.

    X.

    Рефлексия.

    1 мин.

    Я предлагаю вам поставить себе итоговую оценку за урок.

    Я благодарю всех присутствующих. Спасибо за внимание.

    Пользуются сигнальными карточками.

    Слайд 25.

    Слайд 26.

    Использованные материалы и Интернет – ресурсы

    1. Анимации http://gifanimation.ru/anipti7_new.htm

    2.  Композиция «Кабы не было зимы»  http://muzyaka.com/song/436

    3. Полоски цветной бумаги разного цвета.

    4. Слайды с изображением природы – http://imaqes.yandex.ru   

    5. Слайды «Животные»: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

    6. Чайковский П. И., «Времена года» http://www.fivemusic.ru/song/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "От интонации к образу" открытый урок по музыке с элементами исследования в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной .

    Данная публикация включает текст открытого урока и презентацию. На уроке в разных видах деятельности осуществлялся поиск ответа на вопрос " в чём секрет бесконечного многообразия музыкальных обр...

    Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."

    Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...

    Конспект и презентация к уроку литературного чтения (с элементами исследования) «Рождение героя в сказках»

    Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Глава  «Как рождается герой». Это первый урок в главе ...

    Урок русского языка с элементами исследования

    Урок русского языка: Многозначные и однозначные слова...

    Презентация к тематическому уроку "9 мая-День Победы!", также может быть использована и при проведении урока, посвященного рассказу о блокаде Ленинграда

    Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация, которая может быть использована при проведении уроков, посвященных рассказам о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Презентация ...

    Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»

    Урок литературного чтения в 1 классе  по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...