Урок русского языка с элементами исследования
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Скрипник Анна Александровна

Урок русского языка: Многозначные и однозначные слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 4 КЛАСС

УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема: многозначные и однозначные слова

Цели урока: знание понятия «многозначные слова»; понимание причин появления у слова новых значений; умение приводить свои примеры

Планируемые результаты:

Личностные:

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление высказывать собственные суждения и давать им обоснования.

Метапредметные:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • умение принимать роль в учебном сотрудничестве.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, проверьте свою готовность к уроку русского языка: на парте должны быть: учебник, тетрадь, пенал, словарик, подготовленные нами к этому уроку, и папка с раздаточным материалом. Если все готово, начинаем урок.

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Тема нашего урока относится к разделу «Как устроен наш язык». Ее мы сформулируем с вами вместе, и в этом нам помогут картинки. Я буду последовательно переворачивать  их, ваша задача – назвать одним словом все предметы, изображенные на каждой из них.

Шишка                                      Ключ                               Корень

Что интересного можете сказать об этих словах?
Учащиеся: Слова обозначают не один предмет, а несколько
«Верно. Такие слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными» (открыть на доске слово «многозначные»).
«А как тогда вы назовете слова, которые имеют одно значение?»
Учащиеся: Однозначные (открыть на доске слово «однозначные»).
Учитель: Вот мы вместе определили тему урока. Прочитайте ее.

  1. Открытие новых знаний

Учитель: А теперь мы вместе проведем с вами исследование многозначных слов, в результате которого установим, могут ли однозначные слова быть разными частями речи, т.е. называть не только разные предметы, но и признаки, и действие разных предметов.

Воспользуемся раздаточным материалом. Положите лист с вопросами перед собой, прочитайте пары предложений для себя и попробуйте дать ответ.

  1. Туристы взбирались на гору больше часа. Во двор привезли гору песка.
  2. Острый слух помогает многим животным избежать опасности. В нашей семье любят острые закуски.
  3. Краски расплылись. В эту минуту улыбка расплылась по моему лицу.


Вывод: многозначные слова могут быть разными частями речи.
Воспользуйтесь своим словариком и выпишите из него примеры многозначных слов, которые будут являться разными частями речи.
(Проверка примеров, выписанных детьми).
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Приступим ко второму этапу нашего исследования.
Положите перед собой лист с картинками. Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.
Учащиеся: Почему происходит перенос значений слов?
Учитель: Давайте рассмотрим первую пару картинок. (Учащиеся приходят к выводам: колокольчик – предметы схожи по форме; золотой – сходство по цвету, осень названа золотой, потому что похожа на цвет золота; дворник – похожи движения, совершаемые человеком, убирающим двор, и предметом, очищающим стекла на автомобиле).
Какой вывод сделали?
Учащиеся: Перенос значений слов происходит потому, что предметы похожи по форме, цвету, выполняемым действиям.
Учитель: Этот вывод запишите на вашем листе.

  1. Физкультминутка
  2. Работа с упражнениями учебника

Учитель: Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте про себя текст стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой». Подготовьтесь к выразительному чтению вслух (1-2 человека читают вслух). Почему дочка не поняла маму?
Учащиеся: Девочка поняли слово «теплота» в другом значении.
Учитель: Выпишите на листы из словарика учебника то значение слова «теплота», в котором оно употреблено в тексте. (Проверка записей).

  1. Самостоятельная работа

Учащимся предложены карточки с многозначными словами:
хвост (зайца) – хвост (очереди)
идет (дождь) – идет (человек)
острая (сабля) – острая (приправа)
Учитель: Составьте предложения, употребив эти слова в разных значениях. (Чтение детьми своих работ. Исправление ошибок. Оценивание).
Выпишите на листы из словарика учебника то значение слова «теплота», в котором оно употреблено в контексте. (Проверка записей).

  1. Закрепление изученного материала в форме игры-викторины

Учитель: Теперь поиграем, закрепляя изученное. Не забывая о теме урока, каждая колонка, став командой, должна ответить на 3 вопроса-загадки, каждый правильный ответ приравнивается к одному очку.

1) Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (который бьет из земли, по-другому его называют родник)

2) Какую соль не кладут в суп? (ноту «соль»)

3) В каких лесах нельзя заблудиться? (в строительных, это временное сооружение из досок у стен здания для строительных работ)

4) Из какого крана не льется вода? (из подъемного)

5) Какой лук не кладут в суп? (лук – оружие)

6) Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)

7) Какой кистью не выкрасить стену? (виноградной)

8) По какому мостику нельзя перейти речку? (по капитанскому)

9) Какой язычок нельзя назвать болтливым? (язычок ботинка или кроссовка)

Подвести итоги викторины. Оценить учеников за устные ответы.

  1. Итоги урока
  2. Домашнее задание

Выполнить упр. №4, стр. 28


Многозначные и однозначные слова










































ОСТРЫЙ-1.Отточенный,хорошо режущий или колющий.Острый топор.2.Хорошо развитый (о слухе,зрении),чуткий,тонкий.Острый слух,острая память.3 .Сильно действующий на органы чувств.Острый запах,острая закуска.

РАСПЛЫТЬСЯ-1.О жидкостях,жидких красках:растечься.Краски расплылись.2.0 появлении на лице чувства радости.Улыбка расплылась по лицу.

СВЕЖИЙ-1.Недавно приготовленный,полученный,ещё не успевший испортигься.Свежнй хлеб,свежие фрукты.2.Идущий в пищу без переработки.Свежий огурец.

СТАВИТЬ-1.Помещать,укреплять что-либо в стоячем положении.Ставить книги в шкаф.2.Сооружать,устанавливать.Ставить

памятник.3 .У страивать,организовывать,налаживать.Ставить спектакль.4 .Изображать письменно,писать.Ставить знаки препинания.5.Производить,делать.Ставить диагноз,ставить рекорд.

СТЕКЛЯННЫЙ-1.Сделанный из стекла.Стеклянный графин.2.Неподвижный и пустой.Стеклянный взгляд.

ТЕПЛОТА-1.То же,что тепло.Теплота в комнате.2.Ласковость,приветливость.Теплота в семье.

ЗОЛОТОЙ.-1 .Сделанный из золота.Золотая чаша,золотые часы.2.Блестяще-желтый,цвета золота.3олотая осень.З.Замечательный,прекрасный,очень хороший.Золотое сердце, золотые руки.

КАПЛЯ.-1.Маленькая частица жидкости .Капля дождя.2.Самое малое количество чего-либо.В нём ни капли жалости.З .Жидкое лекарство,принимаемое по счёту капель.Сердечные капли.

КАША-1.Кушанье из сваренной крупы.Гречневая каша.2.Что то беспорядочное,путаница.У него в голове каша.

МАСЛО-1 .Жировое вещество.Растительное масло,сливочное масло,машинное масло.2.Масляные краски,а также картина,написанная ими.Писать маслом картину.

МЕЛКИЙ-1 .Состоящий из небольших частей.Мелкая соль,мелкий песок.2.Небольшой по величине,размеру .Мелкий картофель.З. Имеющий небольшую глубину.Мелкая река.

НАКАЗАТЬ-1.Подвергнуть наказанию.Наказывать за грубость.2.Дать наставление, наказ(устаревшее).Матъ наказала.

ГАЛЕРЕЯ (Из французского языка)- 1.Длинный,узкий, крытый проход,соединяющий две части здания.Стеклянная галерея.2.Музей,помещение для выставки картин.Картинная галерея.

ГЛАВА-1.Руководитель,начальник.Глава государства.2.Купол церкви.Глава собора.З .Раздел книги.Первая глава.

ГОРА-1.Значительная возвышенность над окружающей местностью.Взбираться на гору.2.Нагромождение,куча,множество.Гора песка,гора дел.


Многозначные и однозначные слова.
Исследовательская работа.

  1. Бывают ли многозначные слова разными частями речи?
  1. Туристы взбирались на гору больше часа. Во двор привезли гору песка.
  2. Острый слух помогает многим животным избежать опасности. В нашей семье все любят острые закуски.
  3. Краски расплылись. В эту минуту улыбка расплылась по моему лицу.

Имена существительные:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Имена прилагательные:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Глаголы:_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

  1. Почему происходит перенос значений слов?

Вывод: предметы похожи по_________________________,____________________________,______
___________________________________________________________.

  1. __________________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический урок русского языка с элементами ПДД

Данная презентация к уроку повторения и закрепления изученного за год, кроме того, будет хорошая возможность повторить правила дорожного движения к лету....

Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."

Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...

Урок русского языка с элементами чтения во 2 классе.

Урок тесно связан с предыдущими темами т.к. является закреплением изученного материала.  При подготовке к уроку старалась учесть особенности класса и отдельных групп, т.к. одни дети могут ...

Урок русского языка с элементами проектной технологии

УМК "Перспектива". 2 класс. Русский язык. Тема урока: "Слова, противоположные по значанию (антонимы)"...