Урок русского языка с элементами ПДД "Слово и предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Предаль Светлана Павловна

Уточнить представления и значения учащихся о функции слова в речи;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rusyaz_s_pdd.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспекта урока

по русскому языку с элементами ПДД

2 класс

Тема: « Слово и предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения»

                                                                                                     Учитель: Предаль Светлана Павловна

Тип  урока: открытие новых знаний

Цель: уточнить представления и значения учащихся о функции слова в речи;

Задачи:

Образовательные: развивать навыки письма слов с буквами а, е, и, о, с безударными гласными в двусложных словах;    формировать орфографическую зоркость, отрабатывать каллиграфические навыки;

           

  Развивающие: развивать связную устную речь. Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:  способствовать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда.

Коррекционные:  развитие познавательной активности учащихся,  развитие речи, памяти, мышления, фонематического слуха.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, формулировать и удерживать  учебную задачу, извлекать  необходимую информацию из текста и  иллюстраций. 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), определять последовательность действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и понимать других;

Личностные: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные

Учебник по русскому языку 2 кл. Зеленина, Хохлова;  сигнальные карточки (светофорчик).

Индивидуальный набор гласных букв, ребусы, загадки.

Плакаты и рисунки по правилам дорожного движения.

Дополнительные

Раздаточный материал (карточки, схемы слов), карточки со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, алгоритм работы на уроке, листы рефлексии, иллюстрированные листы с печатной буквой Д.

Ход урока

№ п/п

Этапы  урока

Содержание

Примечание 

1

1. Орг. Момент

2. Проверка домашнего задания.

3.Работа по теме урока.

 

4.Чистописание

Работа в тетрадях.

 

5.Самостоятельная работа. Зрительно-слуховой диктант

Проверка работы учителем.

6.Словарная работа

Составление предложения.

7. Работа с деформированным текстом.

8. Физкультминутка

9. Развитие речи. Творческая работа

10. Работа в тетрадях.

Обобщение по теме.

Вывод по уроку.

Домашнее задание:

Оценивание учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Пожелание хорошего настроения и успехов в работе.

Мы повторим слова, обозначающие предметы

 Открываем тетради, проверяем домашнюю работу. Какие слова обозначают предметы?

Машины бывают разные, но сегодня мы поговорим о машинах которые живут на улицах нашего города. У всех машин и пешеходов есть добрый друг. он сегодня пришел к нам на урок. Кто это?

  Стоп, машина!

  Стоп, мотор!

 Тормози скорей шофер!

 Красный глаз глядит в упор –

 Это строгий ... (светофор)

 Открываем тетради; следим за посадкой; ручка – «легкое перышко», «порхающая бабочка».

ООО све/то/фор ООО

 Найдите ударный слог, укажите ударение и отметьте буквы безударного гласного звука.

 Проговорите слово орфографически, а теперь я закрою слово, а вы    запишите его по памяти, как оно было написано. Отмечайте «опасные места.»

 Кто уже записал слово, скажите, что нужно сделать, после того, как работа выполнена?

 Верно.

Кто догадается, что нужно делать, проверяя, правильно ли записано слово?

 

Сверьте, отмечены ли « опасные места» в слове СВЕТОФОР? Если нет, то отметьте. Подчеркните буквы безударных  гласных

 Молодцы, ребята.

 Выполняй закон простой красный свет зажегся.

Желтый вспыхнул.

  А зеленый свет –

  Запишите слова: красный, желтый, зеленый.

Разделите слова на слоги.

 Обозначьте ударения.

Назовите трехсложные слова?

 Докажите.

 Прочитайте двустишье. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы.

Свет з...леный г...в...рит:

 Прох...дите – путь открыт!

 Вспоминаем памятку как писать без ошибок?

Проверяем самостоятельную работу.

 Как проверить безударные гласные?

  Подчеркнуть слова, обозначающий предмет.

 Умнички, ребята.

  Мы вошли с вами во двор

  И вдруг:

 В два ряда дома стоят

 Десять, двадцать, сто подряд

 И квадратными глазами

 Друг на друга глядят.

Что это?

 

Сколько слогов в слове улица?

  Какой слог ударный?

  Гласная «И» безударная – ее нельзя проверить – ее мы запоминаем. Это слово

 «живет в словарике».

Подберем похожие слова к слову

улица.

 Уличный (тротуар) ч//ц

 Уличка.

 Знаете ли вы, что когда-то существовало слово «ула». Оно имело значение «проход». Корень слова ула мы можем, найди в словах переулок, улочка, закоулок. Теперь мы употребляем в нашей речи слово улица.

По утрам нас встречают шумные городские улицы. Мы слышим гул мотора. Что это?

  Послушайте, ребята:

Ул...цам

 Мч...тся

 По

 Гор...да

 Маш...ины

 Быстрые

Что я прочитала?

 Молодцы. А теперь составим из данных слов предложение.

На какие орфограммы встретились слова?

 

 Чем предложение отличается от слова?    Что знаем о предложении?

Запишите предложение, вставьте пропущенные орфограммы.

Выделите грамматическую основу.

Часто мы встречаем такое выражение: Будет и на нашей улице праздник – значит, для нас наступают радостные дни. Зеленая улица – открытый, свободный путь для чего-либо.

 Когда по улицам города мчатся машины, нужно быть очень внимательными и осторожными. Давайте отдохнем.

Мой веселый звонкий мяч

 Ты куда пустился вскачь

 Красный, желтый, голубой

 Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал

 Ты скакал и громко топал

Ты пятнадцать раз подряд

 Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

 И назад не воротился

 Покатился в огород

 Докатился до ворот

Подкатился под ворота

 Добежал до поворота

 Там попал под колесо

 Хлопнул, лопнул – вот и все!

 Что случилось с нашим главным героем? Какая основная мысль этого стихотворения?

Где можно играть в мяч, кататься на коньках, санках, играть в хоккей?

 

Прочитай слова в столбике. Что они обозначают?

 Образуйте из данных слов словосочетание. Устно.

 На улице вы кто?

  В транспорте?

Ребята, вы должны соблюдать правила дорожного движения и не забывать о дорожных знаках. Запишите словосочетание к определенному знаку.

 Нельзя забывать о правилах дорожного движения. Когда мы идем в школу, в магазин необходимо быть внимательными.

 К нам пришло любопытно письмо. Давайте попробуем его расшифровать

Ребята!

 Наступило раннее ________.

 Ожили городские _________. Бегут по мостовой ______ и ________.

 На перекрестке _________ встречает ___________. Ребята! Будьте внимательны при переходе УЛИЦЫ!

 Что необычного в этом тексте?

 Давайте постараемся дополнить их.

Найдите предложение, обозначающее призыв. Запишите его.

 Чем предложение отличается от слова?

С каким словарным словом мы познакомились?

 Много пословиц и поговорок есть о транспорте, о правилах дорожного движения в русском языке. Их создает сам народ. Запишите дома две пословицы или поговорки о правилах дорожного движения.

Учитель выставляет оценки и комментирует работу учащихся во время урока.

 Урок окончен.

 Прозвени-ка, дружок,

 Голосистый звонок.

 Перемены ждут ребята,

 Поиграть, попрыгать надо.

 Приветствие учащихся

Они отвечают на вопрос: кто? что? Что? – Машины, конфеты, билеты, площадь, уголь, кукуруза.

Проверить.

Прочитать слово по слогам, посмотреть на «опасные места».

Стой.

Подожди!

Иди

Дети записывают слова на доске и в тетрадях

Зеленый.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Находим в слове орфограммы и определяем, знаем ли буквы, если не знаем, то пишем с «окошками». Если знаем, то пишем без «окошек», отмечаем орфограммы.

В слове зеленый безударная гласная е – проверочное слово – зелень. В слове говорит – безударная гласная  –о– и –о– проверочные слова: говор, поговорка.

 В слове проходите безударная гласная – о – проверочное слово проход.

Нужно подобрать  слово, чтобы на эту букву падало ударение.

Улица.

3 слога.

1-й слог ударный.

Это мчится машина.

Слова.

По улицам города мчатся быстрые машины.

Безударные гласные непроверяемые ударением, сочетания ЖИ__ШИ, ЧА_ЩА.

Предложение выражает законченную мысль.

Нельзя играть на дорогах и улицах города!

Играть можно в парках, скверах, на спортивных площадках, на стадионах.

Предметы.

Пешеходный переход.

Автозаправочная станция.

Скользкая дорога.

Двустороннее движение.

Пешеходы.

Пассажиры.

Дети записывают составленные словосочетания в тетрадь:

Пешеходный переход.

Автозаправочная станция.

Скользкая дорога.

Предложения незакончены.

Дети  дополняют предложения устно, вставляя пропущенные слова на карточках: УТРО, УЛИЦЫ, МАШИНЫ, АВТОБУСЫ, ДЕТЕЙ, СВЕТОФОР).

Дети записывают предложение.

Ребята! Будьте внимательны при переходе улицы!

Предложение выражает законченную мысль. В предложении о ком-то или о

чем-то говорится.

Улица.

Примерные ответы детей.

– Тише едешь – дальше будешь!

 – Не уверен – не обгоняй!

 – Не ищут дороги, а спрашивают о ней.

 – Где идет дорога, там и будет путь.

 – Дорога как скатерть – садись да катись.

Индивидуальная работа.

                                                                                   

           

                                                                                                           

                                                                                                                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе на тему:"Знаки препинания в конце предложения..."

презентация к уроку русского языка в 3 классена тему:"Знаки препинания в конце предложения"...

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Урок русского языка в 4 классе на тему "Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью"

В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс по теме: "Смысловая и интонационная законченность предложения"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока:  Формирование и уточнение представления и значения учащихся о функции слова в речи; Задачи урока Планируемые результатыДи...