занятие по русскому языку ( с элементами исследования) Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г
план-конспект по русскому языку на тему

Мухитдинова Луиза Уразаевна

Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_5_klass.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6г.Карабаша»

Занятие по  русскому языку

(с элементами исследования)

5 класс

Тема: Ударение. Роль ударения в слове. Омографы.

                                                                                                          Выполнил:

                                                                                          учитель начальных классов   Мухутдинова Луиза Уразаевна

г.Карабаш

2014-2015уч.год

Цель:

- установить  какую роль  «играет»  ударение  в слове путём выполнения заданий и представление  полученного результата в виде выступления учащихся;

-воспитание критичности мышления, речи, интереса к умственному труду;

-стремление использовать знания в повседневной жизни; умение работать в группе; отстаивать свою точку зрения и соглашаться с мнением участника группы.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

(распределение по группам)

Сегодня на занятии  вы работаете в группах.

Достигнуть цели вы сможете, если будете помнить правила работы: сформулируйте их.

(опыт с бусами )

Прошу вас высказать своё решение (  мнение учеников).

  1. Мотивация на работу

Сегодня русский язык продолжает перед вами ставить трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы.

Всё внимание на предложенное изображение

Слайд-1 – рисунок замка стоящего в центре города  и замка висящего на двери

Что общего между ними и в чём разница?

(высказывания учеников)

  1. Инструктаж операционно-исполнительский.

Правила исследовательской работы (чтение группой)

Итак, сегодня у нас не просто занятие , а занятие  исследование

  1. Подготовительная работа

-Сформулируйте гипотезу ( высказывания групп после ознакомления с текстом «История создания телефонных аппаратов»)

-Сформулируйте тему занятия  ( высказывания групп) Ударение. Роль ударения в слове.

  1. Основная часть ( решение заданий учащимися)

Запись полученных результатов в  «Лист продвижения по заданиям»

  1. Сбор полученной информации ( по 1 представителю от группы)

Знакомят всех с полученными результатами.

Подтверждение гипотезы или отрицание

  1. Рефлексия

Как вы думаете, где в реальной жизни нам пригодятся данные знания?

Что ценного было в ходе нашей работы с вами?

  1. Лист самооценки

Анализ занятия по  русскому  языку

5 класс

«Ударение. Роль ударения в слове. Омографы»

Сегодняшнее  занятие по русскому языку №3 в системе занятий по разделу «Развитие речи. Говорим правильно»

Его цель :  установить  какую роль  «играет»  ударение  в слове путём выполнения заданий и представление  полученного результата в виде выступления учащихся.

По типу занятие частично-поисковое с элементами исследования. Он тесно связан с предыдущими занятиями и работает на последующие темы, выработку умения исследовать и выявлять основное  содержание несущие знания.

Структура занятия соответствует положениям системно-деятельностного подхода ( мотивационный, организационно-деятельностный, оценочный, рефлексивный).

В организационный момент была предложена мотивация направленная на сравнение объектов ( Что общего и в чём разница между ними).

Учащиеся активно участвуют в целеполагании. Был предложен текст «История создания телефонного аппарата» на основе которого была сформулирована гипотеза и тема урока учащимися. Полученные ответы также создали условия для успешной мотивации.

Цель выступает как прогнозируемый результат, который отражает формирование Универсальных учебных действий таких как:

Личностные

  1. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при выполнении творческого задания, умение осуществлять посик и выделять необходимую информацию;

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Активное пополнение словарного запаса для решения коммуникативных и познавательных задач;
  3. Использование различных способов поиска учебной информации;
  4. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

  1. Использовать полученные знания при работе с алгоритмами;
  2. Осознание значимости знания норм русского языка для личного развития;
  3. Понятий об анализе объектов с заданными признаками;
  4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня коммуникативной компетентности, общего речевого развития;
  5. Использование разных видов знаний; умений давать и обосновывать собственную точку зрения;
  6. Умение работать с текстом для формулирования гипотезы и темы.

Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный и развивающий компоненты.

Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их возрастные особенности.

Осуществляя взаимодействие с учащимися на основе сочетания фронтальной работы и групповой, что позволяет детям в большей мере проявлять инициативу, активность, самостоятельность, всё это способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся, умений сотрудничества.

Задания были предложены разного уровня сложности и проведён «Выход за рамки» взаимосвязь с другими учебными предметами.

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изученному материалу был предложен слайд с материалом. Я посчитала целесообразно применить слайд на создание мотивации.

Работа в группах позволила детям отрабатывать умение работать по инструкции.

Организация этапа контроля считаю рациональной. Учащиеся включаются в ситуации самооценивания, когда представляют и анализируют результаты своей работы в группе.

На этапе рефлексии был предложен «Лист самооценки», в котором каждый оценил свой вклад в получение результата группой и приобретением знаний для самого себя.

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение метапредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объёма для изучения материала- всё это способствовало достижению конечного результата.

Цель урока достигнута. Самоудовлетворение от проведённого занятия получено.

Приложение 1

Задание 1

Выбери нужные действия для проверки безударных гласных в корне слова  и расставь порядок так, чтобы получился алгоритм проверки.

  • Определи, в какой части слова находится безударный гласный.
  • Определи часть речи.
  • Если безударный гласный в корне , то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы этот звук был под ударением.
  • Определи падеж.
  • Вставь нужную букву.
  • Поставь ударение.
  • Определи, есть ли в слове безударные звуки.

Воспользовавшись текстом  «История создания телефонных аппаратов» найдите и выпишите  (3 слова) на данную орфограмму и докажите её правописание.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Не забудьте записать ответ  в бланке «Лист продвижения по заданиям»

Приложение 2

Задание 2

Прочитай пары слов. Вставь пропущенные буквы.

Мир - пом _рить    

Мера -  изм__рять

 Ласка - пол__скать

Полощет - пол__скать

Сравните свои результаты с написанием глаголов в словосочетаниях.

Помирить врагов, измерять температуру, поласкать щенка, полоскать бельё.

Составьте свои словосочетания.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Не забудьте записать  их в бланке «Лист продвижения по заданиям»

Приложение 3

Задание 3

В русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся

по разному , соответственно  ударение падает на разные слоги. Такие слова называют  «омографы»

Внимательно прочитайте группы слов и расставьте в них  ударения.

мука – мука

орган – орган

полки – полки

пили – пили

хлопок – хлопок

белки – белки

стоит – стоит

Составьте и запишите предложения с  любыми двумя парами слов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Объясните, сформулируйте и запишите   решение вашей группы

Какова роль ударения в слове ?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Запишите ваше решение в бланк «Лист продвижения по заданиям»

Приложение 4

Задание 4

Воспользовавшись источником информации ( словарь, Интернет-ресурс) постарайтесь найти ответ на вопрос:

-Как правильно произносится слово звонить?

Постарайтесь расставить ударения в высказываниях

  • У тебя звонит телефон?

  • Ты мне сегодня позвонишь?

  • Вы мне позвоните завтра.

Что ценного в данном задании.

Пояснение ответа: __________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 5

История создания телефонных аппаратов

         С  давних времён люди,  находясь на определённом расстоянии друг от друга,  испытывали потребность в общении или передаче каких либо сообщений. Способы для этого в разные времена существовали самые разнообразные.

    Самым надёжным способом довольно продолжительное время были гонцы или почтовые птицы. Также, в качестве средств связи использовались дым , костёр, специально обученные люди.

   В 16веке итальянский учёный Джованни Делла Порта предложил создать систему переговорных труб, проложенных по всей Италии. Однако идея не нашла поддержки и не была воплощена в жизнь.

   В 1861 году немецкий учёный Филипп  Райс изобрёл устройство, способное передавать звуки на расстояние по проводам. Фактически это и был первый телефон.

   В 1887 году русский изобретатель К.А.Мосцицкий создал первый блок, который положил в основу создания автоматической телефонной станции.

   Первый в мировой истории звонок с сотового телефона сделал Мартин Купер, бывший глава подразделения мобильной связи компании «Motorola».Исторический звонок 3 апреля 1973 года  Купер совершил, гуляя по Манхэттену, с похожего на кирпич телефона высотой 25 см, толщиной и шириной 5 см и весом 1кг015г.

Не так давно сотовый телефон был в диковинку, а сейчас его используют многие. Как часто мы слышим:

  • «У тебя звонит телефон?»
  • «Ты мне позвонишь!»

Но если вслушаться в произношение  слов «звонит» и «позвонишь» каждый выделяет голосом ударный слог. Только кто-то ставит ударение на  первый слог, кто-то на второй, кто-то на третий. Тогда получается можно произносить слова  как нам удобно.

Интересно было бы узнать,   на самом ли деле роль ударения в слове велика.

             Что происходит со словом, если оно одинаково по написанию, но отличается          

             произношением.

Приложение 6

Лист продвижения по заданиям

        Дата __________

       Номер группы ________________

Внимательно читаем задания и выполняем их. Помним, что полученные результаты вносим в таблицу расположенную ниже.

Номер

задания

результат

 Удачи в работе!

Приложение 7

Правила исследовательской работы (инструктаж)

      В любом исследовании учёные сначала высказывают предположение (гипотезу), затем собирают необходимые данные, например,  изучают известные факты, проводят наблюдения или опыты, производят вычисления. Потом проверяют гипотезу и делают вывод, подтверждают ли полученные факты гипотезу.

(Помни, заполняем в процессе работы!)

Гипотеза  

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Тема урока

_________________________________________________________________

Сбор фактов

 __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вывод (результат)

  _________________________________________________________________

Приложение 8

Лист самооценки

дата _______________________________              класс _____________________

фамилия, имя  _______________________________________________________

Оцени свою работу в группе. Отметь   ×   вариант ответа, с которым  ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?
  • Да, все работали одинаково.
  • Нет, работал только один.
  • Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
  • Работали дружно, ссор не было.
  • Работали дружно, спорили, но не ссорились.
  • Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?
  • Да, всё получилось хорошо.
  • Нравится, но можно было бы сделать и лучше.
  • Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы.  Отметь нужное место на линейке знаком  Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Урок русского языка во 2 классе "Смыслоразличительная роль ударения"

Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения и сопровождается мультимедийной презентацией....

Урок русского языка с элементами исследования

Урок русского языка: Многозначные и однозначные слова...

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка «Слоги ударные и безударные. Роль ударения» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся об ударных и безударных слогах, о роли ударения; умения определять ударный слог и роль ударения в слове....

Занятие по русскому языку для ГПД (1 класс) тема «Ударение, слог и перенос слова»

Цели: закрепить умение определять ударение в словах и познакомить сослучаями, когда ударение не ставится, как правильно перенести слово.Задачи: в игровой форме показать учащимся как ставить ударение....