Главные вкладки

    Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Ржавичева Наталья Викторовна

    Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

    Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.

    Задачи урока:

    • Обучающие:
      • уточнить и  систематизировать знания  обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
      • сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
    • Коррекционно-развивающие:
    • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
    • коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
    • коррекция пространственного восприятия.
    • формировать культуру организации рабочего места.
    • Воспитательная:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

                                                                         

                                                                    ВЫПОЛНИЛА:

                                                                               учитель начальных классов

                                                                               МБОУ «Бушевецкая общеобра-

                                                                               зовательная начальная школа-

                                                                               детский сад»

                                                                    Ржавичева Наталья Викторовна

                                                 БОЛОГОЕ - 2012

    Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.

    Задачи урока: 

    1. Обучающие:
    1. уточнить и  систематизировать знания  обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
    2. сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
    1. Коррекционно-развивающие:
    1. способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
    2. коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
    3. коррекция пространственного восприятия.
    1. Воспитательная:
    1. формировать культуру организации рабочего места.

    ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент


    Цель: коррекция пространственного восприятия.

     

     

     











    2. Актуализация знаний

     

    Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;

     

     

     

     

     

     

     

     










    Постановка цели.

     


    Словарно-орфографическая работа.

    Цель: повторение изученных орфограмм.

     

     

     

     

     






    3. Изучение нового материала

    Анализ, сравнение языкового материала;

     

     


    Выделение существенных признаков;

     

     

     


    Формулировка понятия;

     



    4. Физкультминутка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     










    4.  Первичное закрепление

    Коллективная работа

     

     














    5. Закрепление

    (самостоятельная работа по рядам)

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Итог












    7. Домашнее задание

    –  Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но всё будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
    – Давайте подготовим  ваше рабочее место.

    1. Положите дневник на угол парты;
    2. Поверх дневника положите тетрадь;
    3. Учебник  положите так, чтобы он лежал над дневником, но под тетрадью;
    4. Слева от учебника положите ручку;
    5. Карандаш расположите так, чтобы он находился между ручкой и учебником;
    6. С противоположной стороны учебника расположите линейку и ластик.

    – Запишите число, классная работа.
    – Итак, определить тему нашего урока вам поможет упражнение «Определи звук». От вас требуется максимум  внимания.
    – Послушайте инструкцию: я читаю слово, а вы определяете,   с какого звука оно начинается, и  записываете  соответствующую букву в тетрадь.

    Улитка
    дерево
    аист
    рассказ
    енот
    ножницы
    игра
    ель.

    – Если каждый из вас выполнил задание, верно, то, соединив эти буквы, у вас получится слово.
    – Прочитайте  его.
    – Действительно, тема нашего урока: «Ударение».
    – Скажите, мы встречались уже  с таким понятием?
    – А что оно означает?
    – Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но  само правило,  что такое ударение и какова  его роль в русском языке мы еще не изучали.

    – Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы бы поставили?

     

    – Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним словарно-орфографическую работу.
    – Спишите слова, вставляя нужную букву:

    Замо(г,к), атла(з,с),  кру(ж,ш)ки

    – Давайте проверим, правильно ли вы написали.

     

     


    – Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили?

    –  Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.

     

    – На какой слог падает ударение в 1, 2, 3 словах?

     

    –  Как можно назвать слог, на который падает ударение?

    – Сколько таких слогов в слове?

    – А как назвать слог, на который не падает ударение?
    – Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.
    – Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове?
    – А как?

    – Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?

    Работа с правилом в учебнике (стр. 102)

    – Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше,  давайте отдохнем.

    Гимнастика для глаз (с использованием изображений оптических иллюзий).

    – Может быть, кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке?
    – Если не готовы, тогда послушайте одну сказку.
    В некотором царстве, некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение  и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение  каждого из вас!» Слова, конечно, не поверили.
    Вышли вперед стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять и можем себя защитить». А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый и получились стрелки. А потом выбежали белки. Мы такие резвые, что вмиг ускачем от Ударения. Но и здесь Ударение перешло на другой слог и получилось слово белки.
    Как вы думаете, какой вывод сделали слова?
    Они поняли, для чего им необходимо ударение?

    – Как, по-вашему, мнению, Ударение могло  бы изменить смысл наших слов? (Замок, атлас, кружки)
    – Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.
    – Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?

    Работа с правилом (на доске)

    Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

     

    – Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.

    хлопок
    мука
    Поля
    полки
    плачу

    – А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

    – А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.

    1 ряд     

    Мы сегодня ели уху.
    Комар подлетел к уху.

    2 ряд      

    Дети пили молоко.
    Пили бревно ровно.

    3 ряд     

    Собака сидит у ворот.
    У рубахи вышит ворот.

    – Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
    – Что такое ударение?
    – Какова его роль в русском языке?
    – Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и  продолжите предложение:

    1. Я повторил на уроке…
    2. Мне понравилось…
    3. Мне не понравилось…
    4. Кто, по-вашему, хорошо работал…
    5. Кто мешал…
    6. За что ты можешь себя похвалить…
    7. За что ты можешь себя поругать…
    8. Я для себя на уроке узнал…

    Упражнение 180.

     

    Раскладывают вещи согласно указаниям.

     

     

     

     

     

     
















    У
    Д
    А
    Р
    Е
    Н
    И
    Е

     

    Ударение



    Да

    ???

     





    1. Определить что такое «ударение».
    2. Выяснить роль ударения в русском языке.

     

     


    Замок, атлас, кружки.

    Коллективная проверка с обоснованием написанного:
    Замо
    к - замки,
    атла
    с - атласы,
    кру
    жки - кружечки

    Парные согласные в конце слова и в середине.

    Произносят под руководством учителя

    Замок – 2 слог
    Атлас – 1 слог
    Кружки – 1 слог


    Ударный

    По одному

    Безударный

    Произносят под руководством учителя

    Нет
    С усиленным голосом

    Читают хором, самостоятельно, рассказывают друг другу.

     

     

     

     

     

     Менять смысл слова


















    Да

    Замок, атлас, кружки

     Читают хором, самостоятельно, выборочное проговаривание

     








    хлопок
    мука
     поля
    полки
    плачу

    нет

     






    Взаимопроверка.

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

    Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

    Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

    Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

    Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"

    Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...

    Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

    Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

    Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

    Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

    Методическая разработка урока русского языка_Обобщение знаний по теме_Звуки и буквы. Слог. Ударение.

    Данная работа представляет собой методическую разработку урока по теме «Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Урок направлен на решение следующих задач: проверка ...