Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ржавичева Наталья Викторовна

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • уточнить и  систематизировать знания  обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
    • сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
  • Коррекционно-развивающие:
  • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
  • коррекция пространственного восприятия.
  • формировать культуру организации рабочего места.
  • Воспитательная:

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

                                                                     

                                                                ВЫПОЛНИЛА:

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           МБОУ «Бушевецкая общеобра-

                                                                           зовательная начальная школа-

                                                                           детский сад»

                                                                Ржавичева Наталья Викторовна

                                             БОЛОГОЕ - 2012

Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.

Задачи урока: 

  1. Обучающие:
  1. уточнить и  систематизировать знания  обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
  2. сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  2. коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
  3. коррекция пространственного восприятия.
  1. Воспитательная:
  1. формировать культуру организации рабочего места.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент


Цель: коррекция пространственного восприятия.

 

 

 











2. Актуализация знаний

 

Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;

 

 

 

 

 

 

 

 










Постановка цели.

 


Словарно-орфографическая работа.

Цель: повторение изученных орфограмм.

 

 

 

 

 






3. Изучение нового материала

Анализ, сравнение языкового материала;

 

 


Выделение существенных признаков;

 

 

 


Формулировка понятия;

 



4. Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










4.  Первичное закрепление

Коллективная работа

 

 














5. Закрепление

(самостоятельная работа по рядам)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Итог












7. Домашнее задание

–  Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но всё будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
– Давайте подготовим  ваше рабочее место.

  1. Положите дневник на угол парты;
  2. Поверх дневника положите тетрадь;
  3. Учебник  положите так, чтобы он лежал над дневником, но под тетрадью;
  4. Слева от учебника положите ручку;
  5. Карандаш расположите так, чтобы он находился между ручкой и учебником;
  6. С противоположной стороны учебника расположите линейку и ластик.

– Запишите число, классная работа.
– Итак, определить тему нашего урока вам поможет упражнение «Определи звук». От вас требуется максимум  внимания.
– Послушайте инструкцию: я читаю слово, а вы определяете,   с какого звука оно начинается, и  записываете  соответствующую букву в тетрадь.

Улитка
дерево
аист
рассказ
енот
ножницы
игра
ель.

– Если каждый из вас выполнил задание, верно, то, соединив эти буквы, у вас получится слово.
– Прочитайте  его.
– Действительно, тема нашего урока: «Ударение».
– Скажите, мы встречались уже  с таким понятием?
– А что оно означает?
– Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но  само правило,  что такое ударение и какова  его роль в русском языке мы еще не изучали.

– Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы бы поставили?

 

– Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним словарно-орфографическую работу.
– Спишите слова, вставляя нужную букву:

Замо(г,к), атла(з,с),  кру(ж,ш)ки

– Давайте проверим, правильно ли вы написали.

 

 


– Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили?

–  Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.

 

– На какой слог падает ударение в 1, 2, 3 словах?

 

–  Как можно назвать слог, на который падает ударение?

– Сколько таких слогов в слове?

– А как назвать слог, на который не падает ударение?
– Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.
– Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове?
– А как?

– Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?

Работа с правилом в учебнике (стр. 102)

– Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше,  давайте отдохнем.

Гимнастика для глаз (с использованием изображений оптических иллюзий).

– Может быть, кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке?
– Если не готовы, тогда послушайте одну сказку.
В некотором царстве, некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение  и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение  каждого из вас!» Слова, конечно, не поверили.
Вышли вперед стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять и можем себя защитить». А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый и получились стрелки. А потом выбежали белки. Мы такие резвые, что вмиг ускачем от Ударения. Но и здесь Ударение перешло на другой слог и получилось слово белки.
Как вы думаете, какой вывод сделали слова?
Они поняли, для чего им необходимо ударение?

– Как, по-вашему, мнению, Ударение могло  бы изменить смысл наших слов? (Замок, атлас, кружки)
– Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.
– Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?

Работа с правилом (на доске)

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

 

– Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.

хлопок
мука
Поля
полки
плачу

– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

– А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.

1 ряд     

Мы сегодня ели уху.
Комар подлетел к уху.

2 ряд      

Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.

3 ряд     

Собака сидит у ворот.
У рубахи вышит ворот.

– Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
– Что такое ударение?
– Какова его роль в русском языке?
– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и  продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3. Мне не понравилось…
4. Кто, по-вашему, хорошо работал…
5. Кто мешал…
6. За что ты можешь себя похвалить…
7. За что ты можешь себя поругать…
8. Я для себя на уроке узнал…

Упражнение 180.

 

Раскладывают вещи согласно указаниям.

 

 

 

 

 

 
















У
Д
А
Р
Е
Н
И
Е

 

Ударение



Да

???

 





1. Определить что такое «ударение».
2. Выяснить роль ударения в русском языке.

 

 


Замок, атлас, кружки.

Коллективная проверка с обоснованием написанного:
Замо
к - замки,
атла
с - атласы,
кру
жки - кружечки

Парные согласные в конце слова и в середине.

Произносят под руководством учителя

Замок – 2 слог
Атлас – 1 слог
Кружки – 1 слог


Ударный

По одному

Безударный

Произносят под руководством учителя

Нет
С усиленным голосом

Читают хором, самостоятельно, рассказывают друг другу.

 

 

 

 

 

 Менять смысл слова


















Да

Замок, атлас, кружки

 Читают хором, самостоятельно, выборочное проговаривание

 








хлопок
мука
 поля
полки
плачу

нет

 






Взаимопроверка.