Методическая разработка урока русского языка с элементами проблематизации
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Сергеева Маргарита Анатольевна

урок начинается с задания, где дети определяют допущенную ошибку и аргументируют свой ответ. Далее мы записываем алгоритм, который используем при проверки парного согласного. Учитель фиксирует его на доске. При выполнении задания обнаруживается практическое затруднение, алгоритм не работает. Путем высказывания версий, их аргументации мы дорабатываем наш алгоритм. Урок заканчиваем рефлексивным заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык, 2 класс УМК «Школа России»

Тема «Безударный гласный звук в корне слова»

Тип урока: Урок открытия нового знания с элементами проблематизации

Цели: обобщить знания и обсудить с уч-ся способы проверки безударного гласного в парной работе; через создание проблемной ситуации в ходе фронтальной дискуссии выйти на новый алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.

Планируемые результаты: совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом; учить составлять алгоритм действий и работать по нему, самооценке учебного действия; продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка; развивать умение работать в паре, умение слышать и слушать одноклассников.

Ресурсы: карточки для работы в группах.

Данный урок продолжает тему «Безударный гласный звук в корне слов».

Этап урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению данных результатов

Планируемые результаты

Погружение: Орг.момент

-актуализация

знаний

Стоят у парт, приветствуют учителя и друг друга

садятся

Отступаем от предыдущей работы две строчки и посередине строки записываем с большой буквы Первое декабря.

На следующей строке посередине с большой буквы записываем

Классная работа. (Лиза)

Заглавные буквы (Матвей), удвоенная  согласная с. (Миша)

думают, руки поднимают

Это буква О. (Лера)

пишут в тетрадях:

Оо Оо Оо Оо Оо

На дваре гарой,

А в избе вадой.

Двор-дворы, горы-гора, воды-вода. (Алина)

В этих словах безударная гласная становится в сильную позицию и стала ударной. (садится)

Орфограмма в корне слов (Сережа)

сигналят пальчиками

выделяют корень в словах

Проверка безударной гласной в корне слова (Матвей)

сигналят

никто не сигналит

Прозвенел второй звонок,

Начинаем наш урок.

Тихо сели девочки,

Тихо сели мальчики.

Открываем наши тетради и запишем число. Комментирует Лиза.

Спасибо, Лиза. Выделите слоги и поставьте ударение в словах. Выделите орфограммы зелёным цветом. Какие орфограммы выделили?

На минутку чистописания я загадала такую букву. Эта буква похожа сушку, дает гласный звук, который обозначает твердость предыдущего согласного.

Пропишите сочетание заглавной и строчной букв всю строчку.

Хорошо. Отложите ручки и посмотрите на доску: прочитайте загадку, вставляя пропущенные буквы. (на доске):

На дв…ре г…рой,

А в избе в…дой.

Запишите в тетрадь слова парами: проверочное слово-проверяемое слово.

 У доски эту работу выполнит Алина.

Объясни, почему именно это слово является проверочным?

В какой части орфограмма?

Все согласны?

Выделите корень в словах.

Кто догадался о теме урока?

Кто еще также думает?

У кого другая версия?

 

активизация внимания

комментируемое письмо

самостоятельное выполнение задания

самостоятельное выполнение задания

самостоятельная запись пар слов

работа у доски

настрой на урок

умение слышать одноклассников, совершенствовать навыки комментируемого письма

самоконтроль

развитие мышления

развитие орфографического навыка

развитие внимания, мотивации, интереса  

развитие самопроверки и самоконтроля

формулирование темы урока с помощью учителя

Развёртывание

-создание ПС

-решение ПС

- проверка

нового алгоритма

1. Ставим ударение, делим на слоги (Сережа)

2. Выделяем корень в слове

(Лера)

3. Изменяем форму слова или подбираем однокоренные слова (Миша)

4. Записываем парами (Рома)

да! (хором)

ответы детей

Юра поставил гласную в сильную позицию (Алина)

Также.

(ответы нечеткие)

Не посмотрел, что оно означает. (Матвей)

Да! (хором)

Добавить строчку, что нужно найти значение слова.

После №1 (Святослав)

Если сам не знаешь, то по словарю (Лиза)

Толковому словарю(Лера)

в конце учебника (Егор)

 

Пары обсуждают проверочные слова. Записывают в тетрадь.

на доске:

Вареный- варится (Рома),

ласкать-ласковый (Лера), спешу-спешка (Алина),

спишу-записка (Вика).

корень в словах!

Это разные слова. Они обозначают бумажку –это записка, от слова писать. Значит пишем спишу. (Вика)

а у меня слово спешка, это когда торопишься. Потому я этим словом проверяю слово спешу. (Алина)

Напомните, как мы с вами проверяем безударную гласную в корне? Я запишу это на доске. Что мы делаем первым?

(фиксирует на доске)

Затем?

Далее?

                 

                  .

                 

Нам этого достаточно?

Тогда помогите разобраться в такой ситуации. Ученики другого класса разбирали такое предложение:

 (на доске) Бабушка пос…лила суп.

Юра проверил словом сало- значит пишется посАлила.( на доске: сало-посалила)

Толя проверил словом соль- значит пишется посОлила. (на доске: соль-посолила)

Как вы думаете, кто прав и почему? Обсудите это в паре. Время обсудить и приготовить ответ 2 минуты.

Как считает ваша пара? Почему? (Заслушиваем несколько ответов)

Как проверял Юра?

 

Как Толя?

А почему же гласные пишут разные?

Какое действие Юра не сделал?

 

Т.е. не нашёл лексическое значение слова.

А мы также проверяем?

Значит мы тоже можем ошибиться.

Наш алгоритм не действует. Что надо в нем изменить? Или добавить?

Где добавить? После каких действий?

(изменяю инструкцию на доске)

2.Найти значение слова

Скажите, а как найти значение слова?

Какому словарю?

А где взять словарь?

Давайте попробуем, обновленный алгоритм. Послушайте задание.

Каждая пара получит карточку. Задание: Выбрать проверочное однокоренное слово и записать пары слов в тетрадь. Время работы 4 минуты.

(карточка)

В…рёный-вор, варенье, варится.

Л…скать- полощет, ласковый, ласкает.

Сп…шу- списать, записка, спешка.

(время 4 минуты)

Проверим ваши пары слов: по цепочке выходите к доске и запишите пары слов.

Что вы забыли выделить? (обращение к алгоритму на доске)

Будьте внимательны!

Вопрос к классу: почему Алина и Вика написали разные безударные гласные?

Вот какие похожи слова встречаются в русском языке. На следующих уроках мы узнаем побольше таких слов.

составление инструкции (алгоритма)

работа в парах

высказывание своих версий

фронтальная дискуссия

работа в паре

взаимопроверка, проверка с доской

объяснение выполненного задания

проговаривание последовательности действий

умение слышать товарищей, уважительно относится к другому мнению

умение объяснить версию

развитие мышления, внимания

 

умение работать в паре

умение работать по учебному алгоритму,

совершенствование навыков грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне

умение строить логические рассуждения

формирование интереса к русскому языку

Рефлексия результатов

Мне трудно искать корень (Лиза, некоторые сигналят).

Мне трудно искать однокоренные слова (Святослав, остальные сигналят).

Мне помогали

(Вика, Дона)

Еще такие упражнения делать (Миша)

ответы детей

Что сегодня было трудно?

Как с этим справились?

Чему будем учится дальше?

За что сегодня я бы себя похвалил?

фронтальный опрос

обобщение

 

самоконтроль

целеполагание

самооценка учебного действия

Комментарий:

Этот урок является частью уроков-лабораторий совместно с Путинцевой Е.Б. (заснят на видео). Анализируя свой урок, я вижу, что у меня получается соблюдать последовательность структуры урока – проблематизация, дети проявили умение обсуждать варианты решения учебного затруднения в парах, сохранили интерес к учебному материалу на протяжении всего урока за счёт вовлечения в проблемную ситуацию на уроке, видно стремление уч-ся высказать свою позицию, отношение к происходящему. Но я затянула обсуждение учебного затруднения (кто прав Юра или Петя), в итоге «стянула» формулировку на себя. Это произошло потому, что я не фиксировала их высказывания (многие версии повторялись, и всем хотелось высказаться, много времени потратили на выслушивание повторов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...