Рабочая программа по русскому языку, 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

 

Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  русскому языку  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения и  обеспечена  УМК «Планета Знаний» под общей редакцией  И. А. Петровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_dlya_1_klassa.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

1-й класс

Пояснительная записка

       Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  русскому языку  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения и  обеспечена  УМК «Планета Знаний» под общей редакцией  И. А. Петровой.

Общая характеристика учебного предмета

        Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

       Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе.

       Начальным этапом изучения русского  языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом , упражняются в письме  буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения  у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

     После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

     Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики. Синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Основные содержательные линии.

Основные содержательные линии:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика,  состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Цели   обучения:

  • познавательная: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная: формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и  диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Место предмета в базисном учебном плане

       Согласно  базисному учебному плану на изучение предмета «Русский язык»  в 1 классе  отводится 165 часов  (5 часов  в неделю, 33 учебных недели).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся

        Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных  умений, навыков и способов деятельности учащихся:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять,  ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (организовывать сотрудничество и планровать свою деятельность).\
  • В ходе изучения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, порльзоваться словарями и справочниками.

Результаты  освоения  программы  по  русскому языку к концу 1 класса

Личностные

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредмегные

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

- все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки

произносим, буквы пишем).

Учащиеся должны уметь:

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

- правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;

- обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким

знаком;

- различать звонкие и глухие согласные звуки;

- определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;

- производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в

 словах и определять их последовательность в слове;

- вычленять слова из предложения;

- правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в

слова;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным

шрифтом;

- грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5

слов, написание которых не расходится с произношением;

- употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения,

слова в предложениях писать раздельно;

- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;

- самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по

рисунку, на определенную тему;

- приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предмета

Учебно-методические комплекты по математике для 1 класса

(программы, учебники, рабочие тетради, тесты).

  • Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.
  • 2.  Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ,  Астрель.
  • 3.  В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, №   к  «Букварю» Т. М.  Андриановой. - М., АСТ, Астрель
  • 4.  Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей  - М., АСТ, Астрель.
  • 5.  В. А. Илюхина. Прописи  для читающих детей № 1, № 2, № 3, №  к  «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель.

  для учителя:

  • Программы общеобразовательных учреждений. .Начальная школа.

           Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель.

  • 2.  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 класс  по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель.

Печатные пособия

  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
  • Таблицы к разделам грамматического  материала.
  • Наборы сюжетных (предметных картинок) в соответствии с тематикой.
  • Словари по русскому языку
  • Репродукции  картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Цифровые информационные источники
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок
  • Магнитная доска
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
  • Видеофильмы, соответствующие  тематике  программы по русскому языку
  • Мультимедийные  образовательные ресурсы, соответствующие тематике рабочей программы по русскому языку
  • Видеофрагменты и другие информационые объекты (изображения, аудио- и видео-  записи), отражающие основные темы курса математики.

Игры и игрушки

  • Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов 9по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)
  • Настольные развивающие игры

                     Содержание   учебной  программы

Обучение  грамоте  115 ч (5 часов в неделю)

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Русский язык

50 ч  (5 часов в неделю)

Фонетика и орфоэпия -1 3 ч

      Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных

звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика - 6 ч 

      Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.  Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела  между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их

последовательности.

Лексика – 1 ч

     Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Состав   слова   (морфемика) - 2ч

Овладение понятием  «родственные (однокоренные) слова».

Морфология – 7 ч.

Слова,  отвечающие  на вопросы  «кто? и «что?» Слова-предметы. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто? и «что?». Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.  Предлог. Запись слов с предлогами. Оставление предложений с данными словами.  Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Слова - признаки.  Слова, отвечающие  на вопрос «что делает?», слова-действия. Назначение слов;  классификация слов по функции.

Синтаксис -3 ч

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Орфография и пунктуация – 14 ч

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи — ши,  ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

• сочетания чк — чн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах  собственных.

Развитие речи - 4 ч

 Осознание ситуации общения: с какой  целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение  основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,

закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового  общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,

обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью

средств ИКТ. Текст. Смысловое единство. Заглавие текста.

Учебно-тематический   план  предмет   «Русский язык»

Класс -1

  Категория слушателей - обучающиеся школы

  Срок обучения-165 ч.

  Режим занятий- 5ч. в неделю.

  Используемый УМК «Планета Знаний».

                                      Содержание курса

Кол_- во  часов

1.

Добуквенный период

16 ч

2.

Письмо. Буквенный период

99 ч

3

Лексика.

1 ч

4.

Синтаксис

1 ч

5

Развитие речи

1 ч

6.

Синтаксис

2 ч

7.

Фонетика и орфоэпия

2 ч

8.

Орфография и пунктуация

2 ч

9.

Графика

10.

Фонетика и орфоэпия

7 ч

11.

Графика

2 ч

12.

Фонетика и орфоэпия

4  ч

13.

Орфография и пунктуация

10ч

14.

Морфология

7 ч

15.

Состав слова

2 ч

16.

Орфография и пунктуация

2 ч

17

Развитие речи

3 ч

Итого

165 ч      

 

КИМ Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

Виды и формы контрольно-оценочных  действий  учащихся и педагогов

п/п

Вид  контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике.  

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена  на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются  отдельно по каждой отдельной  операции

3.

Проверочная  работа

Проводится  после изучения темы

Проверяется уровень освоения  учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет  собой задания разного уровня сложности

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания  разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

5.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрировать результаты своей учебной и внеучебной деятельности

Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.(в диагностических картах учащихся, в специальном «Листке достижений» и т.п.)

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

«Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных  результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.

Мониторинг сформированности УУД:

1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;

2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;

3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...