Открытый урок. Безударные гласные в корне. Зима в природе.3 класс УМК Школа России.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Наталья Дмитриевна Гильфанова

Урок  построен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Использование стихов русских  писателей,  музыкальное оформление создают  положительный  эмоциональный  настрой детей и  позволяют качественно  усваивать учебный материал. Дана подробная  инструкция  для проведения  физкульминутки. Используется дифференцированная работа на уроке. Дети учатся составлять предложения. Учащиеся  закрепляют умения  и навыки  правописания  слов с безударными гласными в корне. В заключении  урока предлагается творческая работа по вариантам с использованием карточек-схем  с опорными словами о зимней  природе. Дети под  тихую, спокойную  музыку  пишут  мини-сочинение о зиме. В уроке  использован личностно ориентированный  подход в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс УМК  Школа России.

Правописание безударных гласных в корне.

Зима в природе.

Предварительная подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов.

Цели: формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова и умения подбирать проверочные слова разными способами; развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по заданной теме; воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: музыка  вальс Г. Свиридова «Метель»; слайды «Зима»; карточки индивидуального опроса;  карточки-снежинки со словарными словами; карточки с опорными словами для мини-сочинения о зиме;  индивидуальные карточки гласных букв у каждого ученика; стихотворения И. Сурикова «Зима», З. Александровой «Муравей нашел былинку»; отрывки из стихотворений А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», С. Есенина «Заметает пурга белый путь…»

Ход урока

  1. Повторение изученного материала

Послушаем внимательно, что сегодня приготовили нам ребята.

(Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»

Ученик 1.                               Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Ученик 2.                                           И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы –

И зима настала.

Слайды «Зима».

           

Долго в этом году мы ждали снежной зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно. Засыпала город снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой узор поможет вам овладеть скорописью. Откройте тетради и пропишите одну строчку.  

Си          гар

- На доске я написала слова: укр_шает, з_ма, сн_говик. Запишите слова в своих тетрадях, вставляя пропущенные буквы. Подумайте, что общего между этими словами? Какое правило спряталось в них? (Безударная гласная в корне слова.)

- На доске слова: сне_, моро_, ле_. Запишите их в свои тетради, вставляя пропущенные буквы. Какое здесь правило спряталось между слов? (Написание парных согласных.)

II. Работа над новым материалом

Перечисленные правила учат правильно писать гласные в корне слова. Сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Правописание безударных гласных в корне», одновременно мы затронем тему «Зима в природе».

Три человека будут работать по карточкам.

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картинку к данному тексту.

З_мой рус_кий лес сказочен и ч_десен. Снег укр_шает пуш_стые ветки д_р_вьев. Смолистые ш_шки в_сят на елях. В с_р_бристом уборе ст_ят кр_савицы б_ре_ки.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы, подберите подходящую картинку к данному тексту.

В лес примч_лся первый сне_.

Попр_сился на н_чле_.

Перепуганный не в шутку,

Прим_рять стал зайчик шу_ку!

Без иголки, без портного

Шу_ка новая готова.

Карточка 3

Составьте из слов каждой строчки предложение.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад. Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Пока ребята работают по карточкам, мы с вами займемся словарной работой.

Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам со словарными словами.

Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к нашей зимней тематике.

Вет_р, завтр_к, м_роз, сев_р, зап_д, п_года, мес_ц, в_сток, к_ньки, к_ртофель, з_бавы, _нварь, _прель, д_кабрь, с_нтябрь, ф_враль.

- Какие слова вы выбрали? (Ветер, мороз, север, погода, коньки, забавы, январь, декабрь, февраль.)

(Один ученик зачитывает слова, а остальные дети показывают на карточках безударные гласные.)

Существует также много слов, в которых можно проверить безударную гласную.

Сосна, вода, дела, трава –

Слуху вы не доверяйте –

Проверить надо все слова.

Ударением проверяйте:

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Сосны, воды, травы, дело.

А теперь пишите смело.

- Итак, как мы можем проверить безударный гласный в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.)

- Сейчас мы с вами проверим, как справились с подобной работой ребята, работающие по карточкам.

(Ребята, работающие по карточкам 1 и 2, выразительно зачитывают свои карточки, показывают картинку.)

- А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Муравей нашел былинку,

(Выполняют повороты головы влево-вправо.)

Много было с ней хлопот.

(Выполняют наклоны головы влево-вправо.)

Как бревно взвалив на спинку,

(Круговые движения плечами вперед.)

Он домой её несет…

(Круговые движения плечами назад.)

Он сгибается под ношей,

(Наклоны вперед.)

Он ползет уже с трудом.

(Несколько приседаний.)

Но зато какой хороший

(Тянутся вверх на носочках.)

Муравьи возводят дом!

(Через стороны опускают прямые руки.)

Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья принакрылись пушистым снегом. Но не просто живется нашим меньшим братьям-животным в зимних условиях.

(Ученик, работающий с третьей карточкой, выразительно читает свои предложения.)

- Скажите, о чем идет речь в предложениях? (О том, как мальчик кормил зимой птиц.)

- Почему птицам зимой нужно помогать? (Потому что им зимой голодно: насекомых нет, трава прикрыта снегом.)

Однако в зимнее время тяжело живется не только птицам, но и зверям. Прочтите (про себя) на экране рассказ:

Закрутила м_тель. Белка посп_шила к гн_зду. Гнездо у зв_рька теплое. Забралась белка в гн_здо, прикрылась пуш_стым хвостиком. Х_лодный ветер и м_роз не страшны зв_рьку. Утихла неп_года. Выл_зла белка из гн_зда. Она ловко поскакала с дерева на дерево. Белка вз_ла в лапки _ловую шишку. Она стала её обгрызать. Вкусная еда у пуш_стого звер_ка зап_сена.

- Определите, какие орфограммы надо вставить в слова.

- Прочитаем этот текст  вслух и подумаем, почему белка зимой не спит? (Делает запасы на зиму.)

- Как вы понимаете смысл выражения «крутиться, как белка в колесе»? (Быть в хлопотах.)

Ребята, выпишите из текста предложение: «Белка взяла в лапки еловую шишку». Разберите его по членам предложения. А теперь посмотрите на схему предложения:

------------ ======= - - - - - -.

- Правильно ли она составлена? (Нет, есть ещё второстепенный член предложения, связанный с другим второстепенным членом.)

- Добавьте это в схему. (--------- ====== - - - - - ~~~~~~ - - - - - .)

Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с её суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, но и чудесные стихотворные строки. Александр Сергеевич Пушкин писал:

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов…

Мы тоже с вами попробуем написать красивые строки о зиме, но только не в стихах, а в прозе. Вы напишите мини-сочинение о зиме.  Перед вами лежат карточки с названием темы и опорными словами. Прочтите их.

Вариант 1 «Зимнее утро»

Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали к горке.

Вариант 2 «Кормушки»

Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.

(Учащиеся под тихую спокойную музыку пишут сочинение.)

А сейчас мы вслух прочитаем несколько ваших работ.

(Двое-трое учеников выразительно читают свои сочинения.)

Сегодня, ребята, возьмите работы  домой и покажите их родителям, а завтра принесите их на выставку.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие темы звучали на уроке? (Правописание безударных гласных в корне», «Зима в природе».)

- Что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.)

Продолжите следующие фразы:

- сегодня на уроке я узнал...

-  сегодня  на уроке я научился…

-  сегодня на уроке мне понравилось…

- настроение у меня в конце урока…

Домашнее задание

Найти и записать в тетрадь два четверостишия о зиме, выделить все знакомые орфограммы или написать еще одно мини-сочинение о зиме, выделить все знакомые орфограммы.

         



Предварительный просмотр:

3 класс УМК  Школа России.

Правописание безударных гласных в корне.

Зима в природе.

Предварительная подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов.

Цели: формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова и умения подбирать проверочные слова разными способами; развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по заданной теме; воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: музыка  вальс Г. Свиридова «Метель»; слайды «Зима»; карточки индивидуального опроса;  карточки-снежинки со словарными словами; карточки с опорными словами для мини-сочинения о зиме;  индивидуальные карточки гласных букв у каждого ученика; стихотворения И. Сурикова «Зима», З. Александровой «Муравей нашел былинку»; отрывки из стихотворений А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», С. Есенина «Заметает пурга белый путь…»

Ход урока

  1. Повторение изученного материала

Послушаем внимательно, что сегодня приготовили нам ребята.

(Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»

Ученик 1.                               Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Ученик 2.                                           И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы –

И зима настала.

Слайды «Зима».

           

Долго в этом году мы ждали снежной зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно. Засыпала город снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой узор поможет вам овладеть скорописью. Откройте тетради и пропишите одну строчку.  

Си          гар

- На доске я написала слова: укр_шает, з_ма, сн_говик. Запишите слова в своих тетрадях, вставляя пропущенные буквы. Подумайте, что общего между этими словами? Какое правило спряталось в них? (Безударная гласная в корне слова.)

- На доске слова: сне_, моро_, ле_. Запишите их в свои тетради, вставляя пропущенные буквы. Какое здесь правило спряталось между слов? (Написание парных согласных.)

II. Работа над новым материалом

Перечисленные правила учат правильно писать гласные в корне слова. Сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Правописание безударных гласных в корне», одновременно мы затронем тему «Зима в природе».

Три человека будут работать по карточкам.

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картинку к данному тексту.

З_мой рус_кий лес сказочен и ч_десен. Снег укр_шает пуш_стые ветки д_р_вьев. Смолистые ш_шки в_сят на елях. В с_р_бристом уборе ст_ят кр_савицы б_ре_ки.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы, подберите подходящую картинку к данному тексту.

В лес примч_лся первый сне_.

Попр_сился на н_чле_.

Перепуганный не в шутку,

Прим_рять стал зайчик шу_ку!

Без иголки, без портного

Шу_ка новая готова.

Карточка 3

Составьте из слов каждой строчки предложение.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад. Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Пока ребята работают по карточкам, мы с вами займемся словарной работой.

Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам со словарными словами.

Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к нашей зимней тематике.

Вет_р, завтр_к, м_роз, сев_р, зап_д, п_года, мес_ц, в_сток, к_ньки, к_ртофель, з_бавы, _нварь, _прель, д_кабрь, с_нтябрь, ф_враль.

- Какие слова вы выбрали? (Ветер, мороз, север, погода, коньки, забавы, январь, декабрь, февраль.)

(Один ученик зачитывает слова, а остальные дети показывают на карточках безударные гласные.)

Существует также много слов, в которых можно проверить безударную гласную.

Сосна, вода, дела, трава –

Слуху вы не доверяйте –

Проверить надо все слова.

Ударением проверяйте:

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Сосны, воды, травы, дело.

А теперь пишите смело.

- Итак, как мы можем проверить безударный гласный в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.)

- Сейчас мы с вами проверим, как справились с подобной работой ребята, работающие по карточкам.

(Ребята, работающие по карточкам 1 и 2, выразительно зачитывают свои карточки, показывают картинку.)

- А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Муравей нашел былинку,

(Выполняют повороты головы влево-вправо.)

Много было с ней хлопот.

(Выполняют наклоны головы влево-вправо.)

Как бревно взвалив на спинку,

(Круговые движения плечами вперед.)

Он домой её несет…

(Круговые движения плечами назад.)

Он сгибается под ношей,

(Наклоны вперед.)

Он ползет уже с трудом.

(Несколько приседаний.)

Но зато какой хороший

(Тянутся вверх на носочках.)

Муравьи возводят дом!

(Через стороны опускают прямые руки.)

Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья принакрылись пушистым снегом. Но не просто живется нашим меньшим братьям-животным в зимних условиях.

(Ученик, работающий с третьей карточкой, выразительно читает свои предложения.)

- Скажите, о чем идет речь в предложениях? (О том, как мальчик кормил зимой птиц.)

- Почему птицам зимой нужно помогать? (Потому что им зимой голодно: насекомых нет, трава прикрыта снегом.)

Однако в зимнее время тяжело живется не только птицам, но и зверям. Прочтите (про себя) на экране рассказ:

Закрутила м_тель. Белка посп_шила к гн_зду. Гнездо у зв_рька теплое. Забралась белка в гн_здо, прикрылась пуш_стым хвостиком. Х_лодный ветер и м_роз не страшны зв_рьку. Утихла неп_года. Выл_зла белка из гн_зда. Она ловко поскакала с дерева на дерево. Белка вз_ла в лапки _ловую шишку. Она стала её обгрызать. Вкусная еда у пуш_стого звер_ка зап_сена.

- Определите, какие орфограммы надо вставить в слова.

- Прочитаем этот текст  вслух и подумаем, почему белка зимой не спит? (Делает запасы на зиму.)

- Как вы понимаете смысл выражения «крутиться, как белка в колесе»? (Быть в хлопотах.)

Ребята, выпишите из текста предложение: «Белка взяла в лапки еловую шишку». Разберите его по членам предложения. А теперь посмотрите на схему предложения:

------------ ======= - - - - - -.

- Правильно ли она составлена? (Нет, есть ещё второстепенный член предложения, связанный с другим второстепенным членом.)

- Добавьте это в схему. (--------- ====== - - - - - ~~~~~~ - - - - - .)

Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с её суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, но и чудесные стихотворные строки. Александр Сергеевич Пушкин писал:

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов…

Мы тоже с вами попробуем написать красивые строки о зиме, но только не в стихах, а в прозе. Вы напишите мини-сочинение о зиме.  Перед вами лежат карточки с названием темы и опорными словами. Прочтите их.

Вариант 1 «Зимнее утро»

Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали к горке.

Вариант 2 «Кормушки»

Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.

(Учащиеся под тихую спокойную музыку пишут сочинение.)

А сейчас мы вслух прочитаем несколько ваших работ.

(Двое-трое учеников выразительно читают свои сочинения.)

Сегодня, ребята, возьмите работы  домой и покажите их родителям, а завтра принесите их на выставку.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие темы звучали на уроке? (Правописание безударных гласных в корне», «Зима в природе».)

- Что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.)

Продолжите следующие фразы:

- сегодня на уроке я узнал...

-  сегодня  на уроке я научился…

-  сегодня на уроке мне понравилось…

- настроение у меня в конце урока…

Домашнее задание

Найти и записать в тетрадь два четверостишия о зиме, выделить все знакомые орфограммы или написать еще одно мини-сочинение о зиме, выделить все знакомые орфограммы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...

Открытый урок по окружающему миру " Зима - покой природы", 1 класс "Школа 2100"

Знакомство ребят с зимними явлениями природы, воспитания чувства сопереживания, желания помочь нуждающимся животным в трудные времена года...

Открытый урок окружающего мира "Животные живого уголка" 2 класс УМК "Школа России"

Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты)Цель: познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за этими животными....

Технологическая карта урока окружающего мира «Где зимуют птицы?» (1 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.Задачи урокаДидактические:Формировать представления учащихся о птицах...