Открытый урок по окружающему миру " Зима - покой природы", 1 класс "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Знакомство ребят с зимними явлениями природы, воспитания чувства сопереживания, желания помочь нуждающимся животным в трудные времена года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зима - покой природы34.33 КБ
Office presentation icon Зима - покой природы1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Общие методические указания

1.Организационный

(1 – 2 минуты)

2.Актуализация  знаний и постановка проблемы

(1 – 2 минуты)

3. Сообщение темы и целей урока

(1 – 2 минуты)

4. Совместное открытие новых знаний

(20 – 25 минут)

Физкультминутка

Физкультминутка

5. Самостоятельное применение знаний

(5 – 6 минут)

6. Итог урока

(3 – 4 минуты)

(Учитель читает стихи под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа) Слайд № 1

Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь берёзы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет,-

Бледная тень набегает и тает:

Снится мне ночью: меж белых берёз

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

И. Бунин

- Кто же так разукрасил лес? Слайд № 2

- Какой сказочный герой пришёл к нам сегодня на урок?

(на доске рисунок Мороза Ивановича)

-  Мороз Иванович приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если будете активны и внимательны.

- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока

  • Щиплет щёки, щиплет нос,

            Но не страшен нам…(мороз)

  • На коньках я мчусь вперёд,

            Под ногами крепкий…(лёд)

  • Стали звёздочки кружиться,

            Стали на землю ложиться,

            Нет, не звёзды, а пушинки,

            Не пушинки, а…(снежинки)

  • Тройка, тройка прилетела

            Скакуны в той тройке белы,

            А в санях сидит девица,

            Белокоса, белолица.

            Как махнула рукавом,

            Всё покрылось серебром.

            Поспешила к нам сама

            Белоснежная…(зима)

- С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

- Тема урока «Зима – покой природы» Слайд № 3

(открываю на экране тему урока)

- А почему зиму называют «покой природы»?

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Итак, цель нашего урока – познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

1. Работа в паре.

- О какой тройке белых скакунов я говорила в загадке о зиме?

- Расположите зимние месяцы по порядку

(названия месяцев на доске и на партах)

- Какой месяц заблудился?

- К какому времени года отнесём месяц ноябрь?

- Многое о зиме вам уже известно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру.

- Какие признаки зимы  можете назвать? Cлайд № 3

  • Становится холоднее
  • Небо чаще покрыто облаками
  • Осадки выпадают в виде снега
  • Дни становятся короче, а ночи длиннее

2. Беседа о зимнем лесе.         Слайд № 4 «Каковы особенности жизни деревьев зимой»

- Зимой в природе всё кажется тихим и безжизненным.

- Каковы особенности жизни деревьев зимой?

- Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно.  Деревья почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов.

3.Практическая работа. (на партах и у учителя веточки сосны и ели)

- Но не все деревья сбрасывают листья.

- Какие это деревья?

- Рассмотрите веточки у себя на партах.

- Веточки каких деревьев вы видите?

- Как отличить сосну от ели?

- Правильно, по шишкам ну и конечно же по длине иголок.

- Рассмотрите строение иголок. Они покрыты восковым налётом. Поэтому им не страшен мороз.

4. Работа в учебнике (стр. 86)

                          А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина:

Зверушек и пичужек –

Всех спрятала зима.

- Откройте учебники на странице 86.

- Найдите, где прячутся звери и птицы на рисунке.

- От кого и от чего прячутся звери и птицы?

-Какие трудности они испытывают зимой?

5. Чтение текста «Звуки зимы». Слайд № 5

Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. «Хруст, хруст» - прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. «Тук, тук, тук» - трудится дятел, лесной санитар. Он лечит больные деревья. «Ци  - ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг,как другие птицы?» - спрашивает молодая синичка. «Пинь – пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята  положили семечки и несолёное сало,- отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых». И снова тихо в лесу.

6. Беседа о птицах.

- О чём говорила молодая синичка?

- Какие трудности испытывают зимой птицы?

- Многие птицы осенью улетели в тёплые края.

- Вспомните, какие из них улетели?

- Почему птицы улетают?

Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень тёплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых. Они прячутся к зиме и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё - таки некоторые остаются зимовать.

Слайд № 6

- Каких птиц мы можем встретить зимой?

Слайд № 7

- Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла?

- Как мы можем им помочь?

7. Работа в учебнике (стр. 84)

- Много снега намело. А сколько радости и веселья для ребятишек.

- Какие зимние забавы изображены на рисунке?

- Кого собрался лепить мальчик?

- Давайте отдохнём вместе с весёлым Снеговиком, который слепили ребята.

- Выполняем движения вместе с нашим героем.

(включается «Новогодняя физкультминутка)

8. Работа в рабочей тетради (стр. 36, задание № 4)

- Приготовьте синий карандаш.

- Обведите карандашом предметы, которые встречаются только зимой.

9. Работа с доской.         Слайд № 8

«Что встречаем – не встречаем зимой»

- Проверим, как вы выполнили задание.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом

- Отгадайте загадки:

  • Меня не растили,

            Из снега лепили,

            Вместо носа ловко,

            Вставили морковку.

            Глаза – угольки, губы – сучки.

            Холодная, большая,

            Кто я такая?

(показ слайда № 8)

  • Вниз вершиной растёт,

            Вверх корнем растёт…

(показ слайда № 8)

- Почему вы обвели именно эти предметы?

- Все ли справились с заданием?

- Верните тетради хозяину.

- Послушайте внимательно ещё одну загадку и скажите, какого предмета не достаёт в холодную зимнюю стужу?

  • Две сестрёнки, две плетёнки

           Из овечьей пряжи тонкой.

           Как гулять – так надевать,

           Чтоб не мёрзли пять да пять.

(показ слайда № 8)

10. Беседа о снеге.

- Без двух сестрёнок – варежек зимой просто беда.

- А зачем нам нужны варежки?

- Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Слайд № 9 «Подумай и расскажи, что случилось со снежной бабой»

- Что случилось со снежной бабой?

- Так что же может случиться со снегом, если его принести в тёплое помещение?

- Что же такое снег?

- Послушайте и скажите, о чём так говорят:

  • Светло – пушистая,

           Искристая, белая,

           Какая чистая,

           Какая смелая!

Слайд № 10 «Снежинки».

- А знаете ли вы как образуются снежинки? 

 Слайд № 11 «Летят снежные пушинки».

- Послушайте внимательно рассказ  В.Архангельского «Летят снежные пушинки» и узнаете много нового об образовании снежинок

            Пришла зима.

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко – высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.

Слайд № 12 «Найди настоящую снежинку».

- Внимательно рассмотрите снежинки.

- Какая из этих снежинок самая красивая?

- Она похожа на настоящую?

- Сейчас свершится волшебство.

- Мы превращаемся в лёгкие и пушистые снежинки.

  • Мы снежинки, мы пушинки,

            Покружиться мы не прочь.

            Мы снежинки – балеринки,

            Мы танцуем день и ночь.

            Встанем вместе мы в кружок

            Получается снежок.

            Мы деревья побелили –

            Крыши пухом замели.

            Землю бархатом укрыли

            И от стужи сберегли.

            Налетел ветерок

            И умчался весь снежок.

1.Пословицы о зиме.    Слайд № 13 «Подбери к началу выражений их продолжение…»

- Издавна русский народ слагал замечательные пословицы о зимушке – зиме.

Работа в группах.

(на партах листочки с пословицами)

- Перед вами несколько пословиц.

- Ваша задача подобрать к началу выражений их продолжение и получить народные пословицы о зимнем времени года.

- Какие пословицы у вас получились?

  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Спасибо, мороз, что снегу нанёс. 
  • Береги нос в большой мороз. 
  • Солнце – на лето, зима – на мороз.

- Объясните смысл каждой пословицы.

2.  Тест. (на листочках)

- А сейчас проверим, насколько вы внимательны были на уроке.

- Я вам буду читать предложения, а вы внимательно слушайте.

- Если вы согласны с моим предположением, то ставите плюс в варианте А, а если не согласны, то ставите плюс в варианте Б.

  • Верно ли, что декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы?
  • Верно ли, что зимой дни становятся короче, а ночи длиннее?
  • Верно ли, что зимой осадки выпадают в виде дождя?
  • Верно ли, что деревья зимой дремлют?
  • Верно ли, что перелётные птицы зимой не улетают в тёплые края?
  • Верно ли, что насекомые прячутся к зиме?
  • Верно ли, что зимой становится холоднее?

1

2

3

4

5

6

7

А

+

+

+

+

+

Б

+

+

 

(таблица на доске)

- Соедините плюсики карандашом.

- Проверьте свои ответы с ответами на доске.

- Оцените свою работу смайликами.

1. Слово учителя.

- Ни одно время года так не волшебно, как зима.

- Как вы поняли, ребята, почему так говорят, «Зима – покой природы»?

- Изменилась жизнь растений и животных?

- Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

2. Чтение вывода. Слайд № 14 «Зимой в природе…»

- Прочитайте вывод.

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора. Природа ждёт весну.

3. Самооценка.(в блокнотах)

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Какое задание было трудным? Почему?

- Нарисуйте в блокнотах с каким настроением вы заканчиваете урок.

- Поднимите свои карточки настроения.

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания.

 

- Пришло время о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича.

- Отгадайте, что это за сюрприз?

  • Стали звёздочки кружиться,

            Стали на землю ложиться,

            Нет, не звёзды, а пушинки,

            Не пушинки, а…

- На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович дарит вам такие замечательные «снежинки» с пожеланиями на грядущий Новый Год.

- Мороз Иванович

Учащиеся отгадывают загадки

- Со словом «зима»

Чтение темы урока

Предположения учащихся

Ответы детей

- О зимних месяцах

Один ученик выходит к доске

- Ноябрь

- Ноябрь – осенний

месяц  

Ответы детей

Чтение учащихся признаков зимы

Ответы детей

Ответы учащихся

(хвойные)

- Веточки сосны и ели

- По шишкам и по иголкам

Рассматривают строение иголок

Открывают учебник на стр. 86

Рассматривают рисунок

Ответы детей

Слушают текст, который читает учитель с учениками (ролевое чтение)

- Холодно и голодно птицам

- Трясогузка, зяблик, стриж, ласточка, соловей

Ответы детей

-

Дятел, синичка, клёст, воробей, снегирь, свиристель, поползень

Открывают учебник на стр. 84

Ответы детей

- Снеговика

Выполняют движения Снеговика

Открывают рабочие тетради

Готовят синий карандаш

Обводят снежную бабу и сосульку

Обмен тетрадями

Дети сверяют и проверяют ответы

с экраном

- Снежная баба

- Сосулька

- Они встречаются только зимой

Анализ работ соседа

- Варежки

Ответы детей

- Холодно

Рассказ детей

-Он растает

- Снег – это замёрзшая вода. Он тает в тепле.

- О снежинке

Предположения  детей

Читает ученик

Рассматривают рисунок и выбирают самую красивую

Читают стишок и выполняют упражнения

Дети читают,

рассуждают в группах и соединяют стрелочками пословицы

Ответы детей

Объясняют смысл каждой пословицы

Слушают объяснение учителя

Ответы детей:

Да (А)

Да (А)

Нет (Б)

Да  (А)

Нет (Б)

Да (А)

Да (А)

Соединяют

Проверяют

Оценивают

Ответы детей

- Стало очень холодно

Читают вывод хором

Ответы детей

Дети рисуют в блокнотах своё настроение

Поднимают карточки настроения

- Снежинки

Дети получают подарок от Мороза Ивановича

Создать положительный эмоциональный настрой.

Выработать  план знакомства с зимним временем года.

Подведение к теме урока.

Формировать навык работы в паре

Повторить названия зимних месяцев.

Установить отличия зимы.

Акцентировать внимание на важную особенность зимы – короткий зимний день.

Устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений.

Практическим путём установить отличия сосны и ели.

Учить анализировать и делать выводы на основе практической деятельности.

Устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных.

Мотивация

Устанавливают взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных.

Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь птицам в трудные времена.

Обсуждение помощи человека птицам зимой, её характер и причины.

Формировать умение ориентироваться в учебнике

Специфика детских игр зимой.

Снять мышечное напряжение.

Формировать умения ориентироваться в рабочей тетради

Формировать навык взаимоконтроля

Подводить детей к правильным выводам наводящими вопросами

Снять мышечное напряжение.

Формировать навык работы в группе.

Формировать навыки умения работать самостоятельно.

Обобщить полученные знания на уроке

Рефлексия.

Подводить итоги к правильным выводам наводящими вопросами

Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Зима – покой природы» Становится холоднее. Небо чаще покрыто облаками. Осадки выпадают в виде снега. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Слайд 4

Каковы особенности жизни деревьев зимой?

Слайд 5

Звуки зимы

Слайд 6

Каких птиц мы можем встретить зимой?

Слайд 7

Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Как мы можем им помочь?

Слайд 8

«Что встречаем – не встречаем зимой»

Слайд 9

«Подумай и расскажи» Что случилось со снежной бабой?

Слайд 10

Снежинки

Слайд 11

Летят снежные пушинки

Слайд 12

«Найди настоящую снежинку»

Слайд 13

Подбери к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Мороз не велик, да Спасибо, мороз, что Береги нос в Солнце – на лето, зима - большой мороз. стоять не велит. на мороз. снегу нанес.

Слайд 14

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора. Природа ждет весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

Презентация к уроку окружающего мира "Зима - покой природы" 1 класс

Цель: уметь объяснять мир определять свое отношение к миру. Чередуются форма работы индивидуальная, парная, групповая.  Урок интегрированный. Окружающий мир + технологии....

Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100" на тему: "Аквариум- искусственная экосистема"

Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний и развитие любознательности обучающихся....

конспект открытого урока по окружающему миру "Зима.Зимние месяцы."

Урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит отличать признаки зимы, устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений. Способствует расширению кругозора и увеличению словарного запаса....

Урок окружающего мира "Зима-покой природы"

Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»...