Русский язык.УМК Школа России 3 класс Главные члены предложения.Открытый урок. .
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Наталья Дмитриевна Гильфанова

Урок проводится с целью обобщения знаний о главных членах предложения; формирует умения находить и выделять главные члены предложения,умения определять части речи , которыми они выражены; развивать речь учащихся,мышление,умение  доказывать и отстаивать свое  мнение, делать выводы; воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда,любовь к русскому языку.Использованы  репродукции художников  по теме "Осень", фрагменты  из произведений П, И . Чайковского ".Времена года ".Урок проводится в игровой форме.Дана подробная инструкция к физминутке.Дети выполняют самостоятельную  работу  под   тихую , спокойную музыку  Ф Шопена.Домашнее задание имеет  разноуровневый  характер..В уроке использован  личностно  ориентированный  подход  в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс УМК Школа России

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены.

Цели: обобщить  знания   о главных членах предложения; формировать умения находить и выделять главные члены предложения, умение определять части речи, которыми они выражены; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы; воспитывать аккуратность в работе, любовь к русскому языку.

Предварительная  подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов об осени.

Оборудование: ( слайды) репродукции художников по теме « Осень», фрагмент  из музыкальных  произведений П.И.Чайковского  « Времена года», загадки, кленовые листья с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями; таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, ж_лтые  , х_лодные, на землю, раскрасила, пришла, красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня на уроке нам с вами придется много общаться, а значит, и  много говорить. Как вы понимаете смысл пословицы:  «Красную речь хорошо слушать»? (Если человек красиво, складно говорит, его приятно слушать.)

- Отгадайте загадку:

Несу я урожаи

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень)

- Сколько слогов в слове  «осень»? (2.)

- На какой слог падает ударение? (На первый.)

- Сколько букв в этом слове? (5 букв.)

- Сколько звуков в слове? Почему? (4 звука, [ос‘ин’], мягкий знак не дает звука.)

Осень - прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей  свои строки. Давайте, ребята,

вспомним некоторые стихотворения про осень, с которыми мы познакомились на уроках

чтения.

 (Вспоминают стихотворения  А. Фета «Зреет рожь…», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Не только поэтов, но и художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых картин И. Левитана, И. Шишкина.

Многие музыканты посвятили этой прекрасной поре свои музыкальные произведения, их

мы послушаем сегодня на уроке. (Звучит фрагмент произведения  П.Чайковского «Времена года. Октябрь».)

Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки непростые, в них задание для вас.

Первый листочек: задание для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.

се     ор

 

- Пропишите эти буквы у себя в тетради.

На втором листочке у нас следующее задание: сделать фонетический разбор слова

«осень». ( Один ученик разбирает на доске, остальные - у себя в тетради.)

(Осень – 2 слога, 2 гласных, 2 согласных.

о [o] – гласный ударный;

с [c`] – согласный, мягкий, парный, глухой;

е [и] – гласный безударный;

н [н] – согласный мягкий, непарный, звонкий;

ь

4 звука, 5 букв.)

- Третий листочек у нас посвящен урожаю. Как вы думаете, почему? (Осенью собирают урожай.)

Правильно, идет сбор урожая. Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме «Урожай». На третьем листочке у нас загадки. Отгадайте их.

Красная девица

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь.)

Семьдесят одежек –

и все без застежек. (Капуста.)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом … (картошка).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков горох…(горох).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. ( Огурец.)

Запишите все эти слова у себя в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную.

(Выполняют задание.)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записал слова ваш сосед по парте.

( Осуществляется работа в парах)

- Составьте устно предложения с данными словами из словаря. ( На грядке вырос огурец.

В моркови много витаминов. И т. д.)

II. Работа над новым материалом

- Давайте посмотрим, что приготовила нам Осень на четвертом листочке. Что это?

(Схемы предложений.)

- Чем первая схема отличается от второй?

1=============  ---------------------- .

2.------------------- =============== --  -- --  -- -- -- .

( В первой схеме нет второстепенного члена предложения.)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим тему «Главные члены предложения».

Но прежде давайте вспомним, что  называется подлежащим и сказуемым. (Подлежащее-это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем  говорится в предложении, отвечает на вопрос «кто?» или «что?»; сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопрос «что делает?», «что сделает?»)

- Составьте предложение по первой схеме. (Падают листья.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Падают – сказуемое, листья – подлежащее.)

- Составьте предложение по второй схеме. (Осень пришла в город.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Осень – подлежащее, пришла – сказуемое.)

Сейчас мы с вами немного отдохнём и проведем физкультминутку.

Кружился он так,

(Выполняют круговые движения головой.)

Что старый башмак

Сказал под тахтой

(Выполняют наклоны вперед.)

Сапогу:

«Я очень боюсь,

Что сам закружусь,

(Выполняют круговые движения туловищем.)

Смотреть на него

Не могу».

(Выполняют наклоны влево - вправо.)

Но мы еще выполнили не все задания Осени. Посмотрите, на пятом листочке Осень просит нас составить предложения из данных слов.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, березы, уборе, стоят, золотом.

- Какие предложения мы с вами можем составить? (Низкое солнце скрылось за деревьями. Березы стоят в золотом уборе.)

Запишем эти предложения у себя в тетради, а затем по очереди будем комментировать написание каждого слова.

(Выполняют задание, осуществляя комментированное письмо.)

- Назовите мне главные члены первого предложения и подчеркните их у себя в тетради. (Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое.)

- Как вы подчеркнули подлежащее? (Одной чертой.)

- Как вы подчеркнули сказуемое? (Двумя чертами.)

- А на шестом листочке Осень дает вам самостоятельную работу. Посмотрите на таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, желтые, х_лодные, на землю, раскрасила, пришла красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Объясните пропущенные орфограммы. (В словах: листочки, дождинки, холодные, принарядился, лесу, осеннем, дивятся – безударная гласная в корне слова; в слове «березки» - парная согласная в корне слова.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

(Найти проверочное слово.)

- Составьте предложения с этими словами. Подчеркните главные члены этого предложения. Напишите, какими частями речи являются подлежащее и сказуемое.

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как вы справились с заданием.

III. Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (О главных членах предложения.)

- Какие члены предложения называют главными? (Подлежащее и сказуемое.)

- Что в предложении показывает подлежащее? (То, о ком или о чем говорится в предложении.)

- Что в предложении показывает сказуемое? (Обозначает, что говорится о подлежащем.)

- Как подчеркиваются главные члены предложения? (Подлежащее – одной чертой, сказуемое - двумя  чертами.)

- Составьте предложение по схеме: =========~~~~~~~~~------------. (Пришла золотая осень.)

- Назовите главные члены предложения. (Пришла – сказуемое, осень – подлежащее.)

Какое задание вам понравилось больше всего? С каким настроением мы уходим с урока?

Домашнее задание

Придумать три предложения, подчеркнуть в них главные члены, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее. Или написать небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавить текст, подчеркнуть главные члены предложения, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее.

 



Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс УМК Школа России

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены.

Цели: обобщить  знания   о главных членах предложения; формировать умения находить и выделять главные члены предложения, умение определять части речи, которыми они выражены; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы; воспитывать аккуратность в работе, любовь к русскому языку.

Предварительная  подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов об осени.

Оборудование: ( слайды) репродукции художников по теме « Осень», фрагмент  из музыкальных  произведений П.И.Чайковского  « Времена года», загадки, кленовые листья с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями; таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, ж_лтые  , х_лодные, на землю, раскрасила, пришла, красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня на уроке нам с вами придется много общаться, а значит, и  много говорить. Как вы понимаете смысл пословицы:  «Красную речь хорошо слушать»? (Если человек красиво, складно говорит, его приятно слушать.)

- Отгадайте загадку:

Несу я урожаи

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень)

- Сколько слогов в слове  «осень»? (2.)

- На какой слог падает ударение? (На первый.)

- Сколько букв в этом слове? (5 букв.)

- Сколько звуков в слове? Почему? (4 звука, [ос‘ин’], мягкий знак не дает звука.)

Осень - прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей  свои строки. Давайте, ребята,

вспомним некоторые стихотворения про осень, с которыми мы познакомились на уроках

чтения.

 (Вспоминают стихотворения  А. Фета «Зреет рожь…», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Не только поэтов, но и художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых картин И. Левитана, И. Шишкина.

Многие музыканты посвятили этой прекрасной поре свои музыкальные произведения, их

мы послушаем сегодня на уроке. (Звучит фрагмент произведения  П.Чайковского «Времена года. Октябрь».)

Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки непростые, в них задание для вас.

Первый листочек: задание для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.

се     ор

 

- Пропишите эти буквы у себя в тетради.

На втором листочке у нас следующее задание: сделать фонетический разбор слова

«осень». ( Один ученик разбирает на доске, остальные - у себя в тетради.)

(Осень – 2 слога, 2 гласных, 2 согласных.

о [o] – гласный ударный;

с [c`] – согласный, мягкий, парный, глухой;

е [и] – гласный безударный;

н [н] – согласный мягкий, непарный, звонкий;

ь

4 звука, 5 букв.)

- Третий листочек у нас посвящен урожаю. Как вы думаете, почему? (Осенью собирают урожай.)

Правильно, идет сбор урожая. Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме «Урожай». На третьем листочке у нас загадки. Отгадайте их.

Красная девица

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь.)

Семьдесят одежек –

и все без застежек. (Капуста.)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом … (картошка).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков горох…(горох).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. ( Огурец.)

Запишите все эти слова у себя в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную.

(Выполняют задание.)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записал слова ваш сосед по парте.

( Осуществляется работа в парах)

- Составьте устно предложения с данными словами из словаря. ( На грядке вырос огурец.

В моркови много витаминов. И т. д.)

II. Работа над новым материалом

- Давайте посмотрим, что приготовила нам Осень на четвертом листочке. Что это?

(Схемы предложений.)

- Чем первая схема отличается от второй?

1=============  ---------------------- .

2.------------------- =============== --  -- --  -- -- -- .

( В первой схеме нет второстепенного члена предложения.)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим тему «Главные члены предложения».

Но прежде давайте вспомним, что  называется подлежащим и сказуемым. (Подлежащее-это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем  говорится в предложении, отвечает на вопрос «кто?» или «что?»; сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопрос «что делает?», «что сделает?»)

- Составьте предложение по первой схеме. (Падают листья.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Падают – сказуемое, листья – подлежащее.)

- Составьте предложение по второй схеме. (Осень пришла в город.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Осень – подлежащее, пришла – сказуемое.)

Сейчас мы с вами немного отдохнём и проведем физкультминутку.

Кружился он так,

(Выполняют круговые движения головой.)

Что старый башмак

Сказал под тахтой

(Выполняют наклоны вперед.)

Сапогу:

«Я очень боюсь,

Что сам закружусь,

(Выполняют круговые движения туловищем.)

Смотреть на него

Не могу».

(Выполняют наклоны влево - вправо.)

Но мы еще выполнили не все задания Осени. Посмотрите, на пятом листочке Осень просит нас составить предложения из данных слов.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, березы, уборе, стоят, золотом.

- Какие предложения мы с вами можем составить? (Низкое солнце скрылось за деревьями. Березы стоят в золотом уборе.)

Запишем эти предложения у себя в тетради, а затем по очереди будем комментировать написание каждого слова.

(Выполняют задание, осуществляя комментированное письмо.)

- Назовите мне главные члены первого предложения и подчеркните их у себя в тетради. (Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое.)

- Как вы подчеркнули подлежащее? (Одной чертой.)

- Как вы подчеркнули сказуемое? (Двумя чертами.)

- А на шестом листочке Осень дает вам самостоятельную работу. Посмотрите на таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, желтые, х_лодные, на землю, раскрасила, пришла красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Объясните пропущенные орфограммы. (В словах: листочки, дождинки, холодные, принарядился, лесу, осеннем, дивятся – безударная гласная в корне слова; в слове «березки» - парная согласная в корне слова.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

(Найти проверочное слово.)

- Составьте предложения с этими словами. Подчеркните главные члены этого предложения. Напишите, какими частями речи являются подлежащее и сказуемое.

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как вы справились с заданием.

III. Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (О главных членах предложения.)

- Какие члены предложения называют главными? (Подлежащее и сказуемое.)

- Что в предложении показывает подлежащее? (То, о ком или о чем говорится в предложении.)

- Что в предложении показывает сказуемое? (Обозначает, что говорится о подлежащем.)

- Как подчеркиваются главные члены предложения? (Подлежащее – одной чертой, сказуемое - двумя  чертами.)

- Составьте предложение по схеме: =========~~~~~~~~~------------. (Пришла золотая осень.)

- Назовите главные члены предложения. (Пришла – сказуемое, осень – подлежащее.)

Какое задание вам понравилось больше всего? С каким настроением мы уходим с урока?

Домашнее задание

Придумать три предложения, подчеркнуть в них главные члены, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее. Или написать небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавить текст, подчеркнуть главные члены предложения, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее.

 



Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс УМК Школа России

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены.

Цели: обобщить  знания   о главных членах предложения; формировать умения находить и выделять главные члены предложения, умение определять части речи, которыми они выражены; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы; воспитывать аккуратность в работе, любовь к русскому языку.

Предварительная  подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов об осени.

Оборудование: ( слайды) репродукции художников по теме « Осень», фрагмент  из музыкальных  произведений П.И.Чайковского  « Времена года», загадки, кленовые листья с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями; таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, ж_лтые  , х_лодные, на землю, раскрасила, пришла, красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня на уроке нам с вами придется много общаться, а значит, и  много говорить. Как вы понимаете смысл пословицы:  «Красную речь хорошо слушать»? (Если человек красиво, складно говорит, его приятно слушать.)

- Отгадайте загадку:

Несу я урожаи

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень)

- Сколько слогов в слове  «осень»? (2.)

- На какой слог падает ударение? (На первый.)

- Сколько букв в этом слове? (5 букв.)

- Сколько звуков в слове? Почему? (4 звука, [ос‘ин’], мягкий знак не дает звука.)

Осень - прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей  свои строки. Давайте, ребята,

вспомним некоторые стихотворения про осень, с которыми мы познакомились на уроках

чтения.

 (Вспоминают стихотворения  А. Фета «Зреет рожь…», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Не только поэтов, но и художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых картин И. Левитана, И. Шишкина.

Многие музыканты посвятили этой прекрасной поре свои музыкальные произведения, их

мы послушаем сегодня на уроке. (Звучит фрагмент произведения  П.Чайковского «Времена года. Октябрь».)

Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки непростые, в них задание для вас.

Первый листочек: задание для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.

се     ор

 

- Пропишите эти буквы у себя в тетради.

На втором листочке у нас следующее задание: сделать фонетический разбор слова

«осень». ( Один ученик разбирает на доске, остальные - у себя в тетради.)

(Осень – 2 слога, 2 гласных, 2 согласных.

о [o] – гласный ударный;

с [c`] – согласный, мягкий, парный, глухой;

е [и] – гласный безударный;

н [н] – согласный мягкий, непарный, звонкий;

ь

4 звука, 5 букв.)

- Третий листочек у нас посвящен урожаю. Как вы думаете, почему? (Осенью собирают урожай.)

Правильно, идет сбор урожая. Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме «Урожай». На третьем листочке у нас загадки. Отгадайте их.

Красная девица

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь.)

Семьдесят одежек –

и все без застежек. (Капуста.)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом … (картошка).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков горох…(горох).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. ( Огурец.)

Запишите все эти слова у себя в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную.

(Выполняют задание.)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записал слова ваш сосед по парте.

( Осуществляется работа в парах)

- Составьте устно предложения с данными словами из словаря. ( На грядке вырос огурец.

В моркови много витаминов. И т. д.)

II. Работа над новым материалом

- Давайте посмотрим, что приготовила нам Осень на четвертом листочке. Что это?

(Схемы предложений.)

- Чем первая схема отличается от второй?

1=============  ---------------------- .

2.------------------- =============== --  -- --  -- -- -- .

( В первой схеме нет второстепенного члена предложения.)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим тему «Главные члены предложения».

Но прежде давайте вспомним, что  называется подлежащим и сказуемым. (Подлежащее-это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем  говорится в предложении, отвечает на вопрос «кто?» или «что?»; сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопрос «что делает?», «что сделает?»)

- Составьте предложение по первой схеме. (Падают листья.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Падают – сказуемое, листья – подлежащее.)

- Составьте предложение по второй схеме. (Осень пришла в город.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Осень – подлежащее, пришла – сказуемое.)

Сейчас мы с вами немного отдохнём и проведем физкультминутку.

Кружился он так,

(Выполняют круговые движения головой.)

Что старый башмак

Сказал под тахтой

(Выполняют наклоны вперед.)

Сапогу:

«Я очень боюсь,

Что сам закружусь,

(Выполняют круговые движения туловищем.)

Смотреть на него

Не могу».

(Выполняют наклоны влево - вправо.)

Но мы еще выполнили не все задания Осени. Посмотрите, на пятом листочке Осень просит нас составить предложения из данных слов.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, березы, уборе, стоят, золотом.

- Какие предложения мы с вами можем составить? (Низкое солнце скрылось за деревьями. Березы стоят в золотом уборе.)

Запишем эти предложения у себя в тетради, а затем по очереди будем комментировать написание каждого слова.

(Выполняют задание, осуществляя комментированное письмо.)

- Назовите мне главные члены первого предложения и подчеркните их у себя в тетради. (Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое.)

- Как вы подчеркнули подлежащее? (Одной чертой.)

- Как вы подчеркнули сказуемое? (Двумя чертами.)

- А на шестом листочке Осень дает вам самостоятельную работу. Посмотрите на таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, желтые, х_лодные, на землю, раскрасила, пришла красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Объясните пропущенные орфограммы. (В словах: листочки, дождинки, холодные, принарядился, лесу, осеннем, дивятся – безударная гласная в корне слова; в слове «березки» - парная согласная в корне слова.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

(Найти проверочное слово.)

- Составьте предложения с этими словами. Подчеркните главные члены этого предложения. Напишите, какими частями речи являются подлежащее и сказуемое.

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как вы справились с заданием.

III. Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (О главных членах предложения.)

- Какие члены предложения называют главными? (Подлежащее и сказуемое.)

- Что в предложении показывает подлежащее? (То, о ком или о чем говорится в предложении.)

- Что в предложении показывает сказуемое? (Обозначает, что говорится о подлежащем.)

- Как подчеркиваются главные члены предложения? (Подлежащее – одной чертой, сказуемое - двумя  чертами.)

- Составьте предложение по схеме: =========~~~~~~~~~------------. (Пришла золотая осень.)

- Назовите главные члены предложения. (Пришла – сказуемое, осень – подлежащее.)

Какое задание вам понравилось больше всего? С каким настроением мы уходим с урока?

Домашнее задание

Придумать три предложения, подчеркнуть в них главные члены, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее. Или написать небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавить текст, подчеркнуть главные члены предложения, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее.

 



Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс УМК Школа России

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены.

Цели: обобщить  знания   о главных членах предложения; формировать умения находить и выделять главные члены предложения, умение определять части речи, которыми они выражены; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы; воспитывать аккуратность в работе, любовь к русскому языку.

Предварительная  подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов об осени.

Оборудование: ( слайды) репродукции художников по теме « Осень», фрагмент  из музыкальных  произведений П.И.Чайковского  « Времена года», загадки, кленовые листья с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями; таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, ж_лтые  , х_лодные, на землю, раскрасила, пришла, красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня на уроке нам с вами придется много общаться, а значит, и  много говорить. Как вы понимаете смысл пословицы:  «Красную речь хорошо слушать»? (Если человек красиво, складно говорит, его приятно слушать.)

- Отгадайте загадку:

Несу я урожаи

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень)

- Сколько слогов в слове  «осень»? (2.)

- На какой слог падает ударение? (На первый.)

- Сколько букв в этом слове? (5 букв.)

- Сколько звуков в слове? Почему? (4 звука, [ос‘ин’], мягкий знак не дает звука.)

Осень - прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей  свои строки. Давайте, ребята,

вспомним некоторые стихотворения про осень, с которыми мы познакомились на уроках

чтения.

 (Вспоминают стихотворения  А. Фета «Зреет рожь…», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Не только поэтов, но и художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых картин И. Левитана, И. Шишкина.

Многие музыканты посвятили этой прекрасной поре свои музыкальные произведения, их

мы послушаем сегодня на уроке. (Звучит фрагмент произведения  П.Чайковского «Времена года. Октябрь».)

Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки непростые, в них задание для вас.

Первый листочек: задание для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.

се     ор

 

- Пропишите эти буквы у себя в тетради.

На втором листочке у нас следующее задание: сделать фонетический разбор слова

«осень». ( Один ученик разбирает на доске, остальные - у себя в тетради.)

(Осень – 2 слога, 2 гласных, 2 согласных.

о [o] – гласный ударный;

с [c`] – согласный, мягкий, парный, глухой;

е [и] – гласный безударный;

н [н] – согласный мягкий, непарный, звонкий;

ь

4 звука, 5 букв.)

- Третий листочек у нас посвящен урожаю. Как вы думаете, почему? (Осенью собирают урожай.)

Правильно, идет сбор урожая. Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме «Урожай». На третьем листочке у нас загадки. Отгадайте их.

Красная девица

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь.)

Семьдесят одежек –

и все без застежек. (Капуста.)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом … (картошка).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков горох…(горох).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. ( Огурец.)

Запишите все эти слова у себя в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную.

(Выполняют задание.)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записал слова ваш сосед по парте.

( Осуществляется работа в парах)

- Составьте устно предложения с данными словами из словаря. ( На грядке вырос огурец.

В моркови много витаминов. И т. д.)

II. Работа над новым материалом

- Давайте посмотрим, что приготовила нам Осень на четвертом листочке. Что это?

(Схемы предложений.)

- Чем первая схема отличается от второй?

1=============  ---------------------- .

2.------------------- =============== --  -- --  -- -- -- .

( В первой схеме нет второстепенного члена предложения.)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим тему «Главные члены предложения».

Но прежде давайте вспомним, что  называется подлежащим и сказуемым. (Подлежащее-это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем  говорится в предложении, отвечает на вопрос «кто?» или «что?»; сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопрос «что делает?», «что сделает?»)

- Составьте предложение по первой схеме. (Падают листья.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Падают – сказуемое, листья – подлежащее.)

- Составьте предложение по второй схеме. (Осень пришла в город.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Осень – подлежащее, пришла – сказуемое.)

Сейчас мы с вами немного отдохнём и проведем физкультминутку.

Кружился он так,

(Выполняют круговые движения головой.)

Что старый башмак

Сказал под тахтой

(Выполняют наклоны вперед.)

Сапогу:

«Я очень боюсь,

Что сам закружусь,

(Выполняют круговые движения туловищем.)

Смотреть на него

Не могу».

(Выполняют наклоны влево - вправо.)

Но мы еще выполнили не все задания Осени. Посмотрите, на пятом листочке Осень просит нас составить предложения из данных слов.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, березы, уборе, стоят, золотом.

- Какие предложения мы с вами можем составить? (Низкое солнце скрылось за деревьями. Березы стоят в золотом уборе.)

Запишем эти предложения у себя в тетради, а затем по очереди будем комментировать написание каждого слова.

(Выполняют задание, осуществляя комментированное письмо.)

- Назовите мне главные члены первого предложения и подчеркните их у себя в тетради. (Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое.)

- Как вы подчеркнули подлежащее? (Одной чертой.)

- Как вы подчеркнули сказуемое? (Двумя чертами.)

- А на шестом листочке Осень дает вам самостоятельную работу. Посмотрите на таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, желтые, х_лодные, на землю, раскрасила, пришла красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Объясните пропущенные орфограммы. (В словах: листочки, дождинки, холодные, принарядился, лесу, осеннем, дивятся – безударная гласная в корне слова; в слове «березки» - парная согласная в корне слова.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

(Найти проверочное слово.)

- Составьте предложения с этими словами. Подчеркните главные члены этого предложения. Напишите, какими частями речи являются подлежащее и сказуемое.

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как вы справились с заданием.

III. Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (О главных членах предложения.)

- Какие члены предложения называют главными? (Подлежащее и сказуемое.)

- Что в предложении показывает подлежащее? (То, о ком или о чем говорится в предложении.)

- Что в предложении показывает сказуемое? (Обозначает, что говорится о подлежащем.)

- Как подчеркиваются главные члены предложения? (Подлежащее – одной чертой, сказуемое - двумя  чертами.)

- Составьте предложение по схеме: =========~~~~~~~~~------------. (Пришла золотая осень.)

- Назовите главные члены предложения. (Пришла – сказуемое, осень – подлежащее.)

Какое задание вам понравилось больше всего? С каким настроением мы уходим с урока?

Домашнее задание

Придумать три предложения, подчеркнуть в них главные члены, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее. Или написать небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавить текст, подчеркнуть главные члены предложения, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее.

 



Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс УМК Школа России

Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены.

Цели: обобщить  знания   о главных членах предложения; формировать умения находить и выделять главные члены предложения, умение определять части речи, которыми они выражены; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы; воспитывать аккуратность в работе, любовь к русскому языку.

Предварительная  подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов об осени.

Оборудование: ( слайды) репродукции художников по теме « Осень», фрагмент  из музыкальных  произведений П.И.Чайковского  « Времена года», загадки, кленовые листья с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями; таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, ж_лтые  , х_лодные, на землю, раскрасила, пришла, красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня на уроке нам с вами придется много общаться, а значит, и  много говорить. Как вы понимаете смысл пословицы:  «Красную речь хорошо слушать»? (Если человек красиво, складно говорит, его приятно слушать.)

- Отгадайте загадку:

Несу я урожаи

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень)

- Сколько слогов в слове  «осень»? (2.)

- На какой слог падает ударение? (На первый.)

- Сколько букв в этом слове? (5 букв.)

- Сколько звуков в слове? Почему? (4 звука, [ос‘ин’], мягкий знак не дает звука.)

Осень - прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей  свои строки. Давайте, ребята,

вспомним некоторые стихотворения про осень, с которыми мы познакомились на уроках

чтения.

 (Вспоминают стихотворения  А. Фета «Зреет рожь…», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Не только поэтов, но и художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых картин И. Левитана, И. Шишкина.

Многие музыканты посвятили этой прекрасной поре свои музыкальные произведения, их

мы послушаем сегодня на уроке. (Звучит фрагмент произведения  П.Чайковского «Времена года. Октябрь».)

Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки непростые, в них задание для вас.

Первый листочек: задание для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.

се     ор

 

- Пропишите эти буквы у себя в тетради.

На втором листочке у нас следующее задание: сделать фонетический разбор слова

«осень». ( Один ученик разбирает на доске, остальные - у себя в тетради.)

(Осень – 2 слога, 2 гласных, 2 согласных.

о [o] – гласный ударный;

с [c`] – согласный, мягкий, парный, глухой;

е [и] – гласный безударный;

н [н] – согласный мягкий, непарный, звонкий;

ь

4 звука, 5 букв.)

- Третий листочек у нас посвящен урожаю. Как вы думаете, почему? (Осенью собирают урожай.)

Правильно, идет сбор урожая. Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме «Урожай». На третьем листочке у нас загадки. Отгадайте их.

Красная девица

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь.)

Семьдесят одежек –

и все без застежек. (Капуста.)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом … (картошка).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков горох…(горох).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. ( Огурец.)

Запишите все эти слова у себя в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную.

(Выполняют задание.)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записал слова ваш сосед по парте.

( Осуществляется работа в парах)

- Составьте устно предложения с данными словами из словаря. ( На грядке вырос огурец.

В моркови много витаминов. И т. д.)

II. Работа над новым материалом

- Давайте посмотрим, что приготовила нам Осень на четвертом листочке. Что это?

(Схемы предложений.)

- Чем первая схема отличается от второй?

1=============  ---------------------- .

2.------------------- =============== --  -- --  -- -- -- .

( В первой схеме нет второстепенного члена предложения.)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим тему «Главные члены предложения».

Но прежде давайте вспомним, что  называется подлежащим и сказуемым. (Подлежащее-это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем  говорится в предложении, отвечает на вопрос «кто?» или «что?»; сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопрос «что делает?», «что сделает?»)

- Составьте предложение по первой схеме. (Падают листья.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Падают – сказуемое, листья – подлежащее.)

- Составьте предложение по второй схеме. (Осень пришла в город.)

- Где здесь подлежащее и где сказуемое? (Осень – подлежащее, пришла – сказуемое.)

Сейчас мы с вами немного отдохнём и проведем физкультминутку.

Кружился он так,

(Выполняют круговые движения головой.)

Что старый башмак

Сказал под тахтой

(Выполняют наклоны вперед.)

Сапогу:

«Я очень боюсь,

Что сам закружусь,

(Выполняют круговые движения туловищем.)

Смотреть на него

Не могу».

(Выполняют наклоны влево - вправо.)

Но мы еще выполнили не все задания Осени. Посмотрите, на пятом листочке Осень просит нас составить предложения из данных слов.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, березы, уборе, стоят, золотом.

- Какие предложения мы с вами можем составить? (Низкое солнце скрылось за деревьями. Березы стоят в золотом уборе.)

Запишем эти предложения у себя в тетради, а затем по очереди будем комментировать написание каждого слова.

(Выполняют задание, осуществляя комментированное письмо.)

- Назовите мне главные члены первого предложения и подчеркните их у себя в тетради. (Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое.)

- Как вы подчеркнули подлежащее? (Одной чертой.)

- Как вы подчеркнули сказуемое? (Двумя чертами.)

- А на шестом листочке Осень дает вам самостоятельную работу. Посмотрите на таблички со словами: л_сточки, д_ждинки, желтые, х_лодные, на землю, раскрасила, пришла красный, принар_дился, бере_ки, л_су, _сеннем, клен, д_вятся.

Объясните пропущенные орфограммы. (В словах: листочки, дождинки, холодные, принарядился, лесу, осеннем, дивятся – безударная гласная в корне слова; в слове «березки» - парная согласная в корне слова.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

(Найти проверочное слово.)

- Составьте предложения с этими словами. Подчеркните главные члены этого предложения. Напишите, какими частями речи являются подлежащее и сказуемое.

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как вы справились с заданием.

III. Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (О главных членах предложения.)

- Какие члены предложения называют главными? (Подлежащее и сказуемое.)

- Что в предложении показывает подлежащее? (То, о ком или о чем говорится в предложении.)

- Что в предложении показывает сказуемое? (Обозначает, что говорится о подлежащем.)

- Как подчеркиваются главные члены предложения? (Подлежащее – одной чертой, сказуемое - двумя  чертами.)

- Составьте предложение по схеме: =========~~~~~~~~~------------. (Пришла золотая осень.)

- Назовите главные члены предложения. (Пришла – сказуемое, осень – подлежащее.)

Какое задание вам понравилось больше всего? С каким настроением мы уходим с урока?

Домашнее задание

Придумать три предложения, подчеркнуть в них главные члены, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее. Или написать небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавить текст, подчеркнуть главные члены предложения, отметить, какой частью речи являются сказуемое и подлежащее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Главные члены предложения"

Учебное занятие по русскому языку в 3 классе Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными...

урок в 3 классе. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

КГУ «Краснокиевская СШ» Тайыншинский р-он СКОУчитель начальных классов Столбикова Е.В.Урок в 3 классе 2012гТема. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.Цель. Закрепить знан...

Урок русского языка во 2 классе "Главные члены предложения"

Этот урок разработан для работы с интерактивной доской. Считаю, что детям интересна словарная работа. Кроме того, урок не перегружен текстами. Старалась отработать разные задания на довольно простых и...

Урок русского языка в 3 классе " Главные члены предложения"

Урок русского языка в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века"...

Урок по русскому языку 2 класс "Главные члены предложения"

Уроки русского языка способствуют изучению грамматики родного языка, развивают кругозор и речь учащихся, обогащают словарный запас детей....