Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе "Главные члены предложения"
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Учебное занятие по русскому языку в 3 классе

    Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ
    Office presentation icon urok.ppt619 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

    ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55»

    Х ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

    «УЧИТЕЛЬ ГОДА ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»

    Учебное занятие по русскому языку в 3 классе

    Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

                                                                                Каримуллина Лилия Рафаэлевна

                                                                        учитель начальных классов  

                                                                                     I квалификационной категории

     

    - 2010 -                                                                                

    Тема: Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

    Цели:

    Дидактические:   

    1. Учить распознавать в предложении главные члены.
    2. Познакомить со способом выражения подлежащего существительными одушевленными и неодушевленными.
    3. Способствовать формированию навыков правописания непроверяемых безударных гласных в корне.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к русскому языку, к русскому слову.
    2. Воспитывать потребность пользования словарями русского языка, энциклопедиями, справочниками.

    Развивающие:

    1. Способствовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся, внимательности.
    2. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

                     

    Оборудование: интерактивная презентация, карточки с буквами А и О, толковый словарь под ред. Ожегова, школьный этимологический словарь.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Ход урока:

    1. Организация класса к уроку.

              - У нас все получится!

    II.       Каллиграфическое письмо.

              аОа   оАо

             ааа    ооо

    - Какие буквы записаны?

    - Определите закономерность и запишите в тетради.

    III.       Актуализация знаний.

    Словарная работа.       (слайд 2)                

    Б_ГАЖ                                  П_МИДОР

    Г_РОХ                                   К_РОВА

    С_ЛОМА                              К_НВЕРТ

    Г_ЗЕТА                                 ГВ_ЗДИКА

    Л_ПАТА                               УР_ЖАЙ

    З_ВОД                                   В_ГОН

    Учащиеся поднимают карточки с буквами А или О, записывают слова в тетради.

    - Можно проверить написание слов? Почему?

    - Что общего у всех слов?                 Орфограмма в корне;

                                                                 слова – имена  существительные;    

                                                                 словарные слова.

    - Найдите лишнее слово.                   Корова – одушевленное имя сущ.

                                                                                                     (слайд 3)

    - А остальные слова?                         Неодушевленные.

    - Как понимаете фразеологизм  «Как корова языком слизала» ?  

                                                                                                      (слайд 3)

                                                            Быстро и бесследно исчезло.

    - Каким членом предложения будет являться слово корова?

                                                                      Подлежащее.

    - Ребята, над какой темой будем сегодня работать?            

    Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными  именами существительными.                       (слайд 4)    

    IV.     Изучение нового материала.

    1. Разбор предложений. Запись под диктовку.

    Загорелась в небе зорька.            (зорька – яркое освещение  горизонта

                                                            перед восходом или заходом солнца)

    На лугу пасется Зорька.              (Зорька – корова)

    - Найдите подлежащее.

    - На какой вопрос отвечает?

    - Какой частью речи выражено?

    - Чем отличаются слова?     (по написанию)

    - Чем похожи слова?           (по звучанию)

    Загорается в небе зорька.    (сущ., неодуш., нарицат.)   

                                       

                                     что?

    На лугу пасется Зорька.      (сущ., одуш., собств.) 

                                       

                                     кто?

    Вывод: подлежащее может быть выражено именами существительными одушевленными и неодушевленными. 

    - Выделим сказуемые. Как найти сказуемое в предложении?

                                               (от подлежащего, выраженного именем

                                               существительным, задаем вопрос что делает?)

    1. Чтение правила в учебнике на стр. 11

    От подлежащего, выраженного неодушевленным именем существительным, к сказуемому тоже можно задать вопросы что делает? что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам.

    1. Физкультминутка.
    1. Игра «Хлопки»: одушевленное – неодушевленное.  

     

    Книга, кит, конфета, картофель, котенок, корова, кенгуру, карандаш, капуста, карась, крокодил, класс, коньки, кровать, кошка, комар, кукушка, кастрюля, квартира.

    - Что общего у этих слов?                Имена существительные на букву К.

    2.   Игра на внимательность.

    VI. Работа по теме урока.

    1. Работа с текстом. Задание: записать предложения, поставив соответствующую букву. Выделить подлежащее.         (слайд 5)

    Сережа  (О, о)рлов увидел в небе  (О, о)рлов.

    Вот  (Ш, ш)арик поймал воздушный  (Ш, ш)арик

    Петя  (С, с)кворцов сделал домик для  (С, с)кворцов.

    - Какой частью речи выражено подлежащее?               Имя сущ.

    - Одушевленное или неодушевленное?

    2.   Работа по учебнику. Упр. 3, стр. 11 (устно).

    - Прочитайте предложения. О чем каждое из них?

    - Какими существительными – одушевленными или неодушевленными – выражены подлежащие? Назовите их.

    - Можно ли эти предложения объединить в текст? Прочитайте.

    2, 1, 3.

    Около дома растет верба. Весной на ней появляются пушистые серёжки. Радует верба прохожих своим необычным нарядом.

    3.    Упр.6, стр. 12. Задание: записать предложения, подчеркнуть подлежащие.

    - Что нового узнали о подлежащем?

    VII. Разработка учебного проекта «Энциклопедия одного слова».

    - Ребята, вспомните, о каком слове мы говорили в начале урока?

    - Я предлагаю выполнить проект «Энциклопедия одного слова», а посвятить его слову «корова».

    (помощник у доски вписывает в энциклопедию ответы учащихся)

    Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

    VIII. Итог урока. Оценивание учащихся.

    Сегодня на уроке мы узнали…

    Мне было интересно…

    Вызвало затруднение…

    Домашнее задание:  стр. 12 упр. 7

                                       Разработать проект «Энциклопедия одного слова» с  любым словом из словаря.        

    - У нас всё получилось!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными. Русский язык, 3 класс Каримуллина Л.Р. учитель начальных классов МОУ «СОШ № 55» Г. Набережные Челны 2010

    Слайд 2

    Вставьте пропущенные буквы: б _ гаж п _ мидор г _ рох к _ рова с _ лома к _ нверт г _ зета гв _ здика л _ пата ур _ жай з _ вод в _ гон а о о о а о а о о о о а

    Слайд 3

    к о рова Как корова языком слизала.

    Слайд 4

    Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

    Слайд 5

    Серёжа (О, о)рлов увидел в небе (О, о)рлов. Вот (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик. Петя (С, с)кворцов сделал домик для (С, с)кворцов. Серёжа Орлов увидел в небе орлов. Вот Шарик поймал воздушный шарик. Петя Скворцов сделал домик для скворцов. Поставь нужную букву:

    Слайд 6

    Юра и Гриша занимаются в театральной студии. Света с мамой часто гуляют в соседнем парке. В углу комнаты на подстилке возились два щенка.

    Слайд 7

    Божья коровка

    Слайд 8

    Сегодня на уроке мы узнали… Вызвало затруднение… Мне было интересно… Домашняя работа: С. 12 упр. 7

    Слайд 9

    Литература: 1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: «АРГО», 1996. 2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

    Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

    Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

    Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

    Урок русского языка. 4 класс. "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения"

    Программа "Школа России". Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013., с.134-137...

    Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

    На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

    Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

    Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

    презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

    Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...