Урок русского языка в 3 классе "Главные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Учебное занятие по русскому языку в 3 классе

Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ
Office presentation icon urok.ppt619 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55»

Х ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»

Учебное занятие по русскому языку в 3 классе

Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

                                                                            Каримуллина Лилия Рафаэлевна

                                                                    учитель начальных классов  

                                                                                 I квалификационной категории

 

- 2010 -                                                                                

Тема: Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Цели:

Дидактические:   

  1. Учить распознавать в предложении главные члены.
  2. Познакомить со способом выражения подлежащего существительными одушевленными и неодушевленными.
  3. Способствовать формированию навыков правописания непроверяемых безударных гласных в корне.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку, к русскому слову.
  2. Воспитывать потребность пользования словарями русского языка, энциклопедиями, справочниками.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся, внимательности.
  2. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

                 

Оборудование: интерактивная презентация, карточки с буквами А и О, толковый словарь под ред. Ожегова, школьный этимологический словарь.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организация класса к уроку.

          - У нас все получится!

II.       Каллиграфическое письмо.

          аОа   оАо

         ааа    ооо

- Какие буквы записаны?

- Определите закономерность и запишите в тетради.

III.       Актуализация знаний.

Словарная работа.       (слайд 2)                

Б_ГАЖ                                  П_МИДОР

Г_РОХ                                   К_РОВА

С_ЛОМА                              К_НВЕРТ

Г_ЗЕТА                                 ГВ_ЗДИКА

Л_ПАТА                               УР_ЖАЙ

З_ВОД                                   В_ГОН

Учащиеся поднимают карточки с буквами А или О, записывают слова в тетради.

- Можно проверить написание слов? Почему?

- Что общего у всех слов?                 Орфограмма в корне;

                                                             слова – имена  существительные;    

                                                             словарные слова.

- Найдите лишнее слово.                   Корова – одушевленное имя сущ.

                                                                                                 (слайд 3)

- А остальные слова?                         Неодушевленные.

- Как понимаете фразеологизм  «Как корова языком слизала» ?  

                                                                                                  (слайд 3)

                                                        Быстро и бесследно исчезло.

- Каким членом предложения будет являться слово корова?

                                                                  Подлежащее.

- Ребята, над какой темой будем сегодня работать?            

Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными  именами существительными.                       (слайд 4)    

IV.     Изучение нового материала.

  1. Разбор предложений. Запись под диктовку.

Загорелась в небе зорька.            (зорька – яркое освещение  горизонта

                                                        перед восходом или заходом солнца)

На лугу пасется Зорька.              (Зорька – корова)

- Найдите подлежащее.

- На какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи выражено?

- Чем отличаются слова?     (по написанию)

- Чем похожи слова?           (по звучанию)

Загорается в небе зорька.    (сущ., неодуш., нарицат.)   

                                   

                                 что?

На лугу пасется Зорька.      (сущ., одуш., собств.) 

                                   

                                 кто?

Вывод: подлежащее может быть выражено именами существительными одушевленными и неодушевленными. 

- Выделим сказуемые. Как найти сказуемое в предложении?

                                           (от подлежащего, выраженного именем

                                           существительным, задаем вопрос что делает?)

  1. Чтение правила в учебнике на стр. 11

От подлежащего, выраженного неодушевленным именем существительным, к сказуемому тоже можно задать вопросы что делает? что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам.

  1. Физкультминутка.
  1. Игра «Хлопки»: одушевленное – неодушевленное.  

 

Книга, кит, конфета, картофель, котенок, корова, кенгуру, карандаш, капуста, карась, крокодил, класс, коньки, кровать, кошка, комар, кукушка, кастрюля, квартира.

- Что общего у этих слов?                Имена существительные на букву К.

2.   Игра на внимательность.

VI. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом. Задание: записать предложения, поставив соответствующую букву. Выделить подлежащее.         (слайд 5)

Сережа  (О, о)рлов увидел в небе  (О, о)рлов.

Вот  (Ш, ш)арик поймал воздушный  (Ш, ш)арик

Петя  (С, с)кворцов сделал домик для  (С, с)кворцов.

- Какой частью речи выражено подлежащее?               Имя сущ.

- Одушевленное или неодушевленное?

2.   Работа по учебнику. Упр. 3, стр. 11 (устно).

- Прочитайте предложения. О чем каждое из них?

- Какими существительными – одушевленными или неодушевленными – выражены подлежащие? Назовите их.

- Можно ли эти предложения объединить в текст? Прочитайте.

2, 1, 3.

Около дома растет верба. Весной на ней появляются пушистые серёжки. Радует верба прохожих своим необычным нарядом.

3.    Упр.6, стр. 12. Задание: записать предложения, подчеркнуть подлежащие.

- Что нового узнали о подлежащем?

VII. Разработка учебного проекта «Энциклопедия одного слова».

- Ребята, вспомните, о каком слове мы говорили в начале урока?

- Я предлагаю выполнить проект «Энциклопедия одного слова», а посвятить его слову «корова».

(помощник у доски вписывает в энциклопедию ответы учащихся)

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

VIII. Итог урока. Оценивание учащихся.

Сегодня на уроке мы узнали…

Мне было интересно…

Вызвало затруднение…

Домашнее задание:  стр. 12 упр. 7

                                   Разработать проект «Энциклопедия одного слова» с  любым словом из словаря.        

- У нас всё получилось!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными. Русский язык, 3 класс Каримуллина Л.Р. учитель начальных классов МОУ «СОШ № 55» Г. Набережные Челны 2010

Слайд 2

Вставьте пропущенные буквы: б _ гаж п _ мидор г _ рох к _ рова с _ лома к _ нверт г _ зета гв _ здика л _ пата ур _ жай з _ вод в _ гон а о о о а о а о о о о а

Слайд 3

к о рова Как корова языком слизала.

Слайд 4

Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Слайд 5

Серёжа (О, о)рлов увидел в небе (О, о)рлов. Вот (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик. Петя (С, с)кворцов сделал домик для (С, с)кворцов. Серёжа Орлов увидел в небе орлов. Вот Шарик поймал воздушный шарик. Петя Скворцов сделал домик для скворцов. Поставь нужную букву:

Слайд 6

Юра и Гриша занимаются в театральной студии. Света с мамой часто гуляют в соседнем парке. В углу комнаты на подстилке возились два щенка.

Слайд 7

Божья коровка

Слайд 8

Сегодня на уроке мы узнали… Вызвало затруднение… Мне было интересно… Домашняя работа: С. 12 упр. 7

Слайд 9

Литература: 1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: «АРГО», 1996. 2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2002.