Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

«Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам».

Цель урока: сформировать первоначальное представление о склонении имён существительных и с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.

Задачи:

Образовательная:

  1.Познакомить учащихся с понятием «склонение».

  2.Способствовать формированию знаний об изменении имён    существительных по падежам.

Развивающая:

развивать мышление, внимание детей, путём организации сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательная:

воспитывать любовь к языку, чувство товарищества.

Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, таблица

Ход урока:

1.Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2.Актуализация и мотивация знаний учащихся.

-Как изменяется имя существительное?

-Докажите.

-Назовите постоянные признаки имени существительного.

-Приведите примеры.

Вывод: имя существительное изменяется по числам и имеет свой род.

3.Знакомство с новым материалом.

1)Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

- А кто такие исследователи?

- Лица, занимающиеся каким-либо научным исследованием.

- А мы будем исследовать часть речи – имя существительное. Наука, которая изучает части речи называется морфологией. Значит, мы будем сейчас исследователями морфологии.

- В тетрадях запишите сегодняшнее число.

2) Чистописание.

Работа по карточкам.

Перед вами лежат карточки. Прочтите, пожалуйста, пословицы, которые здесь написаны. Объясните их смысл.

У него дело из рук валится.

Без дела жить- только небо коптить.

Делу время, потехе час.

За правое дело стой смело.

За делом и день пролетит незаметно.

Спишите эти пословицы.

Читают пословицы, объясняют смысл. Списывают их в тетрадь.

-На что обратили внимание при списывании?

-В каждом предложении есть форма одного и того же слова «дело».

-Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова?

- В слова изменяются только окончания.

-К какой группе имён существительных относится слово «дело»?

Среднего рода, неодушевлённое.

3)Запись слова «дело» с вопросами

Что? Дело

Без чего? Без дела

Чему? Делу

За что? За дело

За чем? За делом

О чём? О деле

-Какой вид работы мы с вами выполняли?

-Изменяли слово «дело» по вопросам

-Кто знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу?

(Ответы детей)

4) Знакомство с названием падежей

Чтение сказки Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей».

  Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.

  Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось.

   Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

  Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

 Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

 Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным 

  … У падежей как-то спросили:

-А зачем вы нужны существительным?

-Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении

-А как именно?

-Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия и объекты (читать книгу, собирать ягоды) и т.д.

5)Работа в тетради. Запись падежей и их вопросов в столбик.

Запишите в тетрадях падежи с вопросами

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

6) Работа по учебнику, чтение правила.

Упражнение 9  Спишите, определите падеж выделенных существительных.

4.Физ-культ-минутка

7)Упражнение в склонении имён существительных. Работа в парах.

Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме, выделите окончание.

Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком.

То место, где ……………. впадает   в море, озеро или другую ……………., называется устьем.

Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой

(учащиеся вписывают слова)

- Сделайте вывод.

- Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они

 должны употребляться в определённой форме, нужном падеже.

5. Коллективная работа

Просмотр слайдов

- Посмотрите слайды фотографий.

О чем могут рассказать нам эти фотографии? Вы узнали эти места? Да, это наша река – Кубань?  Составьте предложения Со словами рекой, реке.

6.Закрепление изученного

1.Беседа по вопросам.

-Что такое склонение?

-Сколько падежей имеет имя существительное? Назовите их.

2.Работа по карточкам. Определить у имён существительных падеж.

Выделить окончание.

7.Итог урока.

-Какие же исследования мы с вами провели  на уроке?

-У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных? Спасибо за урок.

8. Домашнее задание. Упр.97, стр.91. Выучить правило на стр.90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...