рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Зинченко Татьяна Федоровна

"Школа России" Рамзаева Т.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык 3 класс61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для  3  класса на 2013 – 2014 учебный год разработана на основе следующих документов и материалов:

- Федеральный  закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

        - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющихся государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

- письмо департамента образования, науки и молодежной политики  Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06321 «О направлении методические рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- авторской программы  Рамзаевой Т.Г. «Русский язык 1-4 классы», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью;
  • формирование специальных умений и навыков по разделам программы:
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание)
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфологии, элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных, навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
  • показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.

Общая характеристика учебного предмета.

     Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область. Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология». Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, синтаксиса. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)   

 Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью, применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

     Учебный предмет Русский язык реализуется в рамках предметной области Филология.     На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 часов (из них 115 часов выделяются на уроки письма в период обучения грамоте). Содержание курса рассчитано на 560 часов, из них 170 часов отводится изучению русского языка в 3  классе (5 часов в неделю).

Программа рассчитана на 170 часов (5 часов  в неделю).

Период обучения

Количество часов

1 четверть

45 часов

2 четверть

35 часов

3 четверть

50 часов

4 четверть

40 часа

Итого:

170 часов

Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Программа обеспечивает достижения второклассниками  определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства, понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты:

Общие предметные результаты освоения программы

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса

Обучающие должны знать:

- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Обучающие должны уметь:

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения;

- производить разбор слов по составу;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки;

- изменять имена существительные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам и в прошедшем времени по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений;

- интонационно правильно произносить предложения;

- писать изложение в 60-75 слов по коллективно составленному плану;

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части, соблюдать красную строку;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

- составлять устный ответ- рассуждение.

Предполагаемые результаты.

Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.

Содержание тем учебного курса

Повторение  

Предложение, текст, слово – единицы речи. Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, я, ю. слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными.

Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверка путём изменения формы слова.

Предложение. Словосочетание.

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простые распространённые и нераспространённые предложения. Знаки препинания в конце предложения. Простое распространённое и сложное предложение, состоящее из двух простых. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Текст.

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Опорные слова в тексте.

Состав слова.

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова. Нулевое окончание. Наблюдение за изменением формы слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Распознание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.

Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление в речи слов с приставками. Сопоставление приставок и предлогов. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. Сопоставление ъ и ь знаков.

Суффикс как значимая часть слова. Наблюдение над лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов.

Лексика – изучение лексического значения слова, многозначность слова, синонимы, антонимы, устаревшие слова проводится в процессе изучения имён существительных, имён прилагательных, глаголов.

Части речи

Общее знакомство с частями речи.

Имя существительное.

Общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных. Род имён существительных. Склонение имён существительных с ударными окончаниями. Распознание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.

Имя прилагательное.

Общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные близкие или противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных – антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний имён прилагательных.

Глагол.

Общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по числам и временам. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы – антонимы и синонимы. Глаголы близкие и противоположные по смыслу. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Текст. Развитие связной речи.

Общее понятие о видах текстов и стилях речи. Изложение текста – повествования по коллективно составленному плану. Сочинения – повествования по серии сюжетных картинок, по одной картине, а также на темы, близких детям по их жизненному опыту. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания, повествования. Составление устных текстов – рассуждений делового стиля. Речевая этика. Устное и письменное поздравление, приглашение, просьба, извинение.

Повторение изученного за год.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения восклицательные и невосклицательные предложения. Простое и сложное предложение.

Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительный Ъ и Ь знаки. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности учащихся

п/п

Тема  

Часы

Основные виды деятельности и УУД

Повторение изученного материала  во 2 классе.

16

Обучающиеся должны знать:

- названия букв русского алфавита;

- признаки гласных и согласных звуков;

- гласные ударные и безударные;

- согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

- правила переноса слов.

Обучающиеся должны уметь:

- каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;

- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;

- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком (ь);

- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, в кличках животных;
- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, ча, чн, чт;

- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);

- писать слова с двойными согласными типа Анна, гpynna, класс, суббота, слова с разделительным мягким знаком (ь), слова с непроверяемыми написаниями, данными в программе 2 класса;

- писать раздельно предлоги со словами; производить звуко-буквенный разбор слов.

Предложение.  Текст

13

Обучающиеся должны знать:
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Обучающиеся должны уметь:
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;                                                                            производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения.

- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст — повествование, описание, рассуждение.

Состав слова.

65

Обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- правила проверки корневых орфограмм;
Обучающиеся должны уметь:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным
Ъ;
- правильно писать гласные и согласные в приставках.

Части речи.

65

Обучающиеся должны знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам, а в прошедшем – по родам.

Повторение изученного материала  в 3 классе.

11

См. основные требования к окончанию 3 класса

Диагностика и организация контроля

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

45 часов

д.-3, р/р – 4, сл.дик.-4

2 четверть

35 часов

д.-2, спис.-1., р/р – 3, сл.дик.-3

3 четверть

50 часов

д.-2, спис.- 1., р/р – 5, сл.дик.-5

        4 четверть        

        

40 часов

д.-2, спис.- 1., р/р – 4, сл.дик.-4

        Итого:        

170 часов

д.-9, спис.-3., р/р – 16, сл.дик.-16

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (Т.Г. Рамзаева)

5 часов в неделю.  170 часов.

п/п

Дата

Раздел. Тема урока.

Кол-во

часов

Стр. учебника, пособия

I четверть (45 часов)

Повторение изученного материала  во 2 классе. (16 часов)

1

Текст, предложение, слово - единицы языка и речи

1

С 3-5

2

Обобщение знаний о предложении

1

С 5-7

3

Текст-единица языка и речи.

1

С 7-10

4

Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия и состояния предметов (глаголов).

1

С 10-12

5

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

1

С 13-14

6

Имена собственные. Заглавная буква.

1

С 15-16

7

Однокоренные слова.

1

С 16-18

8

Звуки и буквы. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я.

1

С 18-22

9

Слово и слог.

1

С 22-24

10

Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

1

С 24-25

11

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

1

С 25-26

12

Разделительный мягкий  знак.

1

С 27-28

13

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

С 28-30

14

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначения их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах.

1

С 30-32

15

Контрольный диктант № 1 по тексту администрации.

1

16

Работа над ошибками. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначения их буквами.

1

С 33-34

Предложение.(11 часов)

17

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1

С 35-38

18

   Восклицательные предложения.

1

С 39-40

19

 Сочинение по  материалам экскурсии

« Золотая осень»                                        

1

20

Работа над ошибками. Упражнение в правильном построении предложений и оформление их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания  и интонации предложений.

1

С 41-42

21

Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

1

С 42

22

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

С 43-46

23

Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.

1

С 47-48

24

Словосочетание.

1

С 49-50

25

Предложение и словосочетание.

1

С 51-52

26

 Предложение и словосочетание.

1

Текст ( 3 часа)

27-28

Текст. Тема текста.

2

С 53-54

29

Обобщение по теме «Текст. Тема текста».

1

С 55-56

Состав слова. (15 часов)

30

Однокоренные слова; два признака однокоренных слов.

1

С 56-58

31

Корень слова.

1

С 59-60

32

Понятие об окончании.

1

С 60-61

33

Окончание и его роль в предложении.

1

С 62-63

34

Сочинение по серии картинок.

1

С 64

35

Работа над ошибками, допущенными в сочинении по картинкам. Закрепление темы   «Окончание».

1

С 65-66

36

Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксом в русском языке.

1

С 66-67

37

Контрольный диктант № 2  по тексту администрации.

1

38

Работа над ошибками

Суффикс - значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов.

1

С 68-71

39

Приставка – значимая часть слова.

1

С 72-75

40

41

Суффикс и приставка.

Суффикс и приставка

1

        1

С 76-78

42

Контрольный диктант № 3  по теме: «Предложение. Состав слова».

1

43

Работа над ошибками. Состав слова.

1

С 79

44

Изложение текста по вопросам.

1

С 79-80

45

Работа над ошибками,  допущенными в изложении. Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

1

С 81

ll Четверть (35 часов)

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

46

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

1

С 82-84

47

Проверка слов с парными согласными в корне.

1

С 85-86

48

Проверка слов  с глухими и звонкими согласными в коне и середине слова.

1

С 87-88

49

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

С 89-90

50

Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

1

С 90-91

51

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

С 92-93

52

Упражнение в правописание слов  с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке  и опорным словам.

1

С 93-94

53

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

С 95-96

54

Контрольный диктант № 4 по теме: «Парные согласные».

1

55

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

С 97-98

56

Безударные гласные в корне слова.

1

С 99-100

57

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

1

С 101-103

58

Обобщение знаний об особенностях проверочных слов способов проверки.

1

С 104-106

59

Сочинение « Зимние забавы детей».

1

С 96

60

Работа над ошибками. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

1

С 107

61

Упражнение  в проверки безударных гласных.

1

62

Отработка умения делить текст на части.

1

С 108-109

63

Изложение повествовательного текста.

1

С 110-111

64

Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме: «Проверка безударных гласных».

1

С 112

65

Упражнение  в проверке безударных гласных.

1

С 112

66

Слова с буквой е в корне, которые проверяются буквой ё.

1

С 113-114

67

Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте.

1

С 115-117

68-69

Правописание слов с двумя безударными гласными.

2

С 118-119

С 120-121

70

Слова сходные по звучанию.

1

С 122

71

Правописание слов с безударными гласными.

1

С 123

72

Контрольный диктант № 5 по тексту администрации.

1

73

Работа над ошибками диктанта. Закрепление изученного материала.

1

С 124

74

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

С 124-126

75

 Правописание слов с непроизносимой согласной.

1

С 127-128

76

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

С 129-130

77

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

С 131-132

78

Контрольное списывание по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне».

1

79

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

С 133

80

Обобщение правил о правописании корня.

1

С 134

lll четверть(50 часов)

Обобщение правил о правописании корня.    (2 часа)

С 135-136

81

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных.

1

С 137

82

Написание изложения с использованием памятки.

1

С  136-137

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками.                        (7 часов)

83

Работа над ошибками.Приставка

1

С 138-139

84

 Правописание приставок.

1

С 140-141

85

Правописание безударных гласных в приставках.

1

С 141-142

86

Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне.

1

С 143

87

Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам..

С 144-145

88

Работа над ошибками.Предлоги и приставки.

1

С 146-148

89

Контрольное списывание по теме «Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов».

1

Разделительный твердый знак.

(5 часов)

90

Работа над ошибками.Разделительный твердый знак.

1

С 148-149

91

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

С 150-151

92

Обобщение знаний о правописании разделительных Ь и Ъ знака.

1

С 152-153

93

Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям.

1

С 154

94

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о правописании разделительных Ь и Ъ знака.

1

С 155

Части речи.(5 часов)

95

Понятие о частях речи.

1

С 3-5

96

Местоимение.

1

С 6-7

97

 Упражнения в распознавании частей речи.

1

С 8-9

98

Изменение имен существительных, прилагательных и глаголов по числам.

1

С 10-11

99

Части речи и их правильное употребление.

1

С 12-13

Имя существительное           (20 часов)

100

Имя существительное и его роль в речи.

1

С 13-14

101

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?,  и существительные, отвечающие на вопрос что?

1

С 15-16

102

Обучающее изложение.

1

С 16

103

Работа над ошибками.  Большая буква в именах собственных.

1

С 17-18

104

Род имен существительных.

1

С 19-20

105

Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе.

1

С 21-22

106

 Определение рода имен существительных в тексте.

1

С 23-24

107

Родовые окончания имен существительных.

1

С 25-26

108

Изменение имен существительных по  числам.

1

С 27-28

109

Упражнения в изменении имен существительных по числам.

1

С 29-30

110

Изменение имен существительных по падежам

1

С 31-32

111

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

1

С 33-34

112

Упражнения в определении падежа.

1

С 35

113

Упражнения в определении падежей имени существительного.

1

С 36

114

Обучающее изложение.

1

С 39-40

115

Работа над ошибками. Упражнения в определении падежей имени существительного.

1

С 37-38

116

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

1

С 40-42

117

Упражнения в написании слов с шипящими на конце.

1

С 43-44

118

Контрольный диктант № 6  по тексту администрации.

1

119

Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с шипящими на конце.

1

С 45-46

Имя прилагательное                                          (11 часов)

120

Части речи - прилагательное.

1

С 47-48

121

Употребление в речи имен прилагательных.

1

С 49-50

122

Прилагательные -  антонимы, прилагательные – синонимы.

1

С 51-53

123

Текст – описание.

1

С 54

124

Закрепление знаний об имени прилагательном.

1

С 55

125- 126

Изменение имен прилагательных по родам.

2

С 56-57,

С 58-59

127

Правописания родовых окончаний имен прилагательных.

1

С 60-62

128

Изменение прилагательных по числам.

1

С 62-63

129

Контрольный диктант № 7 по теме: «Безударные гласные в корнях слов. Правописания родовых окончаний имен прилагательных».

1

130

Работа над ошибками. Изменение прилагательных по числам.

1

С 64

lV Четверть          ( 40 часов)

131- 132

Упражнение в правописание окончаний имен прилагательных.

2

С 65

133

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

С 66

134

Изложение по вопросам научно- познавательного  текста.

1

С 67

135

Работа над ошибками.Глагол, его роль в языке.

1

С 68-69

136

Роль глаголов в предложении.

1

С 70-72

137

Глаголы- синонимы, глаголы- антонимы.

1

С 73-74

138

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

1

С 75-76

139

Текст- рассуждение.

1

С 77

140- 141

Изменение глагола по числам.

2

С 78-81

142

Обучающее изложение

1

С 82-83

143

Работа над ошибками изложения. Закрепление изученного материала по теме: «Глагол».

1

С 83

144

145

Понятие о временных формах глагола.

Изменение глаголов по временам

1

С 84-85,

С 86-87

146

Контрольное списывание по теме «Изменение глагола по временам».

1

147- 148

Работа над ошибками. Неопределенная форма глагола.

2

С 88-89

С 90-91

149

 Упражнение в распознавании времени глагола.                                     

1

С 92

150

Изложение.

1

С 94

151

Работа над ошибками изложения. Изменение глагола по временам.

1

С 93

152

Изменение по родам глагола прошедшего времени.

1

С 95-96

153

Употребление глагола прошедшего времени. Употребление глаголов с приставками.

1

С 97-98

154- 155

Правописание частицы не с глаголами.

2

С 99-100

156

Упражнение в правописании  глагола с частицей не.

1

С 101-104

157

Обобщение и систематизация знаний у учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол).

1

С 105-106

158

Контрольный диктант № 8 по тексту администрации.

1

159

Работа над ошибками. Части речи.

1

С 108-109

160

Изложение повествовательного текста.

1

С 107

161

Работа над ошибками.Обобщение знаний о словах, предложениях.

1

С 110-113

162

Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста.

1

С 114-115

163

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

1

С 116-120

164

Правописание букв в корнях слов.

1

С 121-124

165

Правописание слов с приставками, с разделительным  твёрдым и мягким знаками.

1

С 125-126

166

Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.

1

С 127-128

167

Контрольный диктант  № 9 по теме: «Правописание корней слов».

1

168

Работа над ошибками диктанта. Части речи.

1

С 128-132

169

Повторение. Части речи.

1

С 133-135

170

Повторение  частей речи.

1

С 136-138

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник 3 класс. 1 и 2 части – М., «Дрофа», 2011г.
  2. Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2012, 192 с.
  3. Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по русскому языку. М.: ВАКО, 2013
  4. Рабочая тетрадь «Русский язык  для 3  класса» - Волгоград, 2012.                                      

Печатные пособия        :        

  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по русскому языку(в том числе в цифровой форме).
  2. Словари по русскому языку.
  3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по русскому языку (в том числе в цифровой форме).
  4. Портреты поэтов и писателей.

        

 Технические средства обучения        :        

  1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный компьютер с принтером, сканером.
  4. Мультимедийный проектор.

        

Экранно-звуковые пособия:                

  1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
  2. Цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения.        
  3. ЭОР:

http://www.it-n.ru 

Сеть творческих учителей

http://www.openclass.ru 

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

http://pedsovet.org 

ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа

http://zavuch.info 

ЗАВУЧ. ИНФО – образовательный портал в помощь учителю

http://www.uchportal.ru 

Учительский портал

http://www.proshkolu.ru 

Про Школу.ру – бесплатный школьный портал

http://www.school.edu.ru/default.asp 

Российский общеобразовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...