Знакомство с однокоренными словами.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Цель данного урока: Дать представление о понятиях «однокоренные слова», «корень слова». Представлен подробный конспект урока с ответами детей. В конспекте прописаны методы, которыми пользуется учитель при выдаче материала ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 класс по программе 1-4 «Школа XXI века».

Тема урока: Знакомство с однокоренными словами.

Цель: Дать представление о понятиях «однокоренные слова», «корень слова».

Задачи:

  • Образовательные – 1) Сформировать умение правильно определять «корень слова».

2) Сформировать умение распознавать и подбирать  однокоренные слова.

3) Сформировать умение видеть словарное слово.

4) Сформировать речевое умение общаться друг с другом на заданную тему, используя в речи новые слова.

5) Сформировать орфографическую зоркость.

6) Закрепить умения определять понятия «вымысел» и «фантазия».

  • Воспитательные    –         1) Воспитать чувство аккуратности при письме тетради.

2) Воспитать чувство трудолюбия в работе.

3)Обогащение словарного запаса.

4)Воспитать интерес к урокам русского языка.

5)Воспитать культуру общения.

  • Развивающие      –         1) Развить каллиграфический навык.

2) Развить  грамотную речь, внимание, память.

3) Развить умение слушать и понимать друг друга.

4) Развить устную речь учащихся.

  • Коммуникативные –         1) Научить общаться детей в парах.

2) Создать комфортную для общения ситуацию на уроке.

Литература:

  • Для учителя – 1) Виноградова Н.Ф. Программа «Начальная школа 21

          века». - М.: Вентана-граф, 2008.

      2) Иванов С.В. Русский язык. Комментарии к урокам. 1  

         класс. Книга для учителя. – М.: Вентана-граф, 2009.

     3) Иванов С.В. Учебник «Русский язык». 1 класс. – М.:  

         Вентана-граф, 2010.

     4) Иванов С.В. Рабочая тетрадь «Русский язык». 1 класс.  

         Часть 2.– М.: Вентана-граф, 2010.

  • Для учащихся – 1) Иванов С.В. Учебник «Русский язык». 1 класс. – М.:

           Вентана-граф, 2010.

        2) Иванов С.В. Рабочая тетрадь «Русский язык». 1  

           класс. Часть 2.– М.: Вентана-граф, 2010.

Оборудование: листочки для деревьев (средство оценки знаний учащихся), учебник, рабочая тетрадь, записи на доске

План урока:

1.Организация класса на работу.

     2.Проверка домашнего задания.

     3.Минутка чистописания.

4.Словарно-семантическая работа:

а) знакомство со словом;

б) выяснение лексического значения слова;

в) уточнение лексического значения слова;

г) активизация словаря.

 5. Актуализация знаний:

а) наблюдение над языковым материалом; 

б) репродуктивная беседа.

6. Изучение нового материала:

а) наблюдение над языковым материалом;

б) постановка проблемного вопроса;

в) слово учителя;

г) работа над правилом.

 7. Закрепление изученного материала:

     а) работа по развитию орфографической зоркости;

     б) применение правила на практике.

 8. Подведение итогов урока:

а) обобщающая беседа.

б) оценка работы детей на уроке.

 9. Задавание домашнего задания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Орга -низация  

класса на работу.

М: слово учителя. (Слово-приветствие).

- Здравствуйте, ребята!

- Прозвенел уже звонок,

  Вот и начался урок!

  Вы за парты ровно сядьте

  И тетради раскрывайте!




-Здравствуйте!




(дети  садятся)

2.Проверка домашнего задания.

- Перед началом урока мы проверим, как вы справились с домашним заданием.

М: опрос. (Фронтальный).

- Какое было задание?





- Все выучили?

- Давайте проверим.

М: опрос. (Индивидуальный).

- Артем, расскажи нам правило!

- Лиза, расскажи правило!

-…………….


- Все ребята, которые рассказали правило заработали по листочку к своему дереву.






- Надо было выучить определение «Что такое вымысел и фантазия».

- Да!



(дети рассказывают правило)



















Выдать листочки ученикам.


                                                                 3. Минутка чистописания

М: слово учителя 

- Откройте тетради, отступите 2 строчки сверху, на следующей строчки отступите 2 пальчика сбоку, пропишите число. Сегодня 14 апреля.


- Отступите 1 пальчик на следующей строчке и  аккуратно пропишите букву, но какую вы сейчас сами догадаетесь, послушав стихотворение.


- В этой букве нет угла!

  До того она кругла!

  До того она кругла,

  Покатиться бы смогла!


- Кто догадался о какой букве идет речь?

М: совершенствования почерка.

- Пропишем заглавную букву О целую строчку.






- На следующей строчке отступите 1 пальчик сбоку и пропишите строчную букву о в соединении с той буквой, на которую начинается ваше имя.






- А теперь, ребята, самую красивую букву и самое красивое соединение букв обведите карандашом.

- Молодцы!





(дети прописывают в тетрадях число).















- Речь идет о букве О.



(дети прописывают заглавную букву О.

 О О О О О)


(дети прописывают соединение строчной буквы о с буквой, на которую начинается их имя.

од од од од)






(дети обводят)

4.Словарно-семантическая работа:

                                                                                       

М: беседа

а) знакомство со словом

 - Посмотрите на доску.

            Запись на доске:

             Г . Р . Д

- У меня куда-то «укатились» 2 буквы!

- Кто догадался, какие буквы «укатились»?

- Кто догадался, какое слово было записано?

б) выяснение лексического значения слова.

 М: беседа

 -Кто знает, что такое город?

М: работа со словарем

-А теперь, давайте откроем «Толковый словарь русского языка» и прочитаем определение.

-Лера, прочитай нам определение.

в) уточнение лексического значения слова.

М: беседа

-В каком городе мы живем?


- Какие города вы знаете?



- Подберите рифму к слову ГОРОД.


- Молодцы! Теперь вспомните поговорку или пословицу со словом ГОРОД.


г) активизация словаря.

М: слово учителя.

-Сейчас, ребята, представьте такую ситуацию, что вы пишите письмо другу в Америку. Расскажите ему о нашем городе. Составьте текст из 3-4 предложений, с использованием слова город.  

-Запомните его!

-Сейчас,ребята, представьте такую ситуацию, что вы пишите письмо другу в Америку. Расскажите ему о нашем городе. Составьте текст из 3-4 предложений, с использованием слова город.          

-Никита, расскажи свой текст.

-Лера, расскажи свой текст.

 -Все ребята, которые рассказали текст,  заработали по листочку к своему дереву.

-Послушайте, как орфографически правильно произноситься слово «город». ГО-РОД!

М: беседа

-Давайте повторим все вместе:

            ГО-РОД

-Запишите слово «город» у себя в тетради 4 раза.

-На какой слог падает ударение?

-Поставьте ударение.

-Где здесь ошибкоопасное место?

-Выделите орфограмму.

-Это слово словарное,








- «укатились 2 буквы о».

- Город.






- ответы детей






 -Город - крупный населенный пункт.





- Мы живем в городе Новокузнецке.

-Москва, Киселевск,

Прокопьевск,……..

-Город-Овод

 Город- Повод

 Город-Огород

- Ни к селу, ни к городу.

-Свинья скажет борову, а боров всему городу.



(дети составляют текст)










(дети пересказывают составленный текст)






















-ГО-РОД

(записывают)


-Ударение падает на первый слог.

(ставят ударение)

-Вторая буква о.

 

(выделяют)

































































Выдать листочки

Физ.минутка

- Давайте проведем физ.минутку.

- Саша, выйди и проведи физ.минутку.

-Остальные повторяют за Сашей.



(дети выполняют физ.минутку)

5. Актуализация знаний.

а) наблюдение над языковым материалом.

М: работа с учебником.

- Открываем учебник на стр. 89,упр.1

-Я читаю вам текст, а вы внимательно слушайте и следите.

Я.м. учебник на стр. 89,упр.1

б) репродуктивная беседа.

М: беседа.

-Похожа ли эта история на те истории, с которыми мы познакомились на прошлом уроке?

- Для чего ребята придумали эти истории?




-Как называются такие истории?

- Молодцы!






(дети слушают и следят).










- Да.




-Чтобы пофантазировать или развеселить кого-то.


- вымысел или фантазия.

                                                                                     6. Изучение нового материала

М: наблюдение над языковым материалом

а)наблюдение над языковым материалом.

- Отгадайте загадку:

- В воде она живет,

  Нет клюва, а клюет! Кто это?

- А как называется маленькая рыба?

- Как называется процесс, когда ловят рыбу?

- Как называется человек, который ловит рыбу?

- Как сказать по другому «ловить рыбу»?

Я.м. Запись на доске       

        Рыба

        Рыбка

        Рыбалка

        Рыбак

        Рыбачить


М: беседа.

Задание 1. Что общего во

                всех словах?


Задание 2. Выдели общую

                часть.


Задание 3. Что можно

               сказать о

               значении этих

               слов?

- Верно, значит, они произошли от одного слова.

- От какого слова произошли все эти слова?

б)постановка проблемного вопроса.

- Если люди происходят из одного рода, из одной семьи, они похожи друг друга. Их называют родственниками.

М: проблемный вопрос.

- Подходит ли название «родственные» к нашим словам? Докажите.






в) слово учителя.

-По-другому, родственные слова называются «однокоренными», а их общая часть называется «корнем».

М: работа с учебником.

г) работа над правилом.

- Откройте учебник на стр.91, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «Правильно ли мы вывели правило?»

М: беседа.

- Какие слова называются однокоренными?




- Как называется общая часть однокоренных слов?



- Как по-другому называются однокоренные слова?

- Приведите примеры родственных слов.









- Рыба


- Рыбка


- Рыбалка


- Рыбак


- Рыбачить














- Общая часть

–рыб-.


(выделяют общую часть)


- Слова схожи по значению.







- От слова «рыба»













-Да, т.к. все слова

произошли от слова «рыба»,и похожи они общей частью    -рыб-.











(читают правило)



- Да!



-Слова близкие по значению и имеющие общую часть называются однокоренными.

- Общая часть однокоренных слов называется корнем.

-Родственные слова.


(дети приводят примеры).
































Опознавательные признаки.

1.Общая часть(корень).

2.Схожи по значению.

Физ.минутка.

- Давайте проведем физ.минутку.

- Володя, выйди и проведи физ.минутку.

-Остальные повторяют за Володей.



(дети выполняют физ.минутку)

                               7. Закрепление  изученного материала

а) работа по развитию орфографической зоркости.

Упражнение  1.

М: слово учителя.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, в котором встречаются однокоренные слова. Ваша задача найти «чужака» (т.е. не однокоренное слово).

- Всем ясно задание?

М: наблюдение над языковым материалом

Я.м. 

- Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.


М: опрос. (Фронтальный).

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?


- Почему гости не сразу приметили чужака?





- Подберите однокоренные слова к слову ВОДИТЕЛЬ.


Упражнение  2.

М: наблюдение над языковым материалом

Я.м. Запись на доске 


  -лис-    -мор-      -вод-    


 Лиса          Море           Вода

 Лисичка    Морской     Водичка

 Лисий       Моряк         Водный

 Лист         Мороз          Водитель


М: дидактическая игра.

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники».Проверим ,правильно ли родственные слова заселились в домики.

-Я буду называть слова ,если это слово не однокоренное - вы хлопаете.

- Всем ясно задание?

- Начнем!

 




б)применение правила на практике.


Упражнение  3.

М: работа с рабочей тетрадью.

- Открываем рабочую тетрадь на стр. 3, упр. 3.

Я.м.рабочая тетрадь,стр. 3, упр. 3.


1. Допиши слова.

2. Подбери однокоренные.


-Выполняем самостоятельно.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

- Молодцы!

















- Да


























-  Водитель



- Т.к. слово водитель тоже имеет корень –вод-

,но произошло оно от другого слова.


- Водить, водит.


















 










- Да

-Слова ЛИСТ, МОРОЗ, ВОДИТЬ- не правильно расселились в домики.







(дети открывают рабочие тетради)







(дети выполняют задание)




Упражнение 1

Формирует орфографическую зоркость.

Логическая операция-

синтез.







































Упражнение 2


Формирует

орфографическую зоркость.

Логическая операция-

сравнение.
























Упражнение 3

Формирует умение подбирать однокоренные слова

Логическая операция-

подведение под понятие.

8. Подведение

Итогов урока

а) обобщающая беседа.

М: беседа.

У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем?



-А какая родня может быть у слов? 


- Какие слова называются однокоренными?



- Как называется общая часть однокоренных слов?

- Подберите однокоренные слова, к словарному слову с которым мы сегодня познакомились! 

б) оценка работы детей на уроке.

- Все ребята, которые активно работали на уроке заработали по листочку к своему дереву.






-Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники.

- Это родственные или однокоренные слова.

- Слова схожие по значению и имеющие общую часть.

- Корень


- Города, городской,





























Выдать листочки ученикам.

9. Задавание домашнего задания.

-Дома выучите определение на стр.91.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Урок обучения грамоте. Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксом и корнем. Наблюдение над однокоренными словами.

Урок формирует умение различать гласные и согласные звуки;  умение понимать роль заглавных букв в русском языке;  умение анализировать текст с учётом формирования личностных УУД. Продолжаетс...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....