Использование мультимедийного проектора на уроках русского языка
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Мясникова Людмила Дмитриевна

Варианты его применения очень разнообразные:

  1. Компьютер → проектор.
  2. Компьютер→сканер→проектор.
  3. Компьютер→Интернет→проектор.
  4. Компьютер→DVD→проектор.
  5. Интерактивная доска→проектор.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование мультимедийного проектора на уроках русского языка»

(слайд1)

        Я убеждена, что задача каждого учителя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.

        Когда-то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана...» Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

        Уроки с применением мультимедийного проектора вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке,

 

значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает.

        Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существенно, что при работе с мультимедийным проектором учитель стоит лицом к классу и может наблюдать за его работой. Это создает ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске. Он заменяет многие функции классной доски с мелом и тряпкой, создающей в классе пыль.

        Использование на уроках мультимедийного проектора поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

         С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды,  что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» – эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.

        Ведь действительно, наша сегодняшняя жизнь уже немыслима без компьютеров. Они везде: на заводе и в магазине, на почте и в библиотеке, в любом офисе и, практически, в каждом доме.

        Детские игры:  прятки, салки, казаки-разбойники менее популярны среди подрастающего поколения, чем компьютерные.

        О неоднозначном влиянии компьютерного бума на детей можно поспорить, но и отрицать пользу его использования в процессе обучения, все равно, что говорить о преимуществе глиняных табличек перед тетрадями.

         Обеспечение школ интерактивными досками и мультимедийными проекторами, безусловно, дает большие возможности для учителей. Но их использо-вание предполагает знание приемов и методов работы с мультимедийными средствами обучения. А об этом мы, учителя, можем пока узнать только обмениваясь опытом друг с другом.

Я стараюсь применять проектор на различных уроках и с различными целями.

(слайд 2) Использование разлиновки экрана  в линейку, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв.

 Проецируя на доску отсканированную страницу «Прописей»   у меня отпадала необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видел, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске, что повышало концентрацию внимания.

 

На уроках русского языка я использую проектор на различных этапах.

  • I.  В словарной работе

 (слайд 3-10)

Учащимся показываются слайды с картинками словарных слов. Они должны записать их и подчер-кнуть букву, написание которой надо запомнить.

Затем идёт самопроверка, учащиеся смотрят на доску и ищут у себя в тетради ошибки. Так как словарные слова уже есть на доске, предлагаю учащимся поставить в них знак ударения.

(слайд 11-14)

На доске спроецированы слова. Дети их читают. Я называю и показываю заглавие русской народной сказки «Теремок», учащиеся должны выписать слова, относящиеся к сказке. Проверяем иллюстрацией к данному произведению.

 (Детям говорю, что в одноименной авторской сказке С.Я. Маршака нет зайца. - Межпредметная связь с  литературным чтением.)

Работа над словарными словами происходит аналогично предыдущей.

II. На этапе знакомства с новым материалом.

 (слайд 15) Детям предлагается прочитать на с. 21 в учебнике (1 класс) «Правила переноса слов».

(слайд 16)

- Подберите примеры к этим правилам. Появляется слайд. Учащиеся пытаются реализовать полученный теоретический материал на практике,  постоянно проговаривая используемое правило переноса. Неверно перенесённые слова зачёркиваем на доске.

III. Формулирование  темы и целей урока.

 (слайд 17)

-Прочитайте, что записано на доске: слово или предложение? (Не слово и не предложение.)

- Легко ли было читать? Почему?

- Нашли вы в этой записи слова?

- Что вы предлагаете сделать для того, чтобы облегчить чтение и понимание написанного? (Разделить на слова и написать их отдельно.)

-Что получится?  (слайд 18)

-Это предложение? ( Да, но оформлено неправильно.)

- Как оформляем предложение на письме? (Дети говорят.)  (слайд  19)

-Сколько слов в предложении? (7)

-А разве надо считать короткие в, о, на?

-Можно ли без них обойтись? Давайте проверим. (слайд 20)

-Получилось предложение?

-Почему? (Не понятна мысль, слова не связаны между собой.)

-Какие же слова служат для связи слов в предложении? (Предлоги.)

-Какова же тема нашего урока? (Мы будем говорить о предложении и о предлогах.)

IY.  Повторение изученного материала.  

Например, по теме: «Объединение слов по тематичес-ким  группам»      

* (слайд 21 )    Игра « Третье лишнее»

- Определите, какое слово лишнее.

- Какая тематическая группа получилась в каждой строке? (слайд 22) 

-На какой вопрос отвечают слова каждой группы?

- Запишите лишнее  слово из каждой группы.

(слайд 23)

*Творческая работа.

- Придумайте и запишите  одну тематическую группу слов.

* Прочитайте предложения  на слайде. (слайд)

-Какое предложение здесь лишнее? (5-е, в нем говорится  о фруктах, а тема текста про уборку  овощей.)

-Можно ли теперь назвать его  текстом?

- Напишите название тематической группы слов, которых здесь больше всего. (Овощи.)

-Перечислите овощи из текста.

- Слова какой ещё тематической группы есть в этом тексте? (День, ночь - время суток.)

*В работе над текстом. (слайд 25)

-Прочитайте текст. Озаглавьте его, спишите без ошибок. Подчеркните сочетания с шипящими согласными.

-Взаимопроверка или самопроверка.

 (слайд26) 

-Прочтите предложение, которое можно подписать по слайдом. (слайд 27)

Я часто использую проектор на уроках работы над ошибками.

Отсканированный материал, т.е. неудачные тексты и отрывки, проектируются на доску - и вместе с учащимися  они редактируется: исправляются стилистические и грамматические ошибки.

Из вышеизложенного видно, что любой иллюстративный материал, будь то небольшая, найденная вами репродукция, картинка или иллюстрация, найденная в Интернете, текст или отдельное слово  будут выведены на большой экран и все дети смогут это разглядеть.

Проектор помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать  материал очень живо и увлекательно.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мультимедийного проектора на уроках русского языка

Слайд 3

Словарь : (Подчеркнуть букву, написание которой надо запомнить.)

Слайд 10

ПРОВЕРКА Б а ран, в о робей, за я ц, к о рова, с о бака, с о рока .

Слайд 11

Медведь, лиса, петух, корова, комар, заяц, сорока, лягушка.

Слайд 12

Медведь, лиса, петух, корова, комар, заяц, сорока, лягушка.

Слайд 13

Л я гушка, з а яц, л и са, м е дведь.

Слайд 16

Подберите примеры к этим правилам. груп-па су-ббота под-сказка тон-на алл-ея двор-ник ма-йка ча-йка чай-ник паль-то мал-ьчик подъ-ехал об-ъехал

Слайд 17

вшколеговорилиопоходенаозеро

Слайд 18

в школе говорили о походе на озеро

Слайд 19

В школе говорили о походе на озеро.

Слайд 20

Школе говорили походе озеро.

Слайд 21

Понедельник, среда, осень. Гроза, гром, театр. Лимон, кабачок, огурец. Тарелка, тетрадь, кувшин.

Слайд 22

Понедельник, среда. (Дни недели.) Гроза, гром. (Явления природы.) Кабачок, огурец. (Овощи.) Тарелка, кувшин. (Посуда.)

Слайд 23

О с е нь, т еа тр, л и м о н, т е тр а дь.

Слайд 24

Уборка овощей. Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах начали овощи убирать. Сначала убрали огурцы. Потом-лук в бумажных рубашках. Потом сняли ябло- ки. Убрали репу, морковь…Одна капус- та осталась. Она холода не боится.

Слайд 25

- Озаглавьте текст. Спишите без ошибок. У нас живёт попугай Яша. Он часто смотрит в окно. Яша любит просо. после еды он чистит клюв.

Слайд 26

Попугай Яша. У нас живёт попугай Яша. Он часто смотрит в окно. Яша любит просо. П осле еды он чистит клюв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Использование тестовых заданий на уроках русского языка

Презентация к выступлению на семинаре учителей...

Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка

Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка часто применяем работу с фразеологическими оборотами. Ученики младших классов  часто не понимают значения фразеологизмов. Предложенны...

Использование игровых ситуаций на уроке русского языка

Данный материал предназначен для уроков русского языка, где учитель использует игровые ситуации, способствующие развитию логического мышления....

Мультимедийная презентация для урока русского языка в 3 классе по теме "Окончание и основа".

Презентация способствует подготовки учащихся к работе над составом слова. Нахождению в слове окончания и определения знченияосновы слова....

Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)

Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"...