рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Хворост Алла Валентиновна

рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_poyasnitelnaya_zapiska.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год – 5 часов в неделю, в том числе на проведение контрольных диктантов – 8 часов, изложений – 1 час, контрольных списываний – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

  • Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  • Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.  Дидактический материал для 4 класса: М.: Просвещение, 2011.
  • Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для учителя. –  М.: Просвещение, 2011.
  • Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

Цель программы - познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка - устной и письменной.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  • Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
  • Необходимо формировать у школьников потребность и способность чувствовать и понимать выразительность, емкость русского языка, его лексическое и интонационное богатство.
  • Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способности к самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается не частнометодический прием, а общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств, установление последовательности и распределение в определенном объеме времени учебной работы.    
  • Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, и предполагают формирование готовности обучающегося к сложнейшим видам интеллектуальной деятельности: способности соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания. Опыт показывает, что выработка этих умений требует постоянного внимания учителя в течение всех лет начального обучения.
  • Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесс а как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка.
  • Сотрудничество учителя и учащихся не только способствует более результативному выполнению прямой цели урока, но и создает благоприятные условия для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии, образцов и планов решения тех или иных учебных задач, логики рассуждения, доказательства, формирование готовности к самооценке и самоконтролю. Кроме того, в этой ситуации творческое общение учителя и обучающихся становится неизменным средством формирования особых видов деятельности человека, таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышление и познавательные действия.
  • Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем  не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 31 ч

  • Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
  • Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
  • Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или на основании наблюдений за природой, впечатлений от экскурсий, посещения театра и т. д.), с однородными членами.
  • Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами.
  • Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.
  • Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (39 ч)

  • Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Имена существительные собственные и нарицательные.
  • Основные типы склонения имен существительных.
  • Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами (1, 2, 3-го склонения), кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
  • Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
  • Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах.
  • Составление предложений (текстов) с использованием существительных в определенном падеже и на различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (25 ч)

  • Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
  • Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
  • Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
  • Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.
  • Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
  • Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.
  • Прилагательное как член предложения.
  • Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (10 ч)

  • Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
  • Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.
  • Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
  • Личные местоимения как члены предложения.
  • Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.

                                           ГЛАГОЛ (45 ч)

  • Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
  •  Неопределенная форма глагола.
  • Время глагола, изменение по лицам и числам.
  • I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
  • Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ.
  • Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
  • Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях).
  • Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.
  • Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.

НАРЕЧИЕ (4 ч)

  • Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные
  • грамматические признаки.
  • Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (16 ч)

ЧИСТОПИСАНИЕ

  • Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.
  • Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод" завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, квартировать, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.

     Данная программа направлена:

на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;

на познание окружающего мира и самого себя.

     В связи с тем, что дети постоянно обращаются в своих высказываниях, изложениях, общении к прямой речи, в данном курсе представлен материал о значении употребления, об оформлении на письме прямой речи.

     В разделе «Части речи» имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие раскрываются как сочетание лексического значения и грамматических признаков (категорий).

     Система заданий  в каждой теме организована так, что последовательно осуществляется связь грамматики, орфографии и речевого опыта младших школьников.

      Особое место в структуре курса занимает завершающий раздел «Контрольные задания». Он представляет собой критериально – оценочную основу, которая даёт возможность установить (оценить) уровень овладения школьниками знаниями, умениями и навыками в области родного языка за все годы обучения в начальных классах. Более того, содержание знание этого раздела даёт возможность судить и об уровне сформированности учебной деятельности учащихся, и прежде всего таких её сторон, как умение самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями); способность к самоконтролю.

 Таким образом, основная функция программы русского языка с учётом всех перечисленных задач, - пробудить у учащихся интерес к узнаванию родного языка.

Количество часов в год – 170.

Количество часов в неделю – 5.

Количество часов в 1 четверти – 45.

Количество часов во 2 четверти – 35.

Количество часов в 3 четверти – 50.

Количество часов в 4 четверти - 40.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:

В результате усвоения программного материала по русскому языку учащиеся должны: знать / понимать:

• признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;

• признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;

• термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

• признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;

• лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;

• морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;

• признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;

• правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;

• признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

Различать и сравнивать:

• простое и сложное предложение;

• главные и второстепенные члены предложения;

• лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

• типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).

Решать практические учебные задачи:

• производить синтаксический разбор предложения;

• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

• устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

• разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;

• безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);

• правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.

Формы контроля уровня достижений обучающихся  по русскому языку в 4 классе

№ п.п.

Виды контроля

Количество

Контрольный диктант

8

Проверочный диктант

2

Предупредительный диктант

2

Свободный диктант

1

Контрольное списывание

2

Обучающее изложение

3

Итого:

18

Учебно-методический комплект

1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

2. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.  Дидактический материал для 4 класса: М.: Просвещение, 2011.

3. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для учителя. –  М.: Просвещение, 2011.

4. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

Интернет – ресурсы

http://www.rumschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=151:2011-10-14-17-23-52&catid=28:2010-11-14-19-53-07&Itemid=36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...