Рабочая программа по русскому языку для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Кирилина Ольга Николаевна

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (Начальная школа XXI века)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx55.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 362

Московского района Санкт-Петербурга

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Педагогический совет ГБОУ школы

№ 362

Протокол № ____

От__ ________2013г.

Заместитель

директора по УВР ГБОУ школы № 362

____________________  

_____________ ______

____  ___________2013 г.

Директор ГБОУ школы № 362

_________________

Серова Т.Н.

«____»___________2013 г.

Приказ № __  от  ___ _____2013г.

Рабочая программа

 по русскому языку

для 1 б класса

                                    Срок реализации программы:  2013 – 2014 учебный год.

                                 Автор -  разработчик _Кирилина О.Н.

Санкт-Петербург

2013 год

     

 Пояснительная записка

 

         Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Русский язык» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. М.: Вентана – Граф, 2011), примерной программой начального общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования начальной школы.

        Цель курса:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, как одного из проявлений собственного уровня культуры;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

       Задачи:

- нахождение, вычисление и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение);

- классификация и сравнение языковых единиц;

- сохранение лингвистической логики;

- развитие языкового мышления языка.

Общая характеристика курса

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах  «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Структура каждого урока русского языка выглядит следующим образом: первые упражнения вводят ученика в известную  ему ситуацию общения (знакомство, вопрос, приветствие, прощание, благодарность, описание внешности, приглашение и т.п.).Цель этих упражнений – погрузить ученика в некую речевую ситуацию, в которой они как носителя зыка уже находились неоднократно. Но при этом не только активизировать в памяти детей саму ситуацию, но и обсудить, проанализировать ее. Последующие упражнения ставят ученика в позицию исследователя языка: он либо наблюдает некоторую языковую закономерность, либо знакомится с правилом русского правописания. Часто эти задания связаны с текстами речевых упражнений. Таким образом, в рамках одного урока ученик сначала погружается в привычную ему речевую ситуацию, затем переходит к изучению языка – либо как маленький ученый, исследователь, либо как человек, который стремится овладеть навыками грамотного, безошибочного письма.

Результаты изучения учебного предмета

       Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются : осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

 

      Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются : овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова; способность контролировать свои действия, проверять написанное. 

   «Фонетика».

      Выпускник  научится: различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка; гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные, твёрдые/мягкие; согласные звонкие/глухие.

      Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

       Выпускник получит возможность научиться: проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова

      «Орфография и пунктуация»

            Выпускник научится: применять правила правописания (в объёме содержания курса):

- раздельное написание слов;

- обозначения гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста;

- знаки препинания в конце предложения;

          Выпускник получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

    «Развитие речи»

        Выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; составление рассказов по серии сюжетных картинок; восстановление деформированного текста повествовательного характера; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

        Выпускник получит возможность научиться: сочинять письма, поздравительные открытки; создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; составлять рассказ на определённую тему.

     

Планируемые результаты подготовки учащихся 1 класса:

Называть, приводить примеры:

  • звуков; гласных, согласных (твёрдых, мягких);
  • слов, называющих предметы;

Различать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

Кратко характеризовать:

  • качественные признаки звуков;
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

Решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава 4-5 звуковых слов;
  • правильно писать ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
  • писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения.

Содержание программы

Осознание цели и ситуации устного общении. Построение модели звукового состава слова. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм. Осознание цели и ситуации письменного общения. Ознакомление с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

 Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Слова, называющие предметы. Выбор языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения. Ознакомление с правилом написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Осознание цели и ситуации устного общения. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности..Наблюдение за омонимами. Применение правила написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Сочинение небольших рассказов. Слова, называющие признаки.  Слог как минимальная  произносительная единица. Деление слов на слоги. Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Осознание цели и ситуации письменного общения. Применение правила переноса слов без стечения согласных.  Наблюдение за многозначными словами.  Словообразовательные  связи между словами. Ударение, способы его выделения.  Слова, называющие действия. Применение правила обозначения гласных после шипящих (жн — ши. ча — ща. чу — щу). Родственные слова. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Ударение. Различение звука и буквы. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Омонимы. Установление звукового и буквенного состава в словах. Понимание слова как единства звучания и значения. Ударение. способы его выделения. Многозначные слова. Ознакомление с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Функция ь как показателя мягкости предшествующего согласного.  Применение правила переноса слов бел стечения согласных.  Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Работа с предложением: замена слов. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Применение правила написания сочетаний чк, чн. Звуковой анализ слова. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка (соблюдение орфоэпических норм). Применение правила написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных и правила написания безударного проверяемого гласного в корне слова. Осознание цели и ситуации устного общения. Словообразовательные связи между словами. Разделительный ъ.  Различение звонких и глухих согласных. Многозначные слова. Неизменяемые слова. Восстановление деформированных предложений. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Заимствованные слова.


Тематическое планирование

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Стр. в учебнике

Дополн.

литература

Виды контроля

1

Язык как  средство общения. Порядок действий при списывании.

Знакомиться с учебником, условными обозначениями в учебниках, целями изучения русского языка.

Анализировать речевые ситуации (знакомство, поздравительная открытка) и формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Работать с информацией, представленной с помощью рисунка и в форме звуковой модели (проводить звуковой анализ).

Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» - трудное) и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Анализировать алгоритм порядка действий при списывании и использовать его при решении практических задач. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

с.4-7

с. 3-5 (т.)

Текущий

2

Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения.

Анализировать речевые ситуации, представленные на рисунке и в тексте. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Понимать информацию, представленную в неявном виде(пословицы) , интерпретировать ее и формулировать на основе интерпретации правила речевого поведения. Знакомиться с целью высказывания (термин не употребляется), интонацией знаками в конце предложений. Выбирать  из текста предложение по заданным признакам (предложение с вопросительным знаком). Использовать алгоритм порядка действий при списывании.

С. 8-10

С. 5-7 (т.)

Текущий

3

Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений.

Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений. Анализировать этикетные слова (слова приветствия) и определять ситуации, в которых они могут быть использованы. Наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

С. 11-13

С. 8-10 (т.)

Текущий

4

Речевой этикет: слова  приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании

Оценивать текст с точки зрения наличия/ отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений. Устанавливать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова. Выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Соотносить слова с приведенными звуковыми моделями. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

С. 14-16

С. 11-13 (т.)

Текущий

5

Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (моделировать диалог заданной ситуации общения). Знакомиться со словами, отвечающими на вопросы кто?, что? Группировать  слова по заданному признаку отвечают на вопрос что?)  Выбирать необходимый знак препинания в конце предложения и обосновывать его постановку. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. 

С. 16-19

С. 14-16 (т.)

Текущий

6

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения

Выбирать языковые средства, соответствующие цели и условию общения, для успешного решения коммуникативной задачи. Группировать слова по заданным основаниям (слова речевого этикета). Учитывать степень сложности задания и определять возможность /невозможность его выполнения. Преобразовывать информацию, полученную из схемы (составлять предложения с учетом знаков препинания в конце схем). Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

С.20-23

С. 17-19 (т.)

Текущий

7

Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имен

Оценивать правильность выбора языковых средств и ситуации общения, исправлять ошибки, допущенные при общении. Анализировать речевые ситуации, в которых необходимо называть имя и фамилию. Наблюдать различие между словами9собственные и нарицательные существительные, термины не используются), по результатам наблюдения выявлять отличительные признаки. Знакомиться с собственными именами и их правописанием. Использовать правило написания собственных имен при решении практических задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве (работа а паре). Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

С. 23-26

20-23 (т.)

Текущий

8

Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. Правописание собственных имен

Наблюдать использование слов «ты» и «вы» при общении. Формулировать  правила употребления этих слов в различных ситуациях общения. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (выбирать языковые средства общения). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве (работа а паре). Использовать знание алфавита и правило записывания собственных имен для решения практических задач. Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 27-29

С. 24-26 (т.)

Текущий

9

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Отработка порядка действий при списывании и правила правописания собственных имен

Анализировать информацию, полученную из рисунков. Наблюдать ситуации, в которых необходимо указывать возраст (или спрашивать о возрасте), формулировать  правила устного общения на основе наблюдения. Восстанавливать предложения, выбирая правильные формы слова. Наблюдать за словами, сходными по звучанию и их использованием в тексте (юмористическое стихотворение, языковая игра). Использовать алгоритм порядка действий при списывании и правило написания собственных имен. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи

С. 30-34

С. 27-29 (т.)

Текущий

10

Описание внешности. Слова,  отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»

Анализировать ситуацию, представленную в тексте, формулировать на основе анализа правило речевого поведения. Интерпретировать  информацию, содержащуюся в рисунке и тексте. Составлять устно небольшое монологическое высказывание, связанное с описанием собственной внешности. Знакомиться  со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Выделять из текста слова по заданным основаниям (отвечают на вопрос «какие?»). Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Оценивать  правильность выполнения заданий.

С. 34-36

С. 30-33 (т.)

Текущий

11

Описание внешности. Повторение слогоударных схем.

Составлять  устно небольшое монологическое высказывание, связанное с описанием внешности знакомого человека. Использовать  при описании синтаксические конструкции со словами «потому что», «так как». Находить  информацию, не высказанную в тексте напрямую (заголовок стихотворения). Использовать алгоритм порядка действий при списывании и правило написания собственных имен. Работать  с информацией, представленной в виде слогоударных схем (выбирать из текста слова, соответствующие схемам). Оценивать  правильность выполнения задания.

С.37-39

С. 33-36 (т.)

Текущий

12

Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Наблюдать использование приема сравнения при описании внешности. Формулировать  на основе наблюдения правило использования сравнения при описании внешности. Задавать  вопросы к словам(«что?», «кто?», «какой?» и т.д.). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов).  Контролировать  правильность и аккуратность записи

С.39-42

С. 37-39 (т.)

Текущий

13

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Построение слогоударных схем

Обсуждать текст, в котором представлена неполная информация, устанавливать ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес. Использовать правило написания собственных имен (на примере написания адреса). Проводить звуковой анализ, находить  в тексте слова по заданным основаниям (слова, соответствующие приведенным слогоударным схемам). Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

С.43-45

С. 40-43 (т.)

Текущий

14

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов

Формулировать  правило записи адреса на конверте, открытке. Оформлять (записывать адрес) на конверте, открытке. Анализировать информацию, представленную на рисунке, формулировать на основе наблюдения правила переноса слов. Использовать  правила переноса слов. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма переноса слов и порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 45-47

С. 43-45 (т.)

Текущий

15

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов

Сравнивать информацию, приведенную в рисунках (адреса на конвертах), устанавливать ситуации, в которых необходимо указывать в адресе название страны. Наблюдать слова, имеющие несколько значений. Уточнять правила переноса слов (буквы й, ь, ъ). Подбирать подходящие по смыслу слова, опираясь на вопросы. Проводить звуковой анализ  (подбирать 1-2 слова к приведенным звуковым моделям). Контролировать  правильность и аккуратность записи.

С.48-51

С. 46-49 (т.)

Текущий

16

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке

Обсуждать текст, моделировать на основе приведенного текста самостоятельное высказывание об истории своего города (села, деревни). Наблюдать образование слов в русском языке. Анализировать пары слов, связанных словообразовательными связями и формулировать прием, позволяющий устанавливать словообразовательные связи (прие развернутого толкования). Использовать прием развернутого толкования слов. Осуществлять  взаимный контроль  и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Находить слова по заданному основанию( слова, которые нельзя перенести). Контролировать  правильность и аккуратность записи.

С.51-53

С. 50-52 (т.)

Текущий

17

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам

Составлять  приглашение на экскурсию. Сравнивать приведенные примеры приглашений на экскурсию, находить и исправлять ошибки, нарушающие правильность речи. Задавать к словам вопросы «кто?», «что?», «какой?». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Учитывать степень сложности задания и определять  для себя возможность/ невозможность его выполнения (использовать прием развернутого толкования слов). Контролировать  правильность и аккуратность записи.

С. 54-56

С. 53-57 (т.)

Текущий

18

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы: «что делать?», «что делает?», «что делал?»

Обсуждать текст, составлять небольшое монологическое высказывание о профессиях родителей (близких). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).  Анализировать приведенные вопросы в соответствии с ситуацией общения (вопрос о профессии), устанавливать . какие вопросы точно соответствуют ситуации (точность речи). Наблюдать за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?». Задавать вопросы «что делать?», «что сделать?» к приведенным словам. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма порядка действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

С. 56-59

С. 58-60 (т.)

Текущий

19

Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Обсуждать текст, составлять  на основе обсуждения небольшое монологическое высказывание о выборе будущей профессии. Анализировать значение слов, используя прием развернутого толкования. Наблюдать слова, сходные по звучанию, устанавливать, с какой целью они используются в текстах  (юмористическое стихотворение, языковая игра). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (использовать прием развернутого толкования слов). Находить  в тексте слова по заданному основанию (отвечают на вопрос «что делать?»). Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма порядка действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

С. 60-62

С. 61-64 (т.)

Текущий

20

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила написание сочетаний жиши 

Обсуждать  текст, формулировать простые выводы(характер героя, его поступки). Составлять небольшое монологическое высказывание о собственных поступках. Анализировать речевые формулы извинения и соотносить с приведенными ситуациями общения. Использовать правило написания сочетаний жи-ши, осуществлять самоконтроль использования правила. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (сравнивать  значения слов). Контролировать правильность и аккуратность записи.

С. 63-66

С. 65-68 (т.)

Текущий

21

Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний чаща, чущу

Анализировать тексты, обсуждать  проблемные ситуации (правила речевого поведения), формулировать выводы об использовании речи для обсуждения. Использовать правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность//невозможность его выполнения (соотносить приведенные слова со звуковыми моделями). Контролировать правильность и аккуратность записи.

С.67-70

С. 69-71 (т.)

Текущий

22

Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?»

Обсуждать текст, формулировать на основе текста выводы (учитывать в собственном поведении и поступках позицию собеседника). Составлять, опираясь на приведенные примеры, небольшое монологическое высказывание (описывать собственный характер). Понимать информацию, представленную в неявном виде (пословицы), и соотносить ее с результатами обсуждения текстов. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с постановкой вопросов к словам , при использовании правил переноса слов и при списывании. Контролировать правильность и аккуратность записи.

С.70-73

С. 72-74 (т.)

Текущий

23

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Анализировать приведенные в тексте ситуации общения и формулировать правила речевого поведения (необходимость учитывать интересы собеседника).Наблюдать высказывания, в которых представлена неполная информация. Исправлять допущенные при речевом общении ошибки. Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) Наблюдать за словами, сходными по звучанию, и их использованием в юмористическом стихотворении. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с постановкой вопросам к словам и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 73-77

С. 75-78 (т.)

Текущий

24

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами.

Обсуждать  речевую ситуацию, в которой наблюдается несовпадение интересов, формулировать правило речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве).  Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи (преодоление конфликта). Наблюдать  за родственными словами. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (выявлять общую часть слов). Находить в тексте слово по заданным основаниям (характеристики звукового и слогового состава слова). Осуществлять самоконтроль  при списывании. . Контролировать правильность и аккуратность записи.

С. 77-80

С. 78-81(т.)

Текущий

25

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?»

Анализировать текст (формулировать ответы на основе текста), составлять небольшое устное монологическое высказывание о собственных интереса. Наблюдать за словами , сходными по значению, устанавливать  возможность замены в тексте слов, близких по значению. Соотносить знаки препинания с целевой установкой предложения. Использовать умение задавать вопросы к словам при решении практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность//его выполнения (находить слова, в которых буквы ё, я обозначают мягкость предшествующего согласного). Осуществлять самоконтроль при списывании.

С. 80-82

С. 82 – 84 (т.)

Текущий

26

Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши

Сопоставлять тексты объявлений, анализировать, на какое объявление откликнется больше читателей.  Выявлять неточности в приведенном объявлении и исправлять их. Понимать  информацию, представленную в неявном виде (пословицы), определять ситуации общения, в которых могут быть употреблены приведенные пословицы. Использовать  правило написания сочетаний жи-ши. Выделять общий признак группы слов (согласный звук, который повторяется)., находить слово, в котором отсутствует выделенный признак. Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 82-84

С. 84-88 (т.)

Текущий

27

Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

Анализировать тексты, в которых представлены вымысел и фантазия, формулировать на основе наблюдения  вывод о целях создания подобных текстов. Учитывать  степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (сопоставлять слова, сходные по звучанию, устанавливать причины речевых ошибок, формулировать правило речевого поведения). Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в паре). Дополнять таблицу информацией из текста (находить  слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу). Контролировать правильность и аккуратность записи.

С. 85-88

С. 88-92 (т.)

Текущий

28

Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов

Анализировать текст, в котором представлены вымысел и фантазия, и сопоставлять  его с подобными текстами. Учитывать степень  сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (восстанавливать устойчивые сочетания слов). Осуществлять самоконтроль при выполнении зданий, связанных с постановкой вопросов к словам, и при списывании .Оценивать  правильность выполнения заданий.

С. 89-91

С. 3-6 (т.2)

Текущий

29

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливо отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов.

Обсуждать ситуации общения, в которых выражается просьба, выбирать формулы речевого этикета, соответствующие ситуации общения. Моделировать речевую ситуацию вежливого отказа, используя опорные слова. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с использованием правил переноса, правил написания сочетаний ча-ща, чу-щу, и при списывании. Оценивать  правильность выполнения заданий.

С. 91-94

С. 3-6 (т.2)

Текущий

30

Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какое?», и правила написания собственных имен.

Анализировать информацию, полученную из текста и из рисунка. Выявлять причины неуспешного общения и корректировать текст, исправляя ошибки. Использовать умение задавать вопросы к словам. Соблюдать правило написания собственных имен. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. Контролировать правильность и аккуратность записи. Оценивать  правильность выполнения заданий.

С. 94-97

С. 7-11 (т.2)

Текущий

31

Описание внешности животного. Повторение правила написания сочетания жи — ши и работы со звуковыми моделями

Анализировать тексты, в которых приставлено описание внешности животного. Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую (определение характера, повадок животного по описанию его внешности и кличке). Использовать правила написания собственных имён и сочетаний жи - ши при решении практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения (находить слова, соответствующие звуковым моделям). Осуществлять самоконтроль при списывании

С. 97-100

С. 7-11 (т.2)

Текущий

32

Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звукового анализа

Обсуждать ситуацию общения, в которой выражается просьба, аргументировать свою позицию. Анализировать высказывания и устанавливать, какие из них содержат просьбу, а какие - приказ. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при постановке знаков препинания в конце предложения. Находить в тексте слова по заданному основанию (ударение на первом слоге). Определять, какой звук чаще других повторяется в слове, устанавливать, в каком слове он обозначен другой буквой. Осуществлять самоконтроль при списывании.

С. 100-102

С. 11-15 (т.2)

Текущий

33

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам. Омонимы. Слова, называющие предметы и признаки.

Наблюдать за текстом-описанием, на основе наблюдения выделять языковые средства, которые позволяют определить внешность и характер. Моделировать речевую ситуацию описания внешности и характера (повадок) домашнего животного. Анализировать устойчивые сочетания слов с опорой на приём развёрнутого толкования. Наблюдать за словами, сходными по звучание и написанию. Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам, при использовании правила переноса слов и при списывании. Учитывать степень сложности задания  и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (находить слова, в которых количество звуков и букв не совпадает). Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 103-106

С. 11-15 (т.2)

Текущий

34

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи — ши, ча — ща

Анализировать текст, сопоставлять сигналы, с помощью которых общаются животные, и язык людей. Обсуждать поведение героя стихотворения, соотносить текст и заглавие текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (записывать слова из текста в том порядке, в котором даны звуковые модели). Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 106-110

С. 15-18 (т.2)

Текущий

35

Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании.

Аргументировать своё мнение при обсуждении текста. Анализировать речевые формулы приветствия как показатель отношения к собеседнику. Находить в тексте выражения, характеризующие настоящую дружбу, использовать их в собственных рассказах о друзьях. Наблюдать за словами, которые можно записать цифрами (термин «имя числительное» не употребляется). Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий

С. 110-113

С. 15-18 (т.2)

Текущий

36

Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании

Анализировать мимику и жесты при общении, формулировать на основе анализа правило речевого поведения. Объяснять смысл пословиц, соотносить приведённые пословицы с ситуациями общения. Выявлять образные выражения в текстах. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при проведении звукового анализа. Оценивать правильность выполнения заданий. Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам и при списывании

С. 113-117

С. 19-22 (т.2)

Текущий

37

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча — ща. чу —щу

Составлять небольшое монологическое высказывание о своих друзьях и их увлечениях. Наблюдать за словами, имеющими несколько значений. Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль при выполнении заданий, связанных с умением задавать вопросы к словам, при использовании правила написания сочетаний ча — ща. чу — щу и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 117-120

С. 19-22 (т.2)

Текущий

38

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании

Аргументировать своё мнение при обсуждении текста. Сравнивать между собой слова и «не слова», формулировать на основе сравнения признаки слова (единство звучания, написания и значения). Опираясь на тексты, обосновывать необходимость умения писать без ошибок. Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку. Осуществлять самоконтроль при списывании и при постановке ударений в словах. Оценивать правильность выполнения заданий

С. 121-124

С. 23-26 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

39

Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова

Анализировать речевую ситуацию, выбирать адекватные высказывания, в которых содержится извинение. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, устанавливать причины возможной ошибки при записи этих слов. Знакомиться с правилом написания безударного проверяемого гласного в корне слова. Учитывать возможность проверки при обнаружении места в слове, где можно допустить ошибку. Проводить звуковой анализ (соотносить слово со звуковой моделью). Осуществлять самоконтроль при списывании. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (устанавливать значение слова)

С. 124-128

С. 23-26 (т.2)

Текущий

40

Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Повторение функций

Анализировать речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств зависит от возраста собеседника. Формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). Знакомиться со значком транскрипции, использовать транскрипцию при решении практических задач. Устанавливать в тексте значение слов, сходных по звучанию и написанию. Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий

С. 128-131

С. 27-30 (т.2)

Текущий

41

Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании

Выбирать адекватные языковые средства при поздравлении и вручении подарка. Анализировать тексты поздравительных открыток, формулировать правило речевого поведения (предпочтительнее самостоятельно писать поздравление, чем дарить открытку с готовым текстом). Восстанавливать порядок предложений в деформированном тексте. Находить в тексте слова по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного). Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий

С. 131-134

С. 27-30 (т.2)

Текущий

42

Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов

Анализировать текст, в котором нарушены  точность и правильность выражения мысли, выявлять и исправлять ошибки, используя правило речевого общения (строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что — нет). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при анализе приведённых высказываний. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (находить слова в которых есть звук [й'] и определять букву, которая его обозначает). Осуществлять самоконтроль при переносе слов и при списывании

С. 134-137

С. 30-34 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

43

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания

сочетаний чк, чн

Анализировать текст объявления. Устанавливать. опираясь на текст, нарушение правил речевого поведения (неправильное обрушение к взрослому). Составлять небольшое монологическое высказывание о театре. Наблюдать за словами, значение которых неизвестно, уточнять их значение в словаре, тексте или у взрослых. Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Формулировать правило написания сочетаний чк, чн. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при использовании правила написания сочетаний чк, чн и при классификации слов по заданным основаниям. Осуществлять самоконтроль при списывании

С. 137-142

С. 30-34 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

44

Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению

Наблюдать за интонацией при общении - читать текст, изменяя интонацию для выражения различных чувств. Находить слова, имеющие несколько значений. Наблюдать за сходными по значению словами (термин «синонимы» не употребляется) и их использованием в речи. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (выбирать из приведённых слов  подходящее и использовать его в предложении на месте пропуска). Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова (на примере сочетания чк). Осуществлять самоконтроль при делении слов. Для переноса, определении функции букв ё, ю, постановке знаков препинания в конце предложения и при списывании

С. 142-146

С. 35-38 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

45

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании

Анализировать различные типы текстов описание, повествование, рассуждение (термины не используются). Знакомиться с правилами речевого поведения. Составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме. Проводить звуковой анализ. Осуществлять самоконтроль на основании сопоставления с приведённым в учебнике вариантом ответа. Пошагово контролировать правильность постановки вопросов к словам и соблюдение порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий

С. 146-149

С. 35-38 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

46

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения

Наблюдать за текстами, в которых по-разному описывается одна и та же ситуация. Выявлять смысловые ошибки и устранять их, учитывая целевую установку текста (описание театра или рассказ о представлении). Обсуждать порядок действий в случае затруднения в произношении слова или установлении в нём места ударения. Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Использовать правило написания прописной буквы. Осуществлять самоконтроль при списывании

С. 150-153

С. 39-42 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

47

Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова

Анализировать тексты разговорной и научной речи, устанавливать ситуации в которых используется разговорная и научная речь. Использовать приём развернутого толкования для выявления словообразовательных связей. Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Находить в тексте слово по заданным характеристикам (с разделительным ь), использовать транскрипцию для записи звуков. Осуществлять самоконтроль при списывании

С. 153-155

С. 39-42 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

48

Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании

Сопоставлять тексты, различать разговорную и научную речь, аргументировать свой ответ. Соотносить слово с приведенной звуковой моделью, приводить примеры слов, соответствующих звуковой модели. Наблюдать за словами, имеющими несколько значений, и их использованием в речи. Определять  последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Осуществлять самоконтроль при постановке знаков препинания в конце предложения и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.

С. 156-158

С. 42-45 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

49

Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами

Анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде. Наблюдать за неизменяемыми словами и правилами их употребления. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при восстановлении предложений с пропусками. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (задавать к словосочетаниям с неизменяемыми словами вопросы «кто?», «какой?»).  Пошагово контролировать правильность постановки вопросов к словам и соблюдение порядка действий при списывании

С. 158-162

С. 42-45 (т.2)

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

50

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам

Анализировать различные речевые формы запретов. Устанавливать ситуации и приводить примеры, в которых могут быть использованы те или иные речевые формы запретов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность /невозможность его выполнения (находить слова, в которых буквы е, ю не обозначают мягкость предшествующего согласного). Осуществлять самоконтроль на основании сопоставления с приведённым вариантом ответа. Пошагово контролировать правильность постановки вопросов к словам и соблюдение порядка действий при списывании

С. 162-164

С. 46-50 (т.2)

51

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов

Анализировать текст, составлять на основе анализа небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о цирке). Наблюдать за заимствованными словами. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при делении слов для переноса. Осуществлять самоконтроль при переносе слов, правописании сочетания ши и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий

С. 164-167

С. 46-50 (т.2)

52

Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного

Составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о летнем отдыхе). Наблюдать за словами. имеющими сходное значение, и их использовании в речи. Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации. Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Интерпретировать информацию, представленную в неявном виде (находить ошибку при сопоставлении рисунка и неправильно составленной звуковой модели слова). Осуществлять самоконтроль при списывании

С. 167-169

С. 51-56 (т.2)

53

Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении объявления. Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов, словами, сходными по звучанию, и их использованием в речи. Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Использовать приём развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей между словами. Проводить звуковой анализ (находить в тексте слова с указанным звуком). Контролировать правильность и аккуратность записи

С. 169-171

С. 51-56 (т.2)

54

Комплексное

повторение

пройденного

Анализировать ситуации письменного общения (письмо). Использовать знание собственного адреса при оформлении конверта (открытки). Наблюдать за словами, сходными по написанию, но различающимися местом ударения, и их использованием в тексте. Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам, использовании правила написания собственных имён и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий

С. 171-173

С. 51-56 (т.2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...